Задание подгруппе 5. Социальная политика государства

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие социальной политики

2. Задачи социальной политики

3. Концепция «развития человеческих ресурсов»

 

Б) На схеме покажите основные направления социальной политики

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое социальное партнерство?

2. Каковы социальные приоритеты текущего пятилетия?

 

Дополнительная литература:

1.Макроэкономика: Социально ориентированный подход. Учеб. пособие /Под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн. 2003

2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г - Мн. 2004

3. Макроэкономические проблемы развития Беларуси: Материалы цикла семинаров /Под ред. В. Н. Комкова. – Мн. 2002

4. Цинн К. Г. Социальное рыночное хозяйство: идея и развитие экономического строя в ФРГ. Пер. с нем. – Мн. 1994

 

Семинарское занятие 13 по теме «Мировое хозяйство»

А.Вопросы семинарского занятия:

1.Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения

2. Структура мирового хозяйства

3. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы

4. Мировой рынок, понятие, структура, особенности

5. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

Задание подгруппе 1. Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Различные трактовки понятия «мировое хозяйство», применяемые в экономической теории

2. Международные экономические отношения в доиндустриальную эпоху

3. Предпосылки формирования мирового рынка и мирового хозяйства

 

Б) Тест

Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах это:

1) Увеличение объема рабочего времени

2) Технологические изменения в производстве

3) Увеличение объема применяемого капитала

4) Реализация денежно – кредитной и фискальной политики

5) Рост квалификации рабочей силы

 

 Задание подгруппе 2. Структура мирового хозяйства

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Классификация мирового хозяйства по различным признакам

2. Характеристика основных групп стран в мировой экономике

3. Основные элементы всемирной инфраструктуры

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем проявляется новое качество мирового экономического развития?

2. Куда отнесены страны, входившие в систему СЭВ?

 

Задание подгруппе 3. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Международная специализация

2. Международная кооперация

3. Показатели интернационализации хозяйственной жизни

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1.Каковы причины возникновения западноевропейской экономической интеграции?

2. В чем причина экономической интеграции среди стран СНГ?

3. Охарактеризуйте процесс экономической интеграции Республики Беларусь и России

 

Задание подгруппе 4. Мировой рынок, понятие, структура, особенности

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие и элементы мирового рынка

2. Этапы и тенденции развития мирового рынка

3. Беларусь в международном обмене товарами

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключается специфика проявления экономических законов на мировом рынке?

2. Каково место Республики Беларусь в международной торговле товарами, услугами, технологиями?

 

Задание подгруппе 5. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства

 

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие глобализации

2. Формы глобализации

3. Основные направления развития глобализации

4. Новые тенденции развития международных отношений

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы отличительные черты процесса глобализации?

2. Назовите основные противоречия в развитии глобализации

 

Дополнительная литература:

1. Мировая экономика и международные отношения. 2001 №9

2. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития /Белорусский экономический журнал. – 2001 №1

3. Новикова И. В. Глобализация и рынок. Поиски стратегии экономического развития в ХХ! веке.- Мн., 2001.- 432 с.

Основная литература для всех семинарских занятий:

1. Амосова, В.В., Гукасьян, Г.М. Экономическая теория /В.В. Амосова, Г. М. Гукасьян. – М., 2014. – 736 с.

2. Грязнова, А.Г., Соколинский, В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / А.Г. Грязнова, А.Г. Соколинский. – М., 2014. - 464 с.

3. Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебн. пособ. / Л.Н. Давыденко. — 2-е изд., перераб. — Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 469 с.

4. Курс экономической теории для неэкономических специальностей: учеб. пособие / под ред. М.И. Ноздрина – Плотницкого. – Минск, - 2016. – 544 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов по дисц. «Экономика» / [А.В. Сидорович и др.]; рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - 1035 с.

6. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экон. спец. / И.М. Лемешевский. — 5-е изд. — Минск, 2012.- 493 с.

7. Слагода В.Г., Сибикин М. Ю. Экономическая теория: учебник / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М., - 2014. – 368 с.

8. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И.В. Новиковой. – Минск, 2014. - 352 с.

9. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М., - 2014. – 848 с.

10. Экономическая теория: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / [А.В. Бондарь и др.; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А.Воробьева]. — Минск: БГЭУ, 2011. – 365 с.

 

 

 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения

 по дисциплине «Экономическая теория»

Учебным планом заочной формы обучения предусматривается написа­ние студентами контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория». Контрольная работа - это одна из форм самостоятельных учебных заданий студентам, наряду с курсо­выми и дипломными работами.

Контрольная работа, с одной стороны, выступает как средство приобре­тения и углубления студентами знаний, с другой - как форма самоконтроля, а также межсессионного контроля учёбы студентов со стороны кафедры философии, экономики и социологии. Кроме того, выполнение контрольных работ способствует развитию навыков само­стоятельной работы над экономической литературой, учит последовательно и логически излагать свои мысли, связывать теорию с повседневной практи­кой, с хозяйственной политикой, сопоставлять различные точки зрения, оп­ределять собственную позицию.

 Выполнение контрольной работы складывается из трёх последовательных этапов. Первый подготовительный, второй - письменное изложение, третий - защита работы в виде устного собеседования.

1. Подготовительный этап является особенно значительным, так как заклады­вает главные, исходные предпосылки всей работы. Он включает в себя три ведущие составляющие: выбор темы; изучение литературы и привлечение необходимых дополнительных материалов; осмысление и проработка плана и содержания работы.

В процессе предварительной проработки следует руководствоваться следующими требованиями:

- работа выполняется на основе предварительного ознакомления с учеб­ным курсом в целом, а не изучения лишь отдельно избранной темы;

- тщательно изучается и прорабатывается рекомендованная литература;                  - тема работы раскрывается по плану;

- собираются и приводятся новые фактические и статистические данные;

- вопросы экономической теории увязываются с хозяйственной политикой и практикой;

- самостоятельное, творческое изложение темы;

- правильное оформление ссылок, использованной литературы, цитат.

При разработке материала по теме контрольной работы необходимо использовать, кроме учебников и учебных пособий, следующие журналы: "Белорусский экономический журнал", "Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование”, "Вопросы экономики", "Деньги и кредит", "Финансы". Для ознакомления с обзором журнальных статей за год используют указатели опубликованных материалов, которые помещаются, как правило, в последнем номере журнала. Кроме журнальных статей необходимо использо­вать газетные публикации по теме.

2. После изучения отобранной литературы и осмысления собранной инфор­мации наступает момент непосредственной подготовки и письменного изло­жения темы. Предстоит выделение узловых вопросов. Сведение узловых вопросов темы в единую систему есть по существу план работы. Когда будет проработан и осмыслен каждый вопрос плана, составление полного текста контрольной работы с использованием рекомендованных литературных источников, фактического и статистического материала не со­ставит большого труда. Контрольная работа выполняется в письменной форме (набирается на компьютере) в объеме до 15 листов формата А 4, страницы нумеруются. Контрольная работа должна содержать план работы (содержание), введение, изложение содержания темы, заключение (или общие выводы), а также список литературы, изученной автором в процессе работы. Количество использованных источников должно быть не менее 10. Если отсутствует какой - либо из перечисленных разделов, то контрольная работа к оценке не принимается. Если требуется наличие схем и графиков, они должны быть приведены в работе. Вопрос должен быть изложен своими словами без сокращений. Дословное списывание учебной литературы не допускается. Вопросы должны быть раскрыты в соответствии с планом работы. Ответы на вопросы должны быть полными и аргументированными. Каждый вопрос должен быть выделен в тексте перед началом ответа.

На титульном листе контрольной работы необходимо указать:

- полное наименование института;

- указание кафедры, по которой выполняется работа (кафедра философии, социологии и экономики);

- тему контрольной работы;

- кто выполнил контрольную работу с указанием курса, факультета, специальности, формы обучения, номера зачетной книжки;

- кто проверяет контрольную работу, фамилия и инициалы преподавателя;

- сроки предоставления работы.

Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. В конце работы ставится подпись автора и дата предоставления работы на проверку.

3. В результате проверки контрольная работа допускается к собеседованию, или отправляется на доработку. Замечания указываются рецензентом либо в самом тексте, либо на отдельной странице.

 Результаты проверки можно узнать на кафедре философии, социологии и экономики. Собеседование по контрольной работе проводится во время экзаменационной сессии и является основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине «Экономическая теория». Во время собеседования уточняется понимание студентом отдельных вопросов работы. Собеседование проводится только по работам, допущенным к собеседованию. Работы, отправленные на доработку, должны быть дополнены или полностью переработаны в соответствии с замечаниями рецензента и вновь сданы на проверку.

Контрольная работа должна быть сброшюрована и сдана в деканат в установленный срок, но не позже чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Во время сессии работы не проверяются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: