Кейс № 5 «Практическая работа»

В рамках настоящего исследования принимали участие дети дошкольного возраста от 4 до 6 лет, имеющие различные нарушения эмоциональных состояний. Исследование проводилось на базе трех экспериментальных площадок: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеёк» г. Мичуринск Тамбовской области, Центре психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи» г. Москва и Центре нейропсихологической коррекции «Ох, уж эти детки» г. Москва. Исследованием было охвачено 50 детей, которые составили выборку данного исследования. Пилотажное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеёк» г. Мичуринск Тамбовской области. На основании данной выборки были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа была сформирована на базе Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Ключи» (25 человек), а контрольная группа на базе Центра нейропсихологической коррекции «Ох, уж эти детки» (25 человек). Также в исследовании принимали участие родители детей (некоторые дети из полных семей, многие имеют одного родителя или проживают с прародителями), в количестве 50 человек.

В состав нарушений эмоциональных состояний, характерных для детей дошкольного возраста из исследуемой выборки входят: агрессивные дети; дети с повышенной тревожностью; дети, испытывающие постоянные страхи; эмоционально-лабильные дети, обладающие неадекватной самооценкой.

Проведенный нами в 1 главе анализ эмоционального развития у детей дошкольного возраста позволил выделить наиболее важные, с точки зрения формирования гармоничной эмоциональной сферы ребенка средствами сказкотерапии, параметры и критерии их оценки. К ним относятся следующие переменные: независимые – способ организации психокоррекционных занятий; зависимые – степень выраженности изучаемых эмоциональных состояний детей, родительское отношение. В соответствии с этим была поставлена цель эмпирического исследования, сформулирована гипотеза и разработан план экспериментального изучения динамики нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста в процессе психокоррекционных занятий.

Исследование проводилось в 2017 - 2020 гг. и включало в себя 4 этапа.

На первом этапе исследования проводился теоретический анализ научной литературы по теме исследования, была сформулирована проблема исследования, определялся объект, предмет, гипотеза, цели и задачи исследования, проводился поиск основных направлений исследования.

Второй этап включал в себя работу по поиску подходящих методов и форм организации работы с детьми дошкольного возраста, подбирались методы и методики диагностики и коррекции нарушений эмоциональных состояний, разрабатывалась и адаптировалась психокоррекционная программа.

На третьем этапе проводился констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.

Четвертый этап включал в себя систематизацию, анализ результатов, выводы и обобщение, теоретическое осмысление полученных в результате эксперимента данных, оформление научной работы.

Для достижения цели научного исследования нами была разработана психокоррекционная программа «Сказочный Мир», позволяющая проводить психолого-педагогическую коррекцию нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Для наиболее полного анализа проблемы эффективности психокоррекционного воздействия метода сказкотерапии на нарушения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста нами с особой тщательностью были подобраны методы сбора эмпирического материала, адекватные поставленной цели. В наибольшей степени ее реализации соответствует метод формирующего эксперимента. Помимо этого нами использовались методы, позволившие нам выявить нарушения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста: наблюдение, опрос, эксперимент и проективные методы. Также нами использовались методы качественного и количественного анализа, в том числе статистического анализа эмпирических данных: критерии различий Стьюдента и Мак – Намара.

В качестве базового метода в нашем научном исследовании выступает формирующий эксперимент, включающий в себя психокоррекционное воздействие на детей в экспериментальной группе методом сказкотерапии. Формирующий эксперимент позволяет измерить изменения эмоциональных состояний у детей, которые фиксировались посредством диагностических методик на начальном и конечном его этапах.

Также нами была выделена контрольная группа, в которую мы отнесли детей, без нарушений эмоциональных состояний. Их поведение характеризуется адекватными эмоциональными реакциями, и эмоциональные нарушения детей данной группы можно рассматривать в рамках возрастной нормы развития и нормы эмоционального развития. Дети в контрольной группе в формирующем эксперименте не участвовали, однако диагностические процедуры проходили в те же сроки по тому же плану, что и экспериментальная группа.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, посещающих детский центр, и выделение наиболее серьезных нарушений.

Гипотезой констатирующего этапа эксперимента выступило предположение о том, что для детей дошкольного возраста наиболее характерными нарушениями эмоциональных состояний являются высокий уровень агрессивности, выраженная тревожность, страхи, а также эмоциональная лабильность, сопровождающаяся неадекватной самооценкой.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

· использовать в качестве психодиагностического инструмента индивидуальную схему наблюдения Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой для оценки эмоционального состояния ребенка на занятиях в группе;

· применить анкету для родителей по агрессивному поведению детей (Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко).

· использовать тест руки Вагнера (Hand Test) для диагностики выявления агрессивности у детей дошкольного возраста;

· применить методику «Цветовая диагностика эмоций» («Домики») О.А. Ореховой для исследования социальных эмоций, ценностных ориентации у детей дошкольного возраста;

· использовать для оценки личностной и ситуативной тревожности у детей дошкольного возраста проективную методику диагностики тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен;

· провести с детьми дошкольного возраста методику «Лесенка» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн (в модификации В.Г. Щур) для изучения изменений уровня самооценки;

· использовать в качестве психодиагностического инструмента методику «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, А.И. Захаровой для выявления и уточнения преобладающих видов страха у детей дошкольного возраста.






double arrow
Сейчас читают про: