Вариант 1: целевой капитал накапливает сама НКО

Первый вариант предполагает право собственности на целевой капитал у той организации, которая является одновременно получателем его доходов (см. рис. 3).

 

Формирование целевого капитала НКО

 

             Пожертвования

┌──────────────┐ на формирование ┌───┐            ┌───────────────┐

│БЛАГОТВОРИТЕЛЬ│ целевого капитала │НКО│ Целевой капитал │ УПРАВЛЯЮЩАЯ │

│ (ДОНОР) ├───────────────────>│ ├────────────────>│ КОМПАНИЯ │

└──────────────┘               └─┬─┘            └───────┬───────┘

                                /│\                     │

                                 └───────────────────────────┘

                                     Доходы от управления

                                       целевым капиталом

 

Рис. 3

 

Накопление средств происходит следующим образом. Вначале НКО принимает решение о формировании целевого капитала. Для этого она в течение одного года со дня поступления на банковский счет первого пожертвования создает совет по использованию целевого капитала (ч. 12 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 275-ФЗ).

Он состоит из следующих лиц:

- представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала;

- представителей получателей дохода от целевого капитала;

- жертвователей или их представителей;

- граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации (ч. 5 и 6 ст. 9 Закона N 275-ФЗ).

К полномочиям совета согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 275-ФЗ относят:

- предварительное согласование финансового плана некоммерческой организации и изменений в него;

- определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

- предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на формирование или на пополнение целевого капитала;

- утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

- подготовка предложений о полномочиях совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления некоммерческой организации для утверждения;

- контроль за выполнением финансового плана некоммерческой организации и подготовка предложений о внесении в него изменений;

- одобрение договора пожертвования, на основании которого на пополнение целевого капитала передаются ценные бумаги, недвижимое имущество, и решения о принятии наследства, в составе которого на пополнение целевого капитала передаются по завещанию ценные бумаги, недвижимое имущество;

- иные предусмотренные законом и уставом некоммерческой организации полномочия.

В течение одного года (со дня поступления на банковский счет первого пожертвования на формирование целевого капитала) организация осуществляет сбор таких пожертвований. Ей нужно набрать минимум 3 миллиона рублей (ч. 9, 12 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Основанием для такого сбора является договор пожертвования или завещание, которые должны соответствовать нормам гражданского законодательства о дарении или о наследовании (ч. 1 ст. 4 Закона N 275-ФЗ). Обязательное требование - в договоре пожертвования или завещании должно содержаться указание на то, что денежные средства передаются на формирование целевого капитала. В противном случае при отсутствии такого указания отношения, возникающие по поводу этих денежных средств, регулируются иным образом, например как по обычным пожертвованиям. Такое условие содержит ч. 6 ст. 4 Закона N 275-ФЗ.

Наряду с предметом договора в нем должны быть указаны:

- цели, для достижения которых будет использоваться доход от целевого капитала;

- порядок распоряжения целевым капиталом при его расформировании.

 

Обратите внимание! НКО не вправе пользоваться и распоряжаться полученными денежными средствами на формирование целевого капитала (за исключением внесения на депозитные счета в кредитных организациях) до их передачи в доверительное управление управляющей компании (ч. 8 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

 

Далее в течение двух месяцев со дня, когда сумма пожертвований составит 3 миллиона рублей, НКО передает денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Такое требование указано в ч. 9 ст. 6 Закона N 275-ФЗ. Причем делает это на срок не менее чем 10 лет (ч. 11 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Дополнительные пожертвования, полученные после передачи целевого капитала, НКО также передает в доверительное управление управляющей компании в течение 30 дней со дня их получения. При получении ценных бумаг, недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческая организация обязана передать это имущество в доверительное управление управляющей компании также в течение 30 дней со дня перехода права собственности на это имущество (ч. 10 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Как быть, если в течение года организация не набрала 3 миллионов рублей? Ответ на данный вопрос содержит ч. 12 ст. 6 Закона N 275-ФЗ.

В этом случае НКО возвращает поступившие денежные средства, за исключением тех случаев, когда договором пожертвования предусмотрено иное или денежные средства получены ею в порядке наследования.

Также возврат следует произвести, если организация не создает совет по использованию целевого капитала.

Что будет, если НКО возврат денег жертвователям не произведет? В этом случае инспекторы могут обложить полученные пожертвования налогом на прибыль на основании п. 14 ст. 250 НК РФ как средства, использованные не по целевому назначению.

Налогообложение также возникнет и в том случае, если НКО не вправе получать пожертвование на формирование целевого капитала. Ведь такая возможность, согласно п. 4 ст. 2 Закона N 275-ФЗ, есть только у организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

НКО, работающие как ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, не формируют целевой капитал.

Они могут быть лишь получателями дохода от инвестирования целевого капитала, полученного от фондов управления целевым капиталом. В отношении государственных корпораций и политических партий действует еще более жесткое ограничение: данные организации не вправе ни формировать в собственности целевой капитал, ни получать доходы от инвестирования целевого капитала. Такое условие следует из п. 7 ст. 2 Закона N 275-ФЗ.

К управляющим компаниям тоже есть определенные требования - они указаны в п. 8 ст. 2, а также в ст. 17 Закона N 275-ФЗ. Например, такие компании должны иметь лицензии на ведение деятельности по управлению ценными бумагами либо инвестиционными фондами, ПИФами и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). А также проходить обязательный годовой аудит бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которые связаны с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и с выплатой дохода от целевого капитала. Это необходимо делать, если балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении управляющей компании имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 миллионов рублей. Копию аудиторского заключения управляющая компания должна предоставлять некоммерческой организации - собственнику целевого капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: