Практическое занятие №3
Тема: Оценка состояния новорожденного
Осуществление ухода за новорождённым при пограничных состояниях.
Знать:
- Признаки доношенного новорожденный ребенока..
- Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.
- Проведение скрининга на ФКУ, ВГ..
- Транзиторные изменения кожных покровов.
- Гормональный половой криз.
- Транзиторная гипербилирубинемия.
- Транзиторный дисбиоз.
- Транзиторные особенности метаболизма.
- Транзиторные нарушения теплового обмена.
- Транзиторные особенности функции почек.
- Транзиторная убыль массы тела.
Уметь:
- Заполнять медицинскую документацию на новорожденного ребенка
- Проводить отсасывание слизи из верхних дыхательных путей
- Проводить профилактику офтальмии
Тестовый контроль:
1.При осмотре новорожденного ребенка на 3-и сутки жизни выявлено уменьшение массы тела ребенка. Общее состояние ребенка удовлетворительное. С чем связана данная проблема?
A Токсическая эритема
B Половая кризис
C Мочекислый инфаркт почек
D Транзиторный дисбактериоз
E Физиологическая потеря массы тела
2.Где находится кольцо пупочного канатика у доношенного новорожденного ребенка?
A В нижней трети живота
B Посередине между лоном и мечевидным отростком
C В верхней трети живота
D У лона
E У мечевидного отростка
3.Малый родничок у новорожденных детей расположен между костями:
A Лобными
B Лобными и теменными
C Затылочными и теменными
D Височными и теменными
E Лобными и височными
4. Во время первого патронажа мать пожаловалась на увеличение и нагрубание грудных желез у ребенка, появление из них беловатого секрета. Увеличение симметричное, кожа над грудными железами не изменена. Общее состояние ребенка не изменено. Какое вмешательство должна осуществить медицинская сестра?
A Выжать секрет
B Наложить стерильную сухую повязку
C Сделать массаж грудных желез
D Наложить полуспиртовые компрессы
E Наложить масляный компресс
5. Медицинская сестра следит, чтобы температура окружающей среды в палате совместного пребывания матери и ребенка составила:
A 20-22оС
B 22-25оС
C 18-20оС
D 25-28оС
E 19-22оС
6. На 3-й день после рождения у новорожденного ребенка отмечается транзиторная лихорадка, повышение температуры тела до 38оС, которая сохраняется в течении нескольких часов. Что предусматривает план медсестринских вмешательств при данном состоянии?
A Частое прикладывание к груди. Проведение физических методов охлаждения
B назначить общий анализ крови и мочи
C срочно госпитализировать в инфекционное отделение
D согревать ребенка
E подать экстренное извещение в СЭС
7. Вы - медсестра палаты новорожденных. Ребенок Л. родился доношеным с массой 3450 г, ростом – 52 см, находится на грудном вскармливании. На третий день жизни масса тела снизилась до 3300 г. Вы маме объяснили, что это физиологическая потеря массы тела. Мама поинтересовалась, когда восстановится масса тела?
A На 15-й день
B На 5-й день
C Конец 1-й - начало 2-й недели жизни
D К концу первого месяца жизни
E К концу третьей недели жизни
8. На третьи сутки у новорожденного ребенка кожа пожелтела, но состояние не ухудшилось. Это объясняется:
A Гемолитической болезнью
B Мочекислым инфарктом
C Токсической эритемой
D Физиологической желтухой
E Половым кризом
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задачи на оценку ребенка по шкале Апгар
№ 1.
У новорожденного нерегулярное дыхание, мышечный тонус снижен, сокращения сердца 80 за минуту. Конечности цианотичны, слабый крик, на катетер реагирует слабо.
Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
№ 2.
У новорожденного отсутствуют сокращения сердца, дыхательные движения, атония мышц, отсутствует рефлекторная возбудимость, выраженный цианоз кожи.
Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
№ 3.
У новорожденного сокращения сердца 120 в минуту, слабый крик, нерегулярные дыхание, снижен мышечный тонус, выплевывает катетер, розовый цвет кожи.
Оцените состояние ребенка по шкале Апгар
№ 4.
У новорожденного цианоз кожи, гримасы на введение катетера, активные движения конечностями, редкие нерегулярные вдыхание, 90 сокращений сердца за минуту.
Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
№ 5.
У новорожденного 140 сокращений сердца за минуту, сильный крик, изогнутые конечности, снижен мышечный тонус, гримасы на введение катетера, конечности цианотичны.
Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
Задачи на физиологические состояния новорожденных
№ 1.
У новорожденного количество мочи составляет 100 мл на сутки, на пеленках после мочеиспускания отмечается красноватый осадок в виде песка. Ребенок беспокоен. Температура тела 36,9 ° С, пульс – 148 в минуту.
Оценить состояние ребенка и поставить диагноз.
№ 2.
У новорожденного расстройство стула: кал имеет вид густой, вязкой, темно – зеленой массы, которая выделяется в течение первого дня. Температура тела 37,2* С, пульс-136 за мин. Печень выступает из – под реберной дуги на 2,5 см.
Оценить состояние ребенка и поставить диагноз.
№ 3.
У новорожденного кожа желтого цвета, цвет мочи и кала не изменился, склеры іктеричні. Ребенок хорошо спит, ест, активен. Температура тела 37,2*С.
Оценить состояние ребенка и поставить диагноз.
№ 4.
У новорожденного нагрубает грудные железы, при надавливании из них выделяется немного молочного цвета жидкости, отек мошонки и полового члена.
Оценить состояние ребенка и поставить диагноз.
№ 5.
У новорожденного отек грудных желез, выделения из них молочного цвета жидкости. Изменений кожи над железами не обнаружено. Ребенок активный, хорошо спит, ссыт грудь матери.
Оценить состояние ребенка и поставить диагноз.
Алгоритмы практических навыков
АЛГОРИТМ
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ОФТАЛЬМИИ НОВОРОЖДЁННОМУ РЕБЁНКУ
I. Место проведения:
· Родильный зал.
II. Оснащение рабочего места:
· Пеленальный столик, стерильные пелёнки, стерильные ватные шарики, 0,5% еритромициновая или 1% тетрациклиновая мазь, лотки.
III. Подготовка к выполнению навыка:
· Ребёнок лежит на стерильных пеленках на пеленальном столике или на животе у матери;
· Вымыть, высушить и обеззаразить руки;
· Надеть стерильные резиновые перчатки.
IV. Основной этап выполнения:
· Развести верхнее и нижнее веки ребёнка с помощью ватных шариков (для каждого глаза брать отдельные шарики);
· Выдавить мазь из тюбика на слизистую оболочку нижнего века - в конъюнктивальный мешок;
· Выдавить мазь в другой глаз таким же образом;
· Развести с помощью ватных шариков большие половые губы у девочки и заложить мазь в половую щель в направлении от лобка к анальному отверстию непосредственно из тюбика;
· Обеззаразить ватные шарики;
· Снять перчатки, обеззаразить их;
· Вымыть и высушить руки.
V. Заполнение медицинской документации:
· Сделать отметку в листке назначений
АЛГОРИТМ