А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие социальной политики
2. Задачи социальной политики
3. Концепция «развития человеческих ресурсов»
Б) На схеме покажите основные направления социальной политики
В) Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое социальное партнерство?
2. Каковы социальные приоритеты текущего пятилетия?
Дополнительная литература:
1.Макроэкономика: Социально ориентированный подход. Учеб. пособие /Под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн. 2003
2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г - Мн. 2004
3. Макроэкономические проблемы развития Беларуси: Материалы цикла семинаров /Под ред. В. Н. Комкова. – Мн. 2002
4. Цинн К. Г. Социальное рыночное хозяйство: идея и развитие экономического строя в ФРГ. Пер. с нем. – Мн. 1994
Семинарское занятие 13 по теме «Мировое хозяйство»
А.Вопросы семинарского занятия:
1.Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения
2. Структура мирового хозяйства
|
|
3. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы
4. Мировой рынок, понятие, структура, особенности
5. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи
Задание подгруппе 1. Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения
А) Рассмотрите следующие положения:
1.Различные трактовки понятия «мировое хозяйство», применяемые в экономической теории
2. Международные экономические отношения в доиндустриальную эпоху
3. Предпосылки формирования мирового рынка и мирового хозяйства
Б) Тест
Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах это:
1) Увеличение объема рабочего времени
2) Технологические изменения в производстве
3) Увеличение объема применяемого капитала
4) Реализация денежно – кредитной и фискальной политики
5) Рост квалификации рабочей силы
Задание подгруппе 2. Структура мирового хозяйства
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Классификация мирового хозяйства по различным признакам
2. Характеристика основных групп стран в мировой экономике
3. Основные элементы всемирной инфраструктуры
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем проявляется новое качество мирового экономического развития?
2. Куда отнесены страны, входившие в систему СЭВ?
Задание подгруппе 3. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Международная специализация
2. Международная кооперация
3. Показатели интернационализации хозяйственной жизни
Б) Ответьте на следующие вопросы:
|
|
1.Каковы причины возникновения западноевропейской экономической интеграции?
2. В чем причина экономической интеграции среди стран СНГ?
3. Охарактеризуйте процесс экономической интеграции Республики Беларусь и России
Задание подгруппе 4. Мировой рынок, понятие, структура, особенности
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие и элементы мирового рынка
2. Этапы и тенденции развития мирового рынка
3. Беларусь в международном обмене товарами
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем заключается специфика проявления экономических законов на мировом рынке?
2. Каково место Республики Беларусь в международной торговле товарами, услугами, технологиями?
Задание подгруппе 5. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие глобализации
2. Формы глобализации
3. Основные направления развития глобализации
4. Новые тенденции развития международных отношений
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы отличительные черты процесса глобализации?
2. Назовите основные противоречия в развитии глобализации
Дополнительная литература:
1. Мировая экономика и международные отношения. 2001 №9
2. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития /Белорусский экономический журнал. – 2001 №1
3. Новикова И. В. Глобализация и рынок. Поиски стратегии экономического развития в ХХ! веке.- Мн., 2001.- 432 с.
Основная литература для всех семинарских занятий:
1. Амосова, В.В., Гукасьян, Г.М. Экономическая теория /В.В. Амосова, Г. М. Гукасьян. – М., 2014. – 736 с.
2. Грязнова, А.Г., Соколинский, В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / А.Г. Грязнова, А.Г. Соколинский. – М., 2014. - 464 с.
3. Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебн. пособ. / Л.Н. Давыденко. — 2-е изд., перераб. — Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 469 с.
4. Курс экономической теории для неэкономических специальностей: учеб. пособие / под ред. М.И. Ноздрина – Плотницкого. – Минск, - 2016. – 544 с.
5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов по дисц. «Экономика» / [А.В. Сидорович и др.]; рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - 1035 с.
6. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экон. спец. / И.М. Лемешевский. — 5-е изд. — Минск, 2012.- 493 с.
7. Слагода В.Г., Сибикин М. Ю. Экономическая теория: учебник / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М., - 2014. – 368 с.
8. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И.В. Новиковой. – Минск, 2014. - 352 с.
9. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М., - 2014. – 848 с.
10. Экономическая теория: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / [А.В. Бондарь и др.; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А.Воробьева]. — Минск: БГЭУ, 2011. – 365 с.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения
по дисциплине «Экономическая теория»
Учебным планом заочной формы обучения предусматривается написание студентами контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория». Контрольная работа - это одна из форм самостоятельных учебных заданий студентам, наряду с курсовыми и дипломными работами.
Контрольная работа, с одной стороны, выступает как средство приобретения и углубления студентами знаний, с другой - как форма самоконтроля, а также межсессионного контроля учёбы студентов со стороны кафедры философии, экономики и социологии. Кроме того, выполнение контрольных работ способствует развитию навыков самостоятельной работы над экономической литературой, учит последовательно и логически излагать свои мысли, связывать теорию с повседневной практикой, с хозяйственной политикой, сопоставлять различные точки зрения, определять собственную позицию.
|
|
Выполнение контрольной работы складывается из трёх последовательных этапов. Первый подготовительный, второй - письменное изложение, третий - защита работы в виде устного собеседования.
1. Подготовительный этап является особенно значительным, так как закладывает главные, исходные предпосылки всей работы. Он включает в себя три ведущие составляющие: выбор темы; изучение литературы и привлечение необходимых дополнительных материалов; осмысление и проработка плана и содержания работы.
В процессе предварительной проработки следует руководствоваться следующими требованиями:
- работа выполняется на основе предварительного ознакомления с учебным курсом в целом, а не изучения лишь отдельно избранной темы;
- тщательно изучается и прорабатывается рекомендованная литература; - тема работы раскрывается по плану;
- собираются и приводятся новые фактические и статистические данные;
- вопросы экономической теории увязываются с хозяйственной политикой и практикой;
- самостоятельное, творческое изложение темы;
- правильное оформление ссылок, использованной литературы, цитат.
При разработке материала по теме контрольной работы необходимо использовать, кроме учебников и учебных пособий, следующие журналы: "Белорусский экономический журнал", "Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование”, "Вопросы экономики", "Деньги и кредит", "Финансы". Для ознакомления с обзором журнальных статей за год используют указатели опубликованных материалов, которые помещаются, как правило, в последнем номере журнала. Кроме журнальных статей необходимо использовать газетные публикации по теме.
|
|
2. После изучения отобранной литературы и осмысления собранной информации наступает момент непосредственной подготовки и письменного изложения темы. Предстоит выделение узловых вопросов. Сведение узловых вопросов темы в единую систему есть по существу план работы. Когда будет проработан и осмыслен каждый вопрос плана, составление полного текста контрольной работы с использованием рекомендованных литературных источников, фактического и статистического материала не составит большого труда. Контрольная работа выполняется в письменной форме (набирается на компьютере) в объеме до 15 листов формата А 4, страницы нумеруются. Контрольная работа должна содержать план работы (содержание), введение, изложение содержания темы, заключение (или общие выводы), а также список литературы, изученной автором в процессе работы. Количество использованных источников должно быть не менее 10. Если отсутствует какой - либо из перечисленных разделов, то контрольная работа к оценке не принимается. Если требуется наличие схем и графиков, они должны быть приведены в работе. Вопрос должен быть изложен своими словами без сокращений. Дословное списывание учебной литературы не допускается. Вопросы должны быть раскрыты в соответствии с планом работы. Ответы на вопросы должны быть полными и аргументированными. Каждый вопрос должен быть выделен в тексте перед началом ответа.
На титульном листе контрольной работы необходимо указать:
- полное наименование института;
- указание кафедры, по которой выполняется работа (кафедра философии, социологии и экономики);
- тему контрольной работы;
- кто выполнил контрольную работу с указанием курса, факультета, специальности, формы обучения, номера зачетной книжки;
- кто проверяет контрольную работу, фамилия и инициалы преподавателя;
- сроки предоставления работы.
Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. В конце работы ставится подпись автора и дата предоставления работы на проверку.
3. В результате проверки контрольная работа допускается к собеседованию, или отправляется на доработку. Замечания указываются рецензентом либо в самом тексте, либо на отдельной странице.
Результаты проверки можно узнать на кафедре философии, социологии и экономики. Собеседование по контрольной работе проводится во время экзаменационной сессии и является основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине «Экономическая теория». Во время собеседования уточняется понимание студентом отдельных вопросов работы. Собеседование проводится только по работам, допущенным к собеседованию. Работы, отправленные на доработку, должны быть дополнены или полностью переработаны в соответствии с замечаниями рецензента и вновь сданы на проверку.
Контрольная работа должна быть сброшюрована и сдана в деканат в установленный срок, но не позже чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Во время сессии работы не проверяются.