Глава 2. Становление фотографии в Казани.
История казанской фотографии также восходит к 1843 году, когда в наш город приезжают братья Барт, из Вены, объехавшие перед этим Южную Россию и отправляющиеся в Петербург, и открывают первое в Казани фотографическое ателье. Это принесло им немало выгод: многие жители города стали посещать их заведение с целью испробовать новшество, не смотря на довольно высокую цену, назначенную за портреты. Вслед за ними с противоположной стороны из Петербурга, приезжают Давиньон, давно известный своими Дагерротипными произведениями и ещё братья Тицнер». Таким образом, первое фотографическое заведение в Казани, располагавшееся в доме Перцова на Рыбной улице принадлежало братьям Барт. Дагерротипные заведения Давиньона и братьев Тицнер располагались на Воскресенской улице, по соседству в домах Геронтьева и Гельмана соответственно. Совершать «дагерротипные путешествия» по России было делом весьма прибыльным. Многие иностранцы, овладев новомодной техникой, начали осваивать российские просторы. Казань не была исключением. Не успели Давиньон и братья Тицнер покинуть город, как им на смену в 1844 г. приехал французский поданный Иосиф Иванович Пейшес.
|
|
В рекламном объявлении И.И.Пейшес сообщал, что он «намерен остаться некоторое время в Казани, для снятия портретов в несколько секунд». Светописное заведение И.И.Пейшеса располагалось в «доме Дамера против Университета». Там же «госпожа Пейшес, урожденная Лонер, воспитанная в Парижской консерватории, бывшая артистка Большого Парижского и Санкт-Петербургского театра» давала уроки танцев.
Вскоре у г. Пейшеса появляется конкурент в лице некоего живописца Перского, который не только «занимается живописью и золочением в церквах, комнатах, на стекле, вывесками и прочими живописными работами; равно и малярною», но также «делает Дагерротипные портреты». По всей видимости, дагерротипные опыты Перского не имели успеха. Десятилетие спустя Перский принимает «заказы всякого рода изящной живописи, отделки комнат, оклейки оных обоями», о дагерротипии, равно как о фотографии, ни слова. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Однако, не смотря на большое количество желающих иметь дагеротипные портреты, самые ранние фотографии горожан, сделанные в Казани, были выполнены купцом и дагеротипным живописцем Христианом Фридрихом Вильгельмом Вегнером. Он посетил Казань во время своего путешествия по России в октябре 1848 г. До приезда в Казань прусский подданный, уроженец города ВильснакаВ.Вегенер успел посетить Архангельск и Вятку. В нашем городе мастер жил год, а затем продолжил свой вояж.
|
|
Информации о первых дагерротипных мастерских очень мало. Возможно, на протяжении 1840-1850-х гг. Казань посещали и другие мастера. Однако профессия эта была новой, и часто не указывалось в официальных документах. В большинстве случаев первыми дагерротипистами были иностранцы и основным источником об их пребывании в городе служат паспорта, выдававшиеся им на жительство в Российской империи. Каждый иностранец, находящийся на территории России, должен был иметь при себе билет, в котором указывалось: кто выдал, кому выдан, на какой срок, на основании какого документа, означенный иностранец находился или прибыл в Россию, и до какого срока данный билет будет иметь юридическую силу. В 1840-1850-х гг. иностранцы обязаны были менять билеты при смене местожительства, то есть в каждой губернии получать новый документ. Таким образом, возможно, проследить откуда прибыл человек, как долго он находился в нашем городе, а также куда отправился далее. В указанный период в Казань приезжает достаточно много иностранных подданных, род деятельности которых указан, как «живописец» или «художник». Но были ли это мастера, владевшие кистью, или же освоившие изобретение Дагера - неизвестно.
Практически, сразу же после обнародования об изобретении, появилось и новое слово - «фотография», введённое сэром Джоном Гартелем. Новый термин возник путем слияния двух греческих слов «ФОТО» - свет и «ГРА- ФО» - пишу. В русском языке новое искусство долгое время именовали «светописью», но европейский вариант со временем вытеснил это слово из общего употребления.
В январе 1855 г. в Казань из Санкт-Петербурга приехал фотограф Готлиб Ман. Тридцатисемилетний мекленбургский подданный из Ростока путешествовал вместе со своей супругой Наталией, урожденной Эрне. По приезду Ман подал прошение на имя казанского губернатора с просьбой снабдить его билетом на пребывание в Казани. Документ ему был выдан, и супруги Ман прожили в Казани полгода. Возможно, в это время Ман открыл в городе фотографию. Любопытно написание профессии Мана. Чиновники канцелярии казанского губернатора, дабы не иметь никаких неприятностей, именуют Мана «Фото-Графом». В июне 1855 г. Ман покинул Казань и уехал в Нижний Новгород, возможно, чтобы поработать на Нижегородской ярмарке.
Практические сразу же после появления фотографии в России её начинают осваивать и русские мастера. Некоторые фотографы открывали стационарные мастерские, а многие так же и иностранцы разъезжали по российским городам в поисках клиентов.
В 1851 г. в Казани непродолжительное время работал П.Александровский. Фотография его располагалась на Воскресенской улице в доме Акчурина. Дела его шли успешно, и «по желанию почтеннейшей публики» он продлил свое пребывание в Казани. Вероятно, интерес казанцев был вызван тем, что кроме возможности быть запечатленным посредством дагерротипа Александровский предлагал «всем желающим снимать и фотографические портреты».
«Портретист» Ф.Пец, прибывший из Петербурга в середине сентября 1853 г., изготавливал помимо «обыкновенных дагерротипных портретов... фотографические на бумаге и миниатюрные на слоновой кости». Все желающие могли обращаться «в дом Меркулова против клиники». Правда сам фотограф предупреждал, что «пребывание его здесь будет непродолжительным, он будет жертвовать всем, чтобы заслужить одобрение почтеннейшей публики».
В Фотограф Я.П.Данилевский посетил Казань в 1855 г. и открыл свое заведение в доме Меркулова на ул.Воскресенской. До приезда в Казань мастер поработал в Орле, Курске, Москве, Нижнем Новгороде. Он занимался «сниманием фотографических портретов в тушь и акварель». Эта техника стала очень популярна в России в 50-60-е годы XIX века. Заключалась она в том, что после того как было получено фотографическое изображение, на его поверхность кистями или тампоном наносились акварельные, масляные краски, цветные карандаши или пастель. (История колоризации фотографий/Режим доступа: https://www.photorepair.ru/istoriya-kolorizatsii-fotografiy (дата обращения: 10.05.2020 г.)) Ретушером у Данилевского по трехлетнему контракту (1853 - 1857) работал известный в будущем художник И.Н.Крамской (1834 - 1887). Кроме того, фотограф рассказывал о своем методе всем желающим.
|
|
Подобная техника, своеобразный переход от господствовавшей долгие годы живописи к фотографии, была очень популярна в 50-60-е годы XIX века. После утомительных многочасовых позирований перед художником, работа фотографов, занимавшихся раскрашиванием своих работ, подчас не уступавшим живописным, действительно казалась чудом. Фотографы, таким образом, создавали серьезную конкуренцию художникам. Однако живописцы также нашли применение фотографии, используя снимки в качестве моделей. В 1855 г. в Казань прибыл А.Кудряцев, окончивший курс «занятия в Императорской Академии художников». В качестве своих услуг он предлагал уроки рисования детям, написание портретов масляными красками с натуры, а также «с дагерротипных и фотографических портретов».
В 1850-х гг. фотографы-гастролеры стали привычными гостями Казани. Проработав несколько месяцев, а иногда пару недель на новом месте, владелец передвижной фотолаборатории продолжал свое путешествие по российским городам. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
В это же время в Казани появляются первые стационарные фотографические заведения. Съемки производятся только в светлое время дня, так как электрического освещения ещё нет и в помине. Называются эти помещения «галереями». В рекламе мастерских подчёркивается, что галереи – тёплые. Это немаловажно. Приезжая фотографироваться, дамы нередко привозили нарядное платье с собой, боясь измять в дороге. Переодевались за ширмой. Фотограф, как художник, обдумываю композицию портрета. Да и выдержка была долгой. Так что весь процесс занимал довольно длительное время. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)
|
|
Одно из самых известных таких заведений принадлежало Александру Окуловскому.Свою фотомастерскую он открыл в 1853 г. Это было первое стационарное фотографическое заведение в Казани. Кроме дагеротипных портретов мастер изготавливал и «фотографические, иллюминованные красками и просто в туши».Кроме фотографии, Окуловский занимался также переплетными работами. В мае 1857 года фотографическое заведение А.Окуловского переходит во владение зубного врача Эдварда Вестли.
Новую профессию дагеротиписта, а позже фотографа осваивают художники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплетчики и те люди, коих влекло всё новое. Дантист-фотограф сейчас прозвучало бы странно, а тогда на заре фотографии это, кажется, никого не удивляло.
Эдвард Вестли, поданный Великобритании, уроженец Санкт-Петербурга, приехал в Казань в начале ноября 1854 года. Поселился на Воскресенской улице в доме Месетникова, куда и приглашал казанцев лечить зубы. Об услугах все желающие могли узнать из объявления: «Прибывший из Санкт-Петербурга зубной врач Е.Вестли имеет честь объявить почтеннейшей публике, что он производит разного рода зубные операции, как-то: вставление искусственных зубов по новейшей методе, выравнивание кариозных, пломбировку и очищение их от винного камня и т.д.»
Что заставило практикующего врача столь кардинально изменить род занятий - неизвестно. Однако с 1857 г. фотографическое заведение в доме Акчурина работает под маркой «Фотография Братьев Уэстли». Эдвард Вестли был совладельцем фотографии вместе со своим братом-близнецом, «учеником словесности» Клодом Вестли. Братья много ездят по России.
Только за 1858-1860 гг. они выехали в Симбирск, в Пермь, Нижний Новгород, Тифлис, Уфу. Но дело от этого отнюдь не страдало, так как путешествовали братья всегда порознь. А к 1864 г. братья Вестли окончательнопокидают Казань, и новым владельцем фотографии становится Иван Иванович Маслов. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
В Казани растет число постоянных фотографических заведений. Если такие «фотографические места», как дом Акчурина, уже не нуждались в рекламе, то владельцы вновь открытых заведений, а особенно тех, которые располагались за пределами «казанского проспекта», то есть Воскресенской улицы, предпочитали давать об этом знать казанцам посредством объявлений.
В 1859 г. предлагал свои услуги в качестве фотографа художник Свистунов. Как было сказано в рекламе, он «по возвращению из Петербурга, по желанию публики снова начинает свои фотографические занятия, но уже в павильоне Г. Тюфяева, находящегося на Косаткиной улице в собственномдоме близ театра».
Некий Г.Лешковский приглашал в дом Свияжского подворья, на Покровской улице против церкви, где было «вновь открыто фотографическое заведение, в котором снимаются фотографические и панотипические портреты на бумаге, стекле, кости, атласе, папье-маше и металлических пластинках». Когда Г.Лешковский открыл свое первое фотографическое заведение, неизвестно, однако ещё в 1858 г. им был сделан портрет Юлии Петровны Крупенниковой с дочерью Ольгой, сохранившейся в собрании Национального музея РТ.
В 60-е годы на казанском горизонте появляются фотографы, которых, в местном масштабе мы можем назвать звездами первой величины: московский мещанин В. П. Бебин, прусский подданный Г. Ф. Локке, имевший ранее фотографические заведения в Петербурге и Дрездене.
Также в это время в обиход входят понятия «фотографическое заведение», «фотография». А комиссионер Казанского университета Г. Ф. Локке называет свое заведение «фотографическим институтом». Несколько позднее, уже к концу века, придёт пора первых «ателье». Постепенно, на рубеже веков, будет сходить на нет и слово «светопись» - русская калька слова «фотография». (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)
Число фотозаведений на протяжении 60-х гг. XIX в. неизменно увеличивалось, однако до принятия Закона о печати в 1865 году практически отсутствуют официальные данные об их количестве. Самым ранним подобным документом можно считать список, приведенный в «Памятной книжке Казанской губернии на 1863 год», где даются сведения о четырех фотографиях, работавших в городе: Беккера на Николаевской площади, Вяткина на Проломной улице, в доме Заусайлова, Мыльникова на Университетской улице в доме Батурина и Павловского на Лядской улице. Однако, возможно, в связи с отсутствием установленного законом порядка учета фотозаведений этот список является не полным.
В это время сохраняется еще возможность открытия фотографии без получения свидетельства. Поэтому возможно, что фотографы - иностранцы, посетившие Казань в начале 1860-х гг. также могли открыть фотографические галереи. Кроме того, в данном списке представлены стационарные заведения, временные же, проработавшие несколько месяцев, конечно же, не попали в вышеприведенный перечень. Согласно «Книге на записку билетов, выдаваемых иностранцам на проживание в Российской империи» в 1862 г. в Казани проживало два иностранца, род деятельности которых указан как «фотограф»: швейцарский подданный Петр Флориан и уже упоминавшийся ранее, владелец фотографии на Лядской улице, Иоганн Павловский. Одновременно документы были выданы и «жене химика и фотографа Иоганна Павловского Елизавете Федоровой» и их малолетней дочери Марии. В 1863 г. в Казань из Саратова прибыл саксонец Фридрих Келлер, в 1864 г. из Нижнего Новгорода - подданный Пруссии Александр Нейман и швед Карл Шеле. Последние, вероятно, путешествовали вместе, так какодновременно получали билеты на проживание и в Нижнем Новгороде, и в Казани. Таким образом, до середины 1860-х гг., несмотря на то, что появились стационарные фотографии, в Казани еще работали наездами странствующие фотографы. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Все больше людей пробовали свои силы в фотографическом деле, что способствовало росту количества постоянных фотозаведений.
Например, Р.Р. Идрисова предполагает, что владельцем фотографии или же самим фотографом в фотографии в доме Заусайлова, на углу Проломной и Гостинодворской улиц был Василий Иванович Заусайлов – потомок известной казанской купеческой династии. Он получил великолепное образование - закончил Казанский университет, где он изучал химию, пройдя полный курс в лаборатории выдающегося ученого-химика Александра Бутлерова. О его увлечении фотографией известно не много. Если в 1865 г. его мастерская еще работала, то в 1866 г. по этому адресу уже П.Галин открывает свое заведение, работавшее под маркою «Новая фотография».
После принятия Закона о печати 1865 г. все фотографии были поставлены на строгий учет. Самый ранний официальный список фотозаведений относится к 1868 г. В нем кроме владельцев указано и местонахождение фотозаведения, однако на протяжении 70-х гг. XIX столетия в ведомостях фиксировались только фамилия владельца, его социальный статус и время открытия фотозаведения, адрес же не указывался. И только по фотографическим бланкам и рекламным объявлениям в прессе возможно установить местонахождение того или иного ателье.
С появлением первых бумажных фотографий возникла необходимость в картонной основе, куда наклеивался снимок, или, как его называют, паспарту. Картонный бланк был неотъемлемой частью фотографии вплоть до 1920-х годов, он одновременно защищал снимок от повреждений, был носителем информации и важным элементом оформления. (Старинные фотографии: оформление/Режим доступа:https://www.photorepair.ru/starinnyie-fotografii-oformlenie(дата обращения: 12.05.2020 г.)) Фотографические бланки представляли собой прямоугольный кусок картона, на который клеился позитивный отпечаток фотографии. Их печать производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился. (Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? / Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539 (дата обращения 16.04.2020 г.))
В Казани так же, как и в большинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие фотографические бланки. В литографии Перова заказывали бланки В.П.Бебин, К.Т.Сафонов и И.Т.Кухмаков, бланки фотографии А.Н.Колокольникова изготавливались в литографии Чиркова, а для «Центральной фотографии» в доме Золина печатались в заведении М.А.Гладышевой. Известная владелица фотографии в Черноозерском саду А.П.Вяткина пользовалась услугами литографии Данилова. Среди казанских фотографов была популярна типография В.М.Ключникова, в которой печатались бланки для фотозаведений В.П.Бебина, Н.Н.Соболева и А.Г.Шумилова.
Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фотографами в крупных российских и европейских литографиях. Особой популярностью пользовалось заведение австрийского подданного Иосифа Иосифовича Покорного, наладившего в России производство фотографическихбланков. Его литографические заведения располагались в Москве, Либаве, Одессе. Из казанских фотографов-профессионалов услугами его литографий пользовались А.Ф.Беляев, М.А.Засыпкина, С.И.Иванов, М.Н.Капустин, А.А.Несмелов, братья Фельзер и владелец фотографии «Рембрандт» А.Х.Зимсон. У московского литографа И.К.Гека, заведение которого работало под фирмой «Первая русская фабрика художественных паспарту, рамок, альбомов и фотографических бланков», печатались бланки фотографии А. П.Хлебникова. В петербургских литографиях Скамони и Б.Ф.Зенгер заказывали бланки братья Фельзер, позже услугами Скамони пользовался и Г.Финкелыптейн. Многие крупные казанские фотоателье заказывали бланки для своей продукции в Варшаве: М.А.Вяткин и В.А.Гисси у Л.Карпинского, С.И.Иванов у П.А.Лебедзинского, С.Г.Михайлов у Г.Кона, В.Г.Трюмпер иВ. Г.Федорову Оттона Флека. В литографии «Кюле, Микше и Тюрк», имевшее производство не только в Варшаве, но и в Вене, изготавливались бланки для фотозаведений А.П.Вяткиной и С.С.Фельзера. Таким образом, зарождавшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Несмотря на красивое оформление бланков, основным продуктом фотографического заведения был снимок, стоимость которого зависела от техники изготовления, размеров, оформления, имени фотографа. Самыми дорогостоящими были снимки, выполненные в технике дагерротипии. Цена на портрет составляли от 10 до 3 рублей серебром и устанавливались в зависимости от оформления и популярности автора. С переходом к отпечаткам на бумаге цены на фотоснимки снижаются, однако остаются достаточно высокими. В 1859 г. Свистунов предлагал изготовить фотоснимок от 3 рублей и выше «цены же акварельных и масляных будет зависеть от величины и степени выполнения самих портретов». В 1860 г. фотограф Лешковский установил стоимость фотопортрета от 1 рубля серебром и выше. Для сравнения в эти годы можно было снять хорошую комнату с прислугой и самоваром за 5-6 рублей в месяц. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Стационарные фотографии становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. Начиная с конца 1850-х гг. в объявлениях и рекламных сообщениях все чаще встречаются ссылки на фотозаведения. Например: «За отъездом продается рояль С.-Петербургской работы. Спросить в фотографическом заведении у зубного врача г-на Вестли, на Воскресенской улице в доме Акчурина»или «Продается за отъездом две ветряные мельницы, с двумя домами, кухнями, каретным сараем, погребами, конюшней и всеми службами на чрезвычайно выгодных условиях...О цене и условиях узнать на углу Проломной и Гостинодворской улиц, в доме Заусайлова, в «Новой фотографии». Житель Амстердама Альберт Кон, торговавший в Казани голландским полотном «по нераспродаже в Нижегородской ярмарке», приглашал в свой магазин, который помещался «на Воскресенской улице, в доме Акчурина, где находится фотография Маслова». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Фотография все более проникает в жизнь казанцев и подобно столичным магазинам в Казани начинают торговать различными фототоварами: альбомами, рамками для фотографий, стереоскопами. В столице казанской губернии они продавались как в так называемых «временных магазинах», так и в заведениях, которые работали ни один год. Одесский оптик Зальцвиш, открывший в Казани на Воскресенской улице в доме Акчурина временный магазин оптических инструментов в 1859 г., среди разных товаров предлагал «стереоскопы с прекраснейшими дагерротипными картинками на пластинах и стекле», здесь вероятнее всего речь шла об амбротипах. Эту технологию в 1854 г. запатентовал Джеймс Каттинг. Суть её состоит в следующем: высохший коллодионный слой поливали канадским бальзамом и накрывать еще одним стеклом. Тем самым изображение становилось полностью запечатанным между двух стекол и лишалось доступа воздуха, а следовательно, не могло окисляться и разрушаться. (Алексеев А. Мокрый коллодионный процесс. Вечный коллодий/Режим доступа: http://www.foto-video.ru/practice/pract/42410/ (дата обращения:12.05. 2020 г.)) Амбротип, процесс недорогой и сравнительно простой в работе, во второй половине 1850-х гг. тягался с дагерротипом и подражал ему: амбротипы тоже оправляли в рамки и шкатулки. Пик популярности этой технологии пришелся на 1856-1857 годы. Однако амбротипия использовалась вплоть до 1870-х гг. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М., 2003. - С.53)
В Казани крупные магазины, специализирующие исключительно на фототоварах, откроются только в конце XIX столетия. Однако уже в середине 1860-х гг. в казанских магазинах появляется товары для фотографов- профессионалов. Так, в магазине Ю.Ф.Кюна можно было приобрести «объективы для фотографии», у оптика Зальцвиша - «угольные фильтры, употребляемые в хозяйстве, лабораториях, фотографиях, в походах и путешествиях, на охоте для очистки воды».
Но в эпоху господства мокроколодионного процесса, фотографы вынуждены были заказывать все необходимое оборудование и препараты либо в столичных магазинах, либо, же выписывать из-за границы. Например, владелец «Депо фотографических принадлежностей» в Санкт-Петербурге Л.Вульф предлагал свою продукцию фотографам Казани, поместив объявление на страницах «Губернских ведомостей», «уведомляю всех занимающихся фотографией, что в оном депо можно получать все принадлежности для фотографии по самым умеренным ценам. Заказы исполняются со всевозможною аккуратностью. Прейскурант высылается безденежно». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись портреты нескольких поколений. Фотоснимки с видами различных достопримечательностей и портретами известных людей становятся предметами продажи и коллекционирования. В это же время возникает традиция, сохранившаяся до наших дней: составления альбомов учебных заведений. Самое ранее упоминание о подобном альбоме относится к 1867 г., когда Первая казанская мужская гимназия готовилась к празднованию своего столетнего юбилея. В связи с этим событием было принято решение составить «альбом из фотографических портретов лиц, кончивших курс в этой гимназии», для чего педагогический совет просил всех закончивших гимназический курс выслать до 1 января 1868 г. фотографические портреты.
С коммерческой точки зрения, конечно же, самым выгодным был портретный жанр. Но некоторые фотографы занимаются и видовой съемкой, и именно благодаря их работам мы можем представить облик города в девятнадцатом столетии. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Самые ранние известные фотографии с видами Казани, датируются второй половиной 1860-х гг, хотя наибольшее распространение они получили в начале 70-х. С этими годами связана деятельность отставного полковника И. И. Маслова, создавшего серию снимков «Виды на Волге». На его фирменном клейме надпись: «Фотография общества врачей». Так что ещё до создания фотографического общества другие научные и просветительские общества также начинают интересоваться фотографическим делом. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)
Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, изготавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими витрины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фотоальбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности. Альбомы эти изготавливались в одном единственном экземпляре по специальному заказу. В 1868 г. великий князь Алексей Александрович во время посещения Казани получил в дар от супруги начальника губернии П.И.Скарятина альбом с фотографическими видами города Казани и типами инородческого населения Казанской губернии. Через год подобный альбом был изготовлен по заказу казанского губернатора для преподнесения в дар цесаревне, урожденной принцессе Дагмаре, будущей императрице Марии Федоровне, путешествовавшей по России вместе со своим супругом, наследником престола цесаревичем Александром Александровичем.
Традиция преподнесения памятных альбомов сохранялась долгое время. С удешевлением фотографического процесса альбомы начинают изготавливать по заказу к кому-либо памятному событию, в чиновничьей среде становится традиционным изготовление альбомов или фотографий на память коллеге, получившему более высокое назначение в другой регион или уходящему в отставку.
После принятия Закона о цензуре 1865 г. все фотографические заведения были взяты под строгий контроль. Согласно официальной ведомости фотографических заведений, подготовленной чиновником особых поручений, в 1868 г. в Казани насчитывалось восемь фотографий, из которых четыре располагались на Воскресенской улице: отставного полковника И.И.Маслова (д. Вишнякова), прусского подданного Г.Ф.Локке (д. Алкина), крестьянина Рыкова (д. Останкова), художника П.В.Зимухина (д.Акчурина). Недалеко от Воскресенской улицы «против клиники, в доме Меркулова» работало заведение прусского подданного А.В.Пиккеринга, а на Гостинодворской улице в доме Заусайлова обосновалось фотоателье губернского секретаря М.А.Вяткина. Еще два заведения отставного штабс-капитана Беккера и надворного советника И.В.Пиотровского располагались соответственно на Николаевской площади в д. Крейден и на Малой Лядской улице в д. Беклемишевой.
Одновременно открывались стационарные фотографические заведения и в уездных городах. Начиная с 1875 г. отчеты о фотографических заведениях формируются и по уездам. В 1875 г. в Чебоксарах, Козмодемьянске, Лаишеве, Цивильске, Ядринске, Мамадыше работало по одному фотозаведению.
Таким образом, к концу 60-х гг. XIX столетия в Казанской губернии сформировалась профессиональная фотография. Появилась группа лиц, для которых фотография стала основным видом деятельности и главным источником дохода. К 1868 г. в Казани насчитывалось 8 фотографий, максимальное количество зафиксировано в 1908 г. - 15 заведений. Статистика фотозаведений в Казани представлена на графике «Количество фотографических заведений в Казани 1863-1916 гг.» Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)