Глава IV. Внутреннее убранство дома

Частная коллекция автора: Арендный договор о найме у Жеана Трюдена дома в Париже, подписанный Франсуа дю Валь де Мулен, маркизом де ФонтенеМарёй, и предусматривающий годовую арендную плату в размере 600 турских ливров, от 2 января 1629 г. – Арендный договор, заключенный между Гаспаром де Колиньи, маршалом де Шатийоном, и Никола Маре, о найме особняка в городе Париже и предусматривающий годовую арендную плату в размере 2 400 ливров. – Инвентарные описи имущества, сделанные после кончины: Дени де Кинто, служителя мадемуазель де Монпансье, 10 июля 1620 г.; – Луизы де Фортиа, супруги Никола де Байёля, сеньора де Ваттело‑сюр‑ла‑мер и де Суази‑сюр‑Сен, государственного советника и президента Большого Совета, 4 января 1621 г.; – Жеана де Фаволя, сеньора де Ла Доди, государственного советника и адъютанта бригадного генерала войск и лагерей королевской армии, 19 июля 1621 г.; – Дени Фургонно, бывшего одновременно каноником коллегиальной церкви Сент‑Оноре и священником в Шаронн‑ле‑Пари, 12 августа 1626 г.; – Франсуазы де Лонсак, маркизы де Монгла, «гувернантки Наших Сеньоров и Дам, Детей Короля Франции», а главным образом – монсеньора Дофина, будущего короля Людовика XIII, вдовы Робера де Арле, маркиза де Монгла, государственного советника, исполнявшего распоряжения короля, 6 апреля 1633 г.; – Жанны Дарлю, супруги Пьера Карлье, парижского буржуа, 5 мая 1642 г.

 

 

Глава V. Обычаи и нравы частной жизни

Частная коллекция автора: Договор о сделке между Пьером Гийомом и Франсуа Раффаром, торговцами, проживающими в Париже на улице Монторгёй, с одной стороны, и Анной Лотарингской, доверенным лицом Генриха Савойского, герцога де Немура, ее супруга, о том, что они обещают передавать ежедневно в особняке герцога на улице Паве товары, согласованные в отдельном списке, приложенном к этому договору, 23 июня 1620 г.

 

 

Глава VI. Интеллектуальная жизнь и нравственные муки изголодавшихся, иными словами – литераторов

Исторический архив Министерства иностранных дел: Франция, t. 837, f‑o 81 – Estat des appointements et pensions des princes, princesses, officiers… (et gens de lettres) 1640. Сведения о жалованьи и пенсионах принцев, принцесс, служащих,… (и литераторов), 1640[159]

 

 

Глава VII. Светская жизнь. Салоны

Для этой главы были использованы многочисленные рукописи, с которыми мы частично познакомили читателей в своих предыдущих работах: «Le Plaisant Abbe de Boisrobert, fondateur de l'Academie Francaise», Paris, Mercure de France, 1909, in‑18 («Милейший аббат де Буаробер, основатель Французской академии», Париж, 1909); «La Joyeuse Jeunesse et la Fin troublee de Tallemant des Reaux», Paris, Emile‑Paul freres, 1921‑1930, 2 vol., in‑18 («Веселая юность и беспокойный жизненный финал Таллемана де Рео», Париж, 1921‑1930).

Нехватка бумаги вынудила нас, к нашему величайшему сожалению, сократить нашу библиографию до минимума, оставив только самые общие сведения об использованных рукописях и документах. Однако на самом деле данная работа имела в числе источников еще и огромное количество опубликованных в эпоху Людовика XIII книг. Более двух дюжин небольших, типа брошюры, изданий, памфлеты, пьесы всех жанров, самая разнообразная литература того периода – вот откуда мы черпали «вкусные» детали, касающиеся общественной и частной жизни далекого от нас времени. Мы использовали также – в самых разных местах книги и при исследовании разных тем – опубликованные в виде книжечек малого формата (in‑12; in‑8; in‑4) королевские указы (ордонансы), заявления, распоряжения, приговоры, вынесенные во время разных судебных заседаний, постановления полиции и другие аналогичные документы. Поэтические антологии и сборники – хоть лирики, хоть сатир; реалистические произведения Агриппы д'Обинье, Жана де Ланнеля, Шарля Сореля, некоторые театральные пьесы – такие, к примеру, как живописнейшая «Ализон» сьера Дискре, эпистолярное наследство знаменитых (сам Людовик XIII, Ришелье, Малерб, Бальзак, Шаплен, Ги Патен, Бурсо) и менее знаменитых людей (Жан Овре, Гомбо, Саллар), «Сборник новых писем» («Recueil de Lettres nouvelles», 1634), отчеты путешественников, источники по истории Парижа, мемуары, газеты «Mercure francois» и «Gazette» Ренодо, драгоценные «Трактат о полиции» Деламара («Traite de la Police» Delamarre) и «Сборник старинных французских законов» Изамбера («Recueil d'anciennes lois francaises», Isambert), наконец, словари и энциклопедии Furetiere, Richelet, Jal, Franclin, равно как и громадное количество других изданий, перечислить которые нет возможности, иногда очень редких, также позволили нам выстроить с большой вероятностью правдоподобия, а может быть, и – хочется надеяться – истинной правды, картину нравов, предложенную нами читателям.

 

Приложение

 

 

I. Основные печатные источники и литература (1945‑2002)

1 Cardinal de Richelieu. Testament politique. Ed. Louis Andre. Paris, 1947.

2 Grillon P., ed. Les papiers de Richelieu. Section politique interieure. T. 1‑6. Paris, 1975‑1985; Wild A., ed. Les papiers de Richelieu. Section politique exterieure. T. 1. Paris, 1982.

3 Heroard J. Journal. Ed. P.Chaunu et M. Foisil. Paris, 1989.

4 Peiresc N.‑C. de Fabri de. Lettres a Malherbe. Ed. Raymond Lebegue. Paris, 1976.

5 Adam A. Histoire de la litterature francaise au XVII siecle. L'epoque d'Henri IV et de Louis XIII. Paris, 1948.

6 Berce Y.‑M. Fete et revolte. Des mentalites populaires du XVIe au XVIIIe siecle. Paris, 1976.

7 Billacois F. Le duel dans la societe francaise des XVIe‑XVIIe siecles. Paris, 1986.

8 Blet P. Le clerge de France et la monarchie. Etude sur les Assemblees generales du clerge de 1615 a 1666. T. 1. Rome, 1959.

9 Blunt A. Art and architecture in France, 1500‑1700. Baltimore, 1970.

10 Bonney R. Political change in France under Richelieu and Mazarin, 1624‑1661. Oxford, 1978.

11 Brodel F., Labrousse E., gen. eds. Histoire economique et sociale de la France. 1450‑1660. T. 1‑2. Paris, 1977‑1983.

12 Chevallier P. Louis XIII. Paris, 1979.

13 Constant J.‑F. Les conjurateurs. Le premier liberalisme politique sous Richelieu. Paris, 1987.

14 Dictionnaire du Grand Siele. Ed. F. Bluche. Paris, 1997.

15 Duccini H. Concini. Grandeur et misere du favori de Marie de Medicis. Paris, 1991.

16 Dulong C. Anne d'Autriche. Paris, 1985.

17 Gibson W. Women in XVII‑th century France. London, 1989.

18 Hunt D. Parents and children in history. The psychology of family life in early modern France. New York, 1970.

19 Kettering S. Patrons, brokers, and clients in XVII‑th century France. New York, Oxford, 1986.

20 Labatut J.‑P. Les ducs et pairs de France au XVIIe siecle. Paris, 1972.

21 Lacroix P. Ballets et mascarades de cour de Henri III a Louis XIV. 1581‑1652. Paris, 1968.

22 Lougee C. Le paradis des femmes. Women, salons, and social stratification in XVII‑th century France. Princeton, 1976.

23 Mandrou R. Introduction to modern France. 1500‑1640. Paris, 1976.

24 Martin H.‑J. Livre, pouvoirs et societe a Paris au XVIIe siecle. 1598‑1701. 2 vol. Geneve, 1969.

25 Moote A. L. Louis XIII, the Just. Berkeley, Los Angeles, London, 1991.

26 Mousnier R. Cardinal de Richelieu. Paris, 1992.

27 Mousnier R. La venalite des offices sous Henri IV et Louis XIII. Paris, 1971.

28 Mousnier R. Les institutions de la France sous la monarchie absolue. T. 1‑2. Paris, 1974‑1980.

29 Mousnier R. Paris, capitale au temps de Richelieu et de Mazarin. Paris, 1978.

30 Mousnier R., ed. Lettres et memoires adresses au chancelier Seguier (1633‑1649). Paris, 1964.

31 Mousnier R., ed. Richelieu et la culture. Paris, 1985.

32 Ranum 0. Artisans of glory. Writers and historical thought in XVII‑th century France. Chapel Hill (USA), 1980.

33 Ranum O. Richelieu and the councillors of Louis XIII. Oxford, 1963.

34 Schalk E. From valor to pedigree. Ideas of nobility in France in the XVI‑th and XVII‑th centuries. Princeton, 1986.

35 Solnon J.‑F. La cour de France. Paris, 1987.

36 Tapie V.‑L. La France de Louis XIII et de Richelieu. Paris, 1967.

 

 

II. Источники и литература на русском языке (1945‑2002)

1 Внутренняя политика французского абсолютизма. 1633‑1649 гг. / Под ред. А. Д. Люблинской. М.‑Л., 1966‑1980. Т. 1‑2.

2 Кардинал де Рец. Мемуары. М., 1998.

3 Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. Л., 1993.

4 Мемуары мессира д'Артаньяна. Т. 1‑3. М., 1995.

5 Письма Анны Австрийской в Российской национальной библиотеке в Санкт‑Петербурге. Вступительная статья, публикация и комментарии В. В. Шишкина // Средние века. Вып. 60. Москва, 1997.

6 Сен‑Симон. Мемуары. Т. 1‑2. М., 1991.

7 Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. М., 1990.

8 Таллеман де Рео Ж. Занимательные истории. Л., 1974.

9 Фюретьер А. Мещанский роман. М., 1962.

10 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

11 Блюш Ф. Людовик XIV. М., 1998.

12 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV‑XVIII вв. Т. 1‑3. М., 1986‑1992.

13 Губер П. Мазарини. М., 2000.

14 Дэвис Н. 3. Возвращение Мартина Герра. М., 1990.

15 Кармона М. Мария Медичи. Ростов‑на‑Дону, 1998.

16 Кнехт Р. Ришелье. Ростов‑на‑Дону, 1997.

17 Кожокин Е. М. Государство и народ. М., 1989.

18 Колосов H. E. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории. 1989. № 1.

19 Копосов H. E. Высшая бюрократия во Франции XVII века. Л., 1990.

20 Люблинская А. Д. Франция в начале XVII века. Л., 1959.

21 Люблинская А. Д. Франция при Ришелье. Л., 1982.

22 Люблинская А. Д. Французские крестьяне в XVI‑XVIII вв. Л., 1978.

23 Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII века. М.‑Л., 1965.

24 Мэлов В. Н. Кольбер. М., 1991.

25 Молдавская М. А. У истоков рабочего движения во Франции. Киев, 1989.

26 Пименова Л. А. Дворянство Франции в XVI‑XVII вв. // Европейское дворянство XVI‑XVII вв.: границы сословия. М., 1997.

27 Поршнев Б. Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623‑1648). М.‑Л., 1948.

28 Сказкин С. Д. Из истории социально‑политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981.

29 Черкасов П. П. Кардинал Ришелье. М., 1990.

30 Шишкин В. В. Дворянское окружение Людовика XIII // Французский ежегодник, 2001. М., 2001.

31 Шишкин В. В. Мужчины в доме французской королевы XVI‑XVII вв. // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. Под ред. H.A. Хачатурян. М.‑СПб., 2001.

32 Шишкин В.В. Следствие по делу королевы Анны в 1637 г. (Приложение: Кардинал де Ришелье. «Описание того, что произошло по делу королевы в августе 1637 г.»; Заявление королевы Анны от 17 августа 1637 г.; Новое заявление королевы от 22 августа 1637 г.; Копия памятной записки Людовика XIII от 17 августа 1637 г.) // Право в средневековом мире. Вып.2‑3. СПб., 2001.

33 Шишкин В.В. Эволюция французского королевского двора в конце XVI – первой трети XVII вв. // Средние века. Вып. 59. Москва, 1997.

34 Элиас Н. Придворное общество. М., 2002.

 

Составитель Шишкин В. В.

 

 


[1] «Астрея» – пасторальный роман Оноре д'Юрфе (1607‑1628), оказавший огромное влияние на прециозную литературу последующего времени. – Прим. пер.

 

[2] Шарль Сорель, сир де Сувиньи – французский писатель.

 

[3] Среди этих «вотчин» назовем еще следующие: монастырь Нотр‑Дам, Тампль, аббатство Сен‑Жермен‑де‑Пре, Сен‑Лазар, Сен‑Жан‑де‑Латран, Арсенал, аббатство Святой Женевьевы и т. д. Ими управляли бальи. Между ними и собственно городом нередко возникали правовые и имущественные споры. В пределах ленных владений ремесленники могли открывать лавочки, не имея патента, а в черте города они были лишены этого преимущества. Из всех «вотчин» только Университет обладал собственной почтой.

 

[4] Цифра, которую мы приводим здесь, взята из подлинных регистрационных книг, где содержатся данные о взимании пошлины «за грязь». Другая цифра, которую можно найти в путеводителе по Парижу Антуана де Шаварланжа, на тридцать две тысячи больше.

 

[5] Подрядчики и каменщики, возводившие здания, будучи не уверены в их прочности, гарантировали, что они простоят не более десяти лет. Так говорит Деламар в своем «Трактате о полиции».

 

[6] Каменные дома строились высотой от семнадцати до двадцати метров, деревянные – в пределах шестнадцати метров.

 

[7] Восемь в квартале Сен‑Мартен, семь – в квартале Сен‑Марсель плюс там же – одна овчарня.

 

[8] В новых кварталах все получалось наоборот: к примеру, на Монмартре при застройке сразу же предусматривалась необходимость насыщения кислородом легких города. Тридцать два сквера, часть которых занимала площадь не менее двадцати туаз, сдавались в аренду или служили площадками для игры в шары, и наличие этих садов самым что ни на есть чудесным образом сказывалось на условиях жизни обитателей двенадцати улиц, образовывавших квартал в 1637 г.

 

[9] В течение всего XVII в. настоящие тротуары имелись лишь на Новом и Королевском мостах.

 

[10] «Крики Парижа», характерные для эпохи Людовика XIII, сохранил для нас один весьма интересный человек – Амброзио де Салазар, служивший Его Величеству секретарем‑переводчиком с испанского. Они были собраны и опубликованы в небольшом и чрезвычайно редком, до сих пор никогда и никем не цитировавшемся издании, выпущенном вроде бы под названием «Tradado de las cosas mas notables qui se veen en la gran ciudad de Paris» в 1616 г. В этой книжке кроме собственно криков, видимо, записанных на улицах, можно было найти краткое описание столицы и ее важнейших памятников. Возможно, автор позаимствовал записи парижских уличных криков, изложив их в сокращенном варианте, из «Новой песни всех криков Парижа», которая упоминается гораздо позже, в 1714 году, в небольшой работе Труа «Крики Парижа» Сходство текстов позволяет верить в такое предположение. Следовательно, эту «песню» следует датировать началом XVII в.

 

[11] Их называли еще «рыцарями доброй самаритянки».

 

[12] Написанная и опубликованная в 1614 г. остроумная, изложенная великолепным стихом пьеса «Le Mathois ou Marchand mesle, propre a tout faire», в которой дан точный портрет этой продувной бестии, была переиздана во времена Фронды, в 1649 г., без первого четверостишия, и это может послужить доказательством того, что один и тот же персонаж возникал вновь и вновь во все эпохи смут.

 

[13] Определение «дешевка» («pierreuses») применительно к уличным проституткам самого низкого пошиба появилось отнюдь не в наше время: его можно встретить уже в некоторых произведениях «вольной» литературы эпохи царствования Людовика XIII.

 

[14] Здесь в оригинале все построено на игре слов: воры, раздевающие прохожих, называются по‑французски «tire‑laine», то есть буквально «срыватели шерсти», Гастона же Орлеанского прозвали «tire‑soie», буквально – «снимающим шелка». – Прим. пер.

 

[15] «Nom de Jesus» может означать и то и другое. – Прим. пер.

 

[16] Впрочем, обстановка, должно быть, часто менялась – в зависимости от обстоятельств и времени года. В июле 1613 г., если верить «Мемуарам» Эроара, спальню молодого короля украшали гобелены с пасторальными сценами, причем каждое панно было снабжено вытканными объяснениями его сюжета.

 

[17] У Людовика XIII очень долго не было на лице никакой растительности, и к услугам цирюльника он стал прибегать лишь на двадцать третьем году жизни. Он научился бриться сам, более того – научился брить других. Таллеман де Рео рассказывает, что однажды король самолично побрил всех своих офицеров, оставив им на подбородках лишь малюсенькие клочки волос. Об этом была даже сложена песенка.

 

[18] Локоть – мера длины во Франции, равная примерно 50 см. – Прим. пер.

 

[19] Фриз – льняная ткань высокого качества и изысканной расцветки, эскарлат – такая же высококачественная шерстяная материя. – Прим. пер.

 

[20] Эти «малые ступеньки» – узкая и темная лестница, предназначенная для короля: по ней он спускался из своих апартаментов во внутренний двор Лувра.

 

[21] Буквально – «ведающие ртом». – Прим. пер.

 

[22] Вот, к примеру, что подавали недужному Людовику непосредственно перед осадой Ларошели 29 января 1628 года. На обед: протертый суп из каплунов, заваренный хлебом; простой суп с прожаренным в жире мясом, сдобренным лимонным соком; отварная телятина; костный мозг; рубленые каплуны с хлебными крошками; желе; два печеных яблока с сахаром; груша в сиропе; начинка из яблочного пирога; три пакета вафельных трубочек; хлеб; легкое, слабоокрашенное, но хорошо выдержанное вино. На ужин: опять‑таки похлебка из каплунов и рубленые каплуны; телятина в собственном соку; суп с телятиной в собственном соку; отварная телятина; костный мозг и нижние части куриных ножек.

 

[23] То и другое в данном случае – карточные игры. – Прим. пер.

 

[24] Буасо – старинная мера сыпучих тел, равная 12,5 л. – Прим. пер.

 

[25] И не только собственной. Эроар 23 сентября 1619 г. сделал запись, из которой явствует, что Людовик XIII, проводив в карете свою сестру Кристину, отправлявшуюся в Пьемонт, на обратном пути в Париж сел в обнаруженный им на амбуазском мосту «дилижанс», многоместный дорожный экипаж, служивший тогда общественным транспортом, вытеснил с места кучера и галопом домчал этот рыдван До Онзена.

 

[26] Здесь мы имеем дело с игрой слов: по‑французски «la grue» – не только «журавль», но и, в разговорной речи, – «женщина легкого поведения», а описание упомянутой позы можно также перевести и как «томятся ожиданием». – Прим. пер

 

[27] Каролюс – монета, чеканившаяся в XV в. при Карле VIII. – Прим. пер.

 

[28] Способ, изобретенный Оноре д'Альбером, сеньором де Кадене, братом герцога де Люина.

 

[29] Изобрел их некий господин Ламбер, вероятно, портной по профессии.

 

[30] Видимо, взяв описание одежды у Теодора Агриппы д'Обинье, автор пропустил союз «и», отчего ладрины – «тяжелые сапоги с очень широкими голенищами» («Приключения барона де Фенеста») превратились в упоминаемые чуть позже – там же, но без всякого названия – капюшоны. Причем у д'Обинье эти капюшоны, на португальский манер, накидываются на шапку и ниспадают до самой поясницы! – Прим. пер.

 

[31] Дословный перевод: «не залезешь», «не подлезешь». – Прим. пер.

 

[32] Агриппа д'Обинье в «Приключениях барона де Фенеста» (1630 г.) обнародовал список, в котором встречаются чрезвычайно характерные для того времени названия цветов и их оттенков: «печальная подруга»; «животик монашки» (или «оленье брюшко»); «цветущая рожь»; «летний беличий мех»; «хворый или умирающий испанец»; «Селадон» или «сентиментальный влюбленный» и Астрея; «расчесанная физиономия»; «крысиная шкурка»; «детские какашки» или «гусиный помет»; «предатель»; «сифилитик»; «дохлая обезьяна»; «веселая вдовушка»; «потерянное время»; «пеклеванный хлеб»; «страдающий запором»; «непописавший»; «природный шик»; «улыбка мартышки»; «вернувшийся с того света»; «поцелуйменя‑моя‑милочка»; «смертный грех»; «копченая говядина»; «обычный окорок»; «желание влюбленного»; «трубочист» и т. д.

 

[33] Вот целиком весь список выражений, приведенный автором в этом абзаце. Перевести их на русский язык так, чтобы сохранился смысл и тем более аромат эпохи, невозможно: дело в построении фразы, в расстановке акцентов, аналогов которым у нас нет. Но читатель, знающий французский, поймет: «Tres assurement ou tres indubitablement cela est»; «Vous etes bien affligeant»; «Vous avez tout plein d'habitude chez les ministres d'Etat»; «Vous etes dans le grand commerce du monde». – Прим. пер.

 

[34] Выписки из счетов.

 

[35] Речь идет о заговоре Анны Австрийской, получившем название «Дело Валь‑де‑Граса», по имени женского бенедиктинского монастыря в Париже, который царствующая королева превратила в центр секретных связей. – Прим. пер.

 

[36] Эшевены – выборные городские советники. – Прим. пер.

 

[37] «Gazette de France» в 1635 г. (с. 196) сообщала о концерте религиозной музыки, «сочиненной королем, который полагает, что король должен уметь все». Концерт этот был дан в начале апреля, приурочен к вечерней службе на Страстной неделе и вызвал восторг как нунциев, так и всего Двора. Мадемуазель де Монпансье в «Мемуарах», изданных Cheruel (том 1, с. 39), со своей стороны, рассказывает о том, что в 1638 году музыканты, обычно игравшие в спальне короля, давали при Дворе концерты три раза в неделю. «Большая часть мелодий, которые ими исполнялись, – добавляет она, – были сочинены Людовиком XIII, ему же принадлежали тексты, сюжеты которых имели непосредственное отношение не к кому иному, как к мадам де Отфор». О Людовике XIII как музыканте писали также Эроар и Таллеман де Рео. По их словам, 20 ноября 1640 г. Его Величество показал кардиналу Ришелье несколько новых произведений, только что вышедших из‑под его пера. В ответ на комплименты король сказал: «Я счастлив тем, что моя музыка вам угодила».

 

[38] В первом из названных помещений, дворце Пти‑Бурбон, в 1621 г. был представлен «Балет Аполлона», во втором, Малом Лувре – балет «Природные силы» («Effets de nature») в 1632‑м. Зал для игры в мяч держал тогда большой мастер и учитель этого дела Пьер Массон.

 

[39] По словам Шарля Сореля, в 1621 г. в бушующих толпах, осаждавших зал дворца Пти‑Бурбон, были замечены весьма странные персонажи: среди прочих зевак и ротозеев – некий провинциальный прокурор, одетый в мантию, приличествующую скорее появлению на заседании суда, чем на театральном представлении, и сопровождаемый супругой «в подвенечном наряде, пришедшемся бы по вкусу разве что девственницам ордена Святого Георгия», кучей малолетних детей и, наконец, держащей на руках последнего из появившихся на свет в этом семействе младенца кормилицей, голову которой венчал назатыльник фасона «рыбий хвост». В 1628 и 1629 гг. – возможно, в поисках обстановки поспокойнее – Людовик XIII танцевал в «Балете ради смеха» и в другом – под названием «Четыре части света» – за городом, в замке Сен‑Жермен.

 

[40] Франуса де Малерб, Теофиль де Вио, Никола Френикль, Гийом Кольте, Жан‑Оже де Гомбо, Сигонь, Ла Шарне, Этьен Дюран, Буаробер, Пьер де Летуаль, Шарль Сорель, Энбер, Дювивье, Сципион де Грамон и тот, наконец, к кому король прислушивался в большей степени, чем к Другим, что давало ему право претендовать на звание «придворного поэта Его Величества» – Бордье.

 

[41] В 1632 г.

 

[42] В период правления Людовика XIII, с 1612 по 1643 г., на должности купеческого старшины сменились четыре президента, четыре советника Парламента, один государственный советник и два гражданских судьи.

 

[43] Городские советники избирались на муниципальном собрании. Их могли освободить от должности, которая вообще‑то считалась пожизненной, только лишив полномочий в присутствии нотариуса.

 

[44] Эшевены избирались попарно, отсюда и необходимость ежегодного голосования.

 

[45] Этот последний, полное название должности которого звучало так: «королевский и городской прокурор», бдительно следил за соблюдением интересов короны, часто в ущерб интересам собственно городским.

 

[46] Городская стража, командовал которой полковник – как правило, из судейских – состояла из трех отрядов. Первым командовал капитан, вторым – лейтенант, третьим – прапорщик, все – выходцы из буржуазной среды, все – избранные на муниципальном собрании. Стражники, будучи солдатами‑добровольцами, не получали никакого денежного довольствия (по крайней мере, как нам кажется, в период правления Людовика XIII), зато у них были многочисленные привилегии, главной из которых считалось освобождение от налога на вино, что позволяло этим хозяевам кабачков получать приличный навар от торговли спиртным.

 

[47] Их избирали из глав городских участков и сенкантенье.

 

[48] В одном из документов, датированном 27 февраля 1617 г., можно найти упоминание о том, что некоторые полки насчитывали до четырнадцати шефских рот. (Archives nationales, HI 1962).

 

[49] Некий господин Руле, аббат де Ланьи, был в своем квартале полковником; некий каноник из собора Парижской Богоматери в своем – капитаном. При Генрихе IV офицеры городского ополчения выбирались королем и приносили ему клятву верности (Archives nationales, HI 1795, f‑os 231 и следующие, 8 июля 1610 г.). При Людовике XIII, как нам представляется, все они, за исключением, может быть, полковников, избирались главами городских участков и полусотен (сенкантенье).

 

[50] Для того чтобы избежать излишних расходов, Людовик XIII издавал многочисленные указы, среди которых 8 августа 1636 г. появился и такой: оружейникам и торговцам скобяным товаром, которые подворовывали, дороже продавая оружие, запрещалось, под угрозой штрафа в пятьсот ливров и конфискации лавки со всем имуществом, отпускать шарлевильские и седанские мушкеты с портупеями по цене выше 10 ливров за штуку, голландские мушкеты – 12 ливров, копья из Шарлевиля или Седана – 10‑12 ливров.

 

[51] Жан де Ланнель в «Сатирическом романе» (1624, с. 82‑83) рассказывает о том, как однажды ночью, когда его герой, Эннемидор, ввязался на ночной парижской улице в закончившуюся битвой ссору с неким знатным сеньором, на шум прибежали человек тридцать‑сорок (это были представители городского ополчения), и как они затем пустились преследовать участников этого поединка.

 

[52] Отметим заодно, что купеческий старшина, эшевены, члены городского совета, квартальные надзиратели, сенкантенье и главы городских участков, пользуясь серьезными привилегиями, также не получали никаких должностных окладов; исключение составляли лишь с трудом возмещавшие их расходы на представительство так называемые «вознаграждения». И тем не менее «глас народа» обвинял их в том, что они используют служебное положение, «дабы обделывать свои делишки», а в частности, купеческого старшину и эшевенов в том, что они прикарманивают налоги, полученные от мелких служащих, ими же и назначаемых на должность (а кроме того, разносчиков сена и угля, gagne‑deniers, jures‑racleures и так далее), да и в том, что они устраивают махинации с рентой и спекулируют городским имуществом. Кудахтанье роженицы, 1622; Восстановление роженицы, 1622 (Le Caquet de l'Accouchee, Le Relevement de l'Accouchee)

 

[53] Если верить небольшой по объему книжечке, выпущенной в 1615 г. под названием «Привилегии, данные королем буржуа города Парижа, пользующихся милостью короля за их службу Его Величеству», купеческий старшина столицы мог одновременно поднять по тревоге армию в двести тысяч человек. Однако это все‑таки кажется преувеличением.

 

[54] Особенно характерных для протестантских кругов этой буржуазии.

 

[55] Казак – род плаща из четырех частей, скрепленных между собой не наглухо, а пуговицами или пряжками. Число застежек могло доходить до 150. Короткие казаки носили мушкетеры. – Прим. пер.

 

[56] Куранта и бранль – чрезвычайно популярные при Дворе в ту эпоху французские танцы. – Прим. пер.

 

[57] У короля, помимо его родного брата Гастона Орлеанского, были сводные братья – дети Генриха IV от фавориток.

 

[58] «Великий бал богатой вдовушки из Бильбао», Париж, типография Лувра. (Impimre du Louvre).

 

[59] Знаменитый португальский мореплаватель XV в. (иначе – Као), исследовавший устье Конго. – Прим. пер.

 

[60] Этот буфет, приобретенный городом в 1619 г. за 18 049 ливров 12 су и 6 денье, был подарен Марии Медичи, но она оставила его в распоряжении эшевенов («Национальный Архив» – «Archives nationales», HI 1796, f‑os 216 v° и следующие за ним).

 

[61] В 1639 г. Ришелье, в свою очередь, захотел, чтобы его племянник, маркиз де Брезе, станцевал в Ратуше «Балет радости по поводу благополучного появления на свет монсеньора Дофина», впервые показанный в его особняке 8 марта. Высокопреосвященство вообще‑то не пользовался популярностью в кругах буржуазии. Он послал к эшевенам Марка Пиоша де Лаверня, отца будущей графини де Лафайетт, поручив тому уладить все дела с представлением. 13 марта, когда толпа наводнила зал, вытеснив оттуда приглашенных, Брезе, как и другие танцоры из его труппы, отказался выступать перед сборищем негодяев. Пришлось перенести представление на 17 марта. Но в этот день беспорядок оказался еще более диким. Стражники позволяли войти всякому, кто даст им взятку. На подмостках жрали и напивались, как на ярмарке. Растаскивали угощение по домам. В дальнейшем эшевены поняли, что следует приобрести все необходимое для проведения празднеств и что Ратуше хорошо бы стать повеселее, так сказать, «гуманизировать» ее. Оборудование и инвентарь, закупленные тогда и хранившиеся в подвалах Ратуши, нередко использовались при Людовике XIV, который, однако, остерегался развлекать буржуазию танцами в собственном исполнении, потому что Фронда ясно дала ему понять: если понадобится, эта самая буржуазия восстанет против трона в одной связке с народом.

 

[62] Вот несколько из них, которые можно рассматривать как средние. Франсуа дю Валь де Молен, маркиз де Фонтене‑Марёй взял 2 января 1629 г. в аренду на четыре года у Жана Трюдена, казначея Франции, дом, расположенный на улице Платр в приходе Сен‑Жан‑ан‑Грев, состоящий из одного, главного корпуса, за 6 000 турских ливров в год – а это на наши деньги примерно 9 000 франков. Другой пример. Никола Море, королевский гофмейстер, сдал 18 марта 1643 г. на три года Гаспару де Колиньи, маршалу де Шатийону, и его супруге Анне де Польньяк особняк на улице Бурбон в приходе Святого Сульпиция, с примыкавшими к строению большим и маленьким дворами, ангарами и конюшней, с колодцами, кухней и многими спальнями за 2 400 ливров в год, или 36 000 франков в нашем исчислении. (Из частной коллекции автора)

 

[63] Здесь мы говорим о стандартных – обычно четырехэтажных – домах, тем самых «типовых» для того времени зданиях, внешний вид которых был нами описан в начале первой главы этой книги.

 

[64] Эта служанка, не названная в инвентарной описи имущества, обитала, скорее всего, в описанном чуть дальше чулане, где помещалась буковая кушетка с низенькими стойками.

 

[65] Столовое серебро нашего каноника состояло из шести вилок, шести ложек, солонки и миски. Стоило оно, по приведенной в инвентарной описи оценке, примерно 70 ливров.

 

[66] Зато каноник держал под своей кровлей не только аркебузу и шпагу, но и… пушку!

 

[67] Мюи – старинная мера емкости, равная для вина 268 литрам. – Прим. пер.

 

[68] Должность, приобретенная, судя по акту от 16 августа 1620 г., за 21 000 ливров.

 

[69] Гобелены Байёля были оценены в 400, 150 и 12 ливров; гобелены Фаволя – в 400, 300 и 20 ливров.

 

[70] Сюжеты картин, висевших в доме Фаволя, такие: лики Спасителя, Благовещение, Иисус, несущий свой Крест, Распятие.

 

[71] Прекрасную кровать Фаволя судебный пристав оценил в 100 ливров, Байёля – в 400 ливров.

 

[72] Гамаши – гетры из толстой ткани (в частности, Фаволевы были из грубой серой шерсти), которые надевали поверх сапог, вероятно, для того, чтобы уберечь их от грязи на улицах.

 

[73] Так (les enseignes) тогда называли броши.

 

[74] Драгоценности мадам де Байёль стоили, судя по инвентарной описи, 4 173 ливра

 

[75] Когда читаешь инвентарную опись имущества Фаволей, возникает ощущение, что господин де Фаволь даже и не думал о какой‑либо эко номии денежных средств и вообще вполне беззаботно относился к материальной стороне жизни. Вроде бы он умер во время поездки, куда взял с собой все деньги, какие на тот момент были в семье, оставив жене лишь десять экю, чтобы не умерла с голоду. Пять обязательств, подписанных мадам де Фаволь, показывают, что достойный супруг набрал долгов на 22 404 ливра.

 

[76] Это обнаруживается при простом перечислении. У Фаволей в описи значится шестьдесят две простыни, сорок четыре скатерти, двести сорок восемь полотенец и салфеток из льняного или камчатного полотна, а то и из дамаста, шесть салфеток под приборы для завтрака; у Байёлей – тридцать две простыни, двадцать одна скатерть, сто тридцать два полотенца и салфетки, две дорожки на буфет.

 

[77] У Байёлей было тринадцать ложек и девять вилок – все из серебра; у Фаволей – восемь ложек, восемь вилок, две дюжины тарелок.

 

[78] Мари де Пюижиро вышла замуж за Дени де Кинто в феврале 1592 г.

 

[79] Святой Франциск из Паулы (1416‑1508 гг.) – монах‑францисканец, основатель ордена минимов (1474 г.): во Франции представителей этой ветви ордена францисканцев называли «добрыми людьми».

 

[80] Это точно известно, потому что именно таков был обычай во всех принадлежавших высшей знати домах, и именно этим фактом объясняется полное отсутствие кухонной и столовой посуды в жилище Кинто. Тем не менее в описи их имущества сохранилась запись о наличии вазы и дюжины серебряных ложечек, которые, видимо, позволяли им предлагать своим гостям попробовать варенья.

 

[81] 26 сентября 1616 г. Мари де Бурбон, герцогиня де Монпансье, подарила своей верной служанке немалую сумму – 4 000 ливров.

 

[82] Вид накидки с короткой баской.

 

[83] В частности, по данной ей королевской привилегии, она получала деньги, взимавшиеся в виде целого ряда пошлин (la taxe des lettres de confirmation et nouvelles provisions des offices) в графстве Овернь. Она продала свидетельствующую об этой привилегии королевскую грамоту в 1609 г. за 11 000 ливров.

 

[84] Антуанетту По, чаще упоминаемую как «де Рошфор».

 

[85] Кроме того, у нее было четырнадцать салфеток под приборы для завтрака того же качества и всего двадцать восемь простынь.

 

[86] В наши дни их стоимость составляла бы 109 980 франков.

 

[87] В давние времена смысл слова «antichambre», который нынче переводится только как «передняя» или «прихожая», был несколько иным: так называли помещение, расположенное перед входом в основные апартаменты, где в основном и собирались приходившие к хозяину этого помещения люди. – Прим. пер.

 

[88] Короткая накидка с капюшоном.

 

[89] Мадам – титул дочерей французских королей. – Прим. пер.

 

[90] 93 585 франков на наши деньги (автор имел в виду курсовое соотношение на момент написания книги – 1939‑1941 гг. – Прим. пер.). Один из крестов, украшенный жемчугом, к тому же еще содержал в себе фрагмент «подлинного Креста Иисусова».

 

[91] Святой Франциск Сальский (1567‑1622 гг.) – один из отцов Церкви. Родился в замке Саль (Савойя). Автор «Вступления в благочестивую жизнь» (1608) и «Трактата о любви к Богу» (1616). Вместе со святой Жанной Шантальской основал Орден Визитации. – Прим. пер.

 

[92] Включая трех нотариусов, составлявших документы, имеющие отношение к церковным делам. Эту цифру мы обнаружили, выискивая имена нотариусов той эпохи в манускриптах, датированных 1637 г. и хранящихся в следующих фондах: «Archives nationales», KK 1015‑1037; «Bibliotheque Nationale», 18786‑18804.

 

[93] Однако в провинции многие знатные и состоятельные люди уступали им, в обмен на приличный годовой доход, управление фермами, сеньориями, даже свои права феодалов.

 

[94] Брачные контракты, составлявшиеся в провинции, несколько отличались от столичных, так как там предусматривалось и соблюдение местных обычаев.

 

[95] Семьи из народа, располагающие ограниченными средствами, старались, чтобы детей было все‑таки поменьше.

 

[96] Сумма такой ренты для девушки, посвятившей свою жизнь духовному служению, равнялась 250‑300 ливрам в год. Деньги переводились в монастырь после того, как нотариус заверял все условия их передачи.

 

[97] Дени де Кинто и его супруга, о которых говорилось выше, именно столько платили своему лакею и своей горничной.

 

[98] Чтобы избавиться от этой вони, в масляные лампы подливали росный ладан, а сальные свечи смазывали смесью камфары и ладана.

 

[99] В Париже в 1639 г. их было двадцать девять, а тридцать стало только к 1643 г.

 

[100] В таких прозванных «родниками» сосудах – а их насчитывалось в частных особняках по три‑четыре, в более или менее обеспеченных семьях по два, в то время как у ремесленников их не было вовсе – могло содержаться от трех до шести ведер воды.

 

[101] Упоминавшаяся выше мадам де Монгла, вероятно, какое‑то время наслаждалась обладанием ванной, а потом каким‑то образом избавилась от нее. Во всяком случае, в инвентарной описи ее имущества фигурирует «балдахин из льняной ткани, используемый при купании», иными словами покрывало с кружевами, которое служило для украшения ванны.

 

[102] Бассомпьер, Франсуа де (1579‑1646 гг.) – сподвижник Генриха IV, маршал, дипломат. – Прим. пер.

 

[103] В одной небольшой книжечке того времени, вышедшей под названием «Вежливый торгаш» в 1631 г., никому не известный автор по имени Франсуа Педу создает образ буржуазии, торгующейся с мясником в его лавке. Конечно, их спор идет не на таких высоких тонах, как мог бы идти на оптовом рынке, но все‑таки жена мясника, более вспыльчивая, чем ее супруг, в конце концов довольно грубо и бесцеремонно выпроваживает норовистую покупательницу.

 

[104] Статьи договора могли быть разными при заключении разных сделок такого рода.

 

[105] In extenso (лат.) – полностью, дословно. – Прим. пер.

 

[106] Плоская рыба типа камбалы длиной до 80 см, встречающаяся только в Атлантике и в Средиземном море, а в России неизвестная. – Прим. пер.

 

[107] И эта золотистого цвета рыба водится тоже исключительно в Средиземном море и в Бискайском заливе. – Прим. пер.

 

[108] Ньюфаундлендская треска, равно как и ее требуха, употреблялись обычно в пищу во время поста. Целая рыбина стоила 12 су.

 

[109] Устрицы в раковинах стоили по 3 ливра за сотню, очищенные – 25 су за сотню.

 

[110] Род моллюска. – Прим. пер.

 

[111] Виноградная улитка. – Прим. пер.

 

[112] Многозначное слово: острие, пик, максимум, игра слов, острый вкус, удар, налет и т. д. – Прим. пер.

 

[113] Маргарита де Валуа (1553‑1615 гг.), первая жена Генриха IV, после развода с королем пользовалась исключительными привилегиями и содержала довольно большой двор, покровительствуя поэтам и художникам. – Прим. пер.

 

[114] Ракан познал, что такое истинное благосостояние, унаследовав имущество своей кузины, Анны де Бюэй, герцогини де Бельгард. А в молодости ему приходилось сталкиваться с лишениями и переживать долгие периоды нужды. Однажды Буаробер, застав поэта за сотворением песенки, заказанной мелким торговцем, посулившим ему одолжить (!) за труд 200 ливров, снабдил друга требуемой суммой, чем избавил от унижения. Тогда Ракан жил в каком‑то пользующемся весьма дурной славой кабачке. Он тем не менее упорно повторял Конрару, желавшему подыскать ему жилье, более достойное, более подходящее для дворянина: «Мне и здесь хорошо. Здесь я имею возможность пообедать, а вечером мне наливают дармовой похлебки».

 

[115] В оригинале выражение «Jean‑de‑lettres». – Прим. пер.

 

[116] Иеремия – древнееврейский пророк, один из четырех великих пророков, живший в VII в. до Рождества Христова и предсказывавший главным образом бедствия. В комментариях к Библии его называют «самоотверженным служителем Бога, перенесшим много страданий во исполнение Его воли» и прообразом Христа. В Библии см. книгу «Плач Иеремии». – Прим. пер.

 

[117] Имеется в виду, разумеется, не всем известный Оноре де Бальзак, а совсем другой писатель Жан‑Луи Гез де Бальзак (1597‑1654 гг.), способствовавший формированию французской классической прозы и прославившийся книгой под названием «Письма». – Прим. пер.

 

[118] Учение о количестве, т. е. протяженности и ударности слогов в стихе (метрическом стихе), построенном на основе периодической повторяемости определенной группы ритмических долей, например первичной меры стиха, стопы. – Прим. пер.

 

[119] К тому же здесь нашли себе пристанище 39 типографий, хозяева некоторые из них были одновременно и издателями.

 

[120] Уже упоминавшийся выше Бальзак показал себя настоящим мастером такой пропаганды. Его даже обвиняли в том, будто он не только устно, но и письменно ухитрился как минимум отредактировать апологию в свой адрес, приписываемую Ожье.

 

[121] Меере, Франсуа‑Эд де (1610‑1683 гг.) – ученый, автор трехтомной «Истории Франции». – Прим. пер.

 

[122] Эдикт от 11 мая 1612 г. запрещал печатать какие‑либо книги без особого разрешения. Эдикт, подписанный в августе 1617 г., к счастью, оказался более полезен для публики, ибо обязывал издателей передавать бесплатно в Королевскую библиотеку по два экземпляра каждой выпущенной книги.

 

[123] Архив министерства иностранных дел Франции (Archives du Ministere des Affaires etrangeres, France, 837, f‑os 81 и след.): Буаробер и Вогла – 2000 ливров; Бордье – 1800 ливров; Гомбо – 1200 ливров; Ренодо, журналист – 800 ливров.

 

[124] После смерти кардинала Ришелье, который был активным покровителем литераторов, Людовик XIII, по словам Таллемана, отменил все денежные пособия им, сказав: «Теперь мы не имеем к этому никакого отношения».

 

[125] В одной из своих предыдущих работ – «Истинное лицо Ларошфуко» – автор этой книги уточнил, что будущий философ занялся воспитанием духа и интеллекта куда позже, причем без особого рвения, а основы своих «Максим» почерпнул частично из нескольких любимых им книжек, большею же частью – из собственного опыта и разочаровывавших его наблюдений за чужой жизнью.

 

[126] Бельгард, Роже де Сен‑Лари и де Терм, герцог де (1562‑1646 гг.) – фаворит Генриха III, прозванный «Главным», занимавший высокие должности при Дворе и получивший титул герцога уже при Людовике XIII. О нем сохранилось множество анекдотов. – Прим. пер.

 

[127] Граф де Крамай, принцесса де Конти, Гийом де Ботрю, граф де Серран и т. д.

 

[128] Робер Анго де л'Эсперонньер в «Занятиях того времени» (1631 г.) нарисовал забавный портрет одного из таких придворных лжеученых: «Сатира X».

 

[129] Эту команду составляли Фанкан, Матье де Морг, Жереми Феррье, Жан Сирмон, Бальзак, Пьер‑Эй дю Шатле, Сципион Дюплеи.

 

[130] Отец Жозеф (Жозеф Ле Клер дю Трамбле) (1577‑1638 гг.) – капуцин, ближайший соратник и друг Ришелье, прозванный «серым кардиналом».

 

[131] Тогда с Ришелье сотрудничали Теодор Годфруа, Пьер де Пюи, Амабльде Бурзей, Пьер Машон, Эд де Мезере, Шарль Сорель и господин де Серизье.

 

[132] Дословный перевод – улица Великого Нищенства. – Прим. пер.

 

[133] Кифера – греческий остров, считавшийся в античности местом обитания родившейся из пены морской Афродиты. На поэтическом языке той эпохи, о которой идет речь в книге, Кифера превратилась в зачарованный остров, аллегорическую родину любви. Возможно, это было вызвано тем, что находившийся там храм Афродиты Урании считался у эллинов самым древним и самым священным. – Прим. пер.

 

[134] Подробнее см. в новом издании книги «Экипажи и дворец Рамбуйе», вышедшем в Париже, в издательстве «Emile‑Paul freres, 1929‑1930, 2.

 

[135] Интересно, что маркиза де Рамбуйе при капитальном ремонте особняка первой придумала, что можно окрасить комнату в иной цвет, чем красный или коричневый, как было принято у французов до тех пор. И потому тоже «Голубая комната» сразу стала знаменитой. – Прим. пер.

 

[136] «Arthenice» – анаграмма имени Катрин де Вивонн, маркизы де Рамбуйе – «Catherine», избранная в качестве ее поэтического прозвища. – Прим. пер.

 

[137] Вышедший в 1624 г.

 

[138] Ныне этот сборник находится в книжной коллекции Жерома Пишона.

 

[139] Вероятно, Таллеман прав, но одно исключение, может быть, можно сделать. Речь идет о письме мадам де Лож ее племяннику, Анри де Беренгену. Письмо это, целью которого было поддержать в протестантской вере молодого человека, готового отречься от нее, вдохновлено искренним и пылким религиозным чувством.

 

[140] Французская провинция, столица – Ангулем. Место рождения и место смерти Геза де Бальзака. – Прим. пер.

 

[141] Среди писателей, которые в эпоху Людовика XIII посещали Отель Рамбуйе, кроме уже упоминавшихся Малерба, Ракана и Вуатюра, можно назвать еще множество других. Это Матье де Морг, Никола Воклен де Ивто, Клод Фавр, сьер де Вожла, Жан Шаплен, Антуан Годо, Буаробер, Марк Дункан де Серизант, Валантен Конрар, Клод де Мальвиль, Ипполит‑Жюль Пиле де Ла Менардьер, Пьер де Лаланн, Жермен Абер, аббат де Серизи (Серилас), Луи Абер де Монмор, Рене де Брюк, маркиз де Монплезир, Сент‑Аман, Сен‑Павен, Жиль Менаж, Арно д'Андийи, Бенсерад, Пьер де Буасса, Клод де Летуаль, Жорж и Мадлен де Скюдери, Шарпи де Сент‑Круа, Демаре де Сен‑Сорлен, Пьер и Жак де Пюи, аббат де Круазиль, Шарль Котен, Феликс де Жювенель де Карленкас, Николя Жакобе, сьер де Фремон, Р. П. Лемуан, Пьер Корнель, Бальзак и так далее…

 

[142] Орнано, Жан‑Батист (1581‑1626 гг.) – маршал Франции, воспитатель Гастона Орлеанского. В 1626 г. за участие в заговоре против кардинала Ришелье был заключен в Венсенский замок, где и скончался. – Прим. пер.

 

[143] Из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»: «Объяр (стар.) – плотная шелковая ткань с золотыми и серебряными струями и разными узорами. Объяр была лазорева, ала, по червчатой земле, по серебряной земле и по белой земле». – Прим. пер.

 

[144] «Амадис Галльский» – знаменитый роман в прозе, созданный, как предполагается, в XV в. испанскими и французскими авторами и изданный в 1508 г. испанским писателем Монтальво. Впрочем, четыре первых тома приписывают португальцу Васко де Лобейра, причем сохранились сведения, что Сервантес считал его произведение истинным шедевром. Герой этой книги Амадис, по прозвищу «Рыцарь Льва», остался для следующих поколений примером того, каким должен быть верный и почтительный влюбленный, равно как и типичным образом странствующего рыцаря: Дон Кихот считается карикатурой на него. – Прим. пер.

 

[145] В 1634 году.

 

[146] Формат книги – в четвертую долю листа. – Прим. пер.

 

[147] Хвастливый воин» – одна из стихотворных комедий римского комедиографа Тита Макция Плавта. – Прим. пер.

 

[148] Иными словами, по‑французски, а не на латыни, как в Сорбонне.

 

[149] Маро Клеман (1496‑1544) – французский поэт, гуманист. – Прим. пер.

 

[150] Мадам де Рамбуйе тщательно скрывала факты своей помощи нуждающимся литераторам. Однако мы можем утверждать, что именно благодаря ее вмешательству получили вполне достойные пенсионы аббат де Круазиль, Вожла, Шаплен, Нефжермен, многие другие их собратья по перу и что Жорж де Скюдери опять же только благодаря ей был назначен на хлебное место управляющего Нотр‑Дам‑де‑ла‑Гард. С другой стороны, и это тоже доподлинно известно, маркиза давала приют епископу Филиппу Коспо и осыпала благодеяниями этого человека, считавшегося в Отеле одним из «святых членов семейства» и не способного самостоятельно себя прокормить.

 

[151] Ла Кальпренед, Готье де Кост де (1610‑1663 гг.) – французский писатель, автор трагедий и романов («Кассандра», «Клеопатра» и др.). – Прим. пер.

 

[152] А теперь его используют направо и налево не только в разговорах, но даже и в поэзии!

 

[153] Жедеон Таллеман де Рео. «Занимательные истории». Л., «Наука», 1974, с.151. Пер. А. А. Энгельке.

 

[154] См. также посвященные этим же проблемам опубликованные документы: «Lettres patentes du Roy portant deffense a tous ses subjectes de porter aucunes armes a feu comme arquebuses, pistolets et carabines, en aucune maniere que ce soit, notamment dans leur poches», 1617 г. – «Королевские грамоты, запрещающие кому бы то ни было носить с собой какое бы то ни было огнестрельное оружие типа аркебуз, пистолей или карабинов никоим образом, особенно – в карманах», 1617. – «Arrest de la Cour de Parlement de Paris portant Reglements pour empecher les vols et assassinats qui se commettent en la campagne, ville et fauxbourgs de Paris. Avec injonction a tous bourgeois… de donner main fotre aux officiers tenant les corps de garde et faisant les patrouilles, 1 1 fevrier 1634. – «Постановление суда Парламента города Парижа, содержащее регламенты, призванные прекратить воровство и убийства в деревнях, городе и предместьях Парижа. С распоряжением всем гражданам оказывать (вооруженную) поддержку «офицерам», охраняющим город или состоящим в патрульной службе, 11 февраля 1634 г.»

 

[155] См. также среди опубликованных документов: «Ordonnance de Roy pour reprimer le luxe et superiluite que se voient dans les habits et ornements d'iceux, 6 fevrier 1620». – Указ‑ордонанс короля, по которому запрещалась роскошь и ненужные излишества в одежде и украшениях на ней,6 февраля 1620. – «Declaration du Roy portant re formation des habits et defenses de porter passements d'or et d'argent et toutes sortes de dentelles de fil et point coupe, 29 decembre 1629». – Заявление короля о реформе одежды и запрете носить золотой и серебряный позумент, равно как и любые виды кружев и вышивок, 29 декабря 1629 г.

 

[156] Столь различные нотариальные акты убедительно показывают, в каком незавидном материальном положении находились придворные. Позже, чтобы ублажить своих кредиторов, маркиз де Рамбуйе продаст Эдму де Нансе, маркизу де Ла‑Шатру свою должность главного королевского гардеробмейстера, стоившую 300 000 ливров. «Inventaire de l'Hotel de Rambouillet», publie par Charle Sauze, 1894, p.57, 88 et 99.

 

[157] Процитированные выше «Les Registres des Deliberations du Bureau de la Ville» предоставляют в наше распоряжение любопытные сведения о повседневной жизни города Парижа и Ратуши. В частности, здесь можно найти повторяющиеся из года в год протоколы выборов эшевенов и весьма тщательно и подробно описанные церемониалы этой торжественной процедуры. См. также отдельные опубликованные документы, посвященные таким выборам: «Edit du Roy pour l'ordret l'election des Prevosts des Marchandes et echevins de sa bonne ville de Paris», 1617; «Ordonnances (Code Michaud) de janvier 1629 (art. 412, concernant l'election des Prevots des Marchands et echevins»; «Copie de la relation de ce qui s'est passe devant le Roy sur la presentation faite a Sa Mageste par M. Le president Seguier… des nouveaux eschevins eslus en l'annee 1635'»; «Declaration du Roy sur le mode d'election des Prevosts des Marchands et eschevins, 26 janvier 1637»; «Pour l'election des nouveaux eschevins de l'annee presente 1641» Sera observe, S.D.

 

[158] История гражданского (городского) ополчения во времена Людовика XIII, того ополчения, которое для того, чтобы его уважали и с ним считались, нуждалось в оружии, продававшемся ему тогда по завышенным ценам, большею частью извлечена нами из уже упоминавшихся выше «Registres des Deliberation du Bureau de la ville». Мы нашли в этом не публиковавшемся до сих пор историческом источнике, а также в других документах, хранящихся в разных местах, все то, о чем писали, рассказывая об этом отряде и его роли в жизни города. Что касается привилегий, которые предоставлялись буржуазии в обмен на гражданские и военные услуги, которые она оказывала городу, то об этом можно узнать в том числе и из следующих опубликованных работ: «Les Privileges donnez par le Roy aux Bourgeois de Paris en faveur des bons services par eux Faits a Sa Mageste», 1615; «Les Privileges et exemptions accordez par le Roy a MM. de Paris les Prevots des Marchands, eschevins, colonels et autres officiers de la dicte ville en faveur de leur fidelitez recognues pendant le voyage de Leur Magestes en Guyenne, S.D. (Небольшая книжечка типа брошюры, в которой содержатся королевские грамоты от 28 декабря 1617 г., которыми король восстанавливал и обновлял привилегии, данные парижским горожанам Генрихом III 12 января 1576 г.); «Le Privilege faict par le Roy aux Bourgeois de Paris pour l'exemption des gens de guerre a sept lieues a la ronde de Paris», 1619.

 

[159] См. также к этой главе книги: Эмиль Мань «Рождение Французской академии», Париж, 1935 (Emile Magne «Naissance de l'Academie francaise», Paris, L'Illustration, 1935, in‑8°), a касательно содержимого библиотеки Бассомпьера – Sebastien Cramoisy et Jacob Chevalier «Inventaire et Prisee des Livres trouves la Bibliotheque de hault et puissant seigneur Messire Francois de Bassompierre, 1646, in‑4°.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: