Развитие фотографического дела в Казанской губернии 1870- 1917 гг

В 70 - 80-е годы, наступает расцвет фотографического дела в Казани. Одни заведения открываются, другие закрываются. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Р.Р. Идрисова в своей работе отмечает, что увеличение фотографий связано с открытием заведений, проработавших непродолжительное время и в последующем закрытых владельцами. В 1879 г. открываются фото­ателье С.Г.Михайлова, А.А.Соколова, Е.Н.Сустиной, В.А.Гисси, последние три были закрыты в течение 1882-1883 гг. Фотографии А.Я. Эсперова и К.Т.Сафонова, открытые в 1876 и 1878 гг. соответственно, закрываются к 1883 г. При этом необходимо отметить, что заведения были закрыты, а не проданы другим владельцам, что, вероятно, связано с конкуренцией в этой сфере. Установившиеся в последующие годы стабильное количество фотозаведений и незначительное их увеличение в 1890-х - 1900-х гг. свидетельству­ет о том, что 7-15 фотозаведений удовлетворяли потребности в фотоуслугах крупного губернского города. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Социальный состав фотографов был неоднородным. Фотографией занимались крестьяне, мещане, купцы, дворяне, отставные военные, чиновни­ки, иностранные подданные, почетные граждане. Фотография - демократич­ный вид деятельности, не связанный сословными рамками.

Фотография была преимущественно мужским делом, из 164 фотогра­фов, работавших в Казанской губернии, только 16 были женщинами.

По национальному составу среди фотографов большую часть составля­ли русские, но были также немцы, швейцарец, евреи, поляки. Татар среди владельцев фотозаведений не было. Однако татары могли состоять фотогра­фами, ретушерами при фотографическом заведении. В собрании Националь­ного музея РТ сохранились материалы Абдулгазиза Миннигалеева, работав­шего помощником фотографа Частихина во время Международной выставки 1909 года. Об уровне его мастерства свидетельствует тот факт, что он был награжден бронзовой медалью за жанровую съемку на Второй Казанской фотографической выставке .(Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Стоит отметить, что Фотографические изображения, утвердившиеся в Европе со второй половины XIX века, в жизни татар-мусульман получили массовое распространение в начале XX века. Связано это было как с более поздним развитием фотоуслуг в провинциальных регионах России, так и спецификой мусульманского мировосприятия. Как известно, в исламских культурах не приветствовалось традиционное изобразительное искусство. Религия запрещала изображать людей, животных и птиц. В исламе на протяжении многих веков отрицательно относились к живописи, а также к другим аналогичным художественным практикам.

В начале XX века реклама русских и забежных фирм подвергались цензуре: не допускалось изображение лица людей. Но несмотря на меры по защите традиционных ценностей, изобразительное искусство, а вместе с ним и фотография, постепенно проникало и в мусульманскую среду.

Первые фотоснимки татар известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. Например, на коллективной фотографии, сделанной в 1864 году в Санкт-Петербурге, запечатлены купцы И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов. Все они представляли казанскую депутацию по разным общественным делам. Таким образом, в результате тесного взаимодействия с христианским миром высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.

Конечно, в этом отношении, помимо русской культуры, ориентиром являлась Османская империя, где её жители, особенно высшие слои, пользовались фотоуслугами.

Но для перестройки коллективного сознания татарского мусульманского общества мало было примеров из соседