ИНФОРМАЦИОННые РЕВОЛЮЦИи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Политология и международные отношения»

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История и философия науки»

 

ТЕМА

«Информационная революция и информационное общество»

Выполнил:

Аспирант I курса

Дученко Н.В.

 

 

 

Проверила:

 

Д. филос. н.,

профессор Жиртуева Н. С.

 

Севастополь

2020

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. понятие «ИНФОРМАЦИЯ». 4

2. ИНФОРМАЦИОННые РЕВОЛЮЦИи.. 7

2.1. Периодизация информационных революций. 7

2.2. Оборотная сторона информационной революции. 10

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.. 12

3.1. Культура в новом обществе. 17

3.2. Проблемы нового общества. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

Список использованных источников и литературы.. 21

 



ВВЕДЕНИЕ

История развития человечества напрямую связана с развитием способов хранения и обработки информации, что в свою очередь приводило к изменениям в человеческой деятельности во всех её сферах. На первый взгляд развитие человека происходило линейно и последовательно, но это не совсем так, каждый раз, когда появлялись новые способы использования той или иной информации человечество ожидали радикальные изменения. Каждый из таких этапов в истории человечества знаменуется информационной революцией.

В разных источниках литературы предлагается разное количество информационных революций, которые связаны с одним или другим изобретением, но все они связаны непосредственно с появлением новых способов обработки, хранения и передачи информации. Одной из последних таких революций была информационная, которая привела к тому, что в современном мире информация в любом её проявлении стала основным ресурсом, но такой перекос с материальных вещей и удовлетворения основных потребностей человека в сторону удовлетворения информационного голода и владения информацией произошёл сравнительно недавно.

Целью работы является изучение информационной революции и информационного общества.

Задачи работы:

— Раскрыть основные понятия «информация», «информационная революция» и «информационное общество».

— Проанализировать информационные революции и их роль в становлении информационного общества.

— Выявить недостатки и достоинства информационного общества и информационной революции.

 



Понятие «ИНФОРМАЦИЯ»

«Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация» [1, с. 138]. Так охарактеризовал понятие «информация» Норберт Винер, однако это понятие является основным в рамках данного реферата, поэтому следует привести более ясное и понятное определение.

Следует отметить, что определение понятия «информация» являет труднейшей задачей, так для учёных представляющих различные области науки понятие «информация» имеет различные оттенки, так для специалистов IT сферы наиболее важным является знаковое представление информации, а для биологов трактовка информации представляется в следующем виде — это то, что отражает и ограничивает многообразие. Не смотря на разнообразие возможных определений понятия «информация», существуют более общие определения, так в словаре С. И. Ожегова понятие информация определено следующим образом — «Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [2].Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт, по мнению автора, самое точное определении информации — «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления» [3]. Слово «информация» берет свои корни, как и большое количество слов, от латинского языка и в переводе с которого обозначает «сведение, разъяснение, ознакомление» и в данном случае уже отсутствуют всякие трудности в определении понятия «информация». Также следуют упомянуть, что в рамках данного реферата автор не прибегает к рассмотрению понятия «информация» со стороны статистической теории информации, несмотря на то, что она является наиболее разработанной [4, с. 21]. Рассмотрим представления информации, предложенные А.Д. Еликовым

В сравнении с материальными продуктами или энергетическими источниками информация представляется неисчерпаемой, хотя бы потому что её использование не приводит к её исчезновению. Расширение поля пользователей информации никоим образом не влияет на её ресурс, и правообладатель остаётся полноправным её владельцем, т.е. отсутствует факт передачи чего-то материального. Информация в современном мире быстро и легко распространяется и не теряет по этой причине качество. Стоит добавить ресурсосберегающие признаки информации, которые позволяют уменьшить потребность в иных ресурсах в силу создания более продвинутых технологий. Информация экономична так как требует минимальных затрат энергии на хранение. Она является экологически чистым продуктом [5, с. 32].

Информация может быть представлена и количественными параметрами Д.С. Робертсон выдвинул формулу: «цивилизация – это информация». Исполь зуя количественные эталоны математической теории информации, он приводит результаты его работы в этой области:

Уровень 0 — информационная ёмкость мозга человека — 107 бит;

Уровень 1 — устное общение внутри общины, деревни или племени – количество циркулирующей информации – 109 бит;

Уровень 2 — письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имевшая 532800 свитков, в которых содержалось, как было установлено по сохранившимся описаниям, порядка 1011 бит информации;

Уровень 3 — книжная культура: в мире имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная ёмкость которых оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 — информационное общество с электронной обработкой информации объёмом порядка 1025 бит [5, с. 32].

Данный количественный подход оценки информации пускай и не позволяет точно оценить количество информации, однако даёт представление относительно порядка хранимой информации в различных масштабах.

Существует также другой подход в количественной оценке информации, выраженной Колином К.К.

По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение — к началу ХХ века, т.е. за 150 лет. Третье удвоение — уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года — каждые 5 лет, а с 1991 года —ежегодно. Это означает, что к началу ХХI века объем знаний в мире увеличился более, чем в 250 тыс. раз, т.е. на несколько десятичных порядков [6, с. 29].

Все же для более точных оценок приведём данные ЮНЕСКО в которых говорится о том, что ежегодно появляется около 100 тыс. журналов, около 5 млн. научных книг и статей и 250 тыс. диссертаций и отчётов [7, с. 83].

В литературе часто используется термин «информационный взрыв» для описания небывалых масштабов увеличения количества информации, естественно революционные идеи сильно изменяют мир и возникают не часто, но именно доступность информации и применение её на обыденном уровне влияет на социум в большей мере.

Несмотря на многообразие понятия «информация», пожалуй, следует признать, что информация является основным ресурсом в современном мире и помимо этого она является движущей силой развития человеческого общества, именно информация играет определяющую роль и служит основой для принятия решений на всех этапах развития общества и государства. Существует два основных типа развития общества — революция и эволюция.

Появление новых способов получения информации и как результат увеличение хранимых объёмов информации непременно ведёт к информационной революции. В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.



ИНФОРМАЦИОННые РЕВОЛЮЦИи

Согласно определению доктора философских наук, Еликова А.Д. информационная революция — это «взрывной процесс создания и распространения новейших информационных технологий для наиболее продуктивного производства, рациональной организации и эффективного использования информации, предопределившей переход от постиндустриального к информационному обществу» [5, с. 29].

Информационная революция зачастую приводит к полной переоценке всех ранее существующих представлений о мире, таким образом она является не просто процессом или событием, а целой эпохой. Информационная революция полностью охватывает любой вид человеческой деятельности и становится отправной точкой в анализе новой экономики, культуры и общества.

Однако также, как и с понятием «информация» понятие «информационная революция» неоднозначно и существует несколько точек зрения.

2.1. Периодизация информационных революций

Первая точка зрения основывается на том, что революцию «информационной» можно назвать только последнюю, которая напрямую связана с информатизацией всего общества и в основе которой лежат технологии. В то время как, вторая точка зрения предполагает, что с развитием человечества параллельно происходили именно «информационные революции», а именно формирование человеческой речи, появление письменности, изобретение печатного станка и электрификация и в конечном итоге появление первых персональных компьютеров, которым предшествовало быстрое развитие микроэлектроники во всём мире. Таким образом возможно выделить четыре информационные революции:

Первая информационная революция в некоторых источниках указывается, что она произошла с появлением человеческой речи, которые стали неоспоримо важнейшим фактором развития человеческого вида. Этот инструмент позволил выражать мысли и передавать знания. Развитие членораздельной речи изменило сознание, общественное устройство и представление людей о мире. Современные исследования датируют появление устной речи в момент, когда человеческая анатомия изменилась достаточно для возможности производить артикулированную речь, произошло это около 150—200 тысяч лет назад. Язык предоставил возможность социального развития, что привело к созданию устойчивых коллективов и открыло мир взаимоотношений с другими людьми.

Однако в других источниках указывается что первая информационная революция связана непосредственно с изобретением письменности, которая появилась около 5 тысяч лет назад в Месопотамии, Египте и Китае. Основным аргументом является тот факт, что до изобретения письменности информация могла передаваться только одним способом, а именно устно и от одного лица другому, что требует непосредственного присутствия носителя информации. Такой способ распространения информации имеет множество недостатков, например, искажение информации при передаче её от одного лица другому, вторым недостатком является срок хранения информации, который сильно ограничен в виду того, что носитель информации — человек. Именно по этой причине письменность стала ключевым элементом в развитии человечества и древних цивилизаций. Именно появление письменности дало возможность передачи знаний от одного поколения другому без потери качества и количества знаний.

Вторая информационная революция произошла в середине XVI века и вызвана она изобретением книгопечатания, ключевой фигурой этой революции стал немецкий изобретатель, типограф, инженер Иоганн Генсфляйш цур Ладен цун Гутенберг, который в начале пятого десятилетия 1400 годов изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, что в результате повлияло не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю, так как стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать её массово-доступной, что сильно ускорило рост науки и техники.

Третья информационная революция произошла в конце XIX века и связана она с изобретением электричества, благодаря которому стали возможны такие изобретения как: телеграф, телефон, радио, именно эти изобретения позволили в больших объёмах накапливать и передавать информацию на большие расстояния. Так первая в мире радиопередача была осуществлена учёным и изобретателем А.С. Поповым и 7 мая 1895 г. на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества Попов выступил с докладом «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», в котором изложил результаты проведённых им исследований и продемонстрировал способность изобретённого им прибора принимать последовательность «коротких и продолжительных сигналов», то есть, производить приём элементов телеграфного кода, в частности, кодов азбуки Морзе. Спустя несколько десятилетий начались попытки передачи видеосигнала. Неутолимая жажда человечества к получению новой информации

Четвертая информационная революция произошла в 70 годы XX века и связана она с бурным развитием микроэлектроники во всём мире, появление интегральных схем и развивающийся тренд удешевления и миниатюризации и в то же время усложнения электронных устройств приводит к созданию и широкому распространению компьютеров. Развиваются компьютерные сети и системы передачи данных, что приводит к глобализации и общедоступности информации. Этот период характеризуется тремя фундаментальными инновациями:

— переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;

— миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

— создание программно-управляемых устройств и процессов.

Эта информационная революция выдвигает на новый уровень информационную индустрию, её составляющими являются все виды информационных технологий, в особенном порядке телекоммуникационный технологии.

На сегодняшний день человечество переживает пятую информационную революцию (по классификации А.И. Ракитова), которая приводит к тотальной глобализации, развиваются информационно-телекоммуникационные сети, которые охватывают все континенты и делают информацию доступной как для масс людей, так и для каждого человека.

Помимо этой классификации существуют и другие, так например
О. Тоффлер выделяет три этапа развития общества:

— аграрную (переход к земледелию);

— индустриальную (переход к капитализму);

— информационную (переход к обществу, основанному на знании)

Независимо от используемой классификации следствием развития информационных технологий является формирование информационного общества и его формирование является необходимым процессом, так как информация является основополагающим фактором в развитии человечества.

2.2. Оборотная сторона информационной революции

В работе профессора А. Елякова «Оборотная сторона информационной революции» упоминаются недостатки информационных революций, в данном случае речь идёт исключительно о последней революции, которая привод к широкому доступу информации во всём мире. Пожалуй, самым важным недостатком является то, что информационная революция, призванная объединить всех людей и распространить полезную информацию по всему миру приводит к несколько иным результатам. Люди, которые решают задачу выживания не имеют времени и возможности воспользоваться полезной информацией и тем самым возникает разрыв в экономике, образовании и в уровне жизни, что приводит к ещё большей дифференциации людей во всём мире [7, с. 83].

Ещё одним недостатком является общедоступность информации, что в этот же момент является её плюсом, так происходит некоторые ситуации, по своей природе схожи с эффектом или синдромом Вертера. Эффект Вертера — массовая волна подражающий самоубийств, которые совершаются после широко освещённого СМИ самоубийства. Подобные эффекты справедливы и для иных событий.

Двойственной природой обладает и другое достоинство информационной революции, а именно количество информации доступной через Интернет, однако эта информация является набором фактов, зачастую неподтверждённых и противоречащих друг другу, что с лёгкостью может не информировать, а дезинформировать пользователя сети глобальной сети.

В работе А. Елякова даны сведения о влиянии сферы развлечений на человеческое сознание и о том, как новые технологии вводят заблуждение незрелое сознание подростков. Так приведён пример того, как виртуальная реальность даёт ощущение всемогущества так как работает по своим законам, иным от реальности и при возвращении в реальную реальность, человек может испытывать стресс и расстройство. Более того используемые методы преодоления трудностей в игровой индустрии резко отличаются от реальности и может произойти перенос этих методов в реальность, что зачастую заканчивается трагично. Эксперты полагают, что «виртуально убийство» сыграло свою роль в подготовке жесточайших преступлений [7, с. 87].

Необходимо упомянуть и неисчисляемое количество нарушений касательно интеллектуальной собственности, невероятное количество которой подвергается незаконному копированию и распространению, что вредит экономике.

Таким образом осознавая достоинства и недостатки информационной революции мы плавно подходим к рассмотрению информационного общества в котором мы существуем.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: