Еврейские традиции захоронения

Когда умирает еврей, ему тотчас же закрывают глаза. Ведь Бог обещал Яакову, что Иосеф положит руку на глаза его. Умершего хоронят в особых одеждах. Когда-то хоронили в дорогих одеждах, - обычай, недоступный беднякам, и р. Гамлиэль постановил хоронить всех в одинаковой льняной одежде. Бальзамирование, принятое в Египте, упоминается только в связи с 3. Яакова и Иосефа, ибо оно было чуждо евреям. Сжигали мертвых только в наказание за их преступления при жизни.

Еврей придавал большое значение тому, чтобы его погребли вместе с его предками. Евреи считали своим долгом похоронить каждого умершего в могиле, и даже тело преступника предавали земле до захода солнца. Обязанность быстрейшего захоронения распространялась и на иноверцев.

Обязанность хоронить умершего возлагается на его родственников, а если таковых нет, то обязанность 3. лежит на всей общине. Хотя стих: "Не оставляй мертвого на дереве до ночи, но похорони его в тот же день" (Втор. XXI, 23) — относится только к телам казненных, хазал* придали ему расширительный смысл и распространили его на всех умерших.

В эпоху Мишны* тело мертвеца клали в склеп, пока не сойдут с него мягкие ткани, а когда оставался только скелет, хоронили его в другом месте, обычно в семейной усыпальнице. Вход в пещеру, где вырубались ниши, заваливали тяжелым камнем, который мог вращаться на своей оси.

Могила считалась обычно святым местом, и на могилах цадиков* принято молиться и по сей день. Агада* повествует о том, что Калев бен Иефунэ* отделился от соглядатаев и молился на могилах праотцев, чтобы вымолить себе милость, дабы не согрешил он подобно другим соглядатаям.

Полагают, что всякому, кто погребен в Эрец Исраэль, прощаются грехи его, ибо сказано: "...и очистит землю Свою и народ Свой" (Втор. XXXII, 43).

"ЗА ЧУДЕСА..." ("Ал hа-нисим...")

Во время Хануки* и Пурима* добавляют к молитве "Шмонэ-эсрей"* благодарственную молитву "За чудеса...", а затем произносят молитвы "Во времена Маттитъягу..." — в Хануку и "Во времена Мордехая и Эстер" - в Пурим. Сокращенная версия молитвы приводится в трактате "Софрим". Молитва "За чудеса..." прибавляется также к ежедневному застольному благословению после еды ("Биркат hа-мазон").

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ (Эгел hа-заhав)

Изваяние тельца (в образе египетского бога Аписа), которое отлили себе евреи, вышедшие из Египта, в Синайской пустыне, когда Моисей находился на горе Синай. И поклонялись они тельцу и провозгласили: "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской" (Исх. XXXII, 4). Согласно агаде*, Моисей, готовясь взойти на гору Синай, сказал: "К концу сорока дней... я вернусь". К концу сорока дней пришел Сатана*, и "перемешал мир", и спросил: "Где Моисей?". Сказали ему: "Он взошел (поднялся) на небо"....Сказал он (Сатана): "Моисей умер". И не поверили ему. Тогда он показал им подобие его погребальных носилок... и они поверили (Шаб. 89).

Выражение "поклоняться золотому тельцу" стало в мировой литературе символом продажности и беспринципности, готовности ради наживы пренебречь основами морали и даже совершить преступление.

И


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: