Материалы для рисунка пером

 

Перо.  Для рисования применяются различные перья – металлические, тростниковые, птичьи (рис. 4). Первые упоминания об использовании в рисунке птичьего пера  относятся к глубокой древности, восходят к VII в. Птичье перо использовалось как для рисунка, так и для письма: его особым образом подготавливали, обрезали и оттачивали. Очень важно было правильно очинить перо, сделать нужный расщеп, для этого существовали специальные ножи (расщепные). Для рисунка необходимо перо с тонким расщепом.

 

Рис. 4. Перья: а  – тростниковые; б  – гусиные

 

Лучшими для работы являются перья левого крыла, а именно: второе, третье и четвертое от края. Перья из правого крыла менее удобны для держания в руке. Важный момент подготовки перьев к работе – их закаливание. Для этого перья вставляют в песок и нагревают примерно до температуры 60 °C, после чего они становятся более твердыми и пружинистыми.

Гусиное перо дает линии самой разнообразной толщины, что делает рисунок очень выразительным. В начале XIX в. обработка гусиного пера была механизирована, появилась машинка для его расщепления, но она не получила большого распространения.

Изобретение металлического пера  было одним из важнейших достижений человечества. Незаметный на первый взгляд переход от гусиного пера к металлическому сыграл огромную роль в истории мировой письменности. Еще в Древнем Риме появились перья, сделанные из бронзы, меди и серебра, причем примерно такого же вида, как сегодня. Характерная особенность этих перьев заключалась в том, что они «не списывались» и оставались всегда прочными.

В конце XVIII в. в Англии изобрели металлическое перо, которым можно было писать на литографическом камне. В 1818 г. в Германии было создано стальное перо для письма по бумаге. В той же Германии в 1828 г. стальное перо соединили с гусиным – получилось некое подобие ручки, не имевшей, однако, успеха у современников.

Массовое производство стальных перьев относится к 1852–1856 гг., в это время был налажен выпуск стальной ленты, из которой стали штамповать перья. Однако стальные перья еще не были похожи на современные: они имели форму трубки или цилиндрика со сходящимися краями, образующими посередине щель. Боковые стороны были обрезаны так же, как у гусиного пера. Переход от гусиных перьев к стальным был очень длительным. Только где-то к концу 80-х годов XIX в. металлические перья постепенно получили распространение. Но для некоторых технических надобностей (и особенно для рисунка) гусиные перья до сих пор востребованы.

Лучшей бумагой для рисунка пером является хорошо приклеенная глянцевая и мелованная бумага, особенно фотобумага, глянцевая и матовая, закрепленная (в темноте) в гипосульфите.

Классическим инструментом для рисования является тростниковое перо.  Им рисовали Рембрандт, Боттичелли, Физанело, Франс Гальс и многие другие художники. Несмотря на примитивность этого инструмента, тростниковое перо не утратило своего значения и для современных художников и рисовальщиков.

Тростниковое перо обычно делают из камыша, бамбука, а также стеблей зрелой пшеницы и риса. Для того чтобы тростниковое перо было эластичным, прочным и нехрупким, лучше всего срезать тростник или камыш поздней осенью, когда они вполне созрели. Достоинства тростникового пера заключаются в том, что линия ведется очень легко и может быть очень широкой. Подготавливают тростниковое перо следующим образом: срезав тростник или камыш, выбирают наиболее прочные его части и особым ножом или бритвой делают очень косой срез. Затем тростник срезают с обоих боков наподобие обыкновенного стального пера и делают небольшой разрез.

 

Рис. 5. В. А. Игошев. Портрет М. А. Шолохова. Бумага, тушь, перо. 1970

 

Тушь  широко применяется при рисовании как пером (рис. 5), так и кистью (рис. 6). В состав туши входят газовая сажа, шлак, глицерин, сахар, поверхностно-активные вещества, спиртовой раствор и антисептик. Помимо жидкой туши производится твердая тушь в виде палочек, и тогда в ее состав включается еще и каолин Основной особенностью туши является ее глубокий черный цвет.

Выпускается и цветная тушь на органических красителях, как жидкая, так и пастообразная.

Работа тушью очень напоминает технику работы акварелью, поэтому многие художники с успехом применяют смешанную технику, соединяя тушь с акварелью.

 

Рис. 6. О. Г. Верейский. Митинг по случаю перекрытия Енисея. Бумага, тушь, кисть. 1963

 

Тушь хорошо разбавляется водой, и это дает возможность менять ее цветовую насыщенность от буроватой до серебристо-серой.

Имея в своем составе спиртовой раствор шлака, тушь при высыхании не растворяется в воде.

Чернила  изготавливаются на основе древесного угля и сажи, разводятся на клею или растительно-фруктовой смоле – камеди.

В течение многих веков для письма и рисования употреблялись орешковые чернила темно-коричневого цвета, обладающие особой светоустойчивостью: под действием света они не только не теряют своего цвета, а наоборот, приобретают интенсивный темно-коричневый цвет.

В наше время орешковые чернила промышленностью не производятся, поэтому некоторые графики, работающие пером, эти чернила делают сами. Они готовятся из «орешков» – галлов, светло-зеленых или красноватых наростов некоторых видов дуба. Галлы образуются от укола орехотворки, в которых она выращивает свое потомство.

Для приготовления чернил галлы-«орешки» с листьями отрывают осенью, когда они становятся большими. Собранные «орешки» промывают, измельчают, после чего из них выжимают сок. Для выжимания сока пользуются марлей, сложенной вдвое. Полученные таким образом чернила имеют легкий коричневый оттенок. Для получения более интенсивного цвета добавляется раствор железного купороса, от которого чернила темнеют, приобретая холодный оттенок. Затем чернила выдерживают на свету 10–12 дней, и они становятся еще более темными по цвету.

Состав орешковых чернил:

чернильные «орешки» – 75 г железный купорос – 50 г

гуммиарабик – 50 г

фенол – 0,5 г

вода – 1,5 л

Железный купорос готовят следующим образом: его растворяют в горячей воде и отстаивают 2–3 часа, образовавшуюся пену снимают, а сам раствор сливают так, чтобы не потревожить осадок. В качестве связующего вещества добавляют гуммиарабик, который служит и загустителем чернил. Вместо гуммиарабика можно использовать декстрин.

Орешковые чернила пригодны для рисования лишь гусиным или тростниковым пером.

Бистр  – материал для рисования кистью (см. цв. ил. 3) или пером (см. цв. ил. 7). Бистр имел широкое применение до конца XVIII в, а затем был вытеснен тушью и сепией.

Бистр имеет коричнево-рыжеватый цвет. Он приготавливается из сажи, которая образуется при сжигании буковой древесины. Сажу собирают, растирают на каменной плите или шероховатом стекле и несколько раз промывают в горячей воде, удаляя из нее смолистые вещества. Полученный порошок сажи «отмучивают» в воде, воду сливают и тонко «отмученный» осадок смешивают с клеевым раствором вишневой либо сливовой камеди или декстрированного клея. После этого выпаривают воду до получения массы, напоминающей мягкий воск. Полученное вещество формируют в таблетки, напоминающие акварель. Таблетки высушивают. В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра.

Сепия  используется как материал для рисунка. Работают сепией так же, как акварелью. Натуральная сепия имеет коричневый с сероватым оттенком цвет, отличается прозрачностью (см. цв. ил. 10), приготовляется из чернильного мешка каракатиц. В наше время сепию производят на основе органического красителя, она входит в акварельные краски. Искусственная сепия многообразней по цветовым оттенкам, чем натуральная.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: