Вариант 1 | Вариант 2 |
Королькова И. «Скороговорка» Островский А. «Спят усталые игрушки» | Кабалевский Д. «Ёжик» Крутицкий М. «Зима» |
Год обучения
Закрепление приобретённых навыков, разнообразных приёмов звукоизвлечения, подкладывание 1-го пальца и перекладывание через него. Отработка переносов (скачков) в пределах одной-двух октав: каждой рукой отдельно, с чередованием рук, сочетание переносов в партии одной руки и выдержанных звуков (аккордов) в другой. Активизация левой руки. Закрепление аппликатурных навыков. Начальные навыки чтения нот с листа.
Годовые технические требования
На втором году обучения начинается изучение гамм. Примерный объём требований: гамма в прямом движении в две октавы отдельно каждой рукой, трезвучия с обращениями в виде аккордов. Гаммы До, Соль, Ре мажор.
Ориентировочный годовой план
Разучивание в течение года 8-10 разнохарактерных пьес, этюдов, ансамблей. Рекомендуемые сборники:
И. Королькова «Крохе-музыканту», ч. 2
И. Рябов, С. Рябов «Пианист. Шаг за шагом», ч. 2
Т. Сиротина «Ритмическая азбука»
С. Барсукова «Весёлая музыкальная гимнастика»
Ж.Металлиди «Дом с колокольчиком»
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: академический концерт (декабрь) – две разнохарактерные пьесы; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – два произведения, одно из которых – этюд.
Примеры программы академконцертов
1-й академический концерт
Вариант 1 | Вариант 2 |
Любарский Н. «Курочка» Муз. Шаинского В., обр. Жульевой Л. «Песенка о кузнечике» (анс.) | Моцарт Л. Менуэт Муз. Крылатова Е., обр. Жульевой Л. «Колыбельная медведицы» (анс.) |
2-й академический концерт
Вариант 1 | Вариант 2 |
Шитте Л. Этюд C-dur Майкапар С. «В садике» | Черни К.-Гермер Г. ч. 1Этюд №1 Штейбельт Д. Адажио |
Год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приёмов на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Знакомство с полифонией, возможно освоение несложных джазовых пьес. Чтение нот с листа.
Ориентировочный годовой план
За год учащийся должен пройти: 2-3 этюда, упражнения на развитие техники, 1 полифоническое произведение, 3 разнохарактерные пьесы, несколько ансамблей для ознакомления, чтение нот с листа. Уровень сложности произведений соответствует концу 1-го-началу 2-го года обучения в классе специального фортепиано.
Годовые технические требования
Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор двумя руками в 2 октавы в прямом движении; аккорды, арпеджио,хроматическая гамма отдельно каждой рукой.
За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: академический концерт (декабрь) – пьеса и этюд; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – полифония, пьеса или ансамбль.
Примеры программы академконцертов
1-й академический концерт
Вариант 1 | Вариант 2 |
Александров А. «Новогодняя полька» Черни К. Этюд G-dur | Шуман Р. «Первая утрата» Шитте Л. Этюд №3 соч. 65 |
2-й академический концерт
Вариант 1 | Вариант 2 |
Леденёв Р. Маленький канон Кабалевский Д. «Наш край» (анс.) | Скарлатти Д. Ария a-moll Григ. Э. «В лесу» (анс.) |
Год обучения
Закрепляются и совершенствуются приобретённые навыки: становятся строже требования к качеству звукоизвлечения, отчётливее артикуляция, быстрее темпы. Начиная с этого года обучения необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения. В программу включаются пьесы крупной формы (несложные сонатины, пьесы в форме рондо, вариации).
Ориентировочный годовой план
За год учащийся должен пройти: 2-3 этюда, упражнения на развитие техники, 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 разнохарактерные пьесы, несколько ансамблей для ознакомления, чтение нот с листа. Уровень сложности произведений соответствует 2-му году обучения в классе специального фортепиано.
Годовые технические требования
Гаммы До мажор, ля минор (гармонический и мелодический), Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, хроматическая гамма двумя руками в 2 октавы в прямом движении, аккорды, арпеджио двумя руками.
За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: академический концерт (декабрь) – полифония и пьеса; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – произведение крупной формы, пьеса или ансамбль и этюд.
Примеры программы академконцертов
1-й академический концерт
Вариант 1 | Вариант 2 |
Моцарт В. Менуэт F-dur Градески Э. «Задиристые буги» | Бах И. Менуэт g-moll Торопова Н. «Цветок и мотыльки» |
2-й академический концерт
Вариант 1 | Вариант 2 |
Черни К. Этюд E-dur Гедике А. Сонатина G-dur РНП «За речкой» (анс.) | Бертини А. Этюд №1 соч. 42 Бортнянский Д. Рондо Шостакович Д. «Вальс-шутка» |
Год обучения
Закрепление полученных учащимся знаний, совершенствование приобретённых навыков. Следует стремиться к достижению естественности и свободы музицирования.
Ориентировочный годовой план
За год учащийся должен пройти: 2-3 этюда, упражнения на развитие техники, 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 разнохарактерные пьесы, несколько пьес для ознакомления по выбору учащегося, чтение нот с листа, использование разнообразных форм музицирования по выбору учащегося (игра по слуху, подбор несложных мелодий с аккомпанементом, игра в ансамбле). Уровень сложности произведений соответствует 3-му году обучения в классе специального фортепиано.
Годовые технические требования
Гаммы Ре мажор, си минор, Си бемоль мажор, соль минор, хроматическая гамма двумя руками в 2 октавы в прямом движении, аккорды, арпеджио двумя руками.
За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: академический концерт (декабрь) – полифония и пьеса; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – произведение крупной формы, пьеса (для учащихся хорового отделения – песня с аккомпанементом) и этюд.