Раскачивание, покачивание (наануа)

Движение тела во время чтения Торы* и молитвы. В книге "Зогар" объясняется причина такого движения: душа еврея связана с Торой, подобно тому, как фитиль горящей свечи неразрывно связан с пламенем, дрожащим и раскачивающимся на ветру. В книге "Кузари" дается рациональное объяснение: из-за недостатка книг несколько учеников сидели вокруг одной книги, и каждый из них вынужден был наклоняться всякий раз, чтобы заглянуть в книгу, - отсюда раскачивания (Кузари 11,80). Другое объяснение этого обычая — то, что произошло при вручении Торы:"...и увидел народ и содрогнулся" (Исх. XX, 15).

РЕВНИТЕЛИ, или ЗЕЛОТЫ (Канаим)

"Канаим" — называли евреев, которые с неимоверным упорством боролись за свой народ, его Тору, за веру. Пинхаса бен Эльазар, священника, который поразил копьем Зимри бен Салу, называет Агада* Р. и сыном Р., т. к. Пинхас был потомком Леви, который был Р. чести сестры своей и перебил всех мужчин Шхема за то, что обесчестили Дину. Пророк Элиягу, убив пророков "Баала", сказал. "Возревновал я о Господе, Боге Цеваот", и он тоже был, согласно Агаде, Р. и сыном Р. Хасмонеи, бывшие священниками из потомков ветви Пинхаса, тоже ревностно служили Господу в войнах своих с греко-сирийцами. В течение всего периода Второго Храма существовали секты Р., судившие своим более строгим судом, а не по общепринятым законам. Вероятно, в эпоху Хасмонеев и под влиянием Р. были приняты установления, относящиеся к идолопоклонству. А о ессеях* сказано, что они не смотрели на монеты, на которых был вычеканен образ человека или животного, и не входили в город через врата, над которыми было изваяно изображение. По свидетельству Иосифа Флавия, вожди ревнителей объявили, что позор — терпеть власть смертных вместо власти Небес, и это мировоззрение отразилось в древних молитвах, в которых подчеркивается: "Нет Бога, кроме Тебя", "Нет нам царя, кроме Тебя" и т. д.

Дух бунтарства и недовольства явили ревнители еще во время правления Гурканоса. Хизкиягу из Галилеи и его люди первыми пали жертвой кровавого режима, который установил Ирод. Мудрецы Израиля и главы Синедриона, Шмайя и Автальон, вначале противились этому режиму, но в конце концов примирились с ним из стремления к миру. Однако многие бежали и укрылись в пещерах Галилеи, и оттуда сражались с воинами Ирода, защищая свою жизнь и свободу.

Организованное сопротивление Р. римскому владычеству началось с переписи населения в Иудее, согласно приказу римского императора Августа. Целью переписи было установить численность оседлого населения и недвижимого имущества в Иудее, чтобы определить подушную и земельную подати в пользу императорской казны. Перепись, которая производилась весьма строго, наглядно продемонстрировала народу всю тягость иноземного ига и вызвала большое возмущение во всех его сословиях. Возмущение в Иерусалиме сумел утихомирить первосвященник Йоэзер из дома Байтос, но на окраинах Иудеи оно не стихло. Р. возобновили свой бунт, и их вождь, Иегуда из Галилеи, объединился с одним из крайних вождей по имени Цадок и вместе с ним, соединенными усилиями, возглавил борьбу Р. против угнетателей. Иегуда из Галилеи и священник Цадок потребовали от народа не участвовать в переписи, т. е. не позволять римским чиновникам оценивать имущество и считать жителей, т. к. это равносильно рабству. Р. провозгласили, что только Бог может считаться истинным владыкой еврейского народа, а посему грешно признавать над собой власть императора. С этого времени Р. повели войну не только с римлянами, но и в большой степени с евреями, признавшими чужеземное иго. Число Р. постоянно росло, и еврейские правители, назначенные римлянами, вели ожесточенную борьбу с ними. Из среды Р. вышла группа сикариев (кинжальщиков), члены которой совершали покушения на римских ставленников и убивали их. Волнения повлияли на мирно настроенную часть населения, которая не чувствовала себя в безопасности в Эрец Исраэль, и многие перебрались в соседние страны, в Сирию, Малую Азию и государства бассейна Евфрата. Лидеры народа пытались воспрепятствовать этому массовому бегству и предупредить несчастье. В тот период имелось только одно действенное средство предотвратить эмиграцию: объявить, что еврей, переселяющийся за пределы Эрец Исраэль, тем самым осквернился, ритуально нечист. Святость Храма и жертв была превыше всего, их хранили от малейшего осквернения, и объявление человека "оскверненным" было страшным наказанием, наводившим на народ ужас. Поэтому последователи школ Гилеля и Шамая решили объявить чужие страны оскверняющими: человек, покидающий Эрец Исраэль и переселяющийся за ее пределы, осквернен и не вправе заходить в Храм, пока не подвергнется ритуальному очищению в соответствии с законом. Установление это сократило в некоторой степени эмиграцию из Эрец Исраэль, но не прекратило ее совершенно.

История падения Храма описана в ряде исторических книг. С разрушением Второго Храма прекратилась деятельность ревнителей-канаим.

РЕГАЛИМ

Дословно: ноги. В нашем случае - праздники, в которые положено совершать паломничество (восхождение) в Иерусалим.

"Три раза в году празднуй Мне: праздник опресноков [Песах*] соблюдай; семь дней питайся мацой, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца весны, ибо в нем вышел ты из Египта; и да не явятся пред лицо Мое порожними. И праздник жатвы первинок труда твоего, то, что посеял ты в поле [Шавуот*]; и праздник собирания плодов на исходе года, когда собираешь ты с поля плоды трудов твоих [Суккот*]. Три раза в году каждый возмужавший у тебя пусть явится пред лицом Владыки Господа" (Исх. XXIII, 14-17).

"Три раза в году являться должен всякий возмужавший у тебя пред лицо Владыки Господа, Бога Израиля. Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и расширю пределы твои, и не посягнет никто на землю твою, если будешь являться ты пред лицо Господа, Бога твоего, три раза в году" (Исх. XXXIV, 23-24).

Мицва* Торы обязывает веселиться в праздники, ибо сказал Господь: "И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который во вратах твоих" (Втор. XVI, 14).

"Поэтому радуйся всеми проявлениями радости, ешь мясо и пей вино, и надевай новые одежды, и наделяй женщин и детей фруктами и сладостями". Особенно подчеркивается употребление вина, ибо вино предназначено для веселья. "Человек обязан веселить детей своих и домочадцев в праздник. Чем увеселять их? Вином". Тана р. Иегуда бен Бетейра говорил: "Когда стоял Храм, веселье в праздник выражалось в мясной трапезе, ибо сказано: "...и заколи жертвы, и ешь там, и веселись". Сейчас веселье только в вине, ибо сказано: "А вино возвеселит сердце человека" (Рамбам, Сейфер мицвот, мицва 54).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: