Изобразительное искусство

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Оглавление и введение…………………………………………………………………………………2

II. Основная часть…………………………………………………………………………………………3

III. Заключение………………………………………………………………………………………………7

IV. Список используемой литературы…………………………………………………………………8

V. Приложения……………………………………………………………………………………………9

ВВЕДЕНИЕ

Доброго времени суток! Великая Отечественная война закончилась целых 75 лет назад, внушающий срок, не правда ли? Война закончилась и оставила нам обширное наследие художественных образов, связанных с ней. В данной работе я бы хотел рассказать вам про музыку, фильмы и литературу, которые еще в годы войны поднимали дух солдат, и до сих пор заставляют чувствовать гордость за наших предков.

 

Актуальность данной работы – недопустимость попыток фальсификации истории, популяризация патриотизма среди молодежи, попытка найти общее, что всегда будет вдохновлять новые поколения защитников нашей Родины.

 

Целью работы является изучение художественных и литературных образов человека на войне.

 

Задачи включают в себя следующие пункты:

I. Поиск информации о художественном и литературном наследии ВОВ;

II. Просмотр военных фильмов, прослушивание музыки фронтовых лет и прочтение книг о войне;

III. Анализ полученной информации;

IV. Объединение информации и демонстрация работы.

Предмет исследования: художественное (авторское) отражение образов человека на войне

Объект исследования: Музыка военных лет, рассказы и стихи военных писателей, поиск информации о снятии фильмов во время войны.

 

Методика исследования:

I. Просмотр и/или прослушивание военных (ой) фильмов, музыки, литературы.

II. Изучение особенностей художественных образов войны

III. Сравнительно-сопоставительный анализ.

Данная работа относится к теоретическому исследованию.

Значимость: Память о Великой Отечественной войне передается, в первую очередь, с помощью художественных образов и литературы. Значимостью данной работы является сохранение памяти о Великой Отечественной войне через художественные и литературные образы.

Краткий обзор тематической литературы:

I. На сайте http://www.otvoyna.ru/kino.htm имеется аналитическая статья об особенностях советского кинематографа в годы войны;

II. На сайте https://ru.wikipedia.org имеется информация о писателях и фильмах ВОВ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие — как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих.

Все теперь одному. Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

(Владимир Высоцкий)

Многие, во время войны теряли своих друзей, родных и близких, но наш народ смог преодолеть все тяготы и невзгоды Великой Отечественной войны. Советская армия, партизаны и мирные граждане прослыли храбрецами, многие стали примерами для подражания, немало фильмов было снято о храбрости и мужественности наших солдат, нарисовано картин, не обошлось и без фронтовых песен, поэзии и крепкого духа советского воина. В работе мы рассмотрим 4 основных направлений творчества, посвященного Великой Отечественной воне, к ним относятся: кинематограф, литература, музыка и изобразительное искусство.

 

МУЗЫКА

Поговорим о музыке, к этому этапу, я, можно сказать уже был подготовлен, так как музыка занимает в моей жизни отдельное место. Первым этапом, в этом пункте, было прослушивание песен фронтовых лет. Я прослушал множество песен, таких как: «Катюша», «Синий платочек», «Давай закурим», «Три танкиста», и так далее. Не оставил без внимания я и серьезные произведения ведущих композиторов СССР в то время, сюда входит: симфония №7 «Ленинградская» Д. Д. Шостаковича, симфония №5 «Эпическая» С. С. Прокофьева, и другие. Я решил проанализировать песни и симфонии и понять, что их объединяет.

 

I. И песни, и симфонии были направлены на поддержку морального состояния народа и солдат.

II. От песен и симфоний, на душе становилось хорошо, и усиливалась вера в победу.

 

Музыка буквально сопровождала бойцов во время войны. Фронтовые песни поднимали боевой дух солдат и офицеров, и давала почувствовать что-то теплое, родное вдали от дома. Если у кого-нибудь из солдат был аккордеон или другой музыкальный инструмент, то он гарантированно приковывал к себе радостный, или наоборот печальный, полный задумчивости взгляд товарищей. Иногда музыка требовалась, чтобы отойти от прошедшего боя. Часто под музыку солдаты писали письма домой.

Отдельно стоит рассказать «Ленинградскую» симфонию Д. Д. Шостаковича. 27 декабря 1941 года Шостакович окончил работу над симфонией, которую назвал Ленинградской, посвятив её страданию и великой борьбе горожан и защитников Родины. 5 марта 1942 года состоялась ее премьера в Куйбышевском театре оперы и балета. Оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил произведение в присутствии автора, представителей других государств и, конечно, многочисленных советских слушателей. Трансляция велась по всем радиостанциям страны. Это можно было назвать величайшим музыкальным событием Великой Отечественной воны. Но Шостакович хотел, чтобы ее исполнили в Ленинграде, и 9 августа 1942 года случилось чудо, в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга исполнил «Ленинградскую» симфонию. Некоторых музыкантов, особенно истощённых, перед началом репетиций пришлось положить в больницу. В день премьеры вся артиллерия была брошена на подавление вражеских огневых точек. По воспоминаниям очевидцев, Большой зал филармонии был полон, люди несли живые цветы.

Участница премьеры в Ленинграде, гобоистка Ксения Матус вспоминала: «Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли».

Ей вторила флейтистка Галина Лелюхина: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

Наш гитарный оркестр, в котором я играю, имеет в своем репертуаре такое произведение, как: “Фантазия на темы песен Великой Отечественной войны”, Александра Виницкого. Это произведение всегда производит огромное впечатление на слушателя, и после заключающих аккордов зал буквально взрывается аплодисментами, что свидетельствует о том, что люди помнят и гордятся подвигом наших предков.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Роль литературы, по моему мнению, была на одном уровне с музыкой. Поэзия подбадривала бойцов, влияла на их эмоциональное состояние и внушала веру в победу. Военная литература была очень близка солдатам, так как писатель разделял все тяготы войны с ними, что не является удивительным, ведь солдаты и писали стихи для таких же солдат как они. Вот один из таких стихов:

 

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,

Станут, станут для него черны!
                                                                                             (В. Шефнер)

Данный стих был написан на второй день войны. Только вдумайтесь, на следующий день войны люди верили в победу! Товарищи подбадривали друг друга, как могли, лишь бы не потерять эту драгоценную веру в победу над оккупантами родной земли, на которой они выросли.

Возьмем, к примеру, «Книгу про бойца», более известную, как «Василий Теркин» - поэму Александра Твардовского, одно из главных и лучших произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма состоит из 30 частей, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Произведение является примером доблести советских воинов в войне с фашистской Германией. Анализ произведений о войне дал следующий результат:

I. Произведения, написанные в годы ВОВ, служили для поднятия морального духа у солдат и народа;

II. В произведениях поднималась тема героизма в борьбе с оккупантами;

III. Произведения повествовали о переживаниях бойцов и народа и о тяготе военного времени.

Исходя из выше сказанного, я могу с уверенностью сказать, что литература сыграла важную роль во время Великой Отечественной войны, так как способствовала подъему морального духа и «разделению» тягот с народом.

 








КИНЕМАТОГРАФ

 

Знаком ли вам такой фильм как “Разгром немецких войск под Москвой”? Данный документальный фильм снимался фронтовыми операторами с октября 1941 года по январь 1942 года, и получил первый для СССР “Оскар” в 1943 году. Фильм был снят по инициативе Иосифа Виссарионовича Сталина, всего в съемках участвовало 15 фронтовых операторов, им приходилось очень тяжело, так как длина фронта была большой, а зимой приходилось работать в тридцатиградусные морозы. Много фильмов сняли неимоверным трудом люди во время войны. На экраны вышли такие киноленты, как: “Два бойца”, “Секретарь райкома”, ”Радуга”, и многие другие. Многие фронтовики относятся к современным фильмам о войне скептически, но стоит включить фильмы военных лет, даже снятые на скорую руку, то некоторые могут проронить слезу, кто-то начать улыбаться. Да, они знают эти фильмы наизусть, реплики героев заучены, но это те фильмы, которые вместе с народом прошли войну. Солдаты пошли на фронт заядлыми кинозрителями, которые могли цитировать большие куски из таких фильмов как: “Чапаев”, “Мы из Кронштадта”, ”Путевка в жизнь”, и так далее - кино ушло на фронт вместе с бойцами Красной армии.

В годы ВОВ борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил нашего народа явилась главной задачей советской литературы и всего искусства. Вот как об этом говорил Г. В. Александров: "Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины". В годы ВОВ иным, чем в мирных условиях стало значение разных видов кино.

Для операторов работать было трудно, так как в основном снималась кинохроника, а для этого требовались большие усилия, ведь чтобы показать людям фронтовые успехи, операторам зачастую приходилось рисковать своими жизнями и, порой, работать в тридцатиградусные морозы.

Темами художественных фильмов являлись:

I. Патриотизм;

II. Героизм;

III. Ненависть к фашизму;

IV. Партизанская борьба;

V. Мужество женщин и детей.

 

Во время Великой Отечественной войны произошла полная перестройка кинопроизводства. У советского кино в годы ВОВ на первый план вышла следующая задача: мобилизация духовных сил русского народа. Кинематограф в эти годы стал лучшим средством политической агитации. Изменился и сам фильм. Мобильность и своевременность художественного отклика на события стали особенно важными. Поэтому были распространены такие жанры: документально-публицистические фильмы, короткометражные новеллы, военные драмы.

В общем, во время войны было выпущено более 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска, около сотни документальных фильмов, сюжетами которых стали основные вехи борьбы Красной Армии с захватчиками, наиболее крупные сражения и героические будни трудящихся тыла.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Военная тематика была основной тематикой живописи во время ВОВ. Художники отражали в своих работах угрозу фашизма, суровые будни, ненависть к врагу, тяготы, которые переносил советский народ, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливость рисования картин, не исключающая глубины мысли: Я. Николаев «За хлебом»; В. Пакулин «Набережная Невы. Зима». В середине войны в живописи наблюдались простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с глубоким смыслом и развитой драматургией.

Советские художники почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством помогать народу и своей стране в смертельной схватке с врагом.

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Среди первых плакатов Великой Отечественной войны, также следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет», который производит огромное впечатление даже в наши дни.

В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет. О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям. Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.  

Художник А. А. Дейнека в своей знаменитой картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков.

В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.  

 

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.

Хочется сказать, что изобразительное искусство претерпело колоссальный подъем во время Великой Отечественной войны и красочно отобразило все тяготы военного времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом году мы будем отмечать семидесятипятилетнюю годовщину победы над немецко-фашистской Германией. Отгремели залпы пушек, на полях сражений давно выросла трава, но память о предках, которая выражается через музыку, фильмы, литературу, изобразительное искусство и сохранение семейных реликвий осталась. И даже в наше время цифровых технологий музыка фронтовых лет заставляет чувствовать нас гордость за свою страну и предков, фильмы пробирают нас до мурашек от мужества нашего народа, проза заставляет задуматься над чувствами солдат на линии фронта, а картины передают все тяготы и все радости войны. Семь десятилетий назад наше Отечество совершило настоящий подвиг, благодаря которому сейчас поют птицы, зеленеет трава, а по улицам бегают дети.

Благодаря этому исследованию я узнал, что во время Великой Отечественной войны наше искусство испытало небывалый подъем, буквально, все отрасли искусства были задействованы в агитации к победе и к увеличению морального духа народа. Именно в произведениях искусства снятых/нарисованных/написанных во время войны мы можем увидеть силу народа. Я думаю, что прослушав/прочитав этот проект, вы решите посмотреть фильмы или картины, послушать музыку, почитать литературу военных лет и проникнуться духом народа – победителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: