Содержание
Введение
Глава 1. Основные положения о тарифе
Тарифные и нетарифные методы таможенного регулирования
История возникновения тарифных преференций
Правовая основа предоставления тарифных преференций
Глава 2. Особенности системы тарифных преференций в ТС
Порядок предоставления тарифных преференций
Изучение структуры российского импорта из развивающихся и наименее развитых стран
Заключение
Список источников
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент отражаются в увеличении объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза. Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
|
|
Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления тарифных преференций связанных со страной происхождения товара.
На современном этапе невозможно представить себе таможенно-тарифную систему, без такого инструмента регулирования внешнеэкономических связей как тарифные преференции, что подтверждено Законом РФ «О Таможенном тарифе» согласно которому допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз).
Одно из направлений данной области - это предоставление тарифных преференций на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве. Данный механизм используется в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.
Единая система тарифных преференций Таможенного Союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.
Цель курсовой работы: исследовать систему тарифных преференций.
Задачами являются:
рассмотрение исторического пути возникновения тарифных преференций;
анализ нормативно-правовой базы, которая затрагивает общие положения о предоставлении тарифных преференций;
изучение порядка предоставления преференций;
исследование статистических данных по предоставлению преференций.
|
|
Объектом изучения является таможенно-тарифное регулирование.
Предметом исследования будет являться преференциальная система.
Глава 1. Основные положения о тарифе
Тарифные и нетарифные методы таможенного регулирования
Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
участие в реализации торгово-политических задач по защите отечественного рынка, стимулированию развития национальной экономики;
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории данного государства;
стимулирование развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики государства.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы возложены следующие основные функции:
защита экономических интересов государства;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных материалов;
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области и т.д.
«Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
таможенно-тарифного регулирования;
нетарифного регулирования;
запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. В соответствии с классификацией Европейской экономической комиссией ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:
меры прямого ограничения;
таможенные и административные формальности;
прочие нетарифные методы.
К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.
Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).
Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).
Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
|
|
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.
К ним относятся:
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).
Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.
Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.
Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Под тарифным регулированием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины. Основными конкретными целями таможенного тарифа являются:
|
|
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на ее территории;
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;
защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику».
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
таможенная пошлина;
ставка таможенной пошлины;
страна происхождения товара;
система группировки товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС;
таможенная стоимость товаров;
таможенные привилегии;
тарифные преференции;
тарифные льготы;
таможенный тариф.
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:
ввозная (импортная) таможенная пошлина, которая устанавливается на ввозимые на таможенную территорию ТС товары;
вывозная (экспортная) таможенная пошлина, которая устанавливается на ввозимые на таможенную территорию ТС товары.
С 1 января 2010г. тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.
Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.
Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.