Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась — не понравилась», «скучная — интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  • Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  • По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  • Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу.

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне, утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии — в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос — это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение — это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение — складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос — это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия — снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте — в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения — это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Смысл высказывания

В своем высказывании он имеет ввиду, что (его же слова, но другими словами, перефразируйте) (Объясните, что хотел сказать автор!)

Теория - понятия

Для начала на черновике напишите все понятия, термины, которые относятся к сути цитаты. Например, если речь идет о демократии, то напишите, что такое Д, какие виды Д

существуют (прямая и косвенная), каковы основные принципы демократии и особенности

(равенство перед законом, выборность органов власти, разделение властей, свобода слова,

решения принимаются большинством и пр.). При этом не просто давайте определения подряд, а старайтесь как-то связать их с сутью цитаты.

Рассуждения и выводы

Используйте прием «если да – если нет». Напишите, что будет если «цитата работает», если все будет так, как там написано.

Допустим, такая цитата – «Закон не знает сословных  различий». «Если да», если закон не знает сословных и прочих различий, то в стране все равны перед законом. Тогда в обществе есть равенство, нет дискриминации по национальному, религиозному, половому и другим признакам. Благодаря этому меньше конфликтов, в обществе есть стабильность и порядок.

«Если нет» - то есть напишите, что будет если «цитата не работает», если все будет НЕ так, как там написано. Например – Если закон делает сословные и иные различия, если у какой-то группы населения больше прав, чем у других, то в государстве не будет равенства всех перед законом, будет дискриминация. Это неравенство приводит к конфликтам, столкновениям вплоть до бунтов и революции. ВСЁ!

4. Примеры (не менее двух, то есть можно и больше!)

«Недавно я прочитал в газете «Ведомости» статью о том, как…»

(первый пример – любое, что придет вам в голову, но так словно вы вычитали это из газеты «Ведомости» или какой-то другой – «Аргументы и факты», «Политика», «Российская газета»).

Кроме того, из курса обществознания мне известен случай о том, что (второй пример – опять любая ваша выдумка, которую вы подаете под соусом, что вычитали ее в учебнике или каком-то пособии).

Это в экстренной ситуации. Разумеется, можно приводить любые примеры из истории,

литературы, современной жизни и пр.

НЕ пишите «как-то я видел, как гаишник не реагирует на нарушение водителя, который

был за рулем дорогой машины»! Вообще забудьте слово «Я» в примерах – о себе и своей личной жизни расскажите кому-нибудь другому, а не проверяющим. Пишите так: «Стала обычной ситуация, когда гаишники не реагируют на нарушения водителей, которые едут за рулем дорогих автомобилей».

ВАЖНО – примеры должны быть из разных источников! Например, один из СМИ, другой

из литературы и т.п.

ВАЖНО – примеры не должны по содержанию дублировать друг друга. Т.е. если в первом примере вы пишите, что Вася украл холодильник и его за это посадили на несколько лет. А во втором примере, как Джон угнал автомобиль и ему за это дали 7 лет, то вам поставят один балл вместо двух. Почему? По сути это два одинаковых примера.

ВАЖНО – старайтесь в завершении примера подчеркивать его связь с цитатой – прямо или косвенно, намеком или повторяя часть цитаты.

5. Короткий вывод  Таким образом, приведенные примеры еще раз доказывают справедливость сказанных автором слов.

ШАБЛОННЫЕ ПРИМЕРЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ:

 

1. Политика

А) Если речь идет о демократии, диктатуре, соблюдении прав человека, свободах, тирании

и т.п.

- К чему приводит тирания и диктатура нам всем хорошо известно из нашей же истории. В

СССР был тоталитарный и совершенно антидемократический режим, который грубо нарушал права человека, подвергал миллионы людей репрессиям, а целые народы – депортации.

- Если государство не соблюдает права и свободы человека, то это приводит к полному

беззаконию. Это можно увидеть на примере современной Северной Кореи, где существует

тоталитарный режим – нет свободы слова, честных выборов, свободы передвижения, но есть массовые репрессии, ограничения и культ личности.

2. Право, политика

А) Если речь идет о том, что все должны исполнять закон, о правопорядке, законности,

справедливом суде, о неотвратимости наказания, о возмездии за преступление и пр.

- Недавно в газете «Ведомости» я прочитал о том, как министр в Швеции был оштрафован

сотрудником местного ГАИ за превышение скорости. Это и есть проявления равенства всех граждан перед законом. Благодаря таким решениям Швеция и является правовым государством

- В учебном пособии описывалась ситуация, когда один бывший чиновник украл около 20

млн. рублей из бюджета, однако суд дал ему только 3 года условно. В то же время есть масса случаев, когда человеку дают 3-4 года реального лишения свободы в тюрьме за кражу велосипеда или мешка сахара из магазина. Это несправедливо и недопустимо в правовом государстве.

Б) Если говорится о том, что власть и законы должны опираться на мораль, совесть, быть не только легальными, но и справедливыми и т.п.

- В советские годы всячески поощрялось доносительство, в том числе, когда дети доносили на своих родителей. Павлика Морозова, который донес на своих родителей, советская пропаганда даже сделала национальным героем и примером для подражания. Однако подобные действия очевидно аморальны и безнравственны – они могут быть легальны с точки зрения действующего законодательства, но они предают семейные ценности, традиции и мораль.

- Другой пример – это смертная казнь. Законы многих стран ее разрешают, но смертная

казнь по сути является убийством – самым серьезным преступлением и страшным грехом. То есть с точки зрения закона она легальна, но с точки зрения морали – сомнительна и безнравственна.

3. Социология

А) Если речь идет о социализации, взрослении, становлении личности, биологических и

социальных качествах человека

- О роли общества в воспитании индивида лучше всего говорит пример детей-маугли. Это

дети, которые в силу разных обстоятельств выросли в дикой природе вместе с волками,

обезьянами и другими животными. Когда их затем находили люди, то дети-маугли вели себя как настоящие животные – бегали на четвереньках, выли и не умели говорить, ели руками сырое мясо и пр. Вне общества развитие человека невозможно. Именно общество делает из индивида личность.

- Другой пример был прекрасно показан в знаменитом фильме «Изгой», герой которого

оказывается в одиночестве на необитаемом острове после авиакатастрофы. Долгие годы живя один, он постепенно начинает сходить с ума. А лишенный общения с людьми, он начинает говорить с окружающими его предметами, например, волейбольным мячом.

Б) Если речь идет о социальной мобильности, лифтах, стратификации, таланте

- Хорошо известен пример великого русского ученого, писателя Михаила Ломоносова,

который вырос в безграмотной крестьянской семье в Архангельской области. Но он так стремился к знаниям, что в 19 лет пешком пошел в Москву, чтобы учиться. Благодаря образованию он стал одним из самых выдающихся личностей в истории России.

- Создатель приложения WhatsАpp и нынче миллиардер Ян Кум родился в простой семьей

учительницы и строителя в Киевской области в СССР. В молодости он работал уборщиком в супермаркете и жил на пособие по безработице, однако благодаря своему таланту и образованию создал одно из самых популярных приложений в мире, продав которое он стал миллиардером, что показывает значимость образования и бизнеса как социального лифта (подчеркнутое – это пример того, как можно прямо «связать» пример с цитатой).

 

 

4. Экономика

А) Если речь о конкуренции

- Можно вспомнить пример конкуренции и острого соперничества между Google и Apple,

которые борются за потребителей, повышая качество товаров и создавая все новые и новые функции и технологии. Таким образом, конкуренция является настоящим двигателем и локомотивом экономики и научно-технического прогресса.

- Допустим, на оживленной улице появилось новое кафе, которое предлагает клиентам

вкусную пиццу по самой низкой цене. Другие заведения, чтобы не потерять клиентов, также снижают цены, предлагают дополнительные скидки, улучшают свой сервис. Это говорит о том, что конкуренция очень выгодна и полезна потребителям.

Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

  1. В своем высказывании автор имел в виду, что …
  2. Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
  3. Смысл данного высказывания состоит в том, что …
  4. Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
  5. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
  6. Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жёсткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

  1. «Я согласен с автором в том, что...»
  2. «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»
  3. «Автор был прав, утверждая, что...»
  4. «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного
  5. общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  6. «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  7. «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

  1. Высказывание можно анализировать с разных сторон…
  2. Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
  3. В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
  4. Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
  5. Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
  • Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
  • Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
  • В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
  2. обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

Фразы-клише:

  • Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
  • Обратимся к примерам из истории…
  • Что говорят нам факты общественной жизни…
  • Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
  • Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
  • Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
  • Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
  • Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

  1. Таким образом…
  2. В заключение можно сделать вывод, что…
  3. Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
  4. На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: