Семинарское занятие – это аудиторная диалоговая форма занятий по одной из наиболее важных тем курса, предполагающая активное участие студентов, получивших специальные знания. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее прочитанного текста, указанного в рабочей программе, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации и умение аргументировать свою точку зрения.
В целях повышения активности студентов на семинарском занятии группа подразделяется на пять самостоятельных подгрупп. Подгруппа из своего состава выбирает старшего. Каждая подгруппа получает от преподавателя задание и самостоятельно обсуждает его в течение 15 минут, затем результаты обсуждения отражаются на листе бумаги (доске) в виде схемы или рисунка. По истечении отведенного времени работа со схемами в подгруппах завершается, и начинается общее обсуждение проблемы.
Каждая подгруппа докладывает основные идеи, решения, ответы, сформулированные в ходе микро дискуссий, отвечает на дополнительные вопросы студентов и преподавателя.
Группа экспертов из числа студентов (3 человека) анализирует, подводит итоги работы подгруппы, выставляет предварительную оценку. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом и знать проблему обсуждения
В конце занятия преподаватель подводит окончательные итоги работы подгрупп, экспертов и выставляет оценки в журнал. При оценке работы подгрупп учитываются не только правильность групповых решений, но и затраченное время, активность студентов, объем информационных запросов. Оценка работы группы экспертов осуществляется с учетом знаний учебного материала, умения правильно формулировать вопросы, совпадения оценки экспертов с оценками преподавателя.
1. Перечень заданий и вопросов семинарских занятий:
Семинарское занятие 1 по теме «Экономическая система общества»
А. Вопросы семинарского занятия:
1.. Понятие экономической системы
2. Теории экономических систем.
3. Структура экономической системы
4. Классификация экономических систем
5. Типология современных экономических систем
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.
Задание подгруппе 1. Понятие экономической системы
А) Рассмотрите следующие положения:
1.Основные подходы к определению экономических систем.
2.Свойства экономических систем.
3. Главная функция экономической системы.
Б) С помощью схемы (рисунка) отразите сущность и структуру экономической системы
В) Ответьте на вопросы:
1. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности?
2. Какие существуют критерии выделения экономических систем общества.
Тест
Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:
А) редкость;
Б) инвестиции;
В) производство
Г) потребление
Задание подгруппе 2. Теории экономических систем.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Марксистская экономическая теория.
2. Теория стадий экономического роста (У. Ростоу)
3. Теория постиндустриального общества (Д. Белл)
.
Б) С помощью схемы (рисунка) покажите эволюцию экономических систем.
В) Тесты
1. Движущие силы экономической системы – это:
А) Производительные силы общества
Б) Совокупность производственных отношений общества
В) Инвестиционные расходы
Г) Потребности людей и их интересы
2. Что из перечисленного не входит в подсистему производительных сил?
А) Экономические интересы
Б) Средства производства
В) Люди с их навыками и умениями
Г) Наука
Задание подгруппе 3. Структура экономической системы
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Движущие силы развития экономической системы.
2. Производительные силы.
3. Производственные отношения.
4. Субъекты производственных отношений.
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы?
2. Что относится к движущим силам экономической системы?
3. Что такое общественно-экономическая формация?
Тест
Какое из следующих утверждений неверно?
А) Экономика представляет сложную систему;
Б) Механизм принятия хозяйственных решений не входит в экономическую систему;
В) Предприятия представляют собой экономическую систему;
Г) В экономическую систему входят производители и потребители материальных благ и услуг
Задание подгруппе 4. Классификация экономических систем
А) Рассмотрите следующие положения.
1.Разграничение экономических систем в зависимости от уровня развития производительных сил.
2. Классификация экономических систем в зависимости от формы собственности.
3. Классификация экономических систем на основе способа хозяйствования.
Б) С помощью схемы (рисунка) изобразите классификацию экономических систем по различным признакам.
В) Тесты.
1. К социально ориентированной рыночной экономике можно отнести экономику:
А) Японии;
Б) Швеции;
В) России;
Г) США;
Д) Беларуси.
2. Конкурентный рыночный механизм – это способ:
А) Согласованных решений потребителей и производителей, собственников факторов производства
Б) Синхронизации этих решений
В) Согласования и синхронизации этих решений
Г) Ни синхронизации, ни согласования этих решений
Задание подгруппе 5. Типология современных экономических систем.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Традиционная экономика.
2. Административно-командная система.
3. Свободная рыночная экономика.
4. Смешанная экономика.
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. На чем основаны централизованный тип экономики?
2. На чем основан рыночный тип экономики?
3. Если экономические проблемы решаются и рынком, и правительством, то такая экономика является …
В) Тест
Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономической системе?
А) конкуренция;
Б) централизованное планирование;
В) частная собственность;
Г) свобода предпринимательства;
Д) свободное ценообразование.
Дополнительная литература.
1. Бузгалин А. В. Теория социально – экономических трансформаций. – М., 2003
2. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель. – Мн., 2003
3. Кузьминов Я., Юдкевич М., Модель устойчивого социально - экономического развития: проблемы формирования и эволюции. – Мн., 2000
Семинарское занятие 2 по теме «Производство: основные черты, факторы, результаты»
А. Вопросы семинарского занятия:
1.Потребности и производство
2. Ресурсы и факторы производства
3. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальности выбора.
4. Производственная функция.
5. Производственные возможности экономики
Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи.
Задание подгруппе 1. Потребности и производство.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие нужды и потребности.
2. Классификация потребностей по различным критериям
3. Взаимосвязь между потребностями и производством
Б) На схеме покажите классификацию потребностей в зависимости от различных критериев.
В) Решите следующую задачу:
На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики данного острова.
Предположим, что на остров завезли технику, с помощью которой каждый из пяти работающих жителей острова ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей.
Задание подгруппе 2. Ресурсы и факторы производства.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Экономические ресурсы и факторы производства.
2. Классификация факторов производства.
3. Теория трех факторов производства
4. Кругооборот производственных фондов.
Б) Ответьте на следующие вопросы:
1. Что является общим свойством экономических ресурсов?
2. Какие факторы необходимы, чтобы производство состоялось?
3. Как взаимосвязаны факторы производства?
В) Тест.
Альтернативные издержки нового стадиона – это:
1. оплата охраны стадиона и другого персонала;
2. цена строительства стадиона в будущем году;
3. изменение реальной ставки налога, которая выплачивалась из доходов стадиона;
4. цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительства этого стадиона.
Задание подгруппе 3. Проблема ограниченности ресурсов и оптимальности выбора.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.
2. Проблема выбора.
3. Вмененные издержки.
Б) Решите следующую задачу:
В обществе выпускают товар А – средства производства и товар Б – предметы потребления. Альтернативные комбинации этих товаров представлены в таблице 1.
Таблица 1. Возможности производства товаров А и Б при полном использовании ресурсов.
| Вид продукции | Производственная альтернатива | ||||
| А | Б | В | Г | Д | |
| Товар А | 10 | 9 | 7 | 4 | 0 |
| Товар Б | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Рассчитайте вмененные издержки товара Б.
В) Ответьте на вопросы:
1. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на линии производственных возможностей?
2. В чем заключается практическое значение кривой производственных возможностей?
3. Почему растут вмененные издержки?
Г) Тест.
Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:
1. Будет произведено больше товаров и услуг
2. Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг
3. Улучшилась технология производства
4. Повысился стандарт жизненного уровня
Задание подгруппе 4. Производственная функция.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Понятие производственной функции.
2. Свойства производственной функции.
3. Изокванта, карта изоквант
4. Предельная норма технологической замены.
Б) Начертите таблицу и на ее основе дайте графическое изображение изокванты.
В) Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем заключается практическое значение изокванты?
2. Что утверждает закон убывающей производительности ресурса?
Задание подгруппе 5. Производственные возможности экономики.
А) Рассмотрите следующие положения:
1. Принцип производственных возможностей.
3. Кривая производственных возможностей.
4. Вмененные (альтернативные) издержки.
5. Закон возрастания вмененных издержек.
Б) Решите задачу:
В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени.
Таблица 1.
| Варианты | Тракторы | Минометы | Альтернативные издержки |
| А | 7 | 0 | |
| Б | 6 | 10 | |
| С | 5 | 19 | |
| Д | 4 | 27 | |
| Е | 3 | 34 | |
| F | 2 | 40 | |
| D | 1 | 45 | |
| H | 0 | 49 |
Рассчитайте вмененные издержки производства 1 миномета.
Постройте кривую производственных возможностей.






