Коррекционно-развивающая Программа «Развитие остаточного зрения»

Цели педагогической деятельности: актуализация у слепого ребенка врожденных зрительных реакций с их автоматизацией; обогащение опыта реагирования на зрительный стимул, находящийся в поле зрения; обеспечение формирования различительной способности и возможное становления акта видения в условиях глубоко  нарушенного зрения.

Организационно-методические подходы (рекомендации) к развитию остаточного зрения у слепых детей.

Основой организации и выбора методов педагогического воздействия на зрение в условиях его глубокой депривации вследствие влияния патогенного фактора в период раннего детства могут выступать:

- ориентация на этапы онтогенетического развития зрительных функций в период становления акта видения;

- знание закономерностей сенсорного развития ребенка в период раннего детства;

- понимание сущности остаточного зрения.

Основные этапы последовательной актуализации зрительных возможностей у реб е нка с нарушением зрения

Исходя из понимания общих законов развития детей с нарушенным и нормальным зрением, обозначаются следующие этапы становления остаточного зрения в период детства:

- Этап выработки зрительного реагирования на яркий к общему фону объект, появляющийся в сохранной части поля зрения, с развитием способности ребенка кратковременно удерживать взор на объекте без слежения за его медленным перемещением.

- Этап выработки зрительного реагирования в виде кратковременного слежения медленно перемещающегося предмета, воспринимаемого сохранной частью поля зрения, без видимых поворотов головы. Развитие зрительного реагирования на яркий к общему фону предмет, появляющийся с разных сторон.

- Этап освоения поворота глаз и головы, если перед глазами малыша и на определенном для его сенсорных возможностей расстоянии появляется яркий медленно движущийся объект. Проявление контакта «глаза в глаза» с взрослым, если лицо взрослого достаточно освещено, выразительно деталями и точно располагается перед «рабочей зоной» поля видения ребенка. Проявление привыкания к повторяющимся стимулам, что свидетельствует об их запоминании.

- Этап развития фиксации объекта, попавшего в сохранную часть поля зрения, расстояние которого от глаз, то увеличивается, то уменьшается. Проявление реакции на новизну.

- Проявление зрительного интереса к своим рукам и пальцам. Появление способности следить за объектом, медленно движущимся по горизонтали.

Объективные показатели к освоению программы:

1. Проявление врожденных зрительных реакций, даже в неполном объеме.

2. Офтальмологические данные о сохранности центрального зрения.

Врожденные зрительные реакции:

- поворот глаз и головы в направлении источника света;

- зрачковая реакция – сужение зрачка при усилении света и наоборот;

- защитная реакция – зажмуривание глаз;

- особое предпочтительное внимание к лицам: живое и схема;

- реакция на движущийся (в поле взора) объект по горизонтали.

Параметры оценки достижений ребенка:

- поворот глаз в сторону стимула;

- поворот глаз и головы в сторону стимула;

- кратковременные фиксации, постепенное увеличение их длительности;

- увеличение количества фиксаций;

- эмоциональные реакции ребенка на некоторые зрительные стимулы;

- особое внимание к лицу и имитация лицевых жестов партнера по общению;

- различия в предпочтении изображений схемы лица: правильного и искаженного изображения;

- узнавание лица матери (или лица человека, ухаживающего за ребенком).

Программные задачи

Актуализировать врожденные зрительные реакции и их автоматизацию.

Обогащать опыт реагирования на визуальные стимулы разной модальности, специально привнесенные и находящиеся в поле зрения ребенка. Повышать подвижность глаз, с использованием приема циклодукции. Вырабатывать содружественные движения глаз и головы при реакции на зрительный стимул, находящийся на границе поля взора и за его пределами: горизонталь, вертикаль.

Развивать контрастную чувствительность в реагировании на меняющиеся контрасты: обогащение опыта фиксации светлого пятна на темном фоне и темного пятна на светлом фоне. Обогащать опыт эмоционального реагирования на стимулы разной модальности.

Обеспечить возникновение зрительно–моторной координации в системе «глаз – рука»: способствовать зрительной фиксации объекта, захваченного рукой (руками). Обогащать опыт реагирования на изменение местоположения стимула в микропространстве чуть шире поля взора, зрительных ориентировочных действий при отражении двух стимулов, расположенных в поле взора на расстоянии друг от друга, фиксации и слежения за световым стимулом, движущимся в глубину: приближение, отдаление.

Обогащать опыт реагирования на изменение цвета стимула, фиксации предметов из разного положения: в положении лежа на спине, животе, боку; сидя, стоя, восприятия лиц, опыта имитации их мимических движений.

Активировать зрительные реакции: зрачковой реакции, защитной реакции, поворот глаз и головы к источнику света, и мигательного рефлекса.

Следует также развивать навык слежения за перемещением объекта. Способствовать выработке содружественных движения глаз и головы при реакции на зрительный стимул, находящийся на границе поля взора и за его пределами: движения стимула по горизонтали, вертикали, позднее – диагонали, по кругу. Развивать подвижность глаз, обогащая опыт реагирования на перемещение стимула в поле взора и опыта поиска зрительного стимула, изменяющего свое местоположение в микропространстве. Способствовать выработке постоянной фиксации с прослеживанием медленно перемещающегося в пространстве объекта.

Обогащать опыт ребенка прослеживать предметы из разного положения: в положении лежа, сидя, стоя, слежения за движением собственных рук и опыт в организации движений глаз так, чтобы объект постоянно оставался в зоне фиксации. Развивать способность прогнозирования движения цели (объекта).

Необходимо упражнять в зрительном поиске спрятанной перед ребенком игрушки. Способствовать развитию аккомодации. Расширять поле обзора при выполнении поисковых действий. Обогащать опыт эмоциональной отзывчивости на приближающийся стимул, значимый для ребенка. Обогащать опыт локализации деталей (глаза у куклы
и т. п.), контрастных общему фону объекта. Развивать ориентировочные действия при отражении двух стимулов, находящихся на расстоянии друг от друга, расположенных в поле зрения, на его границе или за его пределами. Обогащать опыт реагирования на перемещающийся по горизонтали в поле взора объект.

Обогащать опыт обнаружения и локализации знакомого объекта (погремушки), попадающего в поле взора с разных сторон, побуждения к эмоциональному реагированию: интерес, удивление на ситуацию. Обогащать опыт фиксации и отражения объектов, имеющих в своей структуре две составляющие части, заметно отличающиеся друг от друга. Продолжать обогащать опыт слежения за перемещающимся объектом. Развивать способность прогнозирования появления стимула в определенной области поля зрения. Обогащать опыт слежения за перемещением объекта в поле взора, не заходя за его границы, следовательно, без поворота головы в сторону стимула. Развивать конвергентно-дивергентные движения глаз, обогащая опыт попеременного перевода взора с объекта на объект, расположенные друг за другом в глубине пространства на расстоянии от глаз и друг от друга, обеспечивающих возможность зрительного отражения, своими отличительными признаками друг от друга привлекающих зрительное внимание ребенка. Осваивать опыт цветоразличения (реагирование): действия с игрушками, элементами которых выступают цветные огоньки, восприятие цветных огоньков в сенсорной комнате.

Организационное обеспечение развития остаточного зрения и глубоко нарушенных зрительных функций в детстве

1. Целенаправленный подбор светооптических стимулов, обладающих оптофизическими характеристиками, соотносимыми с проблемами глубоко нарушенного зрения с позиции предпочитаемости и удерживания взгляда в соответствии со зрительными возможностями.

2. Обеспечение амолярности и частотности попадания визуального стимула в поле зрения ребенка со зрительной депривацией для привыкания к реагированию на повторяющийся стимул и выработки реакции на новизну.

3. Саморегуляция действий взрослого со стимулом и движений, активность взрослого, стимулирующего зрение ребенка, обеспечивающая попадание оптотипа в «рабочую зону» (в зону видения) с ответной зрительной реакцией и побуждающей движения глаз (глаза).

4. Поиск и выбор оптимального положения, позы ребенка с целью профилактики наступления быстрого утомления на фоне значительного общего мышечного напряжения.

5. Выбор, освоение и поэтапное введение методик и коррекционно-педагогических приемов с целью становления акта видения, психофизиологического процесса (выработки условно-рефлекторных связей), развития у ребенка с тяжелой зрительной депривацией потребности использовать глубоко нарушенное зрение в жизнедеятельности, возникновения и становления элементарных свойств восприятия: предметности и константности.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: