Выпускная квалификационная работа

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Выполнил(а) студентка

Евстратова Татьяна Геннадьевна

Направления подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование

 (с двумя профилями подготовки),

 направленность (профили):

«Русский язык. Литература».

       очная форма обучения

 

Научный руководитель:

Пожидаева Ольга Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент

доцент кафедры РЯиМК

 

Мурманск

2020

 

Актуальность исследования заключается в том, что в ней предложен новый аспект изучения романа «Брисбен» Евгения Водолазкина,анализ романа способствует не только более полному и глубокому представлению о поэтике данного произведения Е. Г. Водолазкина, но и о современном литературном процессе в целом.

. Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней впервые был проведен литературоведческий анализ романа Евгения Водолазкина «Брисбен» в контексте общей поэтики, как науки о художественном использовании средств языка

Объектом изучения в данной работе является роман Е.Г. Водолазкина «Брисбен».

Предмет исследования –особенности поэтики в романе Е.Г. Водолазкина «Брисбен».

Цель исследования – понять, в чем проявляются особенности поэтики Е.Г. Водолазкина в осмыслении звукового, словесного и образного строения тескста романа «Брисбен».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 - определить основные теоретические понятия исследования;

- изучить литературоведение, посвященное творчеству Е.Г. Водолазкина;

- проанализировать отличительные черты сюжетно-композиционной организации романа.

- изучить специфику поэтики

 

- проанализировать роман Е.Г. Водолазкина «Брисбен», уделив особое внимание при этом образному строению произведния;

- составить план-конспект урока литературы для учащихся общеобразовательных учреждений по теме «Роман Евгения Водолазкина «Брисбен»: темы, идеи, проблемы, художественное своеобразие».

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: сравнительно-сопоставительный, интертекстуальный, метод композиционного и сопоставительно-стилистического анализа.

Этапы исследования. На первом этапе исследования (сентябрь – декабрь 2018 года) были сформулированы цель и задачи, предмет и объект исследования, обдумана актуальность и практическая значимость исследования. Также были проанализированы литературоведческие работы по теме выпускной квалификационной работы. Кроме того, на данном этапе мы ближе ознакомились с романом Евгения Водолазкина «Брисбен».

На втором этапе (январь – апрель) были проанализированы особенности романа Е. Водолазкина «Брисбен» с учетом полученных теоретических сведений.

На третьем этапе (апрель – май) планируются быть определены пути реализации исследования в рамках преподавания литературы в условиях введения ФГОС на уровне основного общего образования. Также планируется реализация плана урочной деятельности в МБОУ города Мурманска.

Практическая значимость исследования: выводы, сделанные в ходе изучения литературоведческих работ, и другие материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания литературы двадцатого столетия в вузе, а также специальных курсов по творчеству современных отечественных писателей. Кроме того, представленные материалы исследования можно использовать на практических занятиях по филологическому анализу художественного текста не только в вузе, но и на уроках гуманитарных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Апробация Ключевые выводы и положения выпускной квалификационной работы были представлены в докладе на научной конференции регионального уровня – региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов Социально-гуманитарного института МАГУ «Молодая наука Заполярья» (Мурманск, 2020)

Структура квалификационной работы определяется целями и задачами исследования.

Вывод:

Е. Водолазкин – один из известных современных русских писателей. В произведениях Евгения Водолазкина доминирующую роль занимает структура. Поэтика (греч. poitiké téchn? – поэтическое искусство) – это наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших литературоведческих дисциплин. Как область теории литературы поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого.

В ходе исследования было выяснено, что новый роман Евгения Водолазкина абсолютно не похож на все предыдущие. Главной особенностью является то, что роман «Брисбен»— это роман о жизни музыканта, построенный как полифоническое музыкальное произведение. Изучая поэтику романа «Брисбен» Водолазкина необходимо выделить прежде всего жанрообразующие аспекты поэтики данного романа. Поэтика романа показывает природу и сложный рисунок тенденций развития, дает возможность выявить общее и индивидуальное. Роман построен на сложной цепочке противопоставлений, которые отражают философию романа и влияют на все уровни текста. Так же интересен композиционный принцип текста – чередование детских, юношеских эпизодов и современности.

Роман выстроен очень тонко. Благодаря поэтики роман становится словно музыкальным произведением,многоголосное музыкальное произведение.

Музыка буквально наполняет литературную ткань романа: автор проводит параллели между звукописью повседневной жизни и теми или иными произведениями.Так же роман переполнен символикой.

«Брисбен — это город, в который хочет попасть одна из героинь моей книги, но так и не попадает. Метафора несбыточной мечты», — говорит Водолазкин о своем романе.

Напомним, сюжет «Брисбена» был раскрыт еще в мае прошлого года — тогда Водолазкин рассказал, что роман не автобиографический, но в нем много мест и событий, которым он был свидетелем.  

 

 

Список источников:

1. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 301

2. Водолазкин Е.Г. Брисбен: роман / Евгений Водолазкин. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – 410, [6] с. – (Новая русская классика);

3. https://prochtenie.org/reviews/28601

4. https://meduza.io/feature/2016/04/01/aviator-evgeniya-vodolazkina

5. Ганчарова-Грабовская С.Я. Поэтика современной русской драмы. Русская филология. Мн.: БГУ, 2003.70 с

6. Евгений Водолазкин стал лауреатом премии Александра Солженицына: 27.02.2019. ТАСС. URL: https://tass.ru/kultura/6164270 (Дата обращения: 15.03.2020).

7. Леви-Стросс, К. Структурная антропология [Текст] / К. Леви-Стросс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 512 с.

8. Ролан Барт.ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ.Семиотика. Поэтика стр.19

9.  (https://kino.rambler.ru/other/42777755-roman-evgeniya-vodolazkina-brisben-poluchil-premiyu-kniga-goda/ Интервью Е.Водолазкина.

10.  Арзямова, О. В. Композиционно-стилистические особенности романа Е. Г. Водолазкина "Брисбен" / Арзямова О. В. // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – Красноярск, 2019. – Т. 10, № 10. – С. 96-102. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38250069 (дата обращения: 28.02.2020). – Режим доступа: научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, после регистрации

11.  Селютина, Е. А. Бинарные оппозиции как основа поэтики романа Е. Водолазкина "Брисбен" / Селютина Е. А. // Семнадцатый Славянский научный собор "Урал. Православие. Культура". Мир славянской письменности и культуры в православии, социогуманитарном познании: материалы международной научно-практической конференции, Челябинск, 16-17 мая 2019 г. / составитель О. В. Терехова. – Челябинск, 2019. – С. 281-285

12.  Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/binarnye-oppozitsii-v-tvorchestve-andreya-platonova#ixzz6JaiMY1K1

13. 6(Кривицкая, Е. Д. Будущее - это свалка фантазий / Е. Кривицкая // Музыкальная жизнь. — 2019. — № 3. — С. 108-109.)

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: