Раб Господень (эвед hа-шем)

Моисей назван в Священном Писании "рабом Господним", ибо он был послан Господом к сынам Израилевым - передать им Тору* Господа. Весь народ Израиля тоже назван "рабами Божьими": "...ибо они - рабы Мои" (Лев. XXV, 42). Израиль послан Господом преподать всем народам Истину и Справедливость.

РАБОЧИЙ И НАЕМНИК (Поэль ве-сахир)

Р.— это человек, который выполняет работу для других за определенную плату. В Библии не встречаем слова "поэль" — в этом значении вместо него употребляется слово "сахир" (наемный работник), то есть человек, получающий плату за свой труд, в соответствии со временем, которое он отработал. На заре развития хозяйства, в эпоху разделения на племена, семьи и роды, вся работа выполнялась членами семьи и их рабами. Возможность купить раба-еврея на шесть лет или на срок, оставшийся до юбилейного* года, почти исключала нужду в наемном труде. Все же еще в древности существовал наемный труд, и Р. нанимались на один рабочий день и более. Такими Р. были беднейшие из сынов Израилевых и из пришельцев, и о них заповедано в Торе*: "Не обделяй наемного работника, бедного и обездоленного из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, во вратах твоих. В тот же день дай ему плату его, чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден и к ней стремится душа его" (Втор. XXIV, 14 — 15). А хазал* добавили к написанному: "А всякий, задерживающий плату наемного Р., словно отбирает у него жизнь" (БМ 112). Нанимали Р. обычно на день, и такой Р. назывался поденщиком; но нанимались также Р. на неделю, на месяц и на год. Самым продолжительным сроком найма было три года. На больший срок еврея нельзя было нанять, так как это означало бы рабство. Не было нужды определять твердую плату наемного труда - все зависело от сезона и типа работы, но Тора запретила задержку оплаты. Вдобавок к написанному во Втор., этот запрет приводится и в книге Левит (XIX, 13): "Не обирай ближнего твоего и не хищничай, и не задерживай у себя на ночь заработка наемного Р. до утра".

В Талмуде* вводится различие между наемным Р., получающим плату за труд (в зависимости от продолжительности работы), и подрядчиком-ремесленником, получающим заранее оговоренное вознаграждение за выполненную им работу, а не поденщину или месячную оплату. В первом случае работа совершается во владении нанимателя, его орудиями и под его присмотром, и наемный Р. подчинен нанимателю в течение всего периода работы у него. Во втором случае подрядчик выполняет, обычно, свою работу под свою ответственность и без присмотра.

Об отношении хазал* к Р. свидетельствует следующий факт: "У Раббы бар Хана разбили носильщики бочку вина. Он задержал их одежды. Пошли они и сказали об этом Раву. Сказал он ему: "Верни им их одежды". Спросил его: "Таков ли закон?". Ответил ему: "Да, дабы пошел ты по пути добра". Вернул он им их одежды. Сказали они ему: "Бедны мы и трудились целый день, и голодны мы, и нет у нас ничего". Сказал ему Рав: "Иди и дай им заработанное ими". Спросил его: "Таков ли закон?". Сказал ему: "Да, и придерживайся образа поведения праведников" (БМ. 83).

Если наниматель нанял Р. на день, а тот выполнил дневную норму за полдня, то, если у нанимателя есть другая, такая же или более легкая работа, он может обязать Р. выполнить ее до конца дня. Если Р. нечего делать, наниматель все равно расплачивается с ним за весь день.

РАББИ МЕИР ЧУДОТВОРЕЦ (Рабби Меир, Баал hа-Нес)

Имя праведника, творившего чудеса, который погребен, согласно традиции, у Тивериадских источников. Некоторые связывают эту могилу с р. Меиром - таной*, о котором рассказано в Талмуде* (Ав. Зар. XVIII): "Случилось с ним чудо, когда он освобождал из плена сестру своей жены. Он подошел к стражу и сказал ему: "Выдай ее мне". Сказал ему страж: "Я боюсь начальства". Сказал ему р. Меир: "Возьми деньги, половину потрать на взятку, а другую возьми себе". Сказал ему страж: "А что я буду делать, когда деньги кончатся?" Отвечал ему: "Скажи: "Бог Меира, внемли мне!" — и спасешься". Спросил тот: "Кто сказал, что так и будет?". Сказал ему: "Сейчас увидишь". Бегали там собаки, охочие до человеческого мяса. Р. Меир бросил в них ком земли. Набросились на него собаки. Воскликнул он: "Бог Меира, внемли мне!" — и отстали собаки. Увидев это чудо, страж освободил пленницу".

Упомянутое выше предположение, что это могила р. Меира-таны, оспаривается многими, так как он умер в Асии. Но из Иерусалимского Талмуда очевидно, что р. Меир завещал похоронить его в Эрец Исраэль.

Согласно другому предположению, р. Меир Баал hа-Нес — это сын р. Ицхака кантора, автора "Акдамот", который был известен как чудотворец.

В начале XIX в. распространился обычай в еврейских общинах ставить копилки для пожертвований, называвшиеся "кассар. М.Б.г.Н.". Средства от пожертвований отсылались в Эрец Исраэль для поддержки живших там евреев.

Весьма правдоподобно, что касса р. М.Б.г.Н., или "Рамбагана" (аббревиатура его имени) - это не что иное, как поздний вариант "кассы Рамбана" (Рабейну Моше бен Нахмана), который ввел этот обычай восемьсот лет тому назад, и имя Рамбан перепуталось с именем Рамбаган.

Как уже было сказано, могила р. Меира находится около Тивериадских источников, вне стен города Тверия.

РАБСТВО (Авдут)

Увсех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существования хозяйства - семейного, общинного и национального. В отличие от наемника, который зависел в известной мере от работодателя, но выполнял работу по доброй воле и мог в любой момент освободиться от этой зависимости, само тело раба принадлежало его хозяину, и раб считался просто рабочей силой. Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг.

Иным было отношение еврея к рабу, даже в древности, ибо, согласно еврейскому мировоззрению, раб также создан по образу и подобию Господа и принадлежит к роду людскому. В книге Иов это мировоззрение находит свое выражение: "Если презрю я право раба моего и рабыни моей в тяжбе их со мной, то что сделаю я, когда восстанет Бог, и когда взыщет с меня, что отвечу Ему? Ведь в чреве (в котором) создал меня, создал и его и в одной утробе образовал нас" (Иов XXXI, 13-15). Это гуманное мировоззрение нашло свое отражение не только в этическом учении, но и в еврейском законодательстве.

Раб-еврей.

Тора* ограничила срок рабства еврея шестью годами, и так сказано: "Если купишь ты себе раба-еврея, шесть лет будет он работать, а на седьмой выйдет на свободу даром" (Исх. XXI, 2). И еще сказано: "...до юбилейного года* будет он работать у тебя. И уйдет от тебя он и сыновья его с ним, и вернется к семье своей и к наделу отцов его вернется. Ибо рабы Мои они, которых Я вывел из страны Египетской, да не будут проданы, как продают рабов" (Лев. XXV, 40-42). Еврей может быть продан: 1) по постановлению суда за кражу, которую он не может возместить (Исх. XXII, 2) и 2) если он сам продал себя из-за бедности.

Покупающему раба-еврея запрещено давать ему презрительную кличку. Воспрещено возлагать на раба-еврея работы, в которых нет нужды, лишь бы загрузить раба. И воспрещено возлагать на раба-еврея унизительные работы, заставлять его таскать поклажу хозяина, стирать его вещи, обувать его и т. п. И требовали хазал*, "чтобы хорошо ему было с тобой — с тобой в пище и с тобой в питье; чтобы не было так: ты ешь белый хлеб, а он - черный, ты пьешь выдержанное вино, а он - кислое, ты спишь на перьях, а он — на соломе. Поэтому сказано: тот, кто покупает раба-еврея, покупает себе господина" (Кид. XXII).

Если прошло шесть лет, а раб-еврей не хочет выйти на волю, говоря: "...люблю я господина моего, жену мою и детей моих, не выйду на свободу". То приведет господин его пред судей, и подведут его к двери или к косяку, и проколет ему господин ухо его шилом, и будет он служить ему навек" (Исх. XXI,5—.). Р. Йоханан бен Закай поясняет: "Чем отличается ухо от других органов тела? Сказал Господь, благословен Он: "Ухо, которое слышало на горе Синай: "ибо Мне рабы сыны Израилевы", а не рабы рабам, а этот пошел и приобрел себе господина, — да будет оно проколото" (Кид. XXII).

Раб-ханаанеянин.

О нем сказано: "А раб твой, и раба твоя, чтобы были они твоими — у народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба и рабыню. Также у пришельцев, которые живут с вами; у них купите и из семейств их, которые с вами..." (Лев. XXV, 44-4.). Такие назывались "вечными рабами", продавались и покупались за деньги, служили собственностью и предметом мены. Раб-ханаанеянин освобождается от рабства тремя путями. За деньги: если кто-то выкупает его деньгами или товаром. По воле господина: если господин его написал и дал рабу вольную грамоту, тогда раб свободен. И если поврежден орган тела его, как сказано: "И если ударит кто раба своего в глаз или рабыню свою в глаз и повредит его... И если он зуб раба своего или зуб рабы своей выбьет, должен он отпустить его на волю за зуб его" (Исх. XXI, 2.—27). В этом случае хозяина принуждают дать рабу вольную грамоту (Кид. XXIV). Однако хозяину дозволялось бить своего раба, не причиняя повреждений.

Раб-ханаанеянин - собственность его владельца, и можно продать его другому еврею, но не иноверцу, так как иноверец приучит раба к язычеству. Если же еврей продал раба иноверцу, суд штрафует такого продавца: он должен выкупить раба, даже по удесятеренной цене, и дать ему вольную. Если раб продан за пределы Израильской земли, даже еврею, раб должен получить свободу. Его нового хозяина принуждают дать рабу вольную, а уплаченные им деньги пропадают. И так сказано в Торе: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего. У тебя пусть живет, в среде твоей, на месте, которое он изберет в одном из врат твоих, где ему угодно, не Обижай его" (Втор. XXXIII, 1.-17).

Освобожденный раб обладает всеми правами гражданина.

Рабу-ханаанеянину можно поручать тяжелые работы, но милосердие и мудрость требуют от хозяина не перегружать и не притеснять его, кормить и поить вволю, не обижать его ни словом, ни действием, не кричать на него, а говорить с ним мягко и склоняя ухо к его жалобам (Шулхан Арух, "Йорэ дейа", гл. 2.7, 17).

РАВВИНАТ (Рабанут)

Титулом "раввин" называется глава еврейского духовенства, а в больших общинах, которые имели свой суд, он назывался также "ав бейт-дин" (глава суда). В наше время любого городского раввина нередко называют "ав бейт-дин". Трудно установить, когда возникло звание "глава суда", т. к. оно является прямым продолжением института "даянов" (судей), существовавшего в период Талмуда и в период гаонов. Ясно лишь, что возникновение звания "глава суда" было результатом падения института "Наси" в Эрец Исраэль и закрытия ешив Вавилонии, с перемещением центра Торы на Запад. До этого упадка на Востоке "даянов" в Сев. Африке и на Западе назначали главы ешив Вавилонии; они подчинялись Наси в Эрец Исраэль. Даяны эти совершали бракосочетания и разводы и утверждали векселя и акты заключения сделок, но вместе с тем они не были полномочны решать особо сложные и серьезные вопросы. В этих случаях, например, по вопросам дозволений и запретов иудаизма, члены общины обращались непосредственно в ешивы Вавилонии. Руководство общин находилось в руках Совета,. подчинявшегося мудрецам, возглавлявшим центры по изучению Торы в Вавилонии. Все разногласия, возникавшие в общине по вопросам дозволений и запретов или по общинным вопросам, разрешали гаоны Вавилонии. При ограниченных средствах транспорта и связи того времени, эта громоздкая и сложная иерархическая организация была весьма обременительна для общин Северной Африки и Европы. С исчезновением влияния гаонов все более слабела связь общин с ешивами Вавилонии, пока не прервалась вовсе. Вместо нее появился раввинат (рабанут), который сосредоточил все функции, связанные с духовной жизнью общины.

В договоре с "равом" (раввином) община обязывалась содержать учащихся ешивы, а рав обязывался возглавить ешиву, наблюдать за кашерностью (т. е. ритуальной чистотой и пригодностью) пищи в общине, издавать необходимые постановления и ограничения, возглавить суд общины, судить в имущественных тяжбах, выносить постановления о дозволенном и запретном, объяснять правила обычаев и молитв и произносить перед народом проповедь хотя бы дважды в году: в Шаббат шува и в Шаббат hа-гадол. Рав не назначался, если его моральные достоинства и уровень его познаний не были письменно подтверждены самыми авторитетными раввинами. Рав, в чьем ведении находилась целая область, назывался рав hа-колэл, или рав hа-галиль. Сефардские евреи называли своего рава "хахам" (мудрец), а рав hа-колэл в восточных странах назывался "хахам баши" (главный мудрец).

Родиной института раввинов, или рабанута, был Иберийский полуостров, а первым равом в этой стране был р. Моше бен Ханох, который попал в Сфарад (Иберия, Испания) случайным и чудесным образом. Р. Моше бен Ханох был одним из четырех евреев, которые выехали собирать подаяние на содержание ешив в Вавилонии. Они были захвачены в плен и проданы в разные страны. Об одном из этих пленных рассказывается, что он добрался до Испании.

Когда этот мудрец прибыл в Испанию, где о нем никто не слышал, никто поначалу не признал в нем мудреца. Однажды вошел он в Дом Учения* (бейт hа-мидраш), во главе которого стоял даян (судья) рабби Натан, Даян обсуждал одну из галахот*, которую было трудно объяснить. Р. Моше бен Ханох, который скромно сидел в углу, встал и разъяснил трудное место. "И когда он (р. Натан) и ученики услышали его речи (объяснение р. Моше бен Ханоха), они были поражены. Все стали задавать ему вопросы и выяснять свои сомнения, а он отвечал весьма мудро. И в этот день заявил р. Натан-даян: "Больше я не даян, но этот чужестранец, одетый в лохмотья, - будет моим учителем и господином, а я буду его учеником с сегодняшнего дня и далее. А вы (члены общины) назначьте его даяном над евреями Кордовы. И так они и сделали". Ешива в Кордове, во главе которой стоял "пленник" Моше бен Ханох, а при нем Совет мудрецов, прославилась в народе и стала центром раввинского образования во всей Испании. Правда, Моше бен Ханох не получил звания раввина, но это первый известный случай назначения общиной человека, который сосредоточил в своих руках разные функции: даян, глава ешивы и духовный пастырь общины. Он получил большие полномочия вне всякой связи с ешивами Вавилонии, "и все вопросы, с которыми обращались к ешивам (Вавилонии), задавали ему, и случилось это во времена р. Шриры-гаона".

После смерти р. Моше бен Ханоха возник вопрос о преемственности поста, который он занимал. Еврейская община Кордовы разделилась на два лагеря. Один поддерживал р. Ханоха, сына р. Моше бен Ханоха, а второй — р. Йосефа ибн Авитур. Ибн Авитур был известным поэтом, чьи гимны вошли в Махзор* Сфарад (сфардский сборник молитв). Ибн Авитур, получивший светское образование, был сфардским раввином (равом) нового типа. А р. Ханох являл собой старый тип вавилонского мудреца. Так как Хасдай ибн Шапрут был склонен к вавилонской школе, то р. Ханох был избран равом Кордовы и духовным вождем (Наси) всех еврейских общин в Андалузии. Р. Ханох стоял в течение многих лет во главе рабанута Кордовы. Со смертью р. Ханоха и уничтожением еврейской общины в Кордове центр Торы перешел в Гранаду, Лусену и Севилью. Еврейскую общину Гранады возглавлял р. Шмуэль hа-нагид, который был первым сановником Гранадского эмирата. Шмуэль hа-нагид был выдающимся учеником р. Моше и р. Ханоха. В Лусене раввины были избраны общиной и обладали полномочиями судить как в имущественных тяжбах, так и в уголовных судах.

Талмудическая традиция развивалась особенно тщательно в странах к северу от Альп и к востоку от Пиренеи. Здесь выделяется раби Гершом бен Иегуда, прозванный "Меор hа-гола" ("Светоч диаспоры"). Виднейшим из его учеников был р. Яаков бен Якир, учитель р. Шломо Ицхаки (Раши), обессмертившего свое имя комментариями к Библии и Талмуду. Все эти мудрецы и вожди евреев в странах диаспоры названы, правда, раввинами, а не гаонами. Но они, по сути дела, продолжали миссию гаонов, и в течение веков заботились о том, чтобы Тора не изгладилась из сердца евреев и не погас бы луч света на пути преследуемого и гонимого народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: