Юрий Алексеевич Гагарин и маленькая Рита

Михаил Павлович Коршунов

Школьная вселенная

 

 

Трагический иероглиф

 

…в тихом переулке, рядом с пожарной командой…

 

1

 

Тихий переулок. Пожарная команда, а рядом школа. Новое пятиэтажное здание: гладкое снаружи, гладкое изнутри.

Около школы на скамейке сидит дед Валерий. Он сторож. И хотя сейчас конец мая, дед Валерий сидит в валенках. Валенки особые — на «молнии». Дед Валерий сам вшил в валенки «молнии»: удобно и модно.

Вокруг стоят детские коляски: матери ушли в магазины и оставили деду караулить детей.

Так случается ежедневно. Дед Валерий к этому привык.

Если кто из детей начинает плакать, мешать школьникам заниматься, дед развлекает спичками.

 

Иногда на скамейку подсаживаются пожарники. Дед Валерий любит с ними обсудить всякие пожарные новости. Где надо было снять человека с крыши или спасти, вытащить из реки или ещё что-нибудь такое сделать.

Пожарные разговаривают с дедом, смеются, когда он трясёт спичками перед колясками: «Нельзя, дед, приучать детей к спичкам!..»

Дед Валерий теперь не курит, а спички носит в кармане по привычке. И всем в школе известно, что у деда Валерия их всегда можно найти. В особенности спички часто бывают нужны буфетчице тёте Асе, чтобы разжечь газовую плиту.

Ещё спички бывают нужны директору школы Алексею Петровичу. Он курит. И преподавателю по труду Виктору Борисовичу. Потому что и он курит. Хотя, как утверждает дед Валерий, папиросы могут убить даже лошадь.

 

* * *

 

Занятия в школе на сегодня закончились. Сквозь раскрытые окна видны пустые классы. Только на третьем этаже сидят за партами ребята. У них пионерский сбор.

Это пятый класс «Ю».

Слышен голос пионервожатой Гали. Галя недовольна ребятами, стыдит их, ругает. Неудивительно: пятый «Ю» известен своими драками и скандалами.

Дед Валерий расстегнул «молнии» на валенках: припекает солнце. Тишина в школе, в колясках, в пожарном депо. Разомлели даже воробьи, пьют воду из большой лужи. Она осталась от недавней тренировки пожарных: пожарные выезжали из ворот, разматывали рукава и пускали воду.

…Вдруг школа наполнилась грохотом! Что-то затрещало, зазвенело, разбилось, посыпалось. И опять затрещало, и опять зазвенело, посыпалось. Раздался клич:

— Не знают страха тигры!

Дед Валерий поднял голову. Взглянул на окна. Пятый «Ю», конечно… Кто же ещё! Теперь там происходил не сбор, а происходила очередная битва. Могучая, сокрушительная.

В переулке дрожат заборы, гнутся деревья. Старенькие дома ухватились за свои трубы. На водопроводных и водосточных колодцах, которые посредине мостовой, подскочили железные крышки. Воробьи перестали пить из лужи и улетели подальше от школы.

Когда школа кричит и сражается — это явление серьёзное. Лошадь может быть убита.

 

* * *

 

По коридору третьего этажа бежит маленькая пожилая учительница, Клавдия Васильевна. Лицо у неё напряжённое.

Клавдия Васильевна подбегает к дверям, из-за которых доносится этот невообразимый грохот. Дёргает за ручку. Двери не поддаются.

Клавдия Васильевна дёргает ещё и ещё… Двери широко распахиваются.

Великое и, к сожалению Клавдии Васильевны, повторимое зрелище: парты сдвинуты и одна из них опрокинута; Батурин Вадим и Джавад фехтуют на визирных линейках; Ковылкин вертит за шнурки кеды, как метательный снаряд; Вова Зюликов поднял портфель и сейчас опустит его на голову соседа; Искра и Лёля тоже вертят кеды за шнурки (кеды принёс весь класс, потому что занимался физкультурой); Маруся размахивает учебником и кричит что-то дикое, коса её, подвязанная на затылке петелькой, развязалась; Таня хлопает крышкой пенала кого-то по спине и тоже кричит что-то дикое.

Лампы под потолком раскачиваются. Классная доска вспотела от напряжения, чтобы удержаться на стене. О вазонах с цветами, которые перед этим стояли на полочке, и говорить нечего: они давно на полу. Хрустят, разламываются на мелкие черепки. Топот, вой, победные выкрики.

В центре событий — братья Шустиковы. Кто же ещё!

Стася и Слава — близнецы. Они сражаются всех яростнее. И, как всегда, друг против друга.

 

— Прекратить! — крикнула Клавдия Васильевна. Голос её не выдержал, хрустнул и разломался, как цветочный вазон.

Клавдия Васильевна глубоко вздохнула, провела пальцами вдоль висков. Это чтобы немного успокоиться, прийти в себя.

Зрелище повторимое, но Клавдия Васильевна переносит его с большим трудом, потому что она классный руководитель пятого «Ю».

Близнецы нехотя разошлись.

И ребята разошлись тоже нехотя. У Джавада на лбу полоса от линейки. У Батурина Вадима распухла переносица. Вова Зюликов держится за колено. У Ковылкина вместо пуговиц на куртке — длинные чёрные нитки. Искра трёт пальцами виски, копирует Клавдию Васильевну. Глаза хитрые, блестящие. Она обожает скандальные истории.

На полу валяются портфели, учебники, тетради, пеналы. Валяются «Сообщения». Это лист фанеры с такой надписью.

На «Сообщениях» каким-то невероятным усилием ещё удержались списки дежурных по классу, маршруты будущих летних экскурсий и расписание по сельхозпрактике в городском парке.

Клавдия Васильевна захлопывает дверь и бежит дальше по коридору. Затем вниз по лестнице, на первый этаж, где физкультурный зал.

— Я больше не могу! Вы поглядите, что они устроили!

Зал кажется пустым. Никого не видно. Но откуда-то сверху отвечает мужской голос:

— Что случилось, Клавдия Васильевна?

— Они невозможны, эти близнецы! Эти Шустиковы! Они извели родных. Они и нас изведут. Меня, во всяком случае!

Клавдия Васильевна проводит пальцами вдоль висков, потом глубоко вздыхает. Гребешок, которым у неё подобраны сзади волосы, перекосился и вот-вот упадёт на пол. Да и сама Клавдия Васильевна от изнеможения перекосилась и вот-вот упадёт на пол.

В зале висят гимнастические канаты, стоят козлы, перекладина, брусья. Всё новенькое и в полном порядке.

Стоит ещё обыкновенный стул. На спинке стула висит пиджак. Это пиджак директора.

А сам директор медленно спускается по канату. Каждый день Алексей Петрович занимается гимнастикой. Он берёт со спинки стула пиджак и надевает его.

 

* * *

 

Алексей Петрович стремительно идёт по коридору, стремительно поднимается на третий этаж.

Лейтенант пожарников был бы доволен, если бы смотрел в этот момент на директора. Клавдия Васильевна едва за ним поспевает.

В коридоре на третьем этаже грохот и выкрики. Всё как было с самого начала.

Директор стремительно распахивает дверь класса.

Шум и крики смолкают. Драка прекращается. Хотя и не полностью, потому что Стаська и Славка закатились под учительский стол и продолжают схватку. Директора они не видят. Они вообще ничего сейчас не видят.

Пуговицы теперь отсутствовали не только у Ковылкина, но и у Вовки. След от визирной линейки был не только у Джавада, но и у Батурина Вадьки. Марусина коса не только развязалась и потеряла петельку, но и просто расплелась. Парты были перевёрнуты уже не одна, а две. И третья была готова к тому, чтобы перевернуться: встала торчком.

Кто-то держал фанерные «Сообщения» на манер щита и при виде Алексея Петровича прыгнул в сторону и спрятался за них. Это Дима. Он занимается тройным прыжком и часто прыгает: определяет, какая у него нога толчковая — левая или правая? С какой ноги он должен начинать прыжок.

Алексей Петрович наклонился и поднял с пола учебник. Потом наклонился и поднял ещё один учебник.

Близнецы увидели теперь директора. Прекратили схватку и быстро выбрались из-под учительского стола. Руки по швам. Застыли. Молчат.

За спиной каждого собралась его партия, непоколебимая, принципиальная.

