Вступление. Сущность русофобии

"История России вообще удручающе постоянна в хождении по замкнутому кругу и наступании на одни и те же тоталитарные грабли. Незримую сердцевину русской тоталитарно-террористической власти в любые века можно назвать хоть опричниной, хоть сталинизмом, - это будет равно справедливо. И то и другое в истории России - явление постоянное, периодическое, заложенное уже на генетическом уровне и не оставляющее никаких надежд на выздоровление в будущем...

Русские пришли в наш 21-й век прямиком из своего 16-го: варварской дикой ордой, привыкшей рабски-преданно лобызать сапоги и хлыст своего тирана и создателя, деспота и родного отца - Ивана Грозного. Именно по заложенному им садо-мазохистскому архетипу русские и ведут себя сегодня, с остервенением молясь своему кровожадному богу и поддерживая своего очередного тиранчика с хлыстом в чине подполковника КГБ. Поэтому генеральная историческая задача на территории 1/6 суши формулируется так: загнать русских обратно в границы Московского княжества, в их 16-й век!"

Б. Стомахин. "Убить империю".

 Я привел эту цитату для того, чтобы не вызывать дискуссию о существовании самого явления, так как любимой ширмой для русофобии является тезис о том, что за этим понятием скрывается всего лишь нетерпимость употребляющего термин. Тем не менее, как мы видим из этого текста, действительно существуют люди в русской публицистике, настроение которых по отношению к русским далеко от объективного.

Я бы определил русофобию как систематическое и явное неприятие русских как народа, их культуры и исторического пути, предвзятое и подозрительное отношение к ним и их достижениям.

Профессор политологии А.Н. Савельев выделяет следующие формы русофобии:

1. Русофобия космополитов. Характеризуется открытым пренебрежением к русскому народу и России, подчеркиванием преимуществ других стран и народов, которые считаются «развитыми», и недостатков России и русских как «недоразвитых» и не способных к развитию. Русофобы-космополиты желают нашей стране разрушения, а нашему народу - небытия.

2. Русофобия бюрократическая (псевдоимперская). Предполагает определение государства как «многонационального» и требование равенства закона в условиях повсеместного угнетения русских. Бюрократия требует прекратить вообще какие-либо упоминания о национальности и не признает существования этнических кланов, которые унижают и угнетают русских по национальному признаку. А также искажает историю России, представляя ее равнодушной к национальности и не выделяющей русских среди остальных народов. Представители этого типа русофобии сочетают формальный патриотизм с либеральными взглядами.

3. Русофобия интернационалистская. Наследуется от коммунистической бюрократии, требует равенства народов и наций, играющих в истории и государственном строительстве принципиально разные роли, а также ставит социальную солидарность выше национальной. Чаще всего в данном случае используются марксистские догмы, которые направляют недовольство граждан на всех предпринимателей без исключения, а не на олигархию. Русская история имперского периода среди русофобов этого типа осуждается как история «тюрьмы народов».

4. Русофобия сепаратистская. Отделяет русских от России, противопоставляет нацию и государство, стремится к расчленению России – отделению от нее «национальных республик», произвольно созданных в начале 90-х годов ХХ века. Предполагает, что мононациональное государство не должно иметь никаких национальных меньшинств.

5. Русофобия нацистская. Характеризуется унизительными характеристиками в адрес русского народа как народа «овощей» или даже «унтерменшей». Представляя маргинальные и низкообразованные круги, представители этого типа русофобии зачастую используют нацистскую символику и ритуалы с целью отделиться от основной массы русского народа, к которой относятся с презрением. В этой среде имеют хождения дикие расистские фантазии, согласно которым любого русского легко отнести к иной нации. Чаще всего – либо к евреям, либо к азиатам. Также этот тип русофобии связан с воинствующим неприятием Православия.

6. Русофобия паразитическая. Относится к русским как к завоевателям, от которых следует требовать «компенсации» и особых условий для национальных меньшинств. Распространена в этнокриминальных группировках, этнических кланах, в этнокультурных сообществах, у нерусской интеллигенции, среди внешних и внутренних иммигрантов. Зачастую это комплекс неполноценности дикаря, вкусившего благ цивилизации, но не способного в эту цивилизацию войти.

Националистическая русофобия - идеологическая диверсия.

Само словосочетание "русофобы в русском движении" может кому-то показаться абсурдом, но, тем не менее, мы имеем дело с, если и немногочисленной, то вполне влиятельной группой лиц, осуществляющих идеологическую диверсию внутри движения, историческое предназначение которого как раз и есть противостояние любым формам угнетения русских.

Национализм западного образца это в первую очередь национализм либерализма, национализм гражданского общества - альянс граждан-эгоистов, достигающих своей цели. Эта цель может по инерции соответствовать паттернам исторического развития государства, использовать те же символы и те же мифы, что и народ до него - но как возможность он оставляет для себя шанс полностью измениться или даже самочинно распасться, чего до этого не было.

Русофобия, таким образом, проникает в национализм именно за счёт свойств самого национализма, которые накладываются на известный парадокс постмодерна - добровольное избрание контекста. Одна из, если можно так выразиться, родовых травм национализма - это отсутствие дифференциации на имеющих и не имеющих права голоса. Даже в гипотетической авторарной системе носителем народной воли признается каждый конкретный индивид. И если левые или либералы добровольно отказываются от своей идентичности в пользу декларируемых идей - а дальше вольны проявлять любое отношение как к России, так и к русским, то в случае "националистов-русофобов", мы имеем дело с человеком, который ценит свою принадлежность к русским и не желает от неё отказываться (хотя зачастую публично показывает, что тяготится ей) - и на этом строит своё право не просто выражать свою точку зрения, но и влиять на исторические пути страны. Дополнительные проблемы возникают с известной степенью расплывчатости самого понятия русских и тернистостью исторического пути России. "Национальным русофобам" ничто не мешает редуцировать народ до минимума, который они и объявляют "истинно-русскими", будь то этнические славяне или существовавшая в истории общность "Новгородской республики". Говоря о самом явлении русофобии, нужно понимать, что важнейшую роль здесь играют доводы психологические и соображения актуальной политики, а не какие-либо социальные или этнические расчёты. Эволюция русофобии внутри русского национализма начиналась, как правило, с искреннего желания лучшего для русских, попытки пойти непроторенными путями, освобождения от бесконечного повторения ошибок русской оппозиции.

И если одним из основных орудий подобной русофобии является противопоставления нации и государства, то ее причина кроется в отождествлении государства и власти. Дальнейшие логические переходы довольно прозрачны - если власть очевидно антинародна, то, значит, само государство является противником нации. Но очевидно, что народ в массе своей если и не поддерживает власть, то по каким-то причинам не готов оказывать ей активное сопротивление - а значит и с самим народом что-то не так. После того как проделываются эти нехитрые логические заключения, начинается поиск концепций, объясняющих это - обычно они обретаются в виде творений западников, начиная с Чаадаева. Здесь мы подходим к вопросу о путях националистической мысли в России и их связи с русофобией как таковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: