Радуга (кешет бе-анан)

После потопа установил Всевышний завет с Ноахом и обещал ему, что не нашлет больше потопа на землю, чтобы уничтожить все живое на ней. "И сказал Бог: вот знак завета, который Я полагаю между Мной и между вами, и между всяким живым существом, что с вами - на вечные поколения. Радугу мою кладу Я в облаке, и она будет знаком завета между Мной и землей" (Быт. IX, 12-13). Принято произносить при виде радуги: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, царь Вселенной, помнящий завет, верный завету Своему и держащий Свое слово".

РАЗВОДНЫЙ АКТ (Гет)

Документ о разводе, который дает муж жене. В Библии он назван "книгой разрыва", так как он "отрывает" женщину от мужа; она разведена и вправе выйти замуж за другого. Согласно Агаде* (Ял. Шим. л.95), "книга разрыва" существовала еще во времена Авраама, и из книги Второзаконие (XXIV, 1-4) очевидно, что она была известна во времена Моисея, еще до вручения Торы.

Текст "гета" в период Мишны* был очень кратким: в нем указывались дата и место развода, имена разводящегося мужа и разведенной жены и слова: "Ты дозволена каждому" (то есть вправе выйти замуж по своему усмотрению). В ешивах Вавилонии были установлены процедура развода, текст и правила вручения гета во всех деталях. Писать Г. имели право только знатоки Торы и законов, и сказано, что всякий, кто не знает правил совершения развода, не должен этим заниматься. Правило это и детали церемонии вручения Г. были установлены, чтобы избежать ошибок. Указание написать Г. должен дать муж. Г. пишут на чистой бумаге, без пятен, и в наши дни он включает двенадцать строк.

Во время вручения Г. присутствуют обычно десять человек. Среди них раввин, секретарь и двое свидетелей. Перед вручением Г. объявляет раввин: "Если кто-либо хочет обжаловать гет, с тем чтобы отменить его, пусть объявит сейчас, так как нельзя анулировать Г. после его вручения". После этого муж вручает Г. жене и говорит ей: "Вот, это твой Г., прими этот Г. твой, и теперь ты разведена им от меня и дозволена каждому".

РАЗДЕЛЯЮЩИЙ (hа-мавдил)

Стих, который произносят на исходе Субботы: "Разделяющий между святостью и буднями, Он грехи наши простит; потомство наше и мир наш приумножит, подобно песку морскому и звездам в ночи". Сложил этот стих р. Ицхак Младший Гиат (1030-1089).

РАЗНОГЛАСИЯ (Махлокет)

Имеются в виду расхождения во мнении по религиозным вопросам. Мудрецы часто расходились во взглядах на смысл и интерпретацию текстов Торы. О Р. между школами Гилеля и Шамая свидетельствует р. Йоси: "Вначале Р. в Израиле не были велики. В Лишкат hа-газит* заседал Суд семидесяти одного и два Суда двадцати трех: один - у входа на Храмовую гору, а второй - у входа в Азара; остальные суды двадцати трех заседали во всех городах Израиля. Все эти суды разрешали любые спорные вопросы. Однако, когда в школах Гилеля и Шамая возросло количество учеников, которые не были достаточно осведомлены в Учении, — умножились Р. в Израиле, и вместо одного Учения стало, якобы, два" (Санг. 88). Однако мудрецы не видели ничего опасного в Р. "во имя Неба", хотя сурово относились к Р., вызывающим раскол. "Каков спор во имя Неба? — Это [например] спор Гилеля с Шамаем. А не во имя Неба? - Это [например] спор Кораха и скопища его" (Авот V).

Чтобы уменьшить Р. в Израиле, мудрецы действовали по принципу Торы: "клониться к большинству". О р. Меире сказано, что даже в тех случаях, когда он не был согласен с мудрецами, он был строг к себе и следовал мнению большинства.

РАЗРЕШЕНИЕ СДЕЛКИ (Гетэр иска)

Разрешение брать проценты, несмотря на очевидный запрет, наложенный Торой*. Р. это дается для особых сделок между должником и кредитором. Живя в галуте*, многие евреи вынуждены были заниматься торговлей и перепродажей. Еврейские торговцы покупали товар на больших ярмарках и продавали его в розницу. Как всякие торговцы, они вынуждены были, время от времени, прибегать к кредиту. Иноверцы не одалживали им, и единственными их кредиторами были евреи. Раввины искали возможность облегчить положение нуждающихся в кредите и, чтобы не допустить нарушения запрета взимания процентов, ввели Р.С. Смысл Р. таков, что должник и кредитор становятся компаньонами в сделке, и доходы и убытки от нее должны быть поделены между ними. Кроме того, должник получит жалование за то, что он берет на себя труд и ответственность за часть кредитора, и уговорено, что если должник захочет дать кредитору определенную сумму за долю кредитора в прибыли, то все доходы принадлежат должнику. И нет здесь взаимоотношений "должника и кредитора": они — компаньоны в деле, на особых условиях. Или договариваются, что, вместо компаньонства, весь доход от занятой суммы принадлежит кредитору, и все убытки относятся за его счет, а должник получает жалование.

К Р. С. добавляют еще пункт, обеспечивающий кредитору оговоренный доход. По этому пункту кредитор освобождает должника от присяги об убытках и доходах, но получает определенную сумму.

РАЗРЫВАНИЕ ОДЕЖДЫ (Криа)

Разрывание одежды служит знаком и проявлением траура. Яаков разорвал одежды свои, получив известие о смерти сына своего Йосефа. По семи родственникам обязан человек быть в трауре и разрывать в знак этого одежды: по отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре и жене (а жена - по мужу).

В знак траура по всем умершим надрывают одежду с правой стороны, а по отцу и по матери рвут на себе одежду, пока не откроется грудь с левой стороны (со стороны сердца).

РАСКАЯНИЕ (Тшува)

Смысл понятия "тшува" (дословно: "возвращение") — Р. в прегрешениях и решение не грешить в будущем. "Если человек нарушил одну из мицвот* Торы, злонамеренно или по ошибке, будь это запрет или повеление, — в любом случае он обязан раскаяться перед Богом, благословен Он. Раскаяние - это мицва, обязанность. Как кается грешник? Он говорит: "Господи, согрешил я, нарушил и преступил пред Тобою и совершил то-то и то-то, и вот: я раскаялся и стыжусь своего деяния, и никогда не совершу его вновь". И славен всякий, кто продлевает свое покаяние" (Рамбам, Гилхот тшува, I).

Человек должен стремиться раскаяться и принести покаяние устами своими, и отречься от греха своего, чтобы мог он умереть раскаявшимся и удостоиться жизни в будущем мире. Сказали мудрецы: "Там, где стоят раскаявшиеся [баалей тшува], не достойны стоять праведники", — то есть раскаявшийся поставлен на ступень выше того, кто никогда не грешил, ибо он сумел обуздать свое злое начало. Все пророки требовали от Израиля Р., ибо только в нем обретет Израиль свое спасение. И обещала Тора, что на исходе дней диаспоры раскаются евреи и тотчас спасутся, ибо сказано: "И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова [...] и вернешься к Господу, Богу твоему" (Втор. XXX, 1-2).

Раскаявшиеся должны быть скромны и смиренны. Если попрекнут их глупцы прошлым и скажут им: вчера еще ты поступал и говорил так-то, — пусть не обращают внимания на это, а радуются и знают, что это их заслуга. Ибо то, что они стесняются и стыдятся за прошлые грехи, углубляет их раскаяние. Тяжек грех того, кто скажет раскаявшемуся: помни свои деяния в прошлом; ибо сказано: "Не попрекайте друг друга" (Рамбам, Гилхот тшува, VII).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: