Модель ученического самоуправления

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· Содействие личностному росту ребенка.

· Организация эффективного функционирования классного коллектива.

· Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

ü Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.

ü Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

ü Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

ü Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

ü Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот!Такой деятельностью могут быть:

- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;

- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;

- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:

· метод авансированного доверия,

· метод ответственного поручительства,

· метод личного примера,

· метод убеждения,

· метод общественного мнения,

· метод поощрения, игры, соревнования, традиции,

· метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.

ПАСПОРТ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цели и задачи модели Цель модели:создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, черезорганизацию самоуправления в классе Задачи: · формирование дружного коллектива; · создание благоприятных условий для развития и самоутверждения личности, раскрытия потенциальных возможностей учащихся; · защита прав и интересов учащихся; · формирование здорового образа жизни; · гуманизация отношений между учащимися и учителями; · организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.
Вид органа самоуправления Система сменных поручений
Основные направления работы классного самоуправления · Совместное проведение культурно-массовых мероприятий; · Совместная работа по реализации проектов, акций и т.д.  
Ожидаемые конечные результаты модели В результате реализации модели ученического самоуправления в классном коллективе будут созданы условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, приобретения практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе: - динамику личностного роста школьника; - повышение уровня воспитанности школьников; - создание условий длясоциальной ориентации и адаптации школьников; - формированиекачеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата. в дальнейшей перспективе: - формирование активной гражданской позиции.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-городов (по 6 – 8 человек).

Принципы деятельности групп-городов:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность личности.

Для организации жизнедеятельности групп выбираются командиры-мэры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение месяца или четверти. Таким образом, мэром группы может побывать каждый ученик. Состав группы изменяется 2 – 3 раза в год для обеспечения множественных контактов между школьниками.

Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь определенными правилами: объединять детей с разными характерами, владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным направлениям:

Министерство здравоохранения и спорта

  • Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или дома;
  • Готовят сообщения во время эпидемий болезней;
  • Следят за внешним видом учащихся;
  • Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;
  • Проводят зарядку, физкультурные паузы;
  • Организуют подвижные перемены;
  • Проводят спортивные мероприятия в классе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: