Умение разбираться в нотных текстах формируется в результате практической работы над музыкальным произведением. Задача преподавателя состоит в том, чтобы полученные таким образом знания выстраивались в сознании учащегося в систему, позволяющую ему скорее и прочнее освоить особенности нотной записи.
В течение первых трёх лет обучения необходимо дать учащемуся представление о способах записи звуковысотности (расположение нот на нотных станах в скрипичном и басовом ключах, знаки альтерации), о метроритмической организации, об обозначении размера, длительностей, записи наиболее употребляемых ритмических формул, включая пунктирный ритм, синкопирование, простейшие образцы полиритмии.
Необходимо систематизировать сведения о динамических градациях, знаках артикуляции, способах обозначения педали. Следует познакомить учащегося с основными терминами, которые встречаются в текстах, научить его грамотно определять темп исполняемого произведения.
Чрезвычайно важно научить учащегося разбираться в строении мотивов, фраз, предложений, научить его осмысленной, выразительной фразировке.
|
|
Важным аспектом для учащихся является формирование навыков беглой читки с листа, практика игры в ансамбле, подбор и исполнение аккомпанемента. Для читки с листа используются пьесы с программы предыдущих классов, лёгкие хоровые партии (для учащихся хорового отделения) и несложные ансамбли.
Не следует пренебрегать работой над полифонией, которая, как известно, способствует развитию полифонического слуха.
С 4-го года обучения предлагается изучение произведений крупной формы, что развивает масштабность в мышлении и исполнении пьес, логичность в передаче контрастных образов, даёт возможность свободней ориентироваться в тексте при разнообразной смене фактуры.
Заключительное направление – работа над музыкальным произведением. Этот вид работы является важнейшей частью учебного процесса. В работе над произведением находят применение полученные учащимся знания и навыки, и одновременно продолжается их накопление и совершенствование.
Рекомендации по организации
и проведению контрольных мероприятий
Контроль успеваемости учащегося проводится один раз в полугодие. Обязательными контрольными мероприятиями являются:
0класс (для хорового отделения), 1 класс:
- прослушивание (без оценки) – декабрь;
- итоговый академический концерт – конец апреля – начало мая.
2-6 классы (срок обучения 6 лет), 2-8 классы (срок обучения 8 лет):
- академический концерт – декабрь;
- итоговый академический концерт – конец апреля – начало мая.
Обозначенные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными и утверждаются на заседании отдела.
|
|
Выступления учащихся в тематических концертах, участие в классных собраниях и конкурсах оценивается и может считаться частью зачётной программы.
Объём требований, уровень сложности исполняемых произведений должен определяться с учётом возможностей учащегося.
Во время сольноговыступления произведения исполняются, как правило, наизусть, возможно исполнение по нотам ансамблевого произведения.
СРОК ОБУЧЕНИЯ – 8 ЛЕТ
Общие требования
Класс (подготовительный)
(для хорового отделения)
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приёмами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, sta ccato. Знакомство с нотной грамотой – расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе в пределах двух октав, подготовка к освоению басового ключа. Изучение длительностей, простейшие ритмические формулы. Формируется представление о размере. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приёмов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов, игрой двумя руками поочерёдно.
Ориентировочный годовой план
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных пьес.
Рекомендуемые сборники:
И. Королькова «Крохе-музыканту», ч. 1
Л. Ткаченко, И. Рябов. «Музичні зернятка».Учебно-методический сборник для детей 3-4 лет
С. Рябов «Пианист. Шаг за шагом», ч. 1,
Т. Сиротина «Ритмическая азбука»,
О. Иванова, И. Кузнецова «Новый музыкальный букварь»
За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: прослушивание без оценки (декабрь) – свободная программа; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – две разнохарактерные пьесы.
Примеры программы итоговогоакадемконцерта
Вариант 1 | Вариант 2 |
Королькова И. «Чудеса» Уотт Д. «Три поросёнка» | Руббах А. «Воробей» Филипп И. Колыбельная |
Год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приёмами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato, динамическими оттенками p, f. Владение основными видами штрихов, игрой двумя руками поочерёдно и совместно. Знакомство с нотной грамотой – расположение нот на нотном стане в скрипичном ключе в пределах двух октав, подготовка к освоению басового ключа. Освоение знаков альтерации (диез, бемоль, бекар). Изучение длительностей, простейшие ритмические формулы. Формируется представление о размере, метре (роль тактовой черты). Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приёмов звукоизвлечения. Формирование начальных аппликатурных навыков.
Ориентировочный годовой план
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных пьес.
Рекомендуемые сборники:
И. Королькова «Крохе-музыканту», ч. 1
Л. Ткаченко, И. Рябов. «Музичні зернятка».Учебно-методический сборник для детей 3-4 лет
С. Рябов «Пианист. Шаг за шагом», ч. 1
Т. Сиротина «Ритмическая азбука»
О. Иванова, И. Кузнецова «Новый музыкальный букварь»
С. Барсукова «Весёлая музыкальная гимнастика».
Для игры в ансамбле можно использовать сборник Л. Жульевой «Любимые мелодии в ансамбле с учителем».
За год учащийся должен выступить два раза на академических концертах в конце каждого полугодия: прослушивание без оценки (декабрь) – две разнохарактерные пьесы; итоговый академический концерт (конец апреля – начало мая) – две разнохарактерные пьесы.