Только Дима всё ещё сидел за фанерными «Сообщениями».

Алексей Петрович положил на стол учебники, спросил:

— Что будет дальше? Рим и Карфаген? «Алая роза» и «Белая»?

Ребята молчат. Слышно, как тяжело дышат. В особенности Славка и Стаська. Совсем непохожие близнецы: один чубатый, другой острижен наголо, под машинку.

— Конец наступит или нет? Я спрашиваю!

Молчание.

Древний Рим и Карфаген воевали из-за господства на Средиземном море (первая Пуническая война, вторая Пуническая война…). «Алая роза» и «Белая» — тоже из-за какого-то господства в Англии.

Стаська и Славка воевали по более скромному поводу.

Дима выпрямился и уронил «Сообщения» на пол. Классная доска тихонько шмыгнула носом.

— Вандалы и каннибалы, — сказал директор. — Носороги и боевые слоны.

Из буфета прибежала тётя Ася.

— Приедет отец и пускай заберёт домой, — показала она на близнецов. — Надо потребовать, чтобы он их выпорол!

Мимо открытых дверей проходила Екатерина Сергеевна, учительница рисования. На Екатерине Сергеевне были очки с толстыми стёклами. Глаза Екатерины Сергеевны казались большими и как бы удивлёнными.

Екатерина Сергеевна несла кофейник. Это учебное пособие, натюрморт. Его рисуют в классах, а когда не рисуют — учителя пьют из него кофе.

Екатерина Сергеевна остановилась, поглядела на ребят.

Прибежала и пионервожатая Галя.

— Я отлучилась на минутку к Дарье Ивановне. Хотела получить плакаты на складе… — сказала она, озираясь с грустью по сторонам. — И тут такое вот…

— Надо пороть ремнём, — настаивала на своём тётя Ася и взмахнула в воздухе рукой, показывая, как это делается. Рука у тёти Аси была крепкая. — Чернушина из седьмого «В» отец выпорол, и помогло. Говорят, даже не ремнём, а настольной лампой. Всё равно помогло. Бросил свои аттракционы.

— С ними разве сбор проводить… — сказала Клавдия Васильевна. — Токарев, подними сейчас же «Сообщения» и повесь на место!

Дима поднял «Сообщения» и хотел повесить на место. Но гвоздиков не оказалось: вывалились.

Дима поставил «Сообщения» в угол класса.

— Как же вы, дети… Очень некрасивый поступок. Не гармоничный… — Это сказала Екатерина Сергеевна и переложила из руки в руку кофейник, потому что кофейник был тяжёлым, а руки у Екатерины Сергеевны не были крепкими.

— Визирные линейки на что приспособили, а! — не выдержала опять Клавдия Васильевна. — Поглядела бы Марта Николаевна…

— У каждого на лбу визирная линейка, — сказал Алексей Петрович. — У Шустикова-младшего к тому же лицо в царапинах.

— А ведь я только на минутку отлучилась к Дарье Ивановне, — повторила печально Галя.

— Пол шершавый, вот и царапины, — сказал Славка. Он не желал чувствовать себя побеждённым и тем более — младшим.

У крыльца школы остановился автомобиль «пикап». На нём были нарисованы бублики, сосиски, колбасы.

В общем, натюрморты.

Из кабины «пикапа» вылез отец близнецов. Он работал шофёром, развозил по интернатам и школам завтраки и обеды.

Сейчас он опять приехал, чтобы забрать пустую посуду.

На нём были форменная фуражка и синий берет с надписью «Мостранс».

Дед Валерий хотел что-то ему сказать, но не успел. Директор вывел на крыльцо Стаську и лысого расцарапанного Славку. Отец сразу понял, что случилось.

— Значит, опять, — сказал он.

— Да, — кивнул Алексей Петрович.

Вышли на крыльцо Клавдия Васильевна, Галя и Екатерина Сергеевна с кофейником.

Отец от огорчения стянул с головы берет и вытер лоб.

— Проводили сбор о недостатках, — сказала Галя, — и вот…

— Нет-нет, — заговорила опять Клавдия Васильевна, — с ними надо что-то делать.

Весь пятый «Ю» стоял сзади близнецов. Он тоже вышел уже на крыльцо с портфелями и кедами на длинных шнурках.

Екатерина Сергеевна спустилась с крыльца и незаметно приложила кофейник к нарисованным на «пикапе» бубликам. Поглядела сквозь очки.

Тётя Ася и дежурные по буфету вынесли кастрюли, бидон и ящики.

— Забирайте, — сказала она отцу. — Вместе с ними всё забирайте.

Это она имела в виду близнецов. Ей, конечно, очень хотелось сказать о ремне, но она нашла в себе силу воли и промолчала.

Отец надел свой берет «Мостранс». Открыл задние дверцы «пикапа» и положил внутрь посуду и ящики. Потом затолкнул сыновей — одного сына и другого.

Галя сказала остальным ребятам, что они тоже могут идти домой: сбор сорван и проводить она его не будет — слишком много недостатков в один день. Батурин Вадька и Ковылкин стояли без пуговиц. Дед Валерий поглядел на них и окончательно решил, что «молнии» — это не только модно, но и практично.

Маруся, уже с опрятной косой, подвязанной петелькой, подхватила одну из колясок.

— Скажите маме, что я его забрала. — И она кивнула деду Валерию.

В коляске лежал Марусин брат, густо измазанный зелёнкой. Маруся положила к брату портфель и покатила коляску.

Шустиков-папа завёл мотор, и автомобиль тоже тронулся с места.

Екатерина Сергеевна осталась с кофейником без бубликов, но по её лицу видно было, что она приняла какое-то решение.

 

Ребята попрощались со всеми и пошли вдоль переулка, две партии — Славкина и Стаськина. Одна партия по одной стороне переулка, другая — по другой. Рим и Карфаген, «Алая роза» и «Белая».

 

Выпрямились заборы и деревья. Дома перестали держать свои трубы. С облегчением улеглись крышки на колодцах. К луже вернулись воробьи. Осторожно поглядывают на школу: тишина в школе — вещь хрупкая, обманчивая.

 

* * *

 

Автомобиль едет по улицам Москвы.

Шустиков-папа сидит за рулём грустный. С чего быть весёлым?

Сыновья дерутся. И нет этому конца. Теперь огорчится мама. Она тоже устала от этих драк.

На перекрёстке, уже совсем недалеко от дома, когда автомобиль остановился в ожидании зелёного сигнала светофора, его вдруг начало трясти. Вначале — несильно. А потом всё сильнее и сильнее…

Отец сразу понял — вспыхнула драка. Он выскочил из кабины, открыл задние дверцы. На мостовую вывалились кастрюли, ящики, выпал и покатился бидон. Тут же выпали близнецы и покатились по мостовой вслед за бидоном.

И запыхтели в жесточайшей схватке.

Из других машин выскочили водители. Начали помогать отцу растаскивать сыновей.

На светофоре давно уже зажёгся зелёный сигнал, но никто не может ехать.

Подбегает милиционер:

— Что тут происходит?

— Сыновья выпали из машины. Дерутся, — говорит Шустиков-папа. От волнения он опять снял берет и вытер лоб.

Народ смотрит на Славку и Стаську. Славка оказался расцарапанным ещё больше: асфальт — он не пол, асфальт ещё шершавее.

Шустиков-папа держит сыновей за шиворот, в каждой руке по сыну.

 

Прохожие говорят, что за драки народный суд наказывает до пятнадцати суток. Есть постановление исполкома. Кто не умеет себя вести в общественных местах, народный суд отправит куда следует. Да ещё остригут под машинку.

Кто-то добавил, что вон один уже и острижен.

И милиционер сказал, что за преднамеренную задержку уличного движения сыновей и оштрафовать не мешало бы. Тоже есть постановление исполкома. Славка и Стаська помалкивали.

Совсем непохожие близнецы, неодинаковые, потому что пострижены неодинаково… Только бабка с кошёлкой на колёсах догадалась, что это всё-таки близнецы, и сказала:

— В народе говорят: хворает один — захворает и другой от огорчения.

— Все вокруг заболеют, кроме них, — ответил отец и посадил Стаську в кузов автомобиля, а Славку — в кабину рядом с собой.

 

2

 

На табуретке сидит врач. Перед врачом, тоже на табуретках, сидят Стаська и Славка Шустиковы. В большом кресле сидит Шустикова-мама, тихая и несчастная.

