Зарождение и становление светописи в Казани в 1843 – начала 1870-х гг

Глава 2. Становление фотографии в Казани.

История казанской фотографии также восходит к 1843 году, когда в наш город приезжают братья Барт, из Вены, объехавшие перед этим Южную Россию и отправляющиеся в Петербург, и открывают первое в Казани фотографическое ателье. Это принесло им немало выгод: многие жители города стали посещать их заведение с целью испробовать новшество, не смотря на довольно высокую це­ну, назначенную за портреты. Вслед за ними с противоположной стороны из Петербурга, приез­жают Давиньон, давно известный своими Дагерротипными произведениями и ещё братья Тицнер». Таким образом, первое фотографическое заведение в Казани, располагавшееся в доме Перцова на Рыбной улице принадлежало братьям Барт. Дагерротипные заведения Давиньона и братьев Тицнер распо­лагались на Воскресенской улице, по соседству в домах Геронтьева и Гель­мана соответственно. Совершать «дагерротипные путешествия» по России было делом весь­ма прибыльным. Многие иностранцы, овладев новомодной техникой, начали осваивать российские просторы. Казань не была исключением. Не успели Давиньон и братья Тицнер покинуть город, как им на смену в 1844 г. приехал французский поданный Иосиф Иванович Пейшес.

В рекламном объявлении И.И.Пейшес сообщал, что он «намерен ос­таться некоторое время в Казани, для снятия портретов в несколько се­кунд». Светописное заведение И.И.Пейшеса располагалось в «доме Дамера против Университета». Там же «госпожа Пейшес, урожденная Лонер, воспи­танная в Парижской консерватории, бывшая артистка Большого Парижского и Санкт-Петербургского театра» давала уроки танцев.

Вскоре у г. Пейшеса появляется конкурент в лице некоего живописца Перского, который не только «занимается живописью и золочением в церк­вах, комнатах, на стекле, вывесками и прочими живописными работами; равно и малярною», но также «делает Дагерротипные портреты». По всей ви­димости, дагерротипные опыты Перского не имели успеха. Десятилетие спу­стя Перский принимает «заказы всякого рода изящной живописи, отделки комнат, оклейки оных обоями», о дагерротипии, равно как о фотографии, ни слова. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Однако, не смотря на большое количество желающих иметь дагеротипные портреты, самые ранние фотографии горожан, сделанные в Казани, были выполнены купцом и дагеротипным живописцем Христианом Фридрихом Вильгельмом Вегнером. Он посетил Казань во время своего путешествия по России в октябре 1848 г. До при­езда в Казань прусский подданный, уроженец города ВильснакаВ.Вегенер успел посетить Архангельск и Вятку. В нашем городе мастер жил год, а затем продолжил свой вояж.

Информации о первых дагерротипных мастерских очень мало. Воз­можно, на протяжении 1840-1850-х гг. Казань посещали и другие мастера. Однако профессия эта была новой, и часто не указывалось в официальных документах. В большинстве случаев первыми дагерротипистами были ино­странцы и основным источником об их пребывании в городе служат паспор­та, выдававшиеся им на жительство в Российской империи. Каждый ино­странец, находящийся на территории России, должен был иметь при себе би­лет, в котором указывалось: кто выдал, кому выдан, на какой срок, на основании какого документа, означенный иностранец находился или прибыл в Россию, и до какого срока данный билет будет иметь юридическую силу. В 1840-1850-х гг. иностранцы обязаны были менять билеты при смене место­жительства, то есть в каждой губернии получать новый документ. Таким об­разом, возможно, проследить откуда прибыл человек, как долго он находился в нашем городе, а также куда отправился далее. В указанный период в Казань приезжает достаточно много иностранных подданных, род деятельности ко­торых указан, как «живописец» или «художник». Но были ли это мастера, владевшие кистью, или же освоившие изобретение Дагера - неизвестно.

Практически, сразу же после обнародования об изобретении, появилось и новое слово - «фотография», введённое сэром Джоном Гартелем. Новый термин возник путем слияния двух греческих слов «ФОТО» - свет и «ГРА- ФО» - пишу. В русском языке новое искусство долгое время именовали «све­тописью», но европейский вариант со временем вытеснил это слово из обще­го употребления.

В январе 1855 г. в Казань из Санкт-Петербурга приехал фотограф Готлиб Ман. Тридцатисемилетний мекленбургский подданный из Ростока пу­тешествовал вместе со своей супругой Наталией, урожденной Эрне. По при­езду Ман подал прошение на имя казанского губернатора с просьбой снаб­дить его билетом на пребывание в Казани. Документ ему был выдан, и су­пруги Ман прожили в Казани полгода. Возможно, в это время Ман открыл в городе фотографию. Любопытно написание профессии Мана. Чиновники канцелярии казанского губернатора, дабы не иметь никаких неприятностей, именуют Мана «Фото-Графом». В июне 1855 г. Ман покинул Казань и уе­хал в Нижний Новгород, возможно, чтобы поработать на Нижегородской яр­марке.

Практические сразу же после появления фотографии в России её начи­нают осваивать и русские мастера. Некоторые фотографы открывали стацио­нарные мастерские, а многие так же и иностранцы разъезжали по российским городам в поисках клиентов.

В 1851 г. в Казани непродолжительное время работал П.Александровский. Фотография его располагалась на Воскресенской улице в доме Акчурина. Дела его шли успешно, и «по желанию почтеннейшей пуб­лики» он продлил свое пребывание в Казани. Вероятно, интерес казанцев был вызван тем, что кроме возможности быть запечатленным посредством дагерротипа Александровский предлагал «всем желающим снимать и фото­графические портреты».

«Портретист» Ф.Пец, прибывший из Петербурга в середине сентября 1853 г., изготавливал помимо «обыкновенных дагерротипных портретов... фотографические на бумаге и миниатюрные на слоновой кости». Все же­лающие могли обращаться «в дом Меркулова против клиники». Правда сам фотограф предупреждал, что «пребывание его здесь будет непродолжитель­ным, он будет жертвовать всем, чтобы заслужить одобрение почтеннейшей публики».

В Фотограф Я.П.Данилевский посетил Казань в 1855 г. и открыл свое заведение в доме Меркулова на ул.Воскресенской. До приезда в Казань мастер поработал в Орле, Курске, Москве, Нижнем Новгороде.  Он занимался «сниманием фотографических портретов в тушь и акварель». Эта техника стала очень популярна в России в 50-60-е годы XIX ве­ка. Заключалась она в том, что после того как было получено фотографическое изображение, на его поверхность кистями или тампоном наносились акварельные, масляные краски, цветные карандаши или пастель. (История колоризации фотографий/Режим доступа: https://www.photorepair.ru/istoriya-kolorizatsii-fotografiy (дата обращения: 10.05.2020 г.)) Ретушером у Да­нилевского по трехлетнему контракту (1853 - 1857) работал известный в бу­дущем художник И.Н.Крамской (1834 - 1887). Кроме того, фотограф рассказывал о своем методе всем желающим.

Подобная техника, своеобразный переход от господствовавшей долгие годы живописи к фотографии, была очень популярна в 50-60-е годы XIX ве­ка. После утомительных многочасовых позирований перед художником, ра­бота фотографов, занимавшихся раскрашиванием своих работ, подчас не уступавшим живописным, действительно казалась чудом. Фотографы, таким образом, создавали серьезную конкуренцию художникам. Однако живопис­цы также нашли применение фотографии, используя снимки в качестве мо­делей. В 1855 г. в Казань прибыл А.Кудряцев, окончивший курс «занятия в Императорской Академии художников». В качестве своих услуг он предла­гал уроки рисования детям, написание портретов масляными красками с на­туры, а также «с дагерротипных и фотографических портретов».

В 1850-х гг. фотографы-гастролеры стали привычными гостями Каза­ни. Проработав несколько месяцев, а иногда пару недель на новом месте, владелец передвижной фотолаборатории продолжал свое путешествие по российским городам. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

В это же время в Казани появляются первые стационарные фотографические заведения. Съемки производятся только в светлое время дня, так как электрического освещения ещё нет и в помине. Называются эти помещения «галереями». В рекламе мастерских подчёркивается, что галереи – тёплые. Это немаловажно. Приезжая фотографироваться, дамы нередко привозили нарядное платье с собой, боясь измять в дороге. Переодевались за ширмой. Фотограф, как художник, обдумываю композицию портрета. Да и выдержка была долгой. Так что весь процесс занимал довольно длительное время. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Одно из самых известных таких заведений принадлежало Александру Окуловскому.Свою фотомастерскую он открыл в 1853 г. Это было первое стационарное фотографическое заведение в Казани. Кроме дагеротипных портретов мастер изготавливал и «фо­тографические, иллюминованные красками и просто в туши».Кроме фото­графии, Окуловский занимался также переплетными работами. В мае 1857 года фотогра­фическое заведение А.Окуловского переходит во владение зубного врача Эд­варда Вестли.

Новую профессию дагеротиписта, а позже фотографа осваивают ху­дожники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплет­чики и те люди, коих влекло всё новое. Дантист-фотограф сейчас прозвучало бы странно, а тогда на заре фотографии это, кажется, никого не удивляло.

Эдвард Вестли, поданный Великобритании, уроженец Санкт-Петербурга, приехал в Казань в начале ноября 1854 года. Поселился на Воскресенской улице в доме Месетникова, куда и приглашал казанцев лечить зубы. Об услугах все желающие могли узнать из объявления: «Прибывший из Санкт-Петербурга зубной врач Е.Вестли имеет честь объявить почтен­нейшей публике, что он производит разного рода зубные операции, как-то: вставление искусственных зубов по новейшей методе, выравнивание кариозных, пломбировку и очищение их от винного камня и т.д.»

Что заставило практикующего врача столь кардинально изменить род занятий - неизвестно. Однако с 1857 г. фотографическое заведение в доме Акчурина работает под маркой «Фотография Братьев Уэстли». Эдвард Вестли был совладельцем фотографии вместе со своим братом-близнецом, «учеником словесности» Клодом Вестли. Братья много ездят по России.

Только за 1858-1860 гг. они выехали в Симбирск, в Пермь, Нижний Нов­город, Тифлис, Уфу. Но дело от этого отнюдь не страдало, так как пу­тешествовали братья всегда порознь. А к 1864 г. братья Вестли окончательнопокидают Казань, и новым владельцем фотографии становится Иван Иванович Маслов. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

В Казани растет число постоянных фотографических заведений. Если такие «фотографические места», как дом Акчурина, уже не нуждались в рек­ламе, то владельцы вновь открытых заведений, а особенно тех, которые распо­лагались за пределами «казанского проспекта», то есть Воскресенской улицы, предпочитали давать об этом знать казанцам посредством объявлений.

В 1859 г. предлагал свои услуги в качестве фотографа художник Сви­стунов. Как было сказано в рекламе, он «по возвращению из Петербурга, по желанию публики снова начинает свои фотографические занятия, но уже в павильоне Г. Тюфяева, находящегося на Косаткиной улице в собственномдоме близ театра».

Некий Г.Лешковский приглашал в дом Свияжского подворья, на По­кровской улице против церкви, где было «вновь открыто фотографическое заведение, в котором снимаются фотографические и панотипические портре­ты на бумаге, стекле, кости, атласе, папье-маше и металлических пластин­ках». Когда Г.Лешковский открыл свое первое фотографическое заведение, неизвестно, однако ещё в 1858 г. им был сделан портрет Юлии Петровны Крупенниковой с дочерью Ольгой, сохранившейся в собрании Национального музея РТ.

В 60-е годы на казанском горизонте появляются фотографы, которых, в местном масштабе мы можем назвать звездами первой величины: московский мещанин В. П. Бебин, прусский подданный Г. Ф. Локке, имевший ранее фотографические заведения в Петербурге и Дрездене.

Также в это время в обиход входят понятия «фотографическое заведение», «фотография». А комиссионер Казанского университета Г. Ф. Локке называет свое заведение «фотографическим институтом». Несколько позднее, уже к концу века, придёт пора первых «ателье». Постепенно, на рубеже веков, будет сходить на нет и слово «светопись» - русская калька слова «фотография». (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Число фотозаведений на протяжении 60-х гг. XIX в. неизменно увели­чивалось, однако до принятия Закона о печати в 1865 году практически от­сутствуют официальные данные об их количестве. Самым ранним подобным документом можно считать список, приведенный в «Памятной книжке Ка­занской губернии на 1863 год», где даются сведения о четырех фотографиях, работавших в городе: Беккера на Николаевской площади, Вяткина на Про­ломной улице, в доме Заусайлова, Мыльникова на Университетской улице в доме Батурина и Павловского на Лядской улице. Однако, возможно, в свя­зи с отсутствием установленного законом порядка учета фотозаведений этот список является не полным.

В это время сохраняется еще возможность открытия фотографии без получения свидетельства. Поэтому возможно, что фотографы - иностранцы, посетившие Казань в начале 1860-х гг. также могли открыть фо­тографические галереи. Кроме того, в данном списке представлены стацио­нарные заведения, временные же, проработавшие несколько месяцев, конеч­но же, не попали в вышеприведенный перечень. Согласно «Книге на записку билетов, выдаваемых иностранцам на проживание в Российской империи» в 1862 г. в Казани проживало два иностранца, род деятельности которых ука­зан как «фотограф»: швейцарский подданный Петр Флориан и уже упоми­навшийся ранее, владелец фотографии на Лядской улице, Иоганн Павлов­ский. Одновременно документы были выданы и «жене химика и фотографа Иоганна Павловского Елизавете Федоровой» и их малолетней дочери Марии. В 1863 г. в Казань из Саратова прибыл саксонец Фридрих Келлер, в 1864 г. из Нижнего Новгорода - подданный Пруссии Александр Нейман и швед Карл Шеле. Последние, вероятно, путешествовали вместе, так какодновременно получали билеты на проживание и в Нижнем Новгороде, и в Казани. Таким образом, до середины 1860-х гг., несмотря на то, что появи­лись стационарные фотографии, в Казани еще работали наездами странст­вующие фотографы. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Все больше людей пробовали свои силы в фотографическом деле, что способствовало росту количества постоянных фотозаведений.

Например, Р.Р. Идрисова предполагает, что владельцем фотогра­фии или же самим фотографом в фотографии в доме Заусайлова, на углу Проломной и Гостинод­ворской улиц был Василий Иванович Заусайлов – потомок известной казанской купеческой династии. Он получил великолеп­ное образование - закончил Казанский университет, где он изучал химию, пройдя полный курс в лаборатории выдающегося ученого-химика Александ­ра Бутлерова. О его увлечении фотографией известно не много. Если в 1865 г. его мастерская еще работала, то в 1866 г. по этому адресу уже П.Галин открывает свое заведение, работавшее под маркою «Новая фотография».

После принятия Закона о печати 1865 г. все фотографии были постав­лены на строгий учет. Самый ранний официальный список фотозаведений относится к 1868 г. В нем кроме владельцев указано и местонахождение фо­тозаведения, однако на протяжении 70-х гг. XIX столетия в ведомостях фик­сировались только фамилия владельца, его социальный статус и время от­крытия фотозаведения, адрес же не указывался. И только по фотографиче­ским бланкам и рекламным объявлениям в прессе возможно установить ме­стонахождение того или иного ателье.

С появлением первых бумажных фотографий возникла необходимость в картонной основе, куда наклеивался снимок, или, как его называют, паспарту. Картонный бланк был неотъемлемой частью фотографии вплоть до 1920-х годов, он одновременно защищал снимок от повреждений, был носителем информации и важным элементом оформления. (Старинные фотографии: оформление/Режим доступа:https://www.photorepair.ru/starinnyie-fotografii-oformlenie(дата обращения: 12.05.2020 г.)) Фотографические бланки представляли собой прямоугольный кусок картона, на который клеился позитивный отпечаток фотографии. Их печать производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился. (Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? / Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539 (дата обращения 16.04.2020 г.))

В Казани так же, как и в боль­шинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие фотографические бланки. В литографии Перова заказывали бланки В.П.Бебин, К.Т.Сафонов и И.Т.Кухмаков, бланки фотографии А.Н.Колокольникова изготавливались в литографии Чиркова, а для «Цен­тральной фотографии» в доме Золина печатались в заведении М.А.Гладышевой. Известная владелица фотографии в Черноозерском саду А.П.Вяткина пользовалась услугами литографии Данилова. Среди казанских фотографов была популярна типография В.М.Ключникова, в которой печата­лись бланки для фотозаведений В.П.Бебина, Н.Н.Соболева и А.Г.Шумилова.

Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фо­тографами в крупных российских и европейских литографиях. Особой попу­лярностью пользовалось заведение австрийского подданного Иосифа Иоси­фовича Покорного, наладившего в России производство фотографическихбланков. Его литографические заведения располагались в Москве, Либаве, Одессе. Из казанских фотографов-профессионалов услугами его литографий пользовались А.Ф.Беляев, М.А.Засыпкина, С.И.Иванов, М.Н.Капустин, А.А.Несмелов, братья Фельзер и владелец фотографии «Рембрандт» А.Х.Зимсон. У московского литографа И.К.Гека, заведение которого работа­ло под фирмой «Первая русская фабрика художественных паспарту, рамок, альбомов и фотографических бланков», печатались бланки фотографии А. П.Хлебникова. В петербургских литографиях Скамони и Б.Ф.Зенгер зака­зывали бланки братья Фельзер, позже услугами Скамони пользовался и Г.Финкелыптейн. Многие крупные казанские фотоателье заказывали бланки для своей продукции в Варшаве: М.А.Вяткин и В.А.Гисси у Л.Карпинского, С.И.Иванов у П.А.Лебедзинского, С.Г.Михайлов у Г.Кона, В.Г.Трюмпер иВ. Г.Федорову Оттона Флека. В литографии «Кюле, Микше и Тюрк», имев­шее производство не только в Варшаве, но и в Вене, изготавливались бланки для фотозаведений А.П.Вяткиной и С.С.Фельзера. Таким образом, зарождавшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Несмотря на красивое оформление бланков, основным продуктом фо­тографического заведения был снимок, стоимость которого зависела от тех­ники изготовления, размеров, оформления, имени фотографа. Самыми доро­гостоящими были снимки, выполненные в технике дагерротипии. Цена на портрет составляли от 10 до 3 рублей серебром и устанавливались в зависи­мости от оформления и популярности автора. С переходом к отпечаткам на бумаге цены на фотоснимки снижаются, однако остаются достаточно высо­кими. В 1859 г. Свистунов предлагал изготовить фотоснимок от 3 рублей и выше «цены же акварельных и масляных будет зависеть от величины и сте­пени выполнения самих портретов». В 1860 г. фотограф Лешковский уста­новил стоимость фотопортрета от 1 рубля серебром и выше. Для сравнения в эти годы можно было снять хорошую комнату с прислугой и самоваром за 5-6 рублей в месяц. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Стационарные фотографии становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. Начиная с конца 1850-х гг. в объявлениях и реклам­ных сообщениях все чаще встречаются ссылки на фотозаведения. Например: «За отъездом продается рояль С.-Петербургской работы. Спросить в фото­графическом заведении у зубного врача г-на Вестли, на Воскресенской улице в доме Акчурина»или «Продается за отъездом две ветряные мельницы, с двумя домами, кухнями, каретным сараем, погребами, конюшней и всеми службами на чрезвычайно выгодных условиях...О цене и условиях узнать на углу Проломной и Гостинодворской улиц, в доме Заусайлова, в «Новой фо­тографии». Житель Амстердама Альберт Кон, торговавший в Казани гол­ландским полотном «по нераспродаже в Нижегородской ярмарке», пригла­шал в свой магазин, который помещался «на Воскресенской улице, в доме Акчурина, где находится фотография Маслова». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Фотография все более проникает в жизнь казанцев и подобно столич­ным магазинам в Казани начинают торговать различными фототоварами: альбомами, рамками для фотографий, стереоскопами. В столице казанской губернии они продавались как в так называемых «временных магазинах», так и в заведениях, которые работали ни один год. Одесский оптик Зальцвиш, открывший в Казани на Воскресенской улице в доме Акчурина временный магазин оптических инструментов в 1859 г., среди разных товаров предлагал «стереоскопы с прекраснейшими дагерротипными картинками на пластинах и стекле», здесь вероятнее всего речь шла об амбротипах. Эту технологию в 1854 г. запатентовал Джеймс Каттинг. Суть её состоит в следующем: высохший коллодионный слой поливали канадским бальзамом и накрывать еще одним стеклом. Тем самым изображение становилось полностью запечатанным между двух стекол и лишалось доступа воздуха, а следовательно, не могло окисляться и разрушаться. (Алексеев А. Мокрый коллодионный процесс. Вечный коллодий/Режим доступа: http://www.foto-video.ru/practice/pract/42410/ (дата обращения:12.05. 2020 г.)) Амбротип, процесс недорогой и сравнительно простой в работе, во второй половине 1850-х гг. тягался с дагерротипом и подражал ему: амбротипы тоже оправляли в рамки и шкатулки. Пик популярности этой технологии пришелся на 1856-1857 годы. Однако амброти­пия использовалась вплоть до 1870-х гг. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М., 2003. - С.53)

В Казани крупные магазины, специализирующие исключительно на фототоварах, откроются только в конце XIX столетия. Однако уже в середи­не 1860-х гг. в казанских магазинах появляется товары для фотографов- профессионалов. Так, в магазине Ю.Ф.Кюна можно было приобрести «объ­ективы для фотографии», у оптика Зальцвиша - «угольные фильтры, упот­ребляемые в хозяйстве, лабораториях, фотографиях, в походах и путешестви­ях, на охоте для очистки воды».

Но в эпоху господства мокроколодионного процесса, фотографы вы­нуждены были заказывать все необходимое оборудование и препараты либо в столичных магазинах, либо, же выписывать из-за границы. Например, вла­делец «Депо фотографических принадлежностей» в Санкт-Петербурге Л.Вульф предлагал свою продукцию фотографам Казани, поместив объявле­ние на страницах «Губернских ведомостей», «уведомляю всех занимающихся фотографией, что в оном депо можно получать все принадлежности для фо­тографии по самым умеренным ценам. Заказы исполняются со всевозможною аккуратностью. Прейскурант высылается безденежно». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись порт­реты нескольких поколений. Фотоснимки с видами различных достоприме­чательностей и портретами известных людей становятся предметами прода­жи и коллекционирования. В это же время возникает традиция, сохранив­шаяся до наших дней: составления альбомов учебных заведений. Самое ра­нее упоминание о подобном альбоме относится к 1867 г., когда Первая казан­ская мужская гимназия готовилась к празднованию своего столетнего юби­лея. В связи с этим событием было принято решение составить «альбом из фотографических портретов лиц, кончивших курс в этой гимназии», для чего педагогический совет просил всех закончивших гимназический курс вы­слать до 1 января 1868 г. фотографические портреты.

С коммерческой точки зрения, конечно же, самым выгодным был порт­ретный жанр. Но некоторые фотографы занимаются и видовой съемкой, и именно благодаря их работам мы можем представить облик города в девят­надцатом столетии. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Самые ранние известные фотографии с видами Казани, датируются второй половиной 1860-х гг, хотя наибольшее распространение они получили в начале 70-х. С этими годами связана деятельность отставного полковника И. И. Маслова, создавшего серию снимков «Виды на Волге». На его фирменном клейме надпись: «Фотография общества врачей». Так что ещё до создания фотографического общества другие научные и просветительские общества также начинают интересоваться фотографическим делом. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, из­готавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими вит­рины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фото­альбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности. Альбомы эти изготавли­вались в одном единственном экземпляре по специальному заказу. В 1868 г. великий князь Алексей Александрович во время посещения Казани получил в дар от супруги начальника губернии П.И.Скарятина альбом с фотографиче­скими видами города Казани и типами инородческого населения Казанской губернии. Через год подобный альбом был изготовлен по заказу казанского губернатора для преподнесения в дар цесаревне, урожденной принцессе Дагмаре, будущей императрице Марии Федоровне, путешествовавшей по России вместе со своим супругом, наследником престола цесаревичем Александром Александровичем.

Традиция преподнесения памятных альбомов сохранялась долгое вре­мя. С удешевлением фотографического процесса альбомы начинают изготав­ливать по заказу к кому-либо памятному событию, в чиновничьей среде ста­новится традиционным изготовление альбомов или фотографий на память коллеге, получившему более высокое назначение в другой регион или ухо­дящему в отставку.

После принятия Закона о цензуре 1865 г. все фотографические заведе­ния были взяты под строгий контроль. Согласно официальной ведомости фо­тографических заведений, подготовленной чиновником особых поручений, в 1868 г. в Казани насчитывалось восемь фотографий, из которых четыре рас­полагались на Воскресенской улице: отставного полковника И.И.Маслова (д. Вишнякова), прусского подданного Г.Ф.Локке (д. Алкина), крестьянина Ры­кова (д. Останкова), художника П.В.Зимухина (д.Акчурина). Недалеко от Воскресенской улицы «против клиники, в доме Меркулова» работало заведе­ние прусского подданного А.В.Пиккеринга, а на Гостинодворской улице в доме Заусайлова обосновалось фотоателье губернского секретаря М.А.Вяткина. Еще два заведения отставного штабс-капитана Беккера и над­ворного советника И.В.Пиотровского располагались соответственно на Ни­колаевской площади в д. Крейден и на Малой Лядской улице в д. Беклемишевой.

Одновременно открывались стационарные фотографические заведения и в уездных городах. Начиная с 1875 г. отчеты о фотографических заведени­ях формируются и по уездам. В 1875 г. в Чебоксарах, Козмодемьянске, Лаишеве, Цивильске, Ядринске, Мамадыше работало по одному фотозаведению.

Таким образом, к концу 60-х гг. XIX столетия в Казанской губернии сформировалась профессиональная фотография. Появилась группа лиц, для которых фотография стала основным видом деятельности и главным источ­ником дохода. К 1868 г. в Казани насчитывалось 8 фотографий, максималь­ное количество зафиксировано в 1908 г. - 15 заведений. Статистика фотоза­ведений в Казани представлена на графике «Количество фотографических заведений в Казани 1863-1916 гг.» Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: