Финикийцы – мореплаватели, торговцы

Чем занимались финикийцы? Прежде всего скотоводством, рыболовством, сельским хозяйством, ремесленным производством, торговлей.

В архивах государства Мари, что находится на территории современной Сирии, археологи обнаружили «глиняные книги», в которых прочитали, что между Мари и финикийским «купцом» были установлены торговые отношения. Эта торговля касалась главным образом кедрового леса, который в изобилии рос в финикийских горах.

Царь Мари Яхдунлим (1825–1793 годы до н. э.) организовал торговую сделку по вывозу кедрового леса из северной Финикии. Продажа кедра в другие государства приносила большие прибыли финикийским купцам. Даже, например, несмотря на трудности его вывоза в Ассирию, торговля с ней этим товаром процветала. Вывозить его в Ассирию приходилось по суше и водным путем. По суше путь туда равнялся 600 километрам. Водный путь включал движение по реке Евфрат до города Вавилона, затем бревна переправляли к реке Тигр и уже по Тигру «тащили» их до крупных городов Ассирии. Подобное описание доставки кедрового леса есть на рельефе ассирийского царя Саргона II (722–705 годы до н. э.).

Трудности и дороговизна кедрового леса из Финикии побуждали относиться к нему с бережливостью и использовали его при строительстве религиозных храмов, царских дворцов, покоев сановников. Использовался этот лес в Иране, Египте, на Кипре и в других странах. Его доставляли в качестве торгового товара или в качестве трофея во время военных экспедиций.

 

Финикийские города‑государства видели в международной торговле большой и, мы бы сказали, бездонный источник для роста экономической мощи и богатства. Не нужно было воевать, проливать кровь своего и других народов, создавать армии и дорогостоящие вооружения. Торговля, и особенно международная, не требовала всего этого. Нужна была предприимчивость, упорство, настойчивость, устремленность, и богатства сами придут в дом. У финикийцев и у Финикии все эти качества и возможности были. Прежде всего самое прекрасное – географическое положение Финикии, глубокие, защищенные гавани и порты, свое сырье в стране – шерсть, зерно, виноград, оливки, различные виды тканей и главное – талантливые люди – мастера, способные создавать искусные товары, знающие тончайшие нюансы в «котировке» этих товаров.

Кроме всего этого, у Финикии, как и у других древних средиземноморских стран, имелось теплое и не жестокое, небурное, нетайфунное море.

Нужно было научиться строить корабли и управлять ими, ориентируясь по очертаниям берегов и по звездам.

Вначале финикийские корабли следовали египетским образцам, а позже, когда в Финикии появились «народы моря» из стран Эгейского бассейна, стали строить корабли более устойчивые, чем египетские оригиналы.

Прекрасное описание финикийских кораблей, рассказ о возникновении мореплавания среди финикийцев оставил болгарский писатель‑путешественник А. Дреджиев в своей книге «По пути древних мореплавателей».

Он писал, что история парусного флота уходит в седую древность и насчитывает почти пять тысяч лет. А возник он согласно финикийской легенде следующим образом.

«Рассказывают, что давным‑давно на берегу нынешнего Ливана один человек был застигнут стихийным лесным пожаром. Ветер гнал огненный смерч, который несся с большой скоростью и поглощал на своем пути толстые деревья. Человек испугался: огонь подошел к нему со всех сторон, за спиной оставалось только море. Тогда он обернулся к нему, столкнул в воду лежавшее рядом обгоревшее бревно, сел на него и отплыл от горящего берега. Так он спасся от пожара. Этого человека звали Усос, и согласно легенде он был первым финикийским мореплавателем. Для первобытного человека море казалось непреодолимой преградой, границей, за которой кончался его мир. Потом прошло много лет, появились корабли, и необъятная водная ширь стала самым удобным путем для торгового и культурного обмена. Символика в финикийской легенде очень проста: человек обратил свой взор на море из‑за нужды. Борьба за существование погнала его по морям. Но одного хлеба для жизни мало…

В тот день, когда человек впервые оторвался от берега и отправился странствовать по большому водному пути, он был очарован открывшейся перед ним красотой нового, незнакомого мира, который оказался значительно большим и более могучим, чем знакомая ему земля. Человек заново открывал себя, наполняясь новой силой, отличной от той, с чьей помощью он вступал в борьбу с самыми страшными стихиями природы».

«Мир древних цивилизаций, – продолжал он, – это удивительный мир. Иногда мы совершенно несправедливо относимся к нему и безоговорочно готовы отрицать его достоинства. Канув в Лету, он оказался совсем не похожим на другие миры. Но ведь он все равно является миром, с которым мы связаны, ибо мы, как и древние наши предшественники, представляем собой всего лишь ступеньку в развитии человечества. Нас связывает с древними вечное стремление к прекрасному. Нас связывают с ними вечная неудовлетворенность содеянным и дерзновенные мечты о светлом будущем.

История свидетельствует, что мир древних цивилизаций, как и наш современный мир, основывался на приоритете разума над суевериями и догмами».

Французские историки отмечали: «В те времена, когда дороги на земле были малочисленными, опасными и плохими, люди предпочитали морские пути. Средиземное море было одним из первых морей, которое вдоль и поперек избороздили корабли, особенно его восточную часть, ставшую колыбелью мореплавания. Не всегда, однако, морские путешествия оканчивались успешно, потому что встречались многочисленные рифы, возникали опасные течения, внезапно начинались бури и штормы.

В Средиземном море берег виден издалека, так как воздух здесь прозрачен, а туманы – большая редкость. Поэтому высокие скалистые берега служили и служат хорошими ориентирами. Раньше не было компаса, и мореплаватели вынуждены были придерживаться берега.

Плавали только в дневное время, и обычно расстояние между портами соответствовало тому расстоянию, которое можно было пройти за дневные часы. Каждый вечер становились на стоянку, бросив якорь в тихом заливе или вытащив судно на берег. Если начиналась буря, то именно берег служил убежищем. В Средиземном море много островов, и поэтому не очень сложно было плавать от острова к острову.

Таким было в те времена прибрежное или, как мы говорим, каботажное плавание. Пересечь открытое море – значит подвергнуться многим опасностям, а для этого требовались большая смелость и немалые знания».

Ученые считают, что первыми корабелами на земле были древние египтяне, после них «господами моря» стали финикийцы.

«Финикийцы, или сидонцы, как они сами себя называли, – продолжает болгарский исследователь, – усвоили опыт мореплавания своих предшественников, но не удовлетворились этим и творчески развили кораблестроение и навигационное искусство. Необозримые кедровые леса, раскинувшиеся вдоль берега моря, позволили финикийцам строить великолепные корабли. Они первыми создали суда с килем и ребрами, с палубой – крепкие суда с хорошей остойчивостью, с замечательными мореходными качествами. Финикийцы стали родоначальниками и корабельной специализации: они строили не только торговые, но и военные корабли. Военные корабли финикийцев – это узкие и длинные галеры, передвигавшиеся с помощью весел, расположенных в два ряда. На всякий случай на галерах имелась мачта с квадратным парусом. Эти суда были легкими, быстрыми, с острым носом для тарана, но они не отличались хорошими мореходными качествами. Торговые же корабли финикийцев были широкими, обтекаемыми, с высокими бортами и высоко поднятым носом, увенчанным скульптурой лошадиной головы. Корма в виде рыбьего хвоста также была приподнята. Большинство кораблей были одномачтовыми, когда появлялся попутный ветер, поднимали квадратный парус. Если же надо было двигаться против ветра или при полном безветрии, то заставляли рабов садиться за тяжелые весла. С увеличением размеров кораблей (предполагается, что их тоннаж достигал 300 тонн) они чаще стали отказываться от весел и все больше использовали паруса.

Управление как военными, так и торговыми кораблями осуществлялось с помощью двух больших весел, закрепленных по обе стороны кормы. Руль в те времена еще отсутствовал, так как его изобрели лишь в средние века.

На наш взгляд, финикийцы совершенно заслуженно стяжали славу одних из самых лучших мореплавателей в истории человечества. Они были бесспорными господами „мировой морской торговли“ в период с 1400 до 600 года до н. э., но и после этого еще долго не утихала их слава искусных мореплавателей. Сохранившиеся источники свидетельствуют, что финикийцы весьма ревниво относились к своему морскому мастерству и старались не раскрывать его секреты. Маршруты кораблей и географические открытия они сохраняли в глубокой тайне. При этом пугали других морем, распространяя о нем страшные, леденящие душу легенды. Так, ими придумана история о Сцилле и Харибде – двух морских чудовищах, охранявших Мессинский пролив. Сцилла забрасывала на скалы каждого, кто пытался пройти через пролив, а Харибда топила такого смельчака в водоворотах. Легенда о Симплегадских скалах также ведет свое начало от финикийских „очевидцев“. О другом узловом морском пункте, нынешнем Гибралтаре, распространялись рассказы, что якобы на этом месте и кончается мир, а тот, кто рискнет пройти через пролив, неминуемо провалится в бездну. Тайну морских путей всячески оберегали; как видим, конкуренция – это не вчерашнее порождение.

Пока другие народы не отважились плавать по морям, финикийцы избороздили все Средиземное и Черное моря. Они доходили даже до восточного и западного побережья Африки, делали попытки обойти весь Африканский континент. Гибралтар служил для них воротами: финикийские моряки на своих кораблях смело входили в Атлантику и регулярно вывозили с туманных Британских островов оловянную руду.

Некоторые историки утверждают, что финикийцы плавали до Азорских островов. Возможно, хотя миновать Гибралтар в те времена (да и значительно позднее) было весьма нелегким делом как с психологической, так и с навигационной точки зрения.

В Гибралтарском проливе есть очень сильное течение со стороны Атлантического океана, преодолеть которое под силу только быстроходным судам. Сохранились сведения о том, что в 1850 году у Гибралтара собралось около 1000 парусных кораблей. В продолжение трех месяцев ни один из них не мог пройти через пролив, так как не было попутного ветра.

Постепенно финикийцам удалось распространить свое влияние на весь античный мир. Они основали колонии по побережью Африки, Испании, на островах Средиземного моря. И хотя на сегодняшний день ученые не располагают достаточными данными о критских или финикийских колониях на Черноморском побережье, можно все же допустить, что их корабли плавали и сюда. Об этом свидетельствуют найденные в Черном море вблизи болгарского берега каменные якоря с дырками, определенные археологами как критские или финикийские. Количество, величина и возраст найденных якорей показывают, что болгарское Черноморье посещали большие корабли еще в бронзовую эпоху. А раз сюда приходили торговые суда, значит, здесь существовали удобные заливы, гавани, где и происходил обмен товарами с местным населением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в более поздние времена, когда началась колонизация этих мест древними греками, эллины не были первыми, кто ступил на эти девственные берега. Своих выдающихся достижений в мореплавании финикийцы, предшественники и, по всей вероятности, учителя древних греков, не сумели добиться, если бы они плавали так, как иногда пишут сейчас историки: только вдоль берега и только днем, а ночью бросали якорь или вытаскивали корабли на сушу, потому что в темноте моряки боялись потерять ориентиры берега.

Конечно, ориентирование – первое условие успешного плавания; но ведь не только один берег предлагает ориентиры. Отсутствие компаса не означает еще, что древние моряки не умели ориентироваться по звездам. Известно, что с незапамятных времен самыми первыми и самыми верными ориентирами были восход и заход солнца. И до сих пор наши рыбаки на своих небольших лодках отправляются по утрам в открытое море, держа курс против восходящего солнца, а вечерами возвращаются к родным берегам уже против захода солнца.

Когда море спокойно, моряки обычно посматривают на небо: солнце всегда поможет точнее сориентироваться. А ночью ориентирами служат звезды – вечные жители неба. Люди издавна заметили, что звезды неравномерно расположились на небосводе и образовали устойчивые сочетания – созвездия, которым поэтическая фантазия древних землян дала причудливые имена. Люди заметили также, что весь небосвод медленно перемещается вокруг небольшой неподвижной звезды в созвездии Малой Медведицы. Это звезда моряка: она находится в обратном от полуденного солнца направлении и всегда указывает на север. Великий поэт Гомер сообщил, что когда Одиссей покидал остров Калипсо, он должен был пересечь открытое море на самодельном плоту… Да! На плоту пересечь открытое море! И притом в одиночестве, став тем самым родоначальником всех любителей совершать морские путешествия в одиночку. Чтобы Одиссей смог добраться до своего родного острова Калипсо, „богиня великая дала ему такое наставление: плыви так, чтобы звезда оставалась от тебя с левой стороны…“ Или как сказано на морском языке: „Курс – восток“. Если поверить Гомеру, значит, еще в его времена существовала хотя и грубая, но весьма эффективная ориентировка по звездам.

Совершенно естественно для моряков, использующих ветер, отождествлять направления стран света с направлениями ветров. Ветры тоже имеют различные названия. У каждого народа своя терминология, но в Средиземноморье оформилась, так сказать, всеобщая „роза ветров“, которая ведет свое начало от этрусских мореплавателей (XV век до н. э.).

Поскольку античные суда могли плыть – далеко ли, близко ли – только в направлении ветра, то все плавания начинались лишь тогда, когда ветер становился благоприятным. Самые старые лоции – древнегреческие периклы – дают такие указания для мореплавателей: начальная и конечная точки, расстояние между ними, курс, которого следует придерживаться, то есть в данном случае ветер, который надо использовать. Например: „От Карпатоса до Родоса 50 стадий с африкус“. „Борсас (Борей) – северный ветер, а африкус – ветер юго‑западный“.

Интересно, что в этих лоциях совсем не упоминаются береговые ориентиры. В самом деле, если курс продолжен вдоль берега, то отличительные точки на нем могут служить для ориентировки. Но так плавали, вероятно, лишь в первоначальный период развития морского судоходства. После того как путь освоили (а согласно легенде, в Черном море это сделали аргонавты), капитанам кораблей совсем не обязательно было держаться берега и искать на нем ориентиры, потому что они уже могли использовать направление постоянного ветра, солнце, звезды – все эти поистине магические средства для ориентировки.

Трудно поверить, что изменение положения Полярной звезды по отношению к горизонту из‑за изменения географической широты прошло мимо наблюдательного взгляда финикийцев, совершавших плавание до Британских островов и вдоль Африканского побережья. Древнегреческий историк Геродот пишет: „Эти финикийцы рассказывали, хотя это мне кажется невероятным, да и другие едва ли поверят, что во время их плавания в Ливию (Африку) солнце неожиданно оказалось по правую руку от них“.

Именно то, что для Геродота оказалось невероятным, ныне считается веским доказательством действительного плавания финикийцев в Африку.

Эти мореплаватели отличались не только природной наблюдательностью, но и их знания во многом были значительно выше уровня достижений древнегреческой науки того времени, так как они использовали достижения египетской астрономии, с которой были в контакте еще в глубокой древности. Страбон подчеркивает это обстоятельство следующим образом: „Кроме того, они (финикийцы) были людьми, которые многое знали в области астрономии и арифметики, начав с искусства арифметических вычислений и ночного плавания“.

Едва ли необходимо комментировать „ночное плавание“, упоминаемое Страбоном и которое опробовал еще Одиссей.

К сожалению, до нас не дошли сведения о каких‑либо астрономических приемах ориентирования, применявшихся древними финикийцами, но, бесспорно, они у них были. Поскольку все, что касалось мореплавания, сохранялось в строгой тайне, то эти астрономические способы исчезли вместе с теми, кто ими владел.

Значительно позднее, около I века н. э., в одной из своих поэм Лукиан – поэт из страны Сури – спрашивает капитана финикийского корабля, на котором тот путешествовал в Сирию, как он узнает по звездам, где находится судно. Капитан ему отвечает, что за ориентировочную точку он берет ту звезду, которая никуда никогда не исчезает и считается самой сильной звездой в созвездии двух Медведиц: „Когда созвездие Малой Медведицы оказывается высоко надо мной в рее, значит, я нахожусь в Боспоре (царство на Крымском Черноморском побережье) и в море, которое омывает берега Скифии. Когда большой Арктур опускается ниже вершины мачты, а близкий Киносур оказывается у самой воды, значит, корабль находится вблизи сирийского порта“.

Из этого ответа финикийского морского капитана видно, что в древние времена звезды использовались не только для ориентировки, но и для определения точного местонахождения корабля. Факт знаменательный! Вероятнее всего, мы ошибаемся, когда утверждаем, что мореходная астрономия родилась значительно позднее, в эпоху Великих географических открытий, и что за ее рождение надо благодарить португальцев».

Много интересного и полезного о финикийских моряках, их походах, морской торговле мы находим в произведениях русского ученого профессора З. А. Рагозиной. Она писала, что жизнь заставила финикийцев стать моряками и открывателями далеких и близких, но новых земель. К XI веку до н. э. они уже достигли Испании и основали там торговую факторию Гадес, снискали славу первооткрывателей и покорили мир не оружием, а умом и предприимчивостью. У них был первоклассный по тому времени флот, и они первыми стали выходить в открытое море и Атлантический океан.

Финикийцы познакомили разные народы друг с другом: установили добрые отношения между ними при помощи торговли. Им не хватало земли на своей родине. Слишком мало людей могло поселиться на береговой полосе Финикии между морем и белыми горами, которые все время теснили финикийцев в море. Финикия была как чаша, которая, когда наполнялась до краев водой, изливалась только в море. На этом побережье строились финикийские города‑государства, правители которых постоянно соперничали между собой в торговле, ремесле, часто враждовали, а жители вели обширную международную торговлю различными товарами и прежде всего пурпуровой краской.

Кроме того, финикийцы прославили себя металлообработкой, изготовлением чаш, кубков, кувшинов из золота, серебра и бронзы. Финикийские изделия из стекла были известны во всем древнем мире так же, как в наши дни известно богемское и венецианское стекло. Финикийские мастера пользовались всемирной славой как творцы всевозможных изделий из бронзы, которую плавили из меди и олова. Медь привозили с Кипра и Крита, а олово вначале доставляли из Испании, южную часть которой финикийцы называли Таршиш, а позже с «Оловянных островов» (так финикийцы называли Британские острова).

Уместно упомянуть здесь легенду, приводимую З. Рагозиной, о прибытии финикийцев в Испанию, где они получили в обмен на свой товар столько серебра, что их суда не смогли вместить его. Тогда финикийские купцы сбросили свой груз, орудия, утварь, а якоря заменили на новые, отлив их из серебра.

Постепенно количество олова в Испании иссякло, и финикийцы устремились к берегам Англии, к островам Джерси и Сцилли, что находятся сейчас в графстве Девон и Корнуэлл (на самом высоком холме и в наши дни можно видеть развалины замка Карисбрук – Кастл), а на острове Уайт построили даже свою факторию. Приблизительно с XI века до н. э. олово в Финикию стало поступать оттуда морским путем и сушей через Францию.

Профессор З. Рагозина пишет, что жители «Оловянных островов» могли и сами доставлять олово к устью французской реки Сены, затем сплавлять руду по реке. После этого переволакивали груз к другой реке – Роне и по Роне к южнофранцузскому средиземноморскому порту Марселю. Здесь, в Марселе и других портах, олово принимали финикийские «таршитские корабли» больших размеров для перевозки тяжелых грузов.

Финикийцы были частыми гостями и других народов Европы и Балтийского моря, куда попадали через Германию за янтарем, спрос на который в древнем мире был огромен, а цены – очень высокие. Шли финикийские купцы туда с караванами восточных товаров, а возвращались с янтарем до реки По. Потом везли его морем в Финикию.

Академик В. Струве, много внимания уделявший финикийскому мореплаванию и дерзким походам финикийских моряков, считал, что они были отважными, закаленными моряками, совершали смелые и часто чрезвычайно отчаянные экспедиции.

Они обошли не только Средиземное море, но первыми вышли на океанские просторы Атлантики, пройдя через Гибралтарский пролив, или «столпы Мелькарта», как тогда называли его. Название это дано в честь финикийского бога Мелькарта – главного бога города‑государства Тира – покровителя финикийских моряков.

Финикийцы, выходя в Северное море, открыли Англию, познакомились с народами, проживавшими на берегах Балтийского моря. Впервые в мире попытались обогнуть Африку по Атлантическому океану.

Эту морскую экспедицию возглавил некто Ганнон. Вот что пишет об этом академик В. Струве.

Руководитель экспедиции Ганнон – выходец из города Карфагена – в VI или в V веках до н. э. «проплыл от Карфагена через Гибралтар, выйдя в Атлантический океан, повернул на юг, вдоль западного берега Африки. Ганнон описывает необыкновенные страны, мимо которых он проезжал. В горах жили дикие люди, которые в беге были быстрее лошадей. Черные эфиопы бежали, как только видели приближение галер. Однажды их встретили дикие люди, одетые в звериные шкуры: они бросали камни и не давали высадиться на берег. Проезжая ночью мимо одного острова, они увидели в лесу много огней, услыхали звуки флейты и тимпанов и сильные крики. Последним эпизодом экспедиции Ганнона было знакомство с антропоидными обезьянами, три сотни которых были убиты и шкуры их были привезены в Карфаген. Дальше карфагеняне не плыли: они должны были повернуть обратно, так как у них не хватило припасов.

Это путешествие ничего не дало финикийской торговле, так как западный берег Африки был населен дикими племенами. Однако это была чрезвычайно интересная попытка открытия новых земель. Все сведения, сообщенные Ганноном, соответствуют действительности, так что можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по данным, которые имеются о географии западного берега Африки.

Наряду с путешествиями финикийцев на запад до Англии и Северного моря, к югу – до центральной части западного побережья Африки, финикийцы спускались по Красному морю и, возможно, доходили до Индийского океана. Не исключено потому, что первые известия об Индии и ее чудесах были привезены финикийскими мореходами. Об одной из этих экспедиций мы знаем из описания походов в страну Офир, которая, видимо, лежала на пути в Индию на юго‑восточном берегу Африки или на юге Аравии. Соломон, царь Израиля, участвовал вместе с тирским царем в этой экспедиции, послав для этой цели корабль.

Самым грандиозным предприятием финикийцев нужно считать экспедицию, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII века. В течение трех лет они обогнули Африку и „видели солнце по правую руку“. В древности это считалось маловероятным. Мы же в этом находим подтверждение, что они действительно достигли Южного полушария. Ведь в Южном полушарии солнце в полдень бывает в северной части неба, а потому восток оказывается с правой стороны, а не с левой, как у нас, жителей Северного полушария. Финикийское мореплавание и финикийская колонизация приобрели огромный размах и благодаря этому имеют значение не только для истории Средиземноморья, но и для истории других областей, выходящих за его пределы.

Возможно, что некоторые элементы переднеазиатской культуры, которые найдены на берегах Западной Африки (как это указывают некоторые исследователи), восходят ко времени финикийских экспедиций, то есть к периоду организации ими колоний».

Во время морских и торговых экспедиций финикийцы основывали торговые станции, торговые опорные пункты, которые постепенно превращались в города и финикийские колонии.

Эти колонии существовали и в Средиземноморском бассейне, и в Атлантике. Они были заложены на Кипре, в Греции, на Сицилии, в Сардинии, на Мальте, на месте современного французского города Марселя, на Балеарах. Крупнейшей финикийской колонией был Карфаген на территории современного Туниса.

Большое мастерство проявили финикийцы в деле получения пурпурной краски из моллюсков и крашения шерстяных и хлопковых тканей. Это было настоящее искусство. Правда, до финикийцев этим занимались другие средиземноморские народы, но финикийцы превратили это ремесло в искусство, стали непревзойденными мастерами и из века в век держали секреты промысла в своих руках. Они не только сами носили пурпурные одежды, но и снабжали ими соседние народы и те, что жили в далеких заморских странах. Однако создать шерстяную или иную ткань было лишь одной стороной дела. Другой – добыть краску и покрасить эту ткань.

Древнеримский писатель Плиний Старший, живший в 23–79 годы н. э., сообщает о процессе добычи красителя из моллюсков и приготовления краски в своей книге «Естественная история». В переложении К. Бернхардта это звучит так:

«Прежде всего нужно было выловить пригодных для этого живых морских моллюсков, для чего требовалась вершеобразная снасть, снабженная приманками из мяса или ракушек. Раковины пойманных моллюсков открывали и находящиеся в их полости железистые тельца извлекали наружу. Они содержат беловатые выделения – исходный материал для процесса крашения. Чтобы добыть эту жидкость, железистые тельца – а иногда, если экземпляры были мелкие, моллюски целиком давили каменным „прессом“ и три дня выдерживали под консервирующим воздействием соли. Затем следовали отстой и сгущение жидкости путем десятидневного выпаривания в металлических котлах на слабом огне. Потом подлежавший окраске материал пропитывали этим еще беловатым красителем и сушили на солнце.

Постепенно под влиянием света в ходе просушки образовывалась пурпурная окраска. Благодаря различным способам получения и обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другим искусным приемам финикийцы достигали широкой гаммы оттенков – от ярко‑красного до темно‑фиолетового. Овечью шерсть красили до изготовления из нее ткани. Красили и тонкое египетское полотно (бис), а позднее – китайский шелк. В данном случае имели дело уже с готовыми привозными тканями.

Окрашенная в пурпур материя ценилась за то, что она не линяла и не выгорала. Пурпурные ткани пелопоннесского происхождения стоимостью, по преданию, в 130 талантов, которые Александр Великий захватил в Сузах, были еще свежего глянцевитого оттенка, хотя пролежали на складах персидских царей 190 лет.

Цена на пурпурную краску была очень высокой. Это удорожало и пурпурную ткань. В период правления римского императора Августа один килограмм финикийской пурпурной шерсти стоил 2 тысячи динариев, а заработок квалифицированного ремесленника в месяц в те времена равнялся 1500 динариев. Вот почему в древности пурпурные одежды носили сильные древнего мира».

«В настоящее время, – пишет К. Бернхардт, – очень немногое напоминает нам о древнефиникийском промысле пурпура. Ведь большую часть отходов тирских красильщиков море унесло назад в свою пучину. И все же в Сайде можно еще подивиться на мощный холм из ракушек. Покрытый слоем земли с расположенным на нем кладбищем, он дает основание предполагать, что в его недрах скрыто более 200 тысяч кубометров ракушек, из которых добывали пурпур. Его необычное расположение в непосредственной близости от древнего акрополя Сидона с южной стороны делает понятным жалобы людей античного мира на надоедливый дурной запах, который исходил от мест пурпурных промыслов».

Далее К. Бернхардт отмечает, что «живя у моря, финикийцы не могли не заниматься рыбной ловлей. Ведь она давала дополнительную, полезную и вкусную пищу для бедняков и богатых. В то же время рыба была очень хорошим, пользующимся большим спросом товаром не только в Финикии и ее колониях, но и в других странах. Ее продавали в свежем виде и соленой. Для этой и других целей нужна была соль. Ее в Финикии тоже добывали из моря способом выпаривания.

Бассейны для добывания морской соли довольно часто встречаются и сегодня между Батруном и Тараблассом, а в других местах побережья можно найти лишь остатки древних сооружений для добычи соли».

Академик В. Струве считает, что финикийцы начали свою торговую деятельность именно с продажи рыбы.

Сушеная финикийская рыба была предметом массового производства. Она в то время ценилась не только в самой Финикии, но и в других областях. Финикийский рыбный рынок Средиземноморья сменили рыбные богатства Черноморья, но это случилось в сравнительно очень позднее время, после того как тысячелетия главным поставщиком рыбы считались финикийские города.

Большую роль в деле изобретения стекла сыграли также финикийские ремесленники. Предполагают, что способ выдувания стекла возник в Сидоне. Об этом говорит римский писатель Плиний Старший. Хотя ученые утверждают, что именно египтяне были пионерами этого дела. О том, как финикийцы додумались до этого, рассказывает древняя легенда.

«Мореходы, шедшие якобы с грузом глыб селитры из Египта, причалили к берегу в районе Акхо, чтобы приготовить себе обед. Но поскольку кругом был лишь один песок, они притащили с корабля несколько кусков селитры, чтобы поставить на них котлы. Когда же они разогрелись и соединились с песком побережья, то образовался прозрачный поток жидкости нового рода. И это, как говорят, было возникновение стекла».

«В Риме и Галлии благодаря переселению специалистов, в особенности из Сидона, также довольно рано стали производить стекло. Поэтому стеклянные художественные изделия с клеймом сидонских мастеров, обнаруженные в различных местах Средиземноморья и даже за его пределами, не дают полного права утверждать, что они были созданы ремесленниками стекольного дела.

Его расцвет повлек за собой упадок производства стекла в самой Финикии. И все же сидонское и тирское стекло еще и в пору крестовых походов пользовалось самым высоким спросом. Остатки стекловаренных печей римского и византийского времени можно встретить и сегодня во многих местах побережья между современными Суром и Сайдой. Под Сарафандом (Серептой) их обнажило море, а среди развалин древнего Тира – заступы археологов. Стекло, оставшееся в этих печах, приятного зеленоватого цвета, довольно чистое, светопроницаемое, но не прозрачное».

Известны были финикийцы и как металлообработчики, литейщики, металлурги. Гомер сообщал о кратере, который создали финикийцы из серебра с золотыми краями, и серебряной чаше, которая своей красотой затмевала все другое в этом роде.

«Представление о великолепной резьбе на этих подлинных произведениях искусства дают большие серебряные и бронзовые чаши, обнаруженные при раскопках прежде всего на Кипре, а также в Месопотамии (Нимруд) и других местах. Их финикийское происхождение не подлежит сомнению, тем более что некоторые чаши имеют на себе пометки владельцев, сделанные финикийским письмом.

Вероятно, чаши для пира, найденные в Нимруде, попали туда из финикийских городов побережья, а кипрские находки скорее всего следует приписывать мастерам с финикийских островов, что указывает на более заметное присутствие здесь эгейских мотивов.

Известные в настоящее время изделия, отлитые из серебра и бронзы в 800–600 годы до н. э., позволяют обнаружить, по существу, то же самое смешение стилей, которое уже наблюдалось у археологических находок в Библе II тысячелетия до н. э. Но разнообразие мотивов стало еще шире, в частности, среди них появились также и ассирийские. Надо сказать, что финикийским художникам удалось удивительным образом свести в единую замкнутую композицию образцы различного происхождения».

Захоронения дали археологам интересный материал по обработке металла, которую выполняли древние финикийские мастера.

Это прежде всего статуэтки финикийских богов из бронзы и другие предметы заупокойного культа.

Широко были известны в древнем мире и финикийские мастера – резчики по слоновой кости. Произведения этих древних мастеров сохранились не только в современном Ливане, но и в Северной Сирии, Палестине, в Месопотамии.

Финикийцы были большими мастерами в выработке оливкового масла. Оно было предметом самого широкого экспорта и статьей дохода для финикийских городов‑государств. Если в Финикии было сравнительно мало плодородной земли вообще, то все же ее было достаточно, чтобы развивать садовую культуру. Оливковое масло ценилось очень высоко, и Финикия являлась главным поставщиком этого масла до тех пор, пока конкурентами ее не выступили афиняне.

Крупную роль в торговле играло и финикийское вино. Может быть, самое слово «вино», которое соответствует латинскому «винум» и греческому «ойнос», восходит к финикийскому «ойн» и, следовательно, финикийского происхождения.

Из других естественных богатств Финикии самыми ценными были кедровые леса. Они давали материал для балок, необходимых для сооружения морских кораблей, и считались основой для кораблестроения, если не во всем древнем мире, то, во всяком случае, в древневосточном мире.

Наряду с кедрами в Финикии имелся прекрасный ливанский дуб, который также играл важную роль в экспорте.

Вместе с тем в древности финикийцы приобрели также худую славу пиратов и работорговцев. Гомер свидетельствует, что они считались в древнем мире охотниками за людьми.

Работорговля приносила финикийским купцам большие доходы. Десятки тысяч рабов доставлялись в финикийские города, в поселения, где их широко использовали в домашнем хозяйстве, на полевых работах, в оливковых рощах, в ткачестве, в повале и доставке леса, выделке стекла и т. д.

Огромное число рабов использовалось в качестве гребцов на галерах. Финикийцы первые в мире стали применять рабский труд в гребном деле. Участь галерных рабов была самая ужасная. «Рабы, – пишет В. Струве, – приковывались цепями к своим скамейкам и должны были выполнять работу под ударами надсмотрщиков. Положение галерных рабов было безнадежным во время кораблекрушения, во время бури, в морском сражении – во всех этих случаях, прикованные к скамье, они не могли рассчитывать на спасение.

В большом количестве использовались рабы и для домашних услуг. В письменных памятниках есть указание на то, что в финикийских богатых домах число рабов было значительно больше, чем в домашнем хозяйстве других древневосточных обществ.

Свободные и рабы и внешне отличались друг от друга. Судя по изображениям финикийцев на египетских памятниках, можно предполагать, что свободные финикийцы носили длинные волосы, в то время как рабы, так же как и в Вавилонии, должны были носить короткую прическу.

Может быть, это было вызвано тем, что в Финикии, как и в Вавилонии, рабское клеймо ставилось на лбу, а потому волосы не должны были его закрывать. Число рабов в Финикии было очень велико и приближалось к числу их в крупных торговых центрах Греции».

 

 

Легенды и мифы

Большим богатством финикийцев была их духовная культура. Неделимой ее частью стали легенды и мифы. Писатель‑демократ В. Г. Белинский справедливо писал, что «мифология была выражением жизни древних». Если это так, то мифы отражали думы и чаяния людей, их надежды, стремления, их идеологию, культуру и представления об окружающем их разнообразном мире. Так было и с финикийцами, проживавшими и в Тире, и в Сидоне, и в Берите, и в Библе, и в Угарите.

Несмотря на разнообразие местных особенностей и локальные вариации, финикийские легенды и мифы были связаны единым сюжетом, фабулой и «нитями», соединявшими отдельные их части. Общее для них было то, что их многими героями были боги финикийского пантеона, во главе которого стоял старейшина богов – бог Эль. С ним рядом находилась и действовала его возлюбленная супруга по имени Астарта. Она родила Элю 70 богов. Но он этим не удовлетворился и женился на двух других, но уже земных женах. Они тоже родили ему детей – Зарю и Закат.

Позже от этого брака родилось еще семь богов, которые и составили семилетний круг изобилия и плодородия. Для более подробного знакомства с финикийскими мифами возьмем лишь три из них.

«О боге Баале и боге Моря», «О боге Керете», «Миф об Алейяне».

Первые два мифа приводит публицист А. Дружинина в своей книге «Сирия. Старая и новая». О третьем поведал академик В. Струве.

В первом мифе рассказывается о том, что жил бог Баал, которого часто называли другим именем – Всадником небес. Это название он получил за то, что был богом грома и молний. Вторым богом был бог морей и рек, и отсюда его название Ям‑нахр, то есть Река‑Море. Они, эти боги, жестоко враждовали. Однажды Ям‑нахр решил направить своих посланцев в совет богов, чтобы захватить Баала и сделать его своим рабом.

 

Бог Ям‑Нахр говорит:

Обращаюсь к тебе, отец наш Эль,

Преданный тебе Река‑судия.

Отдайте, о боги, того, кого приютили,

Того, кто у многих находит прибежище.

Отдайте Баала и его сторонников,

Сына Дагона, дабы унаследовал я его злато.

 

Это требование испугало богов. Они в страхе опустили свои головы и готовы выдать Баала, так как устрашены угрозами Ям‑нахра. Однако Баала нелегко запугать. Он хочет вселить мужество в совет богов и обращается к ним с такими словами:

 

Почему, о боги,

Вы склоняете головы к могущественным тронам?

Пусть прочтут послание вестника Яма,

Вестника Реки‑судии.

О боги! Поднимите головы свои,

Поднимите их от колен,

Поднимите их от могущественных тронов,

Я отвечу вестникам Яма,

Посланцам Реки‑судии.

 

Слова Баала доходят до сердец богов, они разогнули согбенные спины и взглянули на двух гонцов, которые не преклонили колени перед богом Элем и не поклонились ему.

Бесцеремонное поведение вестников объясняется могуществом их пославшего. Но старый бог Эль – глава пантеона – все еще не решается действовать решительно, проявляет явное малодушие и трусливо предает Баала, поспешно отвечая:

 

Баал – твой раб, о Море!

Баал – твой раб, о Море!

Сын Дагона – твой пленник!

Он принесет тебе дань, как другие боги.

 

Баал встал вне себя от гнева, предательства Эля и трусости богов, выхватил нож и хотел убить посланцев Ям‑нахра. Однако две богини, Анат и Астарта, уговаривают не проливать кровь. Он подчиняется их мольбе. Но все же гнев свой направляет против самого Ям‑нахра и решает начать битву с ним. Баал обращается с просьбой к мастеру по имени Котар‑Хазиз, чтобы тот изготовил ему две тяжелые палицы. Последний, предсказывая ему победу над Ям‑нахром, сказал ему:

 

Разве не говорил я тебе, о властитель Баал,

Не объявлял тебе, Всадник облаков?

Врагов своих, о Баал,

Врагов своих ты сокрушишь,

Уничтожишь своих соперников!

И примешь ты вечное царство,

Свою вечную власть.

 

Драматизм повествования постоянно нарастает. Кульминацией является мучительная схватка двух сильнейших. Обращаясь к палицам, Котар‑Хазиз провозглашает:

 

Твое имя – Гонитель,

Гонитель, гони Яма,

Сгони Яма с трона,

Реку – с его могущественного трона!

Ты слетишь с рук Баала,

Словно сокол с его пальцев.

 

Противник повержен. Потерявший голову от радости Баал готов умертвить Яма. Но Астарта вовремя напоминает ему, что Ям – пленник, а поверженного врага надо щадить. Баал испытывает укоры совести.

Итак, Баал одержал блестящую победу. Он облачен огромной властью. Однако будущее его не лучезарно. В нем много битв, поражений, трудных побед, о которых рассказывают другие мифы.

Миф, который приводит в своей книге А. Дружинина, называется «Легенда о Керете».

Керет, царь Хубура, жестоко страдает. Он потерял жену, прежде чем она подарила ему наследника. И вот во сне является ему Эль и требует прекратить стенания, совершить омовение и, поднявшись на высокую башню, принести жертвоприношение. Затем следует ему пойти походом на город Удом (предполагается, что это библейский и исторический Эдем), царь которого Пабиль предложит Керету богатый откуп, но нужно от него отказаться и потребовать возвращения своей потерянной жены Хурраи.

Керет выполняет все требования и пожелания Эля. Он дает также обет богине Астарте принести ей много золота и серебра, если она ему поможет, и Керету удается заставить Пабиля вернуть ему жену. По возвращении он устраивает пышный пир, на который являются все боги Угарита. Эль благословляет Керета, подняв кубок с вином, и обещает ему семерых сыновей и дочь. Один из сыновей, говорит он, будет вскормлен богинями Астартой и Анат и займет место отца на троне. Но Керет не выполнил обещания, данного Астарте. Богиня разгневана. На Керета обрушивается несчастье. Тяжелая болезнь ведет его к смерти. С болезнью царя прекратились дожди, урожай гибнет. Керет просит сына Эльху и свою единственную дочь приготовить жертвоприношения для Эля. Глава пантеона созывает богов и просит найти лекарство для Керета. Помочь никто не может. Тогда Эль посылает богиню врачевания Шатакат искать лекарство. И Шатакат одержала победу над смертью. Керет выздоровел и занял место на троне. Но старший сын его Яссиб поднял бунт против отца, заявив, что тот стоит одной ногой в могиле и обязан освободить трон.

В «Мифе об Алейяне» рассказывается, «что в начале всего был бог Эль: он был творцом мира и отцом всех богов и людей. У Эля были дети Ваал и Анат, являющиеся прототипами для Адониса и Астарты (Ваал значит „хозяин“, Адон – „господин“). Анат представляется как богиня жизни, а Ваал – как бы умирающий и воскресающий. Он является собственно богом растений, от которых зависит жизнь людей и животных. Ваал пользуется большим почетом у людей, и Эль и бог Мот (смерть) делают Ваала смертным. Люди забывают культ Ваала, и Анат уничтожает людей, отрубая им головы. Анат велит тогда построить дворец Ваалу из кедра. Для украшения дворца понадобилось золото, охраняемое чудовищами о семи головах Таннин и Летан (сравни библейское Левиафан). Анат заставляет умолкнуть чудовища и захватывает золото. Остается лишь получить разрешение Эля на культ Ваала. На помощь Анат приходит бог Алейян, который сообщает ей, что все стихии, вся природа ропщет на Эля и требует, чтобы Ваал имел дом, как и все боги. Анат обращается к Элю со своей просьбой, обещая сделать его молодым. Ответ Эля неизвестен, но в дальнейшем рассказывается, как начинается постройка дворца Ваала, описывается праздник по окончании постройки. Но торжество Ваала недолгое. Бог смерти Мот посылает Ваалу на охоте вместо ланей свору чудовищ, которые убивают его. Горе Анат не поддается описанию. С помощью бога Солнца она уносит тело Ваала на север и хоронит его, принеся жертву. После этого начинается преследование Мота, его разрубают ударом серпа на части. Тогда оживает Ваал, и земля покрывается растительностью».

Эта и первая легенда о Баале и Ям‑нахре, а также миф об Алейяне и многие другие оказали прямое и непосредственное воздействие на Библию. Например, рождение семи богов от брака Баала и двух его земных жен перешло в Ветхий завет под именем сабботического цикла. Это еще раз подтверждает позицию ученых, что Ветхий завет писался с использованием мифов, легенд, обычаев и традиций других народов Востока.

В то же время эти мифы оказали огромное воздействие на создание древнегреческого мифа об Ахилле. Ведь и Ахилл и Баал хотели убить своих противников. Баала уговорили не делать это две богини – Анат и Астарта. Так и Ахилл не убил Агамемнона из‑за мольбы двух богинь – Геры и Афины. Содержание легенды о Керете и другие мифы повлияли на Гомера – автора «Одиссеи» и «Илиады». Легенда о Керете связана напрямую с древнегреческим мифом о похищении Елены Прекрасной, которая, как и жена Керета – Хурраи, должна быть возвращена супругу.

Таким образом, даже из этих маленьких легенд видно, что финикийские предания оказали определенное влияние на древних греков, а через них и на другие народы.

Кому поклонялись финикийцы? Каким богам веровали?

Прежде всего отметим, что у финикийцев было много богов, целый сонм. Но каждый из них выполнял свои функции, а некоторые из них по нескольку, иногда затрагивали даже не свою «епархию».

Каждый из богов и все они вместе обитали повсюду и были доступными для верующих. В представлениях финикийцев их боги были как люди, были рядом и к ним можно было обратиться в любое время дня и ночи, в любом месте – в пути ли, на суше или на море.

Интересно познакомиться и с религией финикийского народа. Некоторые аспекты ее нельзя не характеризовать неварварскими. Правда, читатель понимает, что эти малосимпатичные и жесточайшие традиции относились к древнейшим временам рода человеческого. Возьмем хотя бы рассказ профессора З. Рагозиной о религиозных человеческих жертвоприношениях у финикийцев. Это относится как к самой Финикии, так и к ее многочисленным колониям, например, к Карфагену. В Карфагене, писала З. Рагозина, была статуя Молоха, построенная специально для принятия человеческих жертв. Она была огромная и сделана из меди. Внутри статуя была полая. Голова ее была бычья, так как бык считался символом силы и солнца. Руки статуи были длинные, на них клались человеческие жертвы. При помощи цепей руки поднимали и затем опускали жертвы внутрь статуи, где горел костер.

При этом родным категорически запрещалось плакать, так как это могло прогневить бога. Во время этого страшного действа играла музыка, совершались священные танцы и песнопения.

Академик Б. Тураев, также имевший большие заслуги по изучению истории религии финикийцев, продолжил исследования проблем финикийской религии и результаты опубликовал в своей книге «История Древнего Востока». Значимость ее сохранилась даже при нынешнем уровне знаний по идеологии и культуре Финикии. Б. Тураев обнаружил, что в ней тесно сочеталось поклонение созидательным и разрушительным силам природы, животным, небу, звездам, деревьям, скалам, источникам воды. Имена финикийских богов, как правило, просты и нарицательны. Это – Баал (владыка), Баалат (владычица), Адон (господин), Мелек‑Молох (царь), Эль (бог).

При этом в различных финикийских городах при наличии большого сонма богов, и в том числе о которых мы говорили, были свои любимые боги – покровители народа городов Тира, Сидона, Берита, Арада, Угарита и других.

В Тире богом‑покровителем был Мелькарт, в Сидоне – Ваал и богиня Астарта, в Берите – Эшмун, в Библе – Эль.

Существовали и другие боги, кроме всеобщих и верховных. Среди них бог‑карлик, изображение которого украшало финикийские корабли, его звали по‑финикийски Пуали – бог молотка. Древние греки переиначили его имя на Пигмей – бог с кулак. Впоследствии от этого имени пошло имя Пигмалион. Другим богом был Адду или Адди, пришедший из Ассирии. Он был богом грома, молний, бурь и подавал свой голос с неба так, что при этом трепетала земля.

Поклонялись этим богам в священных местах и храмах. Последние строились вокруг какого‑нибудь фетиша: камня, колонны, глыбы, в общем, всего, что выделялось над ровной пустыней их древней прародины. Один из финикийских храмов нашел и описал крупнейший французский ученый Ф. Ренан. Он отмечал, что храм был расположен в скале. В середине стояла каменная глыба, вокруг которой сосредоточивались молящиеся. Вероятно, каменная глыба служила средоточием и символом божества.

Экспедиция Ф. Ренана обнаружила, что фетишами в храмах финикийцев служили деревья. Они считались также носителями божественных сил. Культ деревьев и священных рощ жил среди финикийцев тысячелетиями. В городе‑государстве Берите, например, существовали знаменитые священные рощи бога Эшмуна и богини Астарты.

Слугами богов и богинь при храмах были многочисленные жрецы, которые делились на несколько групп. Верховные жрецы были, как правило, из царского рода и сами иногда становились царями.

У финикийских жрецов имелась специализация. Одни занимались закланием животных, другие служили привратниками в храмах, третьи были певцами, четвертые исполняли ритуальные танцы и т. д. Жрецы сопровождали финикийцев всю их жизнь – от рождения до смерти. От них финикийцы узнавали, что существует загробная жизнь, преисподняя, населенная обитателями, называемыми рефаимами. Когда финикиец умирал, жрецы покрывали тело покойника гипсом, лицо закрывали маской и затем клали его в гробницу, в склеп или саркофаг и опускали в могилу. Туда же помещали домашнюю утварь, светильники, амулеты.

При раскопках в одном из храмов археологи нашли 20 больших кувшинов, в которых обнаружили скелеты маленьких детей до двух лет.

Б. Тураев писал, что «перед нами страшное кладбище принесенных в жертву первенцев, которые были исторгнуты из рук родителей, частью немедленно после рождения, частью некоторое время спустя после того, как их не удалось скрыть. Кроме этого, найдены доказательства существования у хананеев общего весьма многим (например, древнеамериканским) народам обычая человеческих жертвоприношений при постройках городов, зданий и т. п. Одни объясняют их как жертвы духу местности, другие – как средство создать новому сооружению духа‑покровителя».

Такая религия с жестокими нравами и обычаями не могла содействовать ее широкому распространению и восприятию другими народами. Это справедливо по отношению к финикийской религии, которая была жестокой и бессердечной. Но вместе с тем интересно отметить, что многие черты духовной и материальной культуры финикийцев живут и поныне рядом с нами в культуре и религиях других народов мира. Возьмем хотя бы словарные выражения, сочетания, соответствия идеи, метрический размер финикийской поэзии, внутреннюю структуру финикийской литературы. Все это имеет свои четкие параллели в Ветхом завете.

Например, героя финикийской литературы, которая намного старше ветхозаветной, называют «терзающим змеем». В Ветхом завете так называют Левиафана – огромное морское чудовище. В финикийской литературе бог Ваал в схватке убивает это чудовище; так же поступает в Ветхом завете бог Иегова. У греков этот «терзающий змей» получил название гидры Геркулеса. Жизнь и деятельность бога Эля в религии финикийцев живо напоминает жизнь и деятельность библейского пророка Даниила.

Составители Ветхого завета широко использовали законодательство финикийских городов‑государств, традиции, обычаи, религию финикийцев, работу учреждений и культуру в целом при создании «книги книг». Вместе с Библией черты финикийской культуры дожили до сегодняшнего дня. Скажем, музыкальная культура финикийцев, их музыкальные инструменты пользовались большой популярностью у народов Средиземноморья. Да и сами финикийские музыканты часто приглашались на свадьбы, похороны, для музыкального сопровождения процесса жертвоприношений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: