Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория»

Семинарское занятие – это аудиторная диалоговая форма занятий по одной из наиболее важных тем курса, предполагающая активное участие студентов, получивших специальные знания. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее прочитанного текста, указанного в рабочей программе, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации и умение аргументировать свою точку зрения. 

В целях повышения активности студентов на семинарском занятии группа подразделяется на пять самостоятельных подгрупп. Подгруппа из своего состава выбирает старшего. Каждая подгруппа получает от преподавателя задание и самостоятельно обсуждает его в течение 15 минут, затем результаты обсуждения отражаются на листе бумаги (доске) в виде схемы или рисунка. По истечении отведенного времени работа со схемами в подгруппах завершается, и начинается общее обсуждение проблемы.

 Каждая подгруппа докладывает основные идеи, решения, ответы, сформулированные в ходе микро дискуссий, отвечает на дополнительные вопросы студентов и преподавателя.

Группа экспертов из числа студентов (3 человека) анализирует, подводит итоги работы подгруппы, выставляет предварительную оценку. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом и знать проблему обсуждения

 В конце занятия преподаватель подводит окончательные итоги работы подгрупп, экспертов и выставляет оценки в журнал. При оценке работы подгрупп учитываются не только правильность групповых решений, но и затраченное время, активность студентов, объем информационных запросов. Оценка работы группы экспертов осуществляется с учетом знаний учебного материала, умения правильно формулировать вопросы, совпадения оценки экспертов с оценками преподавателя.

 

1. Перечень заданий и вопросов семинарских занятий:

Семинарское занятие 1 по теме «Экономическая система общества»

А. Вопросы семинарского занятия:

1.. Понятие экономической системы

2. Теории экономических систем.

3. Структура экономической системы

4. Классификация экономических систем

5. Типология современных экономических систем

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.

 

  Задание подгруппе 1. Понятие экономической системы

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Основные подходы к определению экономических систем.

2.Свойства экономических систем.

3. Главная функция экономической системы.

 

Б) С помощью схемы (рисунка) отразите сущность и структуру экономической системы

 

В) Ответьте на вопросы:

1. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности?

2. Какие существуют критерии выделения экономических систем общества.

Тест

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:

А) редкость;

Б) инвестиции;

В) производство

Г) потребление

 

Задание подгруппе 2. Теории экономических систем.

 

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Марксистская экономическая теория.

2. Теория стадий экономического роста (У. Ростоу)

3. Теория постиндустриального общества (Д. Белл)

.

Б) С помощью схемы (рисунка) покажите эволюцию экономических систем.

 

В) Тесты

1. Движущие силы экономической системы – это:

А) Производительные силы общества

Б) Совокупность производственных отношений общества

В) Инвестиционные расходы

Г) Потребности людей и их интересы

2. Что из перечисленного не входит в подсистему производительных сил?

А) Экономические интересы

Б) Средства производства

В) Люди с их навыками и умениями

Г) Наука

 

Задание подгруппе 3. Структура экономической системы

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Движущие силы развития экономической системы.

2. Производительные силы.

3. Производственные отношения.

4. Субъекты производственных отношений.

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы?

2. Что относится к движущим силам экономической системы?

3. Что такое общественно-экономическая формация?

 

Тест

Какое из следующих утверждений неверно?

А) Экономика представляет сложную систему;

Б) Механизм принятия хозяйственных решений не входит в экономическую систему;

В) Предприятия представляют собой экономическую систему;

Г) В экономическую систему входят производители и потребители материальных благ и услуг

 

Задание подгруппе 4. Классификация экономических систем

 

А) Рассмотрите следующие положения.

1.Разграничение экономических систем в зависимости от уровня развития производительных сил.

2. Классификация экономических систем в зависимости от формы собственности.

3. Классификация экономических систем на основе способа хозяйствования.

 

Б) С помощью схемы (рисунка) изобразите классификацию экономических систем по различным признакам.

 

В) Тесты.

1. К социально ориентированной рыночной экономике можно отнести экономику:

А) Японии;

Б) Швеции;

В) России;

Г) США;

Д) Беларуси.

2. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

А) Согласованных решений потребителей и производителей, собственников факторов производства

Б) Синхронизации этих решений

В) Согласования и синхронизации этих решений

Г) Ни синхронизации, ни согласования этих решений

 

Задание подгруппе 5. Типология современных экономических систем.

 

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Традиционная экономика.

2. Административно-командная система.

3. Свободная рыночная экономика.

4. Смешанная экономика.

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. На чем основаны централизованный тип экономики?

2. На чем основан рыночный тип экономики?

3. Если экономические проблемы решаются и рынком, и правительством, то такая экономика является …

В) Тест

Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономической системе?

А) конкуренция;

Б) централизованное планирование;

В) частная собственность;

Г) свобода предпринимательства;

Д) свободное ценообразование.

 

Дополнительная литература.

1. Бузгалин А. В. Теория социально – экономических трансформаций. – М., 2003

2. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель. – Мн., 2003

3. Кузьминов Я., Юдкевич М., Модель устойчивого социально - экономического развития: проблемы формирования и эволюции. – Мн., 2000

Семинарское занятие 2 по теме «Производство: основные черты, факторы, результаты»

А. Вопросы семинарского занятия:

1.Потребности и производство

2. Ресурсы и факторы производства

3. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальности выбора.

4. Производственная функция.

5. Производственные возможности экономики

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.

 

Задание подгруппе 1. Потребности и производство.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие нужды и потребности.

2. Классификация потребностей по различным критериям

3. Взаимосвязь между потребностями и производством

 

Б) На схеме покажите классификацию потребностей в зависимости от различных критериев.

 

В) Решите следующую задачу:

На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики данного острова.

Предположим, что на остров завезли технику, с помощью которой каждый из пяти работающих жителей острова ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей.

 

Задание подгруппе 2. Ресурсы и факторы производства.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Экономические ресурсы и факторы производства.

2. Классификация факторов производства.

3. Теория трех факторов производства

4. Кругооборот производственных фондов.

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. Что является общим свойством экономических ресурсов?

2. Какие факторы необходимы, чтобы производство состоялось?

3. Как взаимосвязаны факторы производства?

 

В) Тест.

Альтернативные издержки нового стадиона – это:

1. оплата охраны стадиона и другого персонала;

2. цена строительства стадиона в будущем году;

3. изменение реальной ставки налога, которая выплачивалась из доходов стадиона;

4. цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительства этого стадиона.

 

Задание подгруппе 3. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальности выбора.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.

2. Проблема выбора.

3. Вмененные издержки.

 

Б) Решите следующую задачу:

В обществе выпускают товар А – средства производства и товар Б – предметы потребления. Альтернативные комбинации этих товаров представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Возможности производства товаров А и Б при полном использовании ресурсов.

Вид продукции

Производственная альтернатива

А Б В Г Д
Товар А 10 9 7 4 0
Товар Б 0 1 2 3 4

Рассчитайте вмененные издержки товара Б.

 

В) Ответьте на вопросы:

1. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на линии производственных возможностей?

2. В чем заключается практическое значение кривой производственных возможностей?

3. Почему растут вмененные издержки?

 

Г) Тест.

Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:

1. Будет произведено больше товаров и услуг

2. Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг

3. Улучшилась технология производства

4. Повысился стандарт жизненного уровня

 

Задание подгруппе 4. Производственная функция.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие производственной функции.

2. Свойства производственной функции.

3. Изокванта, карта изоквант

4. Предельная норма технологической замены.

 

Б) Начертите таблицу и на ее основе дайте графическое изображение изокванты.

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключается практическое значение изокванты?

2. Что утверждает закон убывающей производительности ресурса?

 

Задание подгруппе 5. Производственные возможности экономики.

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Принцип производственных возможностей.

3. Кривая производственных возможностей.

4. Вмененные (альтернативные) издержки.

5. Закон возрастания вмененных издержек.

 

Б) Решите задачу:

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.

 

 Таблица 1.

Варианты Тракторы Минометы Альтернативные издержки
А 7 0  
Б 6 10  
С 5 19  
Д 4 27  
Е 3 34  
F 2 40  
D 1 45  
H 0 49  

 

Рассчитайте вмененные издержки производства 1 миномета.

Постройте кривую производственных возможностей.

 




double arrow
Сейчас читают про: