Освоение слепым реб е нком востребованных в познавательной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях
Положения головы:
- прямое положение (лицо вперед), востребовано при слушании;
- легкий наклон вперед к объекту познания, в том числе с целью получения детальных впечатлений, например, обонятельных.
Положение рук:
- Руки вперед. Познание объекта, находящегося на расстоянии от ребенка.
- Руки вперед и согнуты в локтях.
Положение ладоней:
- Ладони внутрь. Познание объемного объекта.
- Ладони книзу с расслабленной кистью. Готовность к осязанию и осязание объемного предмета сверху вниз с легким обхватом кистью.
- Ладони кверху с расслабленной кистью. Готовность к осязанию и осязание объемного предмета снизу вверх.
Положение пальцев кистей рук:
- Пальцы согнуты (пальцы сгибаются во всех суставах, как бы удерживая теннисный мяч).
- Кисть поднята кверху с пальцами врозь. Готовность к и осязанию рельефных и барельефных изображений, расположенных в вертикальной плоскости.
- Кисть ладонью вниз с пальцами врозь. Готовность к и осязанию рельефных и барельефных изображений, расположенных в горизонтальной плоскости.
Положения тела:
- Стоя – прямая стойка, лицом вперед к объекту познания.
- Сидя – положение туловища прямое, голова прямо, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ребенок сидит всей поверхностью бедра на стуле.
Формирование двигательных умений:
Движения рук, кистей и пальцев с хватанием:
- захват ладонью;
- указательным типом: соединение указательного и большого пальца,
- щепотью: соединение указательного, среднего и большого пальцев,
- ладонно-пальцевым способом,
- одноручный захват мелких предметов,
- двуручный захват больших предметов.
- Движения рук, кистей и пальцев с ориентацией на способ извлечения информации: ощупывание, скольжение пальцами по всей площади поверхности, локальные движения малой амплитуды пальцем (познание мелкой детали на целом).
- Движения кистей и пальцев с ощупыванием, организованным формой объекта восприятия;
- Согласованные движения рук: брать предмет одной рукой, удерживая его, другой ощупывать.
- Выпускание предмета.
- Перекладывание из руки в руку.
- Ставить, класть на место рядом с другой рукой.
- Действия надавливанием пальцем.
Развитие чувственно-моторной основы предметной, предметно-бытовой и предметно-игровой деятельности
Освоение слепым ребенком востребованных в предметной и предметно-игровой деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях.
Положение тела:
- сидя;
- прямое (прямостояние).
Положения головы:
- прямое положение (лицо вперед).
Положение губ (предметно-игровая деятельность):
- обычное;
- вытянуты трубочкой.
Положение рук:
- руки вытянуты вперед и согнуты в локтях.
Положение ладоней:
- ладонь книзу/кверху – действующая рука;
- ладонь кверху/книзу – удерживающая предмет рука;
- ладони внутрь – действующая/удерживающая рука;
- ладони кверху к лицу, кисть расслаблена.
Положение пальцев кистей рук:
- пальцы согнуты, кисть в тонусе.
Формирование двигательных умений:
- Захватывать предмет ладонью, деталь – пястью или пинцетным захватом.
- Брать предмет одной/двумя руками.
- Движения руки/рук от плеча, от локтя, кисти, ротационные движения, пальцев (с ориентацией на способ действий с предметом).
- Выпускать предмет.
- Ставить, класть предмет на определенное место.
- Перекладывать из руки в руку.
- Потряхивать, трясти, ударять ладошкой, стучать указательным пальцем.
- Перехватывание предмета, удерживаемого одной рукой, другой свободной рукой.
- Отщипывание кусочка от целого.
- Отрывать, разрывать бумагу.
- Выпячивание губ трубочкой, умение дуть.
- Захват губами дудочки, умение дуть в нее.