Может быть, Славу и Стасю надо греть синим светом, как люди греют больные зубы? Травами на кипятке поить или грязью обмазывать? Имеется в стране специальная лечебная грязь. Где-то на Кавказе.

А может быть, прочесть какие-нибудь брошюры? О наследственной информации, например. Или неврологическом статусе. Она недавно купила.

Врач-психолог взял молоток и ударил Славку по колену.

— Вы чего? — закричал Славка.

А врач-психолог уже Стаську ударил молотком.

Теперь закричал Стаська.

Врач снова Славку ударил. Потом снова Стаську.

— Я вас отучу от агрессии. Я вам покажу агрессию!

И колотит молотком по ногам, по рукам. Хорошо, что ещё молоток резиновый.

Братья вертятся на табуретках, подпрыгивают.

А мама говорит:

— Извели всех дома и в школе. Классная руководительница сказала, что сама скоро к вам придёт.

— У неё что — депрессия от их агрессии?

— У нас у всех, доктор, депрессия.

Доктор взял иголку, большую, длинную. Близнецы замолкли. Что же будет?

Доктор прицелился к Стаське иголкой и уколол в руку.

— Вы чего? — закричал Стаська.

— Молчать! Сюда гляди! — Врач вытянул палец перед Стаськиным носом и начал водить вправо-влево.

Стаська смотрит на палец доктора, водит глазами вправо-влево. Потом нерешительно говорит:

— Он агрессия, — и показал на брата. — Он начинает. И тогда все его начинают.

— Кто это «все его»?

— Ковылкин. Джавад с Лёлькой. Дима.

— А почему он расцарапанный? Зелёнкой помазать, что ли… — И доктор взглянул на Славку. На его лысую голову.

— Не хочу! — ответил Славка. Он вспомнил Марусиного брата в коляске, который всегда перепачкан зелёнкой.

Доктор начал водить пальцем перед Славкиным носом:

— Молчать!

Славка давно уже молчал.

— Сюда гляди!

Славка начал глядеть на палец доктора.

— Тебя надо иголкой-то колоть, — сказал доктор. — И всех этих Ковылкиных, Лошадкиных, Верблюдкиных…

— Нет у нас никаких Лошадкиных, Верблюдкиных! — возмутился Славка. — А кто меня в классе за палец зубами?! Вот за этот палец!

Славка перестал смотреть на палец доктора и поднял свой палец к самому носу доктора.

— Вовка Зюликов с Батуриным Вадькой сзади напали. А потом ещё девчонки закричали: «Видали мы лысых в сметане!..» А я Вовку головой в грудь! И Батурина тоже головой… Я бы их всех один!..

Стаська слушал, слушал, потом спрыгнул с табуретки и закричал:

— Ты бы всех один!

Не успели доктор и мама опомниться, как близнецы крепко вцепились друг в друга и повалились на ковёр.

Мама закричала:

— Какой стыд! Какой позор!

Засуетилась вокруг сыновей, норовя как-то схватить за штаны Славку или Стаську. Но разве их так просто схватишь, когда они катаются по ковру, пинают друг друга коленями, рычат и всё, что попадается на пути, опрокидывают — стулья, табуретки, тумбочки?

Врач схватил кувшин с водой и выплеснул воду на близнецов.

 

Драка затихла. Только вначале драка зашипела, вроде горячих углей.

Стаська и Славка поднялись мокрые и взъерошенные. От них пахло палёным.

Мама, красная, взволнованная, тяжело дышала, как будто сама дралась. Врач-психолог тоже тяжело дышал, отдувался. Присел на табуретку с кувшином в руках. Взглянул в кувшин и допил остатки воды.

Показал маме на другую табуретку, чтобы она тоже присела и отдышалась. Мама присела.

— Странно, — сказал врач, глядя на Славку. — Царапин не прибавилось.

— Ковёр не шершавый, — ответил угрюмо Славка. — Потом, я был наверху Стаськи.

Стаська в ответ сжал кулаки. А Славка в ответ пригнул свою лысую голову.

Опять загорелся, вспыхнул уголь.

Врач сказал медсестре:

— Уведите в коридор.

Когда дверь за близнецами закрылась, мама не выдержала и горестно сказала:

— Бежать куда-нибудь или в омут головой.

Это у мамы началась депрессия от агрессии.

Вот по какой причине люди (а именно родители) падают в реку или оказываются на крыше дома. И тогда на помощь им спешат пожарники.

— Скажите, а вы бы смогли полюбить лысого? — вдруг спросил доктор.

— Что? — подняла лицо мама. — Не понимаю.

— Лысого вы бы смогли полюбить?

— Лысого?

— Да. Лысого мальчика. Понравился бы вам лысый мальчик в пятом классе?

— Давно не училась в пятом классе, — пожала растерянно плечами мама.

— А вы вспомните.

Мама начала вспоминать.

— Ну и как же? Полюбили бы лысого мальчика в пятом классе?

— Воспитатели просили кого-нибудь остричь. Мы подумали — и остригли Славку. Он считался младшим.

— Когда вы остригли его впервые?

— В детском саду.

— Детский сад — не пятый класс.

— Иначе нельзя. Все запутаются — кто Слава, кто Стася. Они сделаются похожими близнецами. Просто одинаковыми!

— По-вашему, лучше, чтобы продолжались эти войны. Как они называются?..

— Пунические.

— А говорите, давно учились в пятом классе.

Мама рассмеялась.

— У них скоро день рождения. Объявлю, что Слава может отпустить причёску.

— День рождения — обязательно. С пирогами и музыкой. Пригласите всех этих Ковылкиных, Лошадкиных, Верблюдкиных. Девчонок, которые насчёт сметаны. И о причёске скажите. Да чтобы перед всеми.

— Я понимаю.

— Купите ещё животное.

— Животное?

Мама опять перестала понимать доктора.

— Собаку. Маленькую. Неважно… На Птичьем рынке сколько угодно продаются. Будет их общим другом.

— Я на всё готова, — решительно заявила мама.

Она вынырнула из омута, слезла с крыши.

 

3

 

По улицам Москвы едет автомобиль. За рулём автомобиля отец близнецов.

Рядом с ним сидит маленький пёс. Очень смешной с виду: длинный и на коротких лапах. Иногда цепляется лапами за край окна и стоит во всю длину столбиком, выглядывает в окно. А потом снова опускается и сидит, думает о чём-то.

Ездить по городу для пса приятнее, чем продаваться на Птичьем рынке, где его сегодня и купил этот человек в берете.

Человек с ним разговаривает. Иногда достаёт сигарету и закуривает. И тогда тоже молчит, сам о чём-то думает. Человек в берете — негромкий и ласковый. Достаточно взглянуть на его глаза и руки, чтобы понять это. Даже автомобиль, понимает и ездит по городу негромко и ласково.

В одном месте, где они сгружали товар, у человека спросили: кто это с ним? Пёс догадался, что спросили о нём, потому что взглянули в его сторону. А он как раз стоял столбиком. Человек ответил своё негромкое и ласковое.

А на одном перекрёстке, пока на светофоре горел красный сигнал, к машине подошёл милиционер:

— Как сыновья, хулиганствуют? — Потом удивился: — Что за длинный зверь?

— Трамвайчик. Будет жить у моих мальчишек.

Пёс побаивался милиционера. Он прижался к сиденью и застыл, длинный и на коротких лапах. Действительно, похож на трамвайчик. Не хватало только ролика на конце хвоста.

Сегодня по Птичьему рынку тоже ходил милиционер и строгим голосом говорил:

— Уберите борзых с проезжей части. Я кому сказал? Ать-два!

А никаких борзых вовсе и не было. А так… разные простые собаки. На проезжую часть их выставили хозяева, чтобы всем они были видны. Чтобы поскорее купили.

 

И пёс стоял. А потом он увидел машину, которая остановилась около него.

Из машины вышел человек в берете, поглядел на всех «борзых» и вдруг сказал:

— Вот какой Трамвайчик! Садись в кабину.

Пёс догадался, что это его новое имя и что это его новый хозяин.

Из разговоров человека в берете с разными людьми пёс ещё понял, что вечером они приедут на день рождения к его сыновьям и что он будет жить с ними. И что один из сыновей почему-то острижен под машинку, а другой носит чуб. И поэтому сыновья неодинаковые. Но что сегодня тот, который острижен, получит в подарок тоже чуб. Ему разрешат его отпустить. И тогда сыновья сделаются одинаковыми.

А потом пёс устал и ездил по городу уже сонный. И все разговоры слышал сквозь сон.

Трамвайчик был счастлив, что стоял на проезжей части и что его увидел этот человек и купил — простую собаку на рынке.

 

4

 

За учительским столом сидит Екатерина Сергеевна. На столе стоит кофейник и лежит бублик.

Это новый натюрморт. Ребята рисуют.

Слава сидит на четвёртой парте в третьем ряду, а Стаська — во втором ряду на первой парте.

Славка сидит с Марусей. Её недавно к нему посадили. Маруся совершенно не поддерживает Славку, но её всё-таки посадили. Из педагогических принципов: она должна влиять на Славку положительно. Она ведь уже влияет положительно на своего брата в коляске. Но как только между братьями затевается сражение, Маруся немедленно оказывается на стороне Стаськи.

Симпатизирует — вот и всё. Славка понимает. И Таня Фуфаева симпатизирует Стаське. А могла бы держать нейтралитет, потому что спокойная и выдержанная. Это Клавдия Васильевна так считает, что она спокойная и выдержанная. И вообще самая сознательная в классе.

И Лёлька Горбачёва могла бы держать нейтралитет, и Женя Евдокимова.

А как Стаське не симпатизировать, когда он красуется своим чубом. Причёсывает его или нарочно разворошит и ходит, корчит из себя битника вроде Чернушина из седьмого «В», пока того не выпороли настольной лампой.

Джавад говорит, что он со Стаськи скальп снимет. И волосы долой. Навеки! Если только потом нейлоновые не приделают.

Клавдия Васильевна шум большой затеяла, когда про скальп узнала. Портфели ребят пересмотрела, которые за Славку. Чтобы никаких острых предметов. А то учительница ботаники Нина Игнатьевна велела приносить на уроки ножики и делать в классе срезы древесной коры.

Клавдия Васильевна по этому поводу разговаривала с Ниной Игнатьевной, советовалась. И тогда Нина Игнатьевна сама приготовила срезы.

И на сельхозпрактику в городской парк Нина Игнатьевна временно перестала водить ребят, чтобы не давать им в руки лопаты и грабли.

Сзади Славки и Маруси сидят Ковылкин и Дима. Помогают Славке справляться с Марусей, если она уж очень начинает его воспитывать. Они в Славкиной партии, его люди.

Правда, сзади Ковылкина и Димы сидит Батурин Вадька. Он немедленно заступится за Марусю, потому что принципиальный. Когда идёт к доске отвечать, незаметно стучит Славку по макушке. Макушка у Славки лысая и стучать — одно сплошное удовольствие.

Где же его принципиальность в тот момент? Справедливость?

Вадька говорит — удержаться нет сил.

Что Вадька, Дима иногда стучит и Ковылкин! Им, видите ли, спросить что-нибудь у Славки надо. Так нет, чтобы шёпотом окликнуть, а они по макушке пальцем. Славка однажды с ними чуть не подрался. Но потом подумал, что это будет полная междоусобица: свои со своими.

Ребята сидят, рисуют кофейник с бубликом.

Екатерина Сергеевна вызывает к себе по одному ученику с альбомом и проверяет домашнее задание. Надо было сделать рисунок. Любой. Произвольная композиция.

— Евдокимова Женя, — говорит Екатерина Сергеевна.

Женя поднимается из-за парты и подходит к учительскому столу. Показывает альбом.

Екатерина Сергеевна рассматривает её рисунок.

— Моряк в лодке… Но почему он прозрачный, моряк твой?

Женя молчит.

— А это что на берегу? Камни?

Женя молчит.

— Камни должны быть нарисованы не чёрточками, а в объёме. — Екатерина Сергеевна карандашом рисует на берегу новые камни в объёме. — Поняла?

Женя кивает — она поняла. Женя никогда не скажет лишнего слова.

— Иди на место, — говорит Екатерина Сергеевна и вызывает Искру.

— У меня новый альбом, Екатерина Сергеевна. Рисунок в старом остался.

Искра всегда что-нибудь придумает, выкрутится. Рисунок не сделала и вот придумала, выкрутилась.

— Следующий раз принесёшь.

Екатерина Сергеевна вызвала Диму.

— У тебя небо не в цвете, — сказала Екатерина Сергеевна, разглядывая рисунок Димы. — Проваливается. Взгляни в окно.

Дима взглянул.

— Разве оно такое?

— Какое?

— Не в цвете?

— Что-то есть.

— А у тебя ничего нет.

— Дорисовывать всё до точки — скучно и не современно, — сказал Вовка Зюликов.

Он тоже в своё время считал себя битником и даже создал картину методом поп-искусства (как рисуют где-то в Европе): на большую тряпку прилепил обрывки старых тетрадей, газет, этикетки от консервных банок и просто консервную банку. А бывает, что в Европе возьмут матрац, обольют краской и говорят: картина. Или дверь украсят помидорами.

Вот что такое поп-искусство.

Славка сидел и думал: скоро его вызовут. Очень хорошо. И он устроит нечто вполне современное. Стаська потешался сегодня в классе, что вот какой Славка расцарапанный. Ладно, поглядим ещё.

У Маруси Славка попросил пузырёк с зелёнкой. Она всегда носит зелёнку для брата.

Маруся зелёнку дала: попросил человек раненый, расцарапанный, побеждённый, так сказать, лежачий. А лежачего не бьют.

— Шустиков Станислав, — вызвала Екатерина Сергеевна.

Она близнецов называет полными именами: Стаську — Станиславом, Славку — Вячеславом.

Стаська протянул с первой парты свой альбом.

В классном журнале Стаська записан раньше Славки, потому что считается старшим. И у него все преимущества. А Славка считается младшим, и поэтому у него никаких преимуществ, а одни потери. Кому надо было Средиземное море, кому в Англии что-то ещё, а Славка добивался только равенства и братства!

Екатерина Сергеевна долго разглядывала Стаськин рисунок. Не поняла, для чего нарисован на табуретке вроде бы мальчик и по нему вроде бы ударяют молотком.

 

Стаська встал с места и разъяснил:

— Это Славка. Его портрет.

— Тогда при чём тут молоток? — Екатерина Сергеевна подозревала, что столкнулась с поп-искусством.

— Это врач стучит по Славке молотком. По ногам и рукам.

— Наверное, не молотком, а молоточком, — сказала Екатерина Сергеевна и обратилась к Славе: — Не такой же он огромный. Правда, Вячеслав?

Но Славка (Вячеслав) не успел ответить, как Стаська (Станислав) перебил его:

— Иголкой ещё кололи. Проверяли, психопат он или нет.

— А тебя не кололи? — Славку даже затрясло от негодования. — И ты психопат!

— Меня не специально, а за компанию.

— Психопат за компанию! — крикнул Джавад. Он заступился за Славку. Его человек.

— Сами вы все психопаты за компанию! — крикнула Таня, хотя спокойная и выдержанная. Она заступилась за Стаську. Потому что она Стаськин человек.

Женя молча кивнула, согласилась. Ещё один Стаськин человек.

— Что такое, дети! Вы оскорбляете друг друга.

Стаська стоял и загораживал кофейник с бубликом. Поэтому с задних рядов закричали, чтобы сел и не загораживал натюрморт.

Искра громче всех кричала, делала вид, что старается, рисует в новом альбоме.

Когда все немного успокоились и снова начали рисовать кофейник с бубликом, Екатерина Сергеевна наконец вызвала к себе Славку:

— Шустиков Вячеслав.

Он уже давно приготовился, ждал. Схватил альбом в одну руку, а другую руку опустил в карман.

Быстро пошёл к учительскому столу. Поравнявшись с первой партой, где сидел брат, выдернул руку из кармана. И не успел Стаська и рта раскрыть, как ему на голову опрокинулся пузырёк зелёнки.

Стаська сидел неподвижный. Это от растерянности. Иначе не объяснишь. По его голове текла зелёнка. И Стаська медленно превращался в нечто зелёное. Человек не человек… Матрац не матрац…

 

Глаза Екатерины Сергеевны стали совсем большими, потому что их не только увеличивали стёкла «плюс», но и сами глаза у неё ещё увеличились. От необычайной степени удивления. А потом Екатерина Сергеевна подняла на лоб очки: решила — обман зрения.

Славка торжествующе глядел на брата. Он знал, что происходящее — не обман зрения.

Даже молчаливая Женя произнесла три лишних слова сразу:

— Вот так ну!

Искра была счастлива. Она обожает скандальные истории и великие повторимые зрелища. Но это зрелище было неповторимым!

Когда Стаську увидела Клавдия Васильевна, которую немедленно вызвали с урока из другого класса, она закричала:

— Устроить всё в такой день! Ведь у них сегодня день рождения! У этих Шустиковых!

Потом глубоко вздохнула и потёрла пальцами виски. Это не помогло ей успокоиться, и она хотела ещё что-то крикнуть. Но тут из ворот пожарного депо выехали пожарные и громко загудели сиреной. То ли они спешили на пожар, то ли опять занимались тренировкой.

 

5

 

Учительская комната.

Стоит большой длинный стол, а вокруг него стулья. Стол и стулья предназначены для заседаний педагогического совета.

На столе часто можно увидеть стопочки тетрадей: кто-то из учителей собрал тетради, чтобы проверить их. Лежат дневники. Тоже собрали и будут проверять, делать всякие обидные для учеников записи — кто, чего, когда…

Стоит и телефон. Отводная трубка от него на другом маленьком канцелярском столе, который отгорожен от учительской шкафом. Получился «кабинет». Принадлежит Алексею Петровичу.

В шкафу хранятся папки с личными делами учеников, тематические планы, методики, классные журналы.

На столе у Алексея Петровича табель-календарь, автоматическая ручка-ракета на подставке, пепельница, тоже стопочки тетрадей, потому что Алексей Петрович не только директор школы, но и преподаватель истории.

На острый конец ручки-ракеты завхоз Дарья Ивановна и другие учителя надевают записки — сообщают директору, кто ему звонил и что спрашивал, различные телефонограммы.

Есть в учительской умывальник с полотенцем. Здесь учителя отмывают руки от мела. Без мела нельзя учить учеников — всем известная истина.

Есть ещё настенные часы. Поворачивают специальный диск, на котором размечены секунды. Называются часы электропервичными. Они автоматически включают школьный звонок.

Ребята, когда попадают в учительскую, стоят около часов и смотрят, как поворачивается диск: точно каждую секунду.

Но сегодня ребята сгрудились около умывальника. Это сгрудился пятый «Ю». Не было здесь только Славки. Он куда-то убежал.

Пионервожатая Галя наклонила над умывальником голову Стаськи и намыливала чуб. Руки у Гали были зелёными. Она тёрла голову Стаськи, поливала из крана водой. Стаська негромко стонал, жаловался, что вода холодная и течёт за воротник.

Ковылкин и Дима были в восторге — здорово Славка разделался с братом и его чубом. Как говорится, враг разбит и обращён в бегство. Хотя и неизвестно, где, собственно, победитель? Где Славка? Вроде он сам в бегстве.

Электропервичные часы поворачивали диск, но звонок уже не звенел: уроки закончились. Алексея Петровича в школе не было, поэтому он не мог приобщиться к общей деятельности.

Клавдия Васильевна побежала в химический кабинет: может быть, преподавательница химии из старших классов посоветует, чем смыть зелёнку.

А Екатерина Сергеевна всё ещё никак не могла прийти в себя, и глаза её по-прежнему были гораздо больше, чем просто увеличенные стёклами очков.

Лёлька жевала бублик-натюрморт. Бублик был свежим и вкусным. Даже в такой ответственный момент Лёлька не могла удержаться, чтобы его не съесть. Бублик — учебное пособие, но в суматохе про него все забыли. А Лёлька не забыла. Она никогда ничего не забывает, что касается еды.

Маруся помогала мыть Стаське голову. Она не может себе простить, что Славка так легко её обманул: лежачий, лежачий, а хитрый… вроде Искры. Марусе казалось, что она соучастница в преступлении, потому что дала Славке зелёнку. Поверила, что Славка будет смазывать свои раны-царапины. Кому поверила!

И всё из-за этих педагогических принципов!

Маруся старается изо всех своих сил.

 

Вытирает Стаське лицо, чтобы в глаза не попало мыло.

Стаська вдруг заорал:

— Щиплет! — и вырвался из рук Гали и Маруси.

С него посыпалась зелёная пена, ребята едва успели отскочить.

В учительскую пришли учителя пятого «Ю»: Нина Игнатьевна по ботанике и Марта Николаевна по географии.

Они с трудом протолкались в дверях, потому что там тоже стояли ребята из других классов.

Веселились, хохотали.

Учительница географии Марта Николаевна покачала головой:

— Пятый «Ю» будет зелёным. Лесостепь, а не класс.

Нина Игнатьевна подальше обошла умывальник, потому что на ней была светлая кофточка и светлая юбка. А Нина Игнатьевна совершенно не хотела превращаться в лесостепь вместе с пятым «Ю».

Стаську возвратили к умывальнику. Подсунули голову под струю воды.

Галя опять намыливает Стаську. Стаська мотает головой, кричит:

— Горячо!

Прибежала Клавдия Васильевна. С ней лаборантка из химического кабинета.

Глянула на Стаську и засмеялась:

— Кто тебя так?

— Брат родной, — ответила Клавдия Васильевна.

Лаборантка принесла пробирку с каким-то гидратом фталатом:

— Попробуем. Дайте тряпку.

Смочила кусок чистой тряпки составом. Вытерла Стаське лицо. Потом волосы.

— Должна произойти реакция. Нейтрализации.

Лицо посветлело — реакция произошла. А волосы не посветлели — реакции не произошло.

— В такой день… — говорила Клавдия Васильевна. — В день собственного рождения…

Лаборантка продолжала тереть Стаське волосы, подбавляя из пробирки гидрата фталата. Но волосы оставались зелёными: реакции не происходило.

Тётя Ася предложила ещё принести горячей воды, но при этом сказала:

— Только — пороть! — и взмахнула пустым кофейником, будто, настольной лампой. — Приедет отец, и надо потребовать, чтобы он их в конце концов выпорол!

Нина Игнатьевна сказала, глядя на Стаську:

— Его надо остричь.

Зелёный Стаська вырвался из рук лаборантки и кинулся вон из учительской.

 

* * *

 

А куда девался Славка, родной брат?

Он решил спрятаться в подвале школы, в мастерской, где занимаются уроками труда.

Единственное, что по-настоящему волновало Славку, это день рождения. Весь класс приглашён в гости! Пироги с музыкой!

В мастерской Славка увидел Виктора Борисовича.

Славка думал, что сейчас никого не будет, но Виктор Борисович был ещё здесь. Разложил вокруг себя классные журналы: подводил итоги к концу учебного года.

— Тебе что, Шустиков?

— Я вот… — замялся Славка, не зная, что придумать. — Пришёл вот.

— Вижу, что пришёл.

— Трудом хочу позаниматься, — сказал вдруг Славка. — Дополнительно.

Виктор Борисович удивлённо переспросил:

— Трудом? Дополнительно?

— Ага.

Чего удивляться? Один из седьмого «В» (не Чернушин, а Панков) занимался дополнительно даже дисциплиной. Дома занимался.

— Попилю какое-нибудь железо или посверлю.

— У вас с братом день рождения, кажется?

— Ага. Будет. Вечером.

Славка старался отвечать невозмутимо, чтобы Виктор Борисович не заподозрил чего-нибудь. Оказаться сейчас наверху в учительской Славке не улыбалось.

Он живо представил себе, как бушует Клавдия Васильевна. Какой расправы требует тётя Ася. А директор? Ещё неизвестно, чего он потребует.

Мама обещала — вечером будут вручены подарки. Намекала на что-то важное.

И вдруг… подарки рухнут! И пироги с музыкой!

Славка поторопился. Определённо. Не хватило выдержки. И мудрости тоже. В борьбе надо проявлять мудрость. Кто-то предупреждал из этих… древних.

А может быть, всё ещё обойдётся?

И не беда, что мудрости не было. Плевать на мудрость!

Славка представил себе Стаську с зелёной головой и не удержался — засмеялся от удовольствия.

— Ты что? — спросил Виктор Борисович. Он Доставал из ящика напильник и металлическую заготовку. — Становись к тискам — вот и будешь трудиться.

— Задвижка?

— Навеска. А что мы делали на прошлом занятии?

— На прошлом?

— Да.

— Совки. Нет, скобки.

— Совки или скобки?

— Сверлили что-то. Нет, хотел сказать — пилили.

— А всё-таки пилили или сверлили?

Славка испугался — двойку закатает. Надо же было удрать с прошлого занятия! И куда-то бездарно удрал с Вовкой Зюликовым. Чуть ли не в ларёк пить воду и разглядывать на афишах эстрадных певиц. Подрисовывать им бороды и усы.

— Мы повторяли устройство дрели, Шустиков.

— Правильно… Дрели, — быстро согласился Славка.

Виктор Борисович среди прочих журналов нашёл журнал пятого «Ю».

— Шустиков, ты поступил разумно, что явился на дополнительный урок. Займёшься навеской, а потом ответишь устройство дрели. И о совках и скобках выясним вопрос.

— У меня день рождения, — окончательно испугался Славка. — Вы же сами сказали.

— Получишь приличную оценку, и будет тебе подарок от меня. — Виктор Борисович открыл журнал.

— А если двойку?

— Это огорчит твоих близких и меня в том числе.

«Да, — подумал Славка. — Близкие уже огорчены».

Славка прислушался… В коридоре тихо. Лишь бы Виктор Борисович не поднялся в учительскую. Заправил в тиски навеску и взял напильник.

 

«Н-да, товарищ ученик, — сказала бы учительница географии Марта Николаевна, — странно у вас начинается день рождения».

 

* * *

 

По улице идёт человек в большом почтовом конверте на голове. Конверт надет как шапка.

Это Стаська. Он идёт в конверте, чтобы никто не видел его зелёной головы.

Стаська спешит, и он знает куда: есть только одно место, где ему могут помочь.

Екатерина Сергеевна посоветовала. Она добрая и всегда посоветует что-нибудь доброе, не то что Нина Игнатьевна: срез коры, срез чуба — для неё безразлично. А для Стаськи вовсе не безразлично.

Где тогда его преимущество?

Дунул ветер, и у Стаськи с головы улетел конверт. Стаська кинулся догонять. Конверт погнало ветром прямо на перекрёсток.

Стаська бежит между троллейбусами и автобусами. Грузовиками и такси. Сверкает зелёной головой. Надо скорее догнать конверт. А то посыплются насмешки. Он уже хлебнул горя, пока шёл без конверта.

Стаська выскочил на тот самый перекрёсток, на котором они со Славкой дрались, когда вывалились из «пикапа». Вдруг заметил того самого милиционера…

Этого ещё не хватало!

Милиционер приготовился было свистеть, но Стаська успел схватить конверт, надеть на голову и скрыться за троллейбусом.

Вот так день рождения! Ничего себе денёк. Не соскучишься!

С братом он как-нибудь рассчитается. И с его дружками-приятелями.

Наступит его час. Пробьёт его час. Или как правильно будет — Стаська даже запутался, — чей час должен пробить? Его час или их час? Славкин и его дружков? В общем, неважно.

Стаська шагает по тротуару и читает вывески и объявления: пирожки, котлеты, фотоателье.

 

Не то.

Перчатки, соки, книги. Кулинарные изделия, комплексные обеды, выставка-распродажа колбасных изделий. Всё не то, что ему надо.

Месячник распродажи пуговиц.

Стаська остановился. Смешно. Целый месяц можно покупать пуговицы. После сражений в классе всегда летят пуговицы. Такие месячники просто необходимы.

Стаська натолкнулся на Лёльку. Лёлька покупала в палатке эскимо.

— Стасик! — закричала Лёлька. — Твой портфель в школе остался.

Стаська махнул рукой. Ему было не до портфеля и не до Лёльки. Но Лёлька шла уже сзади.

— А на день рождения приходить? — Она развернула эскимо и откусила первый кусочек. От удовольствия зажмурилась.

— Приходить. — Он хотел поскорее отделаться от Лёльки.

— А на дне рождения ты будешь в этом конверте? Где ты его взял?

— На почте купил. Некогда мне. Понимаешь? — И Стаська прибавил шагу. Но и Лёлька прибавила шагу.

— Ты опять в битники записался?

— Отстань!

Возле бакалеи Стаська и Лёлька увидели детскую коляску. В коляске лежал измазанный зелёнкой Марусин брат. Стаську передёрнуло: Марусиного брата он сейчас просто видеть не мог.

Лёлька вошла в бакалею, чтобы узнать, что там, может быть вкусное, покупает Маруся. А Стаська отправился дальше. Наконец он увидел то, что искал, — химчистка.

Робко открыл двери и вошёл.

У прилавка стояла очередь с узелками, сумками и чемоданами. Стаська спросил, кто в очереди последний. Ему сказали.

Очередь продвигалась медленно. Из сумок, узелков и чемоданов люди доставали кофты, свитера, пиджаки, брюки. Сдавали приёмщице в чистку.

Кто-то достал ковёр. Ничего, приняли.

Стаська внимательно прислушивался, о каких пятнах говорят. Что здесь выводят, а что не выводят.

Сливочное масло выводят, а подсолнечное не выводят. Красную тушь выводят, а чернила не выводят. И кофе не выводят, и пиво не выводят, и мастику. А чай выводят.

Худой и высокий дядька в шляпе доказывал, что мокрая чистка лучше сухой. А другой дядька, с баулом, говорил, что наоборот — сухая чистка лучше мокрой. Потому что в сухой чистке вещи лучше гладят.

Стаська стоял и думал: а что это за чистка, в которую он пришёл, — мокрая или сухая? И вообще ему в какую — мокрую или сухую?

Дядька с баулом, когда наступила его очередь, раскрыл баул и вытащил одеяло. Приняли, как и ковёр. Ничего не сказали.

А худой и высокий дядька сдал шляпу: снял её с головы, и всё.

Стаську это взбодрило. С головы сдают шляпу, а он покажет голову.

Мимо окна химчистки прошли Лёлька и Маруся. Лёлька что-то жевала из бакалейных товаров. Маруся катила коляску с братом. Стаська присел на пол, чтобы они его не заметили.

Приёмщица наклонилась через прилавок, спрашивает:

— Гражданин, у вас что?

— У меня вот, — поднялся Стаська, снял с головы конверт. Смущаясь, вытянул шею и повертел головой. — У меня голова… Пятно на голове…

 

Приёмщица потрогала волосы.

— Чернила?

— Зелёнка.

— Это всё равно что чернила.

— А у вас какая чистка — мокрая или сухая?

— Тебя не спасёт ни мокрая и ни сухая. В парикмахерскую надо.

— Что? Наголо? — завопил Стаська, схватил конверт и выбежал на улицу.

 

* * *

 

В школе по коридору крадётся Славка. Он крадётся в свой класс, чтобы забрать портфель.

Все как будто бы разошлись. Но Славка соблюдает осторожность: человек никогда не гарантирован от непредвиденных встреч. Такова жизнь.

Славка пробирается от укрытия к укрытию перебежками. Так обычно пробираются опоздавшие. Они тоже не любят непредвиденные встречи — с учителями или с Алексеем Петровичем.

Славка благополучно добрался до третьего этажа. Повременил. Огляделся. Ему показалось — мелькнула вдалеке тень. Тоже вроде кто-то пробирается.

Славка вскочил в класс, подбежал к своей парте. Вытащил портфель и начал укладывать тетради, учебники, альбом для рисования.

Вдруг дверь класса скрипнула и открылась.

Славка спрятался под парту. Может быть, это нянечка. Может быть, дед Валерий.

В класс вошёл Стаська. На голове — почтовый конверт. Славка затаился, перестал дышать. Сидит размышляет: что теперь будет? Для чего здесь Стаська? Вот уж встреча непредвиденная!..

Стаська подошёл к своей парте, вытащил портфель. Значит, тоже за вещами. Соберёт их и уйдёт.

Стаська собрал было уже портфель, как вдруг поглядел в сторону парты брата.

Увидит или не увидит? В лице Стаськи что-то переменилось, и он вдруг начал красться.

«Увидел», — подумал Славка. Но он ошибся: брат, соблюдая осторожность, крался к его портфелю.

Славка на четвереньках кинулся из класса в коридор.

Стаська вначале растерялся, но потом тоже кинулся в коридор.

Славка помчался вниз, в подвал. Где же прятаться, если не в мастерской?.. Стаська гнался по пятам. Славка вбежал в мастерскую. И Стаська ворвался в мастерскую.

Дверь за ними захлопнулась…

 

* * *

 

Около школы на скамейке сидит дед Валерий. Он, как всегда, в валенках на «молнии», хотя солнце светит по-летнему. И, как пишут в диктантах школьники, «на небе ни облачка».

К деду подсел Виктор Борисович: он вышел за спичками, чтобы прикурить сигарету. И вообще чтобы немного передохнуть от мастерской и классных журналов.

У деда Валерия оставалась одна лишь коляска: остальных младенцев матери уже разобрали. В коляске висел игрушечный попугай. Он привлекал внимание воробьев. Они летали низко и разглядывали попугая.

Подъехал знакомый автомобиль. За рулём Шустиков-папа. Рядом с ним сидел директор школы, а между ними Трамвайчик.

Шустиков-папа и Алексей Петрович вышли из машины. Вслед за ними выпрыгнул Трамвайчик.

Воробьи перестали разглядывать попугая и начали разглядывать Трамвайчика. Такой собаки в переулке ещё не было. Трамвайчик вынужден был на них даже гавкнуть.

Это он гавкнул впервые за весь день. Он не сторонник гавканья. Он любит тихо предаваться размышлениям над жизнью.

А сегодня было над чем поразмыслить: для него начиналась новая жизнь.

Алексей Петрович поздоровался с дедом Валерием и Виктором Борисовичем. Он был в отличном расположении духа — ничего ещё не знал.

На крыльцо вышла тётя Ася. Как только увидела директора и отца близнецов, начала рассказывать, что случилось.

Она показала зелёные пятна, которые остались у неё на руках. Хотела показать пятна, которые остались даже на школе.

Отец слушает, и лицо его становится всё печальнее и печальнее. Он достал сигарету и закурил.

— Где они сейчас?

Тётя Ася пожимает плечами: она не знает.

И дед Валерий не знал: ребята входят в школу и выходят из неё по многу раз. И никак не упомнишь, кто остался ещё в школе, а кто ушёл совсем.

Виктор Борисович сказал, что у него дополнительно занимался Слава.

— Не занимался, а прятался, — опять заговорила тётя Ася. — Об этих близнецов все нервы испортишь. Клавдия Васильевна об них совершенно испортила нервы. И вот теперь руки. — И тётя Ася опять показала свои руки.

— Для меня тоже было странным, что он явился дополнительно заниматься трудом, — задумчиво проговорил Виктор Борисович.

Дед Валерий пытался ещё вспомнить, что Стаська вроде бы возвращался в школу, а может, он и путает. На голове у Стаськи что-то странное было, но не зелёное.

Директор, Виктор Борисович и отец близнецов молча курили. Наконец директор сказал отцу, чтобы он спокойно продолжал работать и не волновался. Всё будет в порядке и в отношении сыновей и дня рождения. В этом заинтересованы сами близнецы. Директор кое с кем договорится и подготовит всему классу одну воспитательную меру. На этот раз, кажется, достаточно энергичную.

В машину погрузили пустую посуду, Шустиков-папа сел за руль, посадил Трамвайчика, и они уехали.

Алексей Петрович пошёл наверх, в учительскую, в свой кабинет. Тётя Ася пошла вслед за директором, она всё-таки хотела показать ему пятна на школе. Виктор Борисович остался на крыльце. Поговорил ещё немного с дедом Валерием об окончании учебного года, об отчётности, которая кого угодно измучает.

В коляске заплакал ребёнок.

Дед Валерий встал с крыльца и подошёл к нему. Погремел коробком со спичками. Потом чирикнул и даже хрюкнул.

Виктор Борисович громко смеялся и, кажется, забыл об отчётности.

Игрушечный попугай завертелся от восторга и перевернулся вверх ногами.

Коляска успокоилась, перестала плакать.

Из магазина вернулась молодая женщина с покупками. Сложила всё в коляску, кивнула ласково деду Валерию и покатила коляску домой. Среди прочих свёртков выделялась коробка с пирожными.

— Что-то много нынче пирожных наблюдается, — сказал дед, возвращаясь на крыльцо школы. — Не иначе, к празднику Шустиковых куплены.

 

* * *

 

Стаська и Славка стоят в мастерской и размахивают автоматическими ручками. Перед ними раскрытый классный журнал.

— Теперь всем твоим конец! — кричит Стаська.

— И твоим!

— И тебе самому!

— И тебе самому тоже!

По коридору подвала кто-то идёт.

Братья замолкают, чувствуют опасность.

Шаги ближе и ближе.

Стаська отскакивает от классного журнала. И Славка отскакивает от журнала.

В мастерскую входит Виктор Борисович. Он поражён.

Не верит своим глазам.

— Опять здесь?! И оба?

— Да, — говорит Славка и напряжённо смотрит то на классный журнал, то на брата.

— Что, теперь ты пришёл позаниматься трудом? — спросил Виктор Борисович Стаську.

— Я? Трудом?..

— Дополнительно, а?

— Я за ним пришёл, — нашёлся Стаська.

— За ним? А почему на голове конверт?

— Письмо писать будем… бабушке или дедушке. — Теперь Славка нашёлся.

— Понимаю. И ручки приготовили.

— Да.

— А я слышал, вы обливаетесь зелёнкой по случаю дня рождения. Дерётесь.

— Разве мы сейчас дерёмся? — притворно удивился Стаська. — Мы сейчас не дерёмся. — Стаська продолжает напряжённо смотреть на классный журнал, потому что Виктор Борисович взял его в руки.

Славка тоже не отрываясь смотрит то на Виктора Борисовича, то на классный журнал. Сию минуту Виктор Борисович всё увидит!

Но Виктор Борисович, не глядя, захлопнул журнал и положил его вместе с другими журналами.

— Мне кажется, вы свободны. Письмо бабушке или дедушке не обязательно писать в слесарной мастерской.

— Конечно, — с облегчением ответил Славка.

— Я, пожалуй, пойду, — сказал Стаська.

— Только что приезжал ваш отец с каким-то Трамвайчиком.

Но близнецы были словно парализованные и ни на что не откликались.

— Я тоже пойду, — сказал Славка. — Портфель забрать надо.

— И я заберу портфель.

— Невероятно. Занимаетесь дополнительно трудом, письмо пишете. Невероятно!

— Угу, — буркнули братья Шустиковы.

Виктор Борисович, Стаська и Славка вместе пошли наверх. Виктор Борисович нёс классные журналы.

Дойдя до учительской, он кивнул братьям и исчез в дверях.

Братья остались стоять. Может быть, впервые за многие годы они стояли рядом тихо и мирно.

Стаська наклонился и хотел заглянуть в замочную скважину. Ему мешал конверт. Тогда в скважину заглянул Славка.

— Кладёт журналы в шкаф. И наш тоже.

— Надо украсть. И выбросить. Вроде потерялся.

— Украдёшь… Запер шкаф на ключ. — И вдруг Славка отскочил от скважины. — Там Алексей Петрович!

Стаська повернул конверт поперёк головы и тоже заглянул в замочную скважину. Потом приложил к скважине ухо.

— По телефону разговаривает. О нас с тобой.

— Бежим отсюда!

— Погоди. И о пожарной команде что-то. «Товарищ лейтенант, говорит, энергичная мера… товарищ лейтенант…»

— Бежим! — теребил брата Славка.

— А о каком трамвае говорил Виктор Борисович? — вспомнил вдруг Стаська.

— Не знаю. Здесь нет трамваев.

Братья помчались на третий этаж, чтобы наконец забрать портфели и удрать из школы.

 

6

 

Дома Славку и Стаську встретила мама. Тут же заторопилась на кухню. Не обратила внимания, что один из сыновей в почтовом конверте на голове и что вообще небывалый случай — сыновья пришли вместе.

Прежде бы мама удивилась, а сейчас нет. День рождения внёс бодрость и веру, что сегодня всё должно быть только хорошо. И — самое основное — мама ничего не знала о зелёнке.

Близнецы остались стоять в коридоре.

Славка сказал:

— Надо было всё-таки подождать и украсть.

— Как его украдёшь? Он в шкафу.

— Замок разломать.

— Чем ты его разломаешь?

— В мастерской всякий инструмент.

— Мастерскую дед Валерий запирает. Если бы только сразу взяли инструменты.

— Что же с нами будет?

Из кухни доносился голос мамы. Она сердилась на духовку, которая не так себя вела. Температуру превышала, что ли…

Близнецы перешли на шёпот.

— А зелёнкой меня кто облил?

— А кто портрет мой нарисовал? И молоток?

— Молоток… А я теперь вот какой! Из-за тебя!

Стаська сдёрнул с головы конверт.

— Вот какой!.. — Он не удержался и эти слова почти выкрикнул.

Стаська был уже не зелёный, а… лысый! Белый!

Его голова сверкала вся в разные стороны, выскобленная бритвой.

Начисто. До абсолютной белизны. Ну, как пустая посуда.

И если Славку дразнили лысым, то он был всё-таки стриженным под машинку, а не выскобленным, бритвой, как пустая посуда.

Но Славку ничего сейчас не радовало. Он был напуган событием в мастерской.

— А вдруг стихийное бедствие… — сказал Славка.

— С кем?

— Со школой. И нам повезёт!

Стаська ничего не ответил. Его беспокоил собственный внешний вид. Стаська потёр ладонью голову. Поглядел на себя в зеркало, которое висело тут же, в коридоре. Он был не то чтобы несимпатичным, он был страшным!

Ни старик, ни мальчик… Неизвестно кто! Лошадкин, Верблюдкин!..

А что он мог сделать, когда в парикмахерской так и сказали: стрижка не поможет, только бритьё головы…

Как это говорится… Вас побрить?

В дверь позвонили.

— Откройте! Стася! Слава! — крикнула из кухни мама.

Славка открыл двери. Стаська быстро натянул на голову конверт.

Вошла соседка Вера Филипповна. Она живёт этажом выше. Начала отстёгивать у дверей боковые крючки, чтобы раскрыть двери широко. Так делают, когда хотят внести в квартиру большую мебель.

— Помогите, что же вы стоите! — сказала Вера Филипповна близнецам.

— Это вы, Вера Филипповна? — крикнула опять из кухни мама.

— Я!

— Что-то у меня духовка дымит.

— Иду! Игорь! Лиза! Несите стол! — Это уже Вера Филипповна крикнула в сторону лестничной площадки своим детям.

Игорь и Лиза — её дети. Они старшеклассники, учатся в той же школе, что и Стаська и Славка.

Близнецы раскрыли совсем широко двери.

Вера Филипповна заспешила на кухню к маме, а Игорь и Лиза втащили стол. Они принесли его из своей квартиры.

Стаська и Славка начали помогать тащить стол дальше. В это время у Стаськи с головы совершенно неожиданно упал конверт.

— Что это ты вдруг такой? — удивилась Лиза. — И вообще, кто это из вас двоих такой теперь?

— Это Стаська такой, — сказал Славка. — А я остался, каким и был.

— Странную ты выбрал причёску, братец, — улыбнулся Игорь.

— Вы что же, поменялись?

— Поменялись, — неохотно ответил Стаська. — Так получилось.

— Всех запутаете и себя тоже.

Стол втащили в комнату. Здесь уже стояли другие столы.

— Откуда их набралось! — удивился Славка.

— Несут отовсюду, братец! Грандиозное торжество устраиваете.

Близнецы вздохнули:

— Мы ничего не устраиваем.

— Полно скромничать, — сказал Игорь и провёл ладонью по голове Стаськи.

Стаська даже съёжился от непривычки. Неужели по нему будут все стучать пальцами, как стучат по Славке?

Лиза пошла на кухню.

— Вы Славе разрешили причёску носить? — спросила она у мамы близнецов.

— Нет ещё, но разрешу. Вечером объявлю им. Оба будут с причёсками.

— Как — оба? Стася ведь лысый!

— Стася не лысый. Это Славу дразнили лысым.

— Нет, Стася теперь лысый.

— Не понимаю…

— Просто совершенно лысый! — настаивала Лиза.

Славка слушал эти слова, и в нём внутри, как в духовке, повышалась температура. Дым сейчас пойдёт!

Вот обида… Несчастье…

Да знай он раньше, не вылил бы на голову Стаськи зелёнку. А если бы не вылил зелёнку, они не попали бы со Стаськой в слесарную мастерскую. А если бы не попали в слесарную мастерскую, не видели бы и в глаза классный журнал. А если бы не видели в глаза журнал, ничего бы с журналом не случилось.

Мама вбежала в комнату.

Игорь и Стаська пристраивали стол к другим столам.

Мама застыла, точно поражённая громом («Он застыл, точно поражённый громом» — фраза из очередного школьного диктанта).

— Что это?! — закричала мама. — Кто это тебя, Стасик?

Стаська вздрогнул, как будто его укололи иголкой, и сказал:

— В парикмахерской.

— Что? В какой парикмахерской? Я немедленно туда позвоню! — Мама кинулась к телефону. — Они не имели права так тебя… — Мама чуть не сказала — обезобразить. Но в последний момент всё-таки удержалась.

— Это я сам, — ответил спокойно Стаська. — Я зелёный был.

— Что?

Славка никогда не думал, что Стаська такой мужественный: он не говорил, что во всём виноват родной брат.

— Мне в школе голову мыли. Галя мыла. И ещё чем-то тёрли из пробирки. Не помогло. В химчистку я ходил. Не приняли. А в парикмахерской сказали: только если побрить.

— Но почему ты оказался зелёным? И в такой день! В такой день! — Мама нервно теребила телефонную трубку.

— Это я его. — Славка набрался мужества. — Это я его облил зелёнкой.

— Он нечаянно, — вдруг сказал Стаська.

Мама положила на место трубку. Её удивило не то, что один брат облил другого зелёнкой, а то, что один брат в отношении другого употребил такое слово, как «нечаянно»!

Вспомнила ещё она и то, что из школы пришли вместе и никаких драк и ссор. Близнецы единодушны. Может быть, начал оказывать влияние день рождения?

Хотя бы!

Мама ещё раз взглянула на Стаську. Он всё-таки был… Нет, это не навсегда, успокоила себя мама. Отрастут волосы, и её мальчики станут нормальными мальчиками — похожими близнецами.

В квартиру втаскивали ещё стол. Это были уже другие соседи, которые живут на два этажа выше. На столе были сложены стулья.

Мама поблагодарила и этих соседей за стол и стулья, а сама заторопилась на кухню, к Вере Филипповне.

Игорь и вновь прибывшие соседи подставили вновь прибывший стол к прежним столам. В комнате уже просто ходить было невозможно от количества столов!

Вновь прибывшие соседи тоже попытались выяснить у Стаськи, кто он — Стаська или Славка? И если он всё-таки Стаська, то зачем он это сделал?

Но Стаська быстро пролез под столами и убежал в другую комнату.

Славка побежал вслед за ним: он сочувствовал брату, потому что сам очень долгое время считался лысым.

 

* * *

 

Гости, взрослые и невзрослые, прибывали просто пачками. Двери квартиры не закрывались ни на минуту.

Искра и Женя были в парадных фартуках, вроде бы на официальном школьном торжестве. Вовка был в неимоверно начищенных ботинках и с белоснежным платком, который он как бы невзначай всё время доставал из кармана.

Вадька — из принципа — никаких добавлений к туалету не сделал. А как был в классе в рубашке, потёртой на локтях, так в ней и остался.

Пришла Лёлька — тоже в белом фартуке — и сразу же стащила со стола печенье. Лёлька своего не упустит. Пришёл Дима и принёс в подарок Славке коробку с пирожными. И Ковылкин принёс коробку с пирожными для Славки.

Но Ковылкин и Дима чуть не отдали коробки Стаське вместо Славки. Потому что перепутали лысого Стаську с нелысым теперь Славкой.

Ковылкин был в новом костюме, а Дима пришёл в тапочках. Он всё ещё прыгал — определял, какая у него нога толчковая.

Таня и Маруся тоже принесли коробки с пирожными. Но, конечно, для Стаськи. И тоже едва не отдали их наоборот: это значит Славке.

Сторонники разных партий здорово подзапутались. Но потом все во всём разобрались. Хотя и там и там пирожные были одинаковыми, и, если бы коробки и перепутали, большой беды не случилось.

Правда, сторонники Стаськи не могли привыкнуть, что Стаська оказался лысым. И голова его сверкала вся в разные стороны.

Мама подозвала Стаську и выдала ему старый отцовский берет «Мостранс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: