Кейс № 4 «Организация научно-исследовательской работы»

Отчет-презентация и соответствующая запись в дневнике

Актуальность темы исследования. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений эмоциональной сфере ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуальной сферы, в связи с чем возникает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей. 

Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что нарушения эмоциональных состояний могут стать причиной отклоняющегося поведения, приводящей к нарушению социальных контактов (Л.А. Абрамян, Г.Ф. Бреслав, А.Д. Кошелева, А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Существует ряд исследований посвященных подходам психологической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, страдающих нервно-психическими заболеваниями невротического регистра (А. Фрейд, М. Klein, К. Leongard, L. Bloschl и др.), нарушения эмоциональных состояний, вызванные неблагополучным психологическим климатом в семье (A.M. Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров). Крайне мало подробных комплексных исследований, посвященных психокоррекции нарушений в эмоциональной сфере, с использованием средств, наиболее адекватных возрастным особенностям детей дошкольного возраста, характеру нарушений, а также небольшое количество исследований, посвященных формам «мягкой» психологической коррекции, одной из которых является сказкотерапия, что и определяет актуальность данного исследования.

На протяжении всей истории человечества сказка занимала одно из основных мест в системе формирования личности. Концепция сказки основана на идеях социальных ценностей. В символической форме сказка содержит информацию о социальной роли индивида и его социальном поведении, формируя представление о социальных ролях, нормах, статусах. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных и эмоциональных качеств личности, определяющих ее внутренний мир.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена рядом противоречий между:

- необходимостью эффективной психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и отсутствием теоретических подходов к психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста;

- востребованностью сказкотерапии как самостоятельного направления в психолого-педагогической коррекционной работе и недостаточным количеством исследований по изучению практических возможностей сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения эмоциональных состояний.

В связи с этим возникает проблема, которая заключается в определении эффективных путей психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста при использовании комплексной программы коррекции на основе сказкотерапии.

Таким образом, актуальность проблемы, противоречия, а также недостаточная изученность проблемы коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии определили тему диссертационной работы: «Психолого-педагогическая коррекция нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

Цель исследования. Изучение особенностей психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Объект исследования. Эмоциональные состояния и их нарушения у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Особенности психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что специально организованная система психологического воздействия с использованием сказкотерапии, включенная в образовательный процесс, обеспечивает эффективную коррекцию нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:

1. Проанализировать по литературным источникам состояние проблемы, касающейся психологических особенностей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть сущностную характеристику нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

3. Определить закономерности и выявить возможности психологической системы воздействия сказкотерапии на нарушения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста

4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний средствами сказкотерапии и экспериментально проверить ее эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Методологическая основа. Методологической основой исследования явились: культурно-историческая теория Л.С. Выготского [33]; представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин [6], Л.И. Божович [17], В.К. Вилюнас [26], У. Джеймс [42], А.В. Запорожец [50], К.Э. Изард [58], А.Н. Леонтьев [73], С.Л. Рубинштейн [110], Д.И. Фельдштейн [138], Д.К. Эльконин [150] и др.); системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов [10], Л.С. Выготский [33], П.Я. Гальперин [34], А.В. Запорожец [50], А.Н. Леонтьев [73]);  деметодологические позиции А.И. Захарова [51], Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой [55], А.М. Прихожан [104], В.А. Сонина [123] и др. в области коррекционной психологии и психотерапии.

Теоретическая основа. Теоретической основой исследования явились: психический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития в детском возрасте (Г.М. Бреслав [20], В.К. Вилюнас [26], К.Е. Изард [57]). Значительную роль в обосновании проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов в области коррекционной психологии и психотерапии и их теоретико-методологические позиции (Л.И. Божович [17], А.И. Захаров [52], А.М. Прихожан [105] и др.). Теоретической базой стали труды В.И. Гарбузова [36], А.И. Захарова [52], З. Фрейда [142], Э.Г. Эйдемиллера [149] и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1) методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования;

2) методы сбора эмпирической информации: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста), формирующий эксперимент.

В исследовании использовались диагностические методики: тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; «Цветовая диагностика эмоций ребенка» О.А. Ореховой; методика изучения самооценки «Лесенка» Т.В. Дембо – С. Я. Рубинштейн (модификация В.Г. Щур); анкета для родителей по диагностике агрессивности детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, А.И. Захаровой; тест руки Вагнера (Hand Test); схема наблюдения Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой.

Статистическая обработка результатов исследования выполнена с использованием программы «Statictica 6.0», «Microsoft Office Excel 2010».

Опытно - экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе Центра нейропсихологической коррекции «Ох, уж эти детки» и Центра психолого-педагогической поддержки «Ключи» города Москва. В исследовании приняло участие 50 детей, из них: девочек – 33 чел. и 17 мальчиков. Возраст дошкольников 4 – 6 лет. Из этой выборки были сформированы экспериментальная (25 чел.) и контрольная (25 чел.) группы. Исследованием были охвачены также родители дошкольников в количестве 50 человек.

Научно - исследовательская работа проходила в период с 2017 по 2020 год и состояла из трех этапов.

Первый этап (2017-2018 гг.) – теоретический анализ научной литературы по теме исследования, формулировка проблемы, поиск основных направлений исследований, определение объекта, предмета исследования, его гипотезы, цели и задач.

Второй этап (2018-2019 гг.) – поиск методов и форм работы с детьми, подбор и адаптация программы, методов и методик диагностики и коррекции.

Третий этап (2019-2020 гг.) – проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента, систематизация, обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, оформление диссертации.

Достоверность и научная обоснованность обеспечены исходными методологическими принципами и теоретическими подходами к изучению проблемы коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, применением исследовательских методов и процедур, адекватных предмету исследования, репрезентативностью выборки, использованием математико-статистических методов обработки результатов эмпирических исследований и получением достоверных положительных изменений после коррекционной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• установлено, что сказкотерапия, используемая в психолого-педагогическом процессе, является эффективным средством психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста;

• разработана авторская программа «Сказочный Мир» и адаптирована к целям и задачам сказкотерапии с использованием специфических приемов и техник, посредством введения их в структуру коррекционных занятий для детей дошкольного возраста;

• научно обоснована и экспериментально подтверждена эффективность программы «Сказочный Мир» и психокоррекционных мероприятий, направленных на изменение нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о возрастных особенностях эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, причинах нарушений эмоциональных состояний и путях их устранения средствами сказкотерапии. Уточнена диагностическая и психотерапевтическая роль сказкотерапии как средства психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста. В исследовании теоретически обоснована программа психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике диагностики и коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста:

- разработанная комплексная программа психолого-педагогической коррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях;

- материалы исследования могут быть использованы при подготовке будущих психологов в системе высшего профессионального образования, на курсах повышения квалификации педагогов-психологов, а также могут пополнить учебные курсы.

Апробация и внедрение в практику результатов работы: материалы излагались и публиковались на I международной научно-практической конференции «Роль педагогики и психологии в становлении и развитии современного общества» (Москва, 2018); отражены в сборнике научных трудов в международном научно-практическом журнале «Мир педагогики и психологии» (Москва, 2018).

Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован 12 таблицами и 18 рисунками. Список литературы содержит 163 источника, из них 9 – на иностранном языке.

                                          




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: