Педагогические способности и профессиональные качества учителя

Предмет и задачи педагогической деятельности

Педагогическая деятельность - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность - педагогическая.

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Так же предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социально-культурного опыта как основы и условия развития.

Основная цель педагогики заключается во всестороннем развитии каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Педагогическая задача - осмысление педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Педагогическую задачу можно представить в следующем виде: осмысленная педагогическая ситуация + привнесенная в ней цель, плюс необходимость познания и преобразования действий. Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы. К ним относятся:

  • Изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;
  • Разработка методик педагогического познания;
  • Создание общей научной картины педагогической действительности, которая будет удовлетворять потребности данного общества, жизни и деятельности членов этого общества;
  • Проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;
  • Развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, которое обеспечит гармоничную жизнь каждого члена общества;
  • Разработка развернутой многоуровневой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта новому поколению;
  • Педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;
  • Разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;
  • Разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;
  • Разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;
  • Разработка актуальных тем разных видов воспитания, например, гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;
  • Предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;
  • Разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;
  • Разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;
  • Участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;
  • Подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики. При этом реализуются ее основные функции: социальная, научно-развивающая, познавательная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, организационно-методическая, практически-преобразовательная, интегрирующая, профессионально-педагогическая, воспитательно-просветительская, педагогически-организующая.

Педагогические способности и профессиональные качества учителя

Любая профессия, обладая специфическими особенностями, предъявляет к человеку особые требования. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, чем значимее для общества ее цель и результат, чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования к профессионалу. Круг этих требований не может ограничиваться только знаниями, умениями и навыками, он неизбежно расширяется в сферу личностных характеристик.

Учитывая особенности педагогической деятельности, ее сложность и многогранность, а главное, максимально общественно значимую цель – подготовку к жизни подрастающего поколения, встает вопрос о том, каким научно обоснованным требованиям должна отвечать личность учителя? Другими словами, каким должен быть современный учитель?

Пожалуй, это один из наиболее сложных вопросов, на который педагогическая наука постоянно ищет ответ. Несмотря на огромный накопленный опыт, вопрос остается открытым и продолжает волновать как педагогов и психологов, так и самих учителей, а также учеников, родителей и все общество в целом.

В квалификационных характеристиках раскрываются обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя, однако доминирующее положение в них занимает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса в школе. Это связано с тем, что деятельностный подход был и остается ведущим в теории педагогического образования. Но следует иметь в виду, что в рамках деятельностного подхода фигура учителя оказывается полностью зависимой от предметно-технологической стороны педагогического труда, происходит обезличивание учителя.

Однако именно к личности учителя общество предъявляет особо высокие требования (учитель должен быть не только умным и знающим, но и добрым, отзывчивым, культурным, любящим детей и т.д., и т.п.). Поэтому только на личностном уровне учитель может рассматриваться как активный субъект, "реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать ответственность за их собственное и самостоятельное решение. Речь идет о таком уровне внутренней активности, при котором учитель оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения и деятельности".

Поэтому сегодня содержание профессиональной готовности учителя аккумулировано в профессиограмме. Профессиограмма – это своего рода идеальная модель, включающая характеристики профессиональной деятельности и характеристики личности, она моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, он должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента, она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки и профессионального совершенствования учителя. Особую роль профессиограмма играет в разработке вопросов диагностики профпригодности и методики профессионального отбора молодежи в педагогические учебные заведения, а также в организации профессионально-педагогической ориентации школьников. Профессиограмма может быть использована для совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Научная разработка профессиограммы учителя означает, во-первых, тщательное выявление основных свойств и характеристик педагогической профессии не путем эмпирических номенклатур, а на основе анализа всех сторон деятельности учителя и, во-вторых, определение тех требований, которые проецируются обществом.

Построению профессиограммы должно предшествовать исследование психологии личности, а также спецификации личностных и профессиональных качеств учителя. Эта задача может быть решена как на основе использования экспериментальных методик, так и путем монографического изучения творческих биографий мастеров педагогического труда.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Как отмечалось ранее, сложность педагогической деятельности предполагает широкий круг способностей, которыми должен обладать учитель. В связи с этим в психолого-педагогической науке существуют различные классификации педагогических способностей. Большинство авторов сходятся во мнении, что существуют общие (необходимые всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальные (определяемые спецификой преподаваемого предмета) педагогические способности.

Так, В. А. Крутецкий условно выделяет три группы общих педагогических способностей: дидактические, организационно-коммуникативные и личностные.

Дидактические способности.

  • 1. Способность передавать информацию детям, делая ее доступной, преподносить детям материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
  • 2. Экспрессивно-речевые способности – это способности выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной выразительной мимикой и пантомимикой.
  • 3. Академические (познавательные) способности связаны с постоянной потребностью учителя в углублении и расширении своих знаний в области преподаваемого предмета.
  • 4. Распределенное внимание – способность распределять внимание одновременно между двумя или несколькими видам деятельности.

Организационно-коммуникативные способности.

1. Коммуникативные способности – способности к педагогическому общению, которые проявляются в умении устанавливать, формировать у себя педагогически-целесообразную позицию в отношении школьников, что опреде

ляет стиль и тон взаимоотношений с учащимися (как с коллективом, так и с отдельными учениками).

  • 2. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и обращении учителя с учащимися, способность находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их психическое состояние в данный момент, а также конкретную ситуацию.
  • 3. Организаторские способности учителя проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив и, во-вторых, в способности организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности.
  • 4. Суггестивные способности (в переводе с латинского – "основанные па внушении") выражаются в непосредственном волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их выполнения.

Личностные способности.

  • 1. Перцептивные способности (от лат. "перцепция" – "восприятие") – это способность учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а, главным образом, его внутренний мир. Это своеобразная проницательность. Связанная с тонким пониманием личности ученика и его временных психических состояний.
  • 2. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – способность учителя предвидеть с достаточной степенью вероятности последствия своих действий в отношении ученика.
  • 3. Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В этой общей способности можно выделить два компонента:
    • а) выдержка и самообладание – это способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять даже на короткое время контроля над своим поведением;
    • б) саморегуляция психических состояний – способность учителя создавать у себя оптимальное психическое состояние, которое отличается энергичной уверенностью, бодростью, оптимизмом, благожелательностью[1].

А. И. Щербаков к важнейшим педагогическим способностям относит: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.

В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Как видно из приведенных выше классификаций педагогических способностей, они одинаково полно охватывают всю структуру педагогической деятельности. Их авторы лишь по-разному группируют, классифицируют важные способности и личностные качества учителя.

Учитель осуществляет важнейшую социальную функцию – духовное воспроизводство человека, а значит, и общества. Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Именно поэтому большинство характеристик учителя и требований к нему задаются обществом, представлением в обществе о том, каким должен быть хороший учитель и каким он не должен быть.

По результатам проведенного исследования, в котором необходимо было описать желательные и нежелательные характеристики учителя, были выявлены личностные и профессионально-педагогические качества учителей, составляющие полярный профиль "эталонной" модели учителя-воспитателя. К ним можно отнести: личную неорганизованность, неумение организовать детей на выполнение общего дела и довести его до конца, безынициативность, индифферентное отношение к педагогической деятельности, нелюбовь к школьникам, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость.

На основании этого В. А. Сластёниным были определены следующие базовые свойства и характеристики личности педагога.

  • 1. Высокая гражданская активность и социальная ответственность. Такой учитель нс будет равнодушным ни к делам страны, ни к судьбам детей. Главный ориентир его деятельности – высокий профессиональный долг. Он способен критически оценивать собственную работу и деятельность окружающих, не пойдет на сделку с совестью.
  • 2. Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце. Учитель, любящий и понимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смысл жизни. Такой учитель не "искореняет недостатки и пороки", а, опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику ее развития.
  • 3. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он способен найти верное применение своим силам и способностям в коллективном педагогическом творчестве. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такой учитель становится живым примером для детей.
  • 4. Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений. Шаблон и трафарет ему решительно противопоказан. Учитель – творец, он в непрерывном поиске нестандартных подходов к постоянно развивающейся личности. Он не только способен четко и безошибочно действовать по образцу, но и владеет индивидуальным стилем педагогического человекознания и человековедения.

Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, идейном росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.

Меняющиеся реальности жизни требуют от учителя постоянного напряжения всех его сил, больших нервнопсихологических затрат, в известной мере самоотверженности и подвижничества.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.

Социально-нравственная направленность личности педагога находит свое выражение в системе его ценностных ориентации, среди которых ведущее место занимают гуманистические; ориентация на личность ребенка и ее развитие, на диалогическое общение с ним, па воспитание гражданской активности учащихся и др.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя характеризуется прежде всего наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. По нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".

Качества личности, характеризующие профессионально- педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности учителя составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало – он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: