Рубежный контроль по модулю «Эмбриология». Модуль II

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К практическим занятиям по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов на весенний семестр 2019-2020 учебный год

Модуль по цитологии (модуль I).

Занятие №1.

Введение в курс Гистологии, эмбриологии, цитологии.

Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма). Воспроизведение клеток.

 

К занятию студенты должны иметь:

1. Альбомы для рисования или черчения, тетрадь для лекций, тетрадь для самостоятельной работы.

2. Набор цветных карандашей.

 

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

 

Контрольные вопросы:

К первому занятию необходимо повторить правила работы с микроскопом (ранее изучаемые в курсе биологии) и выучить следующие вопросы:

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

6. Митоз, как основной способ репродукции клеток.

7. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

8. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.

9. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №1:

1.Зарисовать в альбом для практических занятий различные виды межклеточных контактов с указанием их структурных элементов и функций:

а). Простые.

б). Сложные:

1. запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

2. заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

3. коммуникационные (обменные ) – щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

 

2. Зарисовать с полным описанием в тетрадьорганеллы цитоплазмы и компоненты опорно-двигательной системы клетки:

1. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.

2. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

3. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.

4. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

5. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.

6. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №2:

 - зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.;

- зарисовать схему сперматогенеза и овогенеза и отметить в них: название периодов развития; названия всех разновидностей половых клеток; отметить распределение кариотипа человека; распределение половых хромосом - 391, 401 стр.;

- оплодотворение – определение и этапы.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

Модуль по эмбриологии (модуль II).

Занятие №2.

Введение в общую эмбриологию.

Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции).

Контрольные вопросы:

1. Предмет и задачи эмбриологии.

2. Понятие об онтогенезе и филогенезе, связь онтогенеза и филогенеза. Характеристика основных этапов эмбриогенеза.

3.  Морфофункциональная характеристика половых клеток человека.

4. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека.

5. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека.

6.  Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека.

7. Формирование осевых органов. Дифференцировка мезодермы.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №3: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель – 1263 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861, 442 стр.

 

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил.

 

Занятие №3.

Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.

Рубежный контроль по модулю «Эмбриология». Модуль II.

Контрольные вопросы:

1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима.

2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека.

3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции.

4. Типы плацент млекопитающих.

5. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.

 

1. К сдаче рубежного контроля по эмбриологии допускаются студенты, посетившие и выполнившие все практические занятия по эмбриологии.

2. Студенты, посетившие все практические занятия, но не выполнившие одно из них, могут быть допущены к сдаче итогового занятия «условно» – по усмотрению преподавателя.

3. Студенты, допущенные к сдаче рубежного контроля «условно», должны представить твёрдые знания по вопросам билета, кроме того, и по вопросам невыполненного занятия.

4. Студенты, не сдавшие рубежный контроль, имеют однократную возможность пересдачи в течение 2-х учебных недель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: