Турусова Анна Борисовна
ЗТДО – 16
Тема 6. Административное право.
Цель лекции: Ознакомить студентов со сферой регулирования административного права, особенностями его предмета и метода.
Задачи лекции: дать понятие административного права как отрасли российского, особенностей его воздействия на общественную жизнь и места в правовой действительности.
|
|
Государственные организации:
1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;
2) базируются на государственной собственности;
3) управляются государством.
Негосударственные организации не выполняют задач и функций государства, хотя и могут способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления (профсоюзы, политические партии, спортивные общества, творческие союзы, религиозные организации и т. д., а также коммерческие организации).
Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность означает способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права.
Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это – министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью и т. п.
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом.
Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов исполнительных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.
Общественные объединения граждан как субъекты административного права. Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц.
Формы управленческой деятельности
Изучение форм и методов осуществления исполнительной власти представляет для студентов определенную трудность, так как личный жизненный опыт лиц, не работающих в сфере госуправления, оказывается для этого явно недостаточным.
Под формами управленческой деятельности в общем смысле обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления.
Методы управленческой деятельности
Понятие методов управления. Работа органов исполнительной власти по своему содержанию – это выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления – это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него людей.
Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи.
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:
· директивность, приказной характер;
· однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать, как приказано;
· широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
· наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
· стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание;
· широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (например в армии, на транспорте). Но возможность быстро получить тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа — серьезная причина необоснованно широкого администрирования.
· Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
· руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности исполнителей;
· у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
· юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);
· наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
· Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны.
Административное принуждение. Означает организационное, физическое и психологическое воздействие органов исполнительной власти на определенное лицо (физическое или юридическое) с целью заставить, побудить силой выполнить предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушения наложить на него одно из административных взысканий.
Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется специальными органами исполнительной власти, круг которых точно определяется в Кодексе об административных правонарушениях (например, полицией). Административное принуждение — не бесконтрольное насилие, а основанная на законе деятельность органов исполнительной власти, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.
Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков:
· деяние, т. е. действие или бездействие;
· общественно опасное;
· противоправное;
· виновное;
· наказуемое деяние.
Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т. е. это осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженный в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы. Бездействие — пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
Административным правонарушением является виновное действие или бездействие, т. е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (бездействующего) лица. Вина – это сознательно-волевое психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его результатам.
Важный признак административного правонарушения – это административная наказуемость. Конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административные правонарушения:
· посягающие на права граждан (например: нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; отказ в предоставлении гражданину информации);
· посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например: занятие проституцией; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их);
· в области охраны собственности (например: самовольное занятие земельного участка; уничтожение или повреждение чужого имущества; мелкое хищение);
· в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; порча земель; нарушение правил охраны атмосферного воздуха);
· в промышленности, строительстве и энергетике (например: нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; повреждение электрических сетей; непроизводительное расходование энергетических ресурсов);
· в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение норм и правил ведения племенного животноводства);
· на транспорте (например: действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд);
· в области дорожного движения (например: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил перевозки людей);
· в области связи и информации (например: нарушение правил охраны линий или сооружений связи; нарушение правил защиты информации; повреждение телефонов-автоматов);
· в области предпринимательской деятельности (например: нарушение порядка ценообразования; ограничение свободы торговли; ненадлежащее управление юридическим лицом);
· в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (например: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг);
· в области таможенного дела (например: нарушение режима зоны таможенного контроля; нарушение сроков представления таможенной декларации; предоставление недействительных документов при таможенном оформлении);
· посягающие на институты государственной власти (например: неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя);
· в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (например: нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение иммиграционных правил;
· незаконный провоз лиц через государственную границу Российской Федерации);
· против порядка управления (например: самоуправство; непредставление сведений (информации); неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей);
· в области воинского учета (например: неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета);
· Понятие и признаки административной ответственности.
Принцип законности юридической ответственности означает, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6. КоАП РФ).
Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств дела. Реализация данного принципа означает, что:
· собранные по делу обстоятельства соответствуют действительности;
· противоправное деяние и связанные с ним обстоятельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;
· по делу выявлены обстоятельства, как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.
Справедливость юридической ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами гражданского общества меры, примененной государственными органами к правонарушителю. Если мера ответственности была применена с нарушением закона или без выяснения всех обстоятельств дела, установления истины то она не может признаваться справедливой, потому что нарушены ее основы в процессе правоприменительной деятельности.
Важнейшим принципом юридической ответственности, призванным обеспечивать действие презумпции невиновности, является право на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности: знать суть обвинения, приводить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприменителя в вышестоящие органы или в суд.
Итак, основными принципами являются законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость юридической ответственности, презумпция невиновности, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, недопустимость удвоения ответственности.
Задачами же законодательства об административных правонарушениях являются:
· защита личности;
· охрана прав и свобод человека и гражданина;
· охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
· защита общественной нравственности;
· охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
· защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; а также предупреждение административных правонарушений.
Крайняя необходимость — это вид противоправного деяния в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Невменяемость — обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения.






