Переходный — от юношеского творчества к поре творческой зрелости (1832-1836)

Переходный период — от юношеского творчества к зрелому (1832-1836) — сам поэт оценивал как время встряски, «действо-вания». В биографическом плане начало нового периода творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом вместе с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г.: Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую его судьбу и повлияло на характер творческого развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений (в основном в 1832 г.): они уступили место эпическим жанрам (поэмам и прозаическим произведениям), а также драматургии. Круг художественных интересов писателя, уже пережившего пору ученичества, значительно изменился и расширился. Главное направление творческих поисков Лермонтова — преодоление отчуждения между личностью и окружающим ее внешним миром. Если человек и мир в юношеской лирике и поэмах были принципиально противопоставлены друг другу, то в произведениях переходного периода писатель пытается нащупать связи между ними.

В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитезы мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! хочу печали...», «Желанье», «Отчего я не родился...», господствуют в поэме «Моряк» (1832).

Ослабляется прямой автобиографизм в лирике. Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа-символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации предметного образа-символа широко использовался в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Дары Терека», «Утес» и др.).

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые поставил проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе «Вадим» (1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека с ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке, причем сам быт освещался Лермонтовым иначе, чем в произведениях других романтиков 1830-х гг. В поэме «Сашка» и в незавершенном романе «Княгиня Литовская» (1836) быт — уже не только фон, который противостоит душевной жизни героя. Он выполняет ту же функцию, что и пейзаж в ранних произведениях: становится своеобразным «пейзажем души» — быт вовлекается в сферу внутренней жизни человека, на быт проецируется психология героев.

Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836). Романтический герой — Арбенин — изображен в светском бытовом окружении. Арбенин сам становится объектом пошлого «эксперимента» светской толпы. Гордо говоря о том, что «мне поздно перед ними гнуться», герой прекрасно понимает, что свет хочет поработить его, осознает, что его, как и других мыслящих людей, «к земле пригнул наш век». Единственное его оружие — скептицизм, жизнь он считает «давно известною шарадой для упражнения детей». Арбенин — герой трагический: ведь, сомневаясь во всем, он убежден во всесилии своего разума, всеведении, в своем праве разрушить все преграды между добром и злом. Однако гордый индивидуалист оказался в ловушке, поставленной светскими сплетниками и интриганами. Ненавидя свет, Арбенин становится невольным соучастником его низкопробной интриги, убийцей своей ни в чем не повинной жены. Лермонтов создал свой вариант произведения на вечную тему ревности, но характер и поступки его «Отелло» обусловлены светским окружением. В Арбенине писатель впервые создал образ человека своего поколения, внутренне сопротивляющегося всевластию социальной среды, но способного стать только «палачом» близких и любящих его людей.

Зрелый (1837-1841)

Период творческой зрелости Лермонтова (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I поэт был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, к которому та обратилась за помощью, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

До марта 1840 г. Лермонтов жил в Петербурге — это время его поэтической славы. Но царь, невзлюбивший Лермонтова, считавший, что поэт был недостаточно наказан и потому не образумился, воспользовался первым же серьезным поводом — дуэлью Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом — для того, чтобы вновь отправить его в новую ссылку. Местом службы поэта стал Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. С июля 1841 г. Лермонтов участвовал в боевых действиях против горцев, в том числе в кровопролитном сражении при реке Валерик (поэтический отклик на это сражение — одно из самых ярких в русской поэзии антивоенных стихотворений «Валерик»). Храбрость и мужество поэта-воина отмечались начальством, но награда, к которой его представили, вызвала неудовольствие Николая I и была им отклонена. В последний раз Лермонтов приезжал в Петербург в отпуск в феврале-апреле 1841 г.

В мае 1841 г. поэт вернулся на Кавказ и задержался в Пятигорске для лечения на водах. В июле произошла нелепая ссора Лермонтова с его давним знакомым по школе юнкеров Н.С.Мартыновым, закончившаяся вызовом на дуэль и поединком.

15 (27) июля 1841 г. поэт был убит Мартыновым. В 1842 г. бабушка перевезла тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы и перезахоронила в имении, с которым поэт связывал лучшие впечатления своего детства.

Последний период творчества — время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которая так и не завершилась. Смысл новых тенденций в художественном развитии Лермонтова — в переходе от отвлеченно-романтических форм выражения своих духовных исканий к более конкретному изображению личности современника в его связях с общественно-историческими обстоятельствами, углубление психологизма.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической действительностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфически лермонтовской трактовке. Главным героем произведений Лермонтова, независимо от их жанровой принадлежности и уровня художественных обобщений, стал современник — мыслящий дворянин, представитель дворянской интеллектуальной элиты. В его личности писатель нашел совокупность социально-психологических качеств, обусловленных историческим временем и общечеловеческими философскими проблемами.

Сама действительность в изображении Лермонтова перестала быть чем-то однозначно отрицательным, средоточием «антиценностей». «Лермонтовский человек», образ которого создан в произведениях последнего периода, не только отрицает, но и пытается найти ценности в самой жизни, «тоскует» не по отвлеченным, а по вполне «земным» и «человечным» идеалам. Лермонтов искал позитивное в истории («Песня про купца Калашникова», «Бородино»), в народной жизни («Родина»), в мире природы («Когда волнуется желтеющая нива...»).

В раннем творчестве Лермонтова носителем высших ценностей был романтический герой-индивидуалист, герой-мятежник. Его бунт имел яркую индивидуалистическую окраску. Народ представлялся этому герою инертной массой. В зрелых произведениях — иной поворот проблемы: герой-бунтарь ближе к народу, в котором ищет поддержку и опору (особенно хорошо это видно в поэме «Песня про купца Калашникова»). Независимо от того, какой материал использовал Лермонтов — исторический, бытовой или легендарно-мифологический, — всюду он ставил «леденящие душу» вопросы о смысле существования человека, обращенные к современникам.

В 1837-1841 гг. были созданы лучшие романтические поэмы: «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. В поэмах старые темы и мотивы, как и в лирике, были подчинены единой творческой «сверхзадаче» —постижению социально-психологического облика современника.

Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией» излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Лермонтов-художник

Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова


Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: