Илья-пророк (элиягу hа-нави)

Путь И.-П. был подобен буре и смерчу, а его железная воля не знала препон. Подобно вихрю, являлся он своим современникам, бурей и смерчем был его путь, путь святости и ревностного служения Господу. В буре шел туда, куда вел его Дух Божий, в буре вознесся он над соплеменниками и скрылся от их взоров, подобно метеору. Одна возвышенная идея заполняла сердце Элиягу: пробудить народ вновь обратиться к имени Бога Израиля, тогда почти забытому. Он стоял во главе ревнителей служения Господу и национальной независимости, и видел в идолопоклонстве начало разложения народа. Импульсивный от природы, он всегда готов был пожертвовать собой за веру. В памяти поколений И.-П. остался символом ревностного служения Господу, справедливости, правде и добру.

В противоположность разряженным служителям Ваала, Элиягу, пророк Господа, облекался в черную власяницу, чресла его были опоясаны кожаным поясом. В такой одежде появился он впервые в Гил'аде, к востоку от Иордана. В Гил'аде, куда не проник еще ханаанский культ и где народ не был охвачен страхом перед царем Ахавом и женой его Изевель, которые жестоко боролись с верой в Творца Единого, там еще остались люди, верные Богу. Там проповедовал Элиягу справедливость и веру и возгласил единство Господа, идею, заключенную в трех словах, произнесенных им: "Господь есть Бог".

Жизнь Элиягу, до первого его появления в Гил'аде, неизвестна. Он явился народу в самое опасное для его существования время, когда царица Изевель (IX в. до н. э.) делала все, чтобы увлечь народ к поклонению Ваалу и Ашейре. Многие из сынов Израилевых были вовлечены в идолопоклонство и развращены. В Священном Писании сказано, что лишь семь тысяч человек остались верны своим убеждениям и не поклонялись Ваалу. Немногие в народе, особенно жители деревень, служили Ваалу открыто и Богу - втайне. То был период растерянности и разлада, когда Элиягу увлек за собой колеблющихся силой своего духа и красноречием. Он сплотил группу людей, способных защищать веру в Единого Бога и вернуть ее народу. Вскоре возникло новое объединение "Бней hа-невиим", "сынов пророков", его воспитанников, готовых отдать жизнь за спасение духа Израиля. То были первые "святители Имени" (ревнители Бога) в Израиле. Тем самым создал Элиягу группу ревнителей Бога и Торы не только для своего времени, но и для будущих поколений. Вместе с "Бней hа-невиим" странствовал Элиягу по городам, созывал жителей, словом будил их сердца. Он убеждал их в том, что Господь Един, что Ваал и Ашейра — безмолвные и бездушные идолы. Изевель не могла примириться с деятельностью Элиягу, расстраивавшей все ее планы. Она послала своих рабов истребить приверженцев Элиягу. Но схватить его не могли — ему всегда удавалось уйти от преследователей. Даже при царском дворе нашлись люди, сохранившие втайне верность Богу. Овадья, царедворец Ахава, был приверженцем Элиягу. Потому и не сумела Изевель справиться со своим врагом, что даже среди ее стана нашлись у Элиягу единомышленники, глубоко преданные истинной вере Израиля.

Но вопиющие дела царственной четы, кровь невинно загубленных людей взывали к отмщению. Первое столкновение между Элиягу и Ахавом произошло в период засухи, длившейся два года. Элиягу и его сторонники объявили, что засуха - кара небесная за грехи, насаждаемые в народе Ахавом и Изевелью, и ненависть к царствующему дому разгорелась и распространилась по всей стране. Согласно сказанному в Книге Царей, явился Элиягу к Аха-ву и объявил ему: "Жив Господь, Бог Израиля, пред Которым я стоял! Не будет в эти годы росы и дождя, разве только по слову моему" (I Ц. XVII, 1). По требованию Элиягу Ахав собрал на горе Кармель израильтян и "пророков" Ваала и Ашейры. В присутствии царя и народа Элиягу состязался со своими противниками-идолопоклонниками. Договорились, что Бог, который пошлет огонь с небес и сожжет жертвы, — есть истинный Бог. Моления и призывы пророков Ваала остались без ответа, но когда Элиягу помолился Богу, сразу же жертва была сожжена небесным огнем. Израильтяне, бывшие при этом чуде, пали ниц и воскликнули: "Господь есть Бог! Господь есть Бог!". В экстазе набросился народ на пророков Ваала, и Элиягу истребил их всех.

Затем небо покрылось тучами и начался ливень. Из сказанного в Книге Царей следует, что в это время примирились царь и пророк, и пророк бежал перед колесницей царя, что было знаком почета.

Ахав примирился с Элиягу, но не Изевель. Когда ей стало известно, что сделал Элиягу с пророками Ваала, она пыталась убить его. Элиягу бежал в пустыню. Там овладело им отчаяние в такой мере, что он стал призывать смерть. И вот, открылось ему видение, и велено ему было идти пустыней к горе Хорев. Там, в пещере, поведано ему было, что в своей ревностной приверженности Торе он перешел границы. На его слова: "Ревностию ревновал я о Господе, Боге воинств, ибо оставили израильтяне союз Твой, алтари Твои разбили и пророков Твоих поразили мечом, а я один остался, и захотели взять мою жизнь" (I Ц. XIX, 10), — он получил ответ: "Господь пройдет, и большой сильный ветер... но не в ветре Господь. После ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра" (там же, 11-12). Сказано было ему вернуться и помазать в пророки вместо себя Элишу.

И еще раз появился Элиягу во всем своем рвении на арене израильской истории. Это было, когда Ахаву приглянулся виноградник по соседству с его дворцом в Изреэле, виноградник горожанина по имени Навот. Ахав предложил Навоту другой виноградник в обмен, но Навот ответил ему: "Сохранит меня Господь отдать тебе наследие отцов моих!" Отказ огорчил Ахава. Изевель посмеялась над огорчением Ахава и обещала ему виноградник Навота. Она устроила суд над Навотом, и два лжесвидетеля подтвердили, что он проклинал Бога и царя. Навот был приговорен к смерти, и имущество его отошло к царской казне. Тогда позвала Изевель мужа и сказала ему: "Иди и унаследуй виноградник Навота из Изреэля". Этот случай больно задел чувства народа, привыкшего видеть в царе хранителя законов и справедливости. Услышав об этом ужасном преступлении, не в силах был Элиягу сдержать себя. Он нашел царя в винограднике Навота и громовым голосом крикнул ему: "Ты убил, да еще унаследовал!"

По-видимому, огонь, пылавший в душе пророка, передался и грешному царю, ибо он "разодрал свои одежды" и смирился. Элиягу завоевал сердце народа. Это был последний акт исторического значения, в котором проявил себя пророк Элиягу.

В Книге II Царей (гл. II) описано, как вознесся Элиягу на небо в огненной колеснице, запряженной огненными конями.

В еврейской традиции пророк Элиягу удостоился особой роли — роли сопровождающего народ во все годы его изгнания. Ему же предназначено провозгласить о приходе Мессии.

"Элиягу, доброй памяти", или, как чаще называют его евреи, "Элиягу hа-нави" (Илья-пророк), любим народом больше, чем любая другая личность, чье имя упомянуто в Священном Писании. В агаде об Элиягу содержатся не только описания его земной жизни, как в других преданиях. Агада создает новый образ, от вознесения Элиягу в огненной колеснице на небо до прихода Мессии. После того, как провозгласил пророк Малахи: "Вот, Я посылаю вам пророка Элиягу перед наступлением Дня Божьего — великого и страшного. И вернет он сердца отцов сыновьям, а сердца сыновей — отцам" (Мал. 111,23—24), евреи стали связывать с Элиягу все свои надежды на лучшее будущее. Как большинство преданий, возникших после Священного Писания, сказания об Элиягу г¥-нави основываются на библейском тексте.

Где место пребывания Элиягу? По одному мнению, он пребывает в раю, и одна из его обязанностей — стоять на перекрестке дорог, ведущих в рай, и встречать души праведников.

Однако с вознесением на небо не прервал Элиягу связей с жизнью в этом мире. Он является людям в разных обличьях, чтобы помочь им.

Элиягу занимает видное место в молитвах и литургической поэзии. По преданию, он появился в одной из синагог Иерусалима и в одной из синагог Хеврона в Судный День*, чтобы дополнить "миньян" молящихся, и поэтому эти две синагоги названы его именем. Он приходит в еврейские дома, чтобы защитить каждого новорожденного, и считается "ангелом обрезания", сидящим на "троне Элиягу", когда приобщают младенца к завету праотца Авраама.

Евреи во все времена видели в Элиягу спасителя и защитника, расстраивающего козни ненавистников Израиля. И так сказал, согласно преданию, р. Элазару один из великих людей народов мира: "Каждый год пытаемся мы уничтожить вас, но один старик, Элиягу hа-нави, появляется и расстраивает наши планы".

Багдадскому халифу, принявшему в конце IX века антиеврейский закон, тоже явился Элиягу и пригрозил наказанием, если будет притеснять евреев. С умножением несчастий народа умножилась в его сердце вера, что Элиягу явится на исходе Субботы и провозгласит приход Мессии. Евреи всех общин поют песни об избавлении. На эту роль Элиягу hа-нави указывает и "чаша Элиягу", или пятый бокал, который ставят на стол в ночь Пасхального Сейдера. Элиягу приписывается также роль разрешителя сомнений. Многие проблемы в Талмуде, которые не разрешены, оканчиваются словом "тейку", смысл которого — "остается нерешенным". Однако в народе расшифровывается это как аббревиатура слов "Элиягу разрешит вопросы и проблемы".

ИНКВИЗИЦИЯ

Церковный католический трибунал для суда над еретиками. Суд И. был основан главным образом для борьбы с преступающими догмы и обряды католической церкви. Суды получили название "И.", то есть "следствие". Таким образом появилась возможность привлечь человека к суду в отсутствие частного (личного) истца.

И. начала функционировать еще в XIII в. с целью уничтожения ереси, преследования алхимиков, колдунов и предсказателей. В ведение И. была передана цензура книг, чтобы обнаружить наличие в них еретического содержания.

Смертность среди заключенных И. была очень высока. Те из них, кто после заключения и пыток оставался в здравом уме, призывались в приговоре в последний раз к раскаянию. Раскаявшимся смертная казнь заменялась пожизненным заключением. Нераскаявшиеся сжигались на кострах. Имущество казненных И. конфисковывалось в пользу И. и государственной казны (см. Аутодафе*).

На первых порах И. почти не преследовала евреев, были лишь единичные случаи сожжения религиозных книг. Однако со временем начались преследования насильственно крещенных евреев.

И., введенная королем Фердинандом и королевой Изабеллой в объединенном королевстве Кастилии, Арагона и Наварры, преследовала крещеных евреев и мавров. В период тяжких гонений 1391 года многие еврейские семьи перешли в христианство ради спасения жизни. Они именовались "конверсос" (обращенные), новыми христианами, или марранами. Многие втайне остались верными еврейству и соблюдали еврейские обряды. В конце 1480 года в Севилье, центре "анусим" (насильственно обращенных), был создан первый трибунал И. Анусим, заподозренные в приверженности иудаизму, были брошены в тюрьмы. Обещание помилования ценой полного раскаяния повлекло за собой бесчисленные доносы. Методы слежки были очень распространены, обыски и аресты стали повседневным явлением.

Время от времени трибунал публиковал "Акт веры", призывающий верующих под угрозой отлучения выдавать И. всякого подозреваемого в ереси. Под ересью в первую очередь и главным образом понимались обычаи еврейской религии.

Арестованные подвергались пыткам с целью вырвать у них признание в ереси. Арестованный должен был ответить на все вопросы следователей и назвать имена людей, которых следовало пригласить как свидетелей защиты. По окончании слушания дела судьи решали судьбу обвиняемого. Если его ответы и свидетельства в его пользу не удовлетворяли судей, а свидетельства обвинения были недостаточны для уличения, подсудимый приговаривался к пытке. Пытка совершалась в особой камере в темном подвале. В течение всего времени пытки инквизитор убеждал несчастного сознаться в ереси, требуя от него при этом не давать ложных показаний ни на себя, ни на других. Если заключенный не признавался, его пытали в течение часа. Если пытка не вырывала у него признания, переходили к пытке водой. Укладывали заключенного на спину на деревянное ложе, в центре которого укреплена была жердь. Бывало, что жердь ломала ему спину, причиняя невероятные страдания. Пытка водой: заключенного заставляли пить, а затем сдавливали его подвижными пластинами при помощи винта. Пытка огнем: усаживали заключенного на пол, смазывали ему ноги горючей мазью и придвигали к ним огонь.

Костры полыхали во всех городах Испании. Через несколько лет после возникновения И. застенки были расширены, а звание Великого Инквизитора было присвоено Торквемаде, чье имя стало вечным символом жестокости. Молох И. поглотил множество людей. Сирот казненных передавали на воспитание в монастыри.

История донесла до нас повествование о величии духа жертв И., принявших нечеловеческие муки, но не отказавшихся от еврейства.

ИСРУ ХАГ

Так называется день, следующий за каждым из трех праздников — Песах*, Шавуот* и Суккот*, согласно комментарию мудрецов к псалму: "Привяжите [праздничную] жертву узами" (Пс. CXVIII, 27). И сказали хазал*:"Всякий, кто проводит И.Х. в пиршестве, как бы построил жертвенник и принес на нем жертву (Сук. XLV). Это значит, что всякий, кто добавляет к празднику день и отмечает его пиршеством, будто сам принес жертву.

Есть в И.Х. нечто от праздника. Поэтому принята в этот день полупраздничная трапеза, рекомендуется воздерживаться от поста и траура. Во времена Храма не успевали принести все индивидуальные жертвы (личные и семейные) на алтарь за время праздника. Жертвоприношения совершались и в И.Х., посему служит этот день как бы продолжением праздника. Однако работа в этот день не возбранялась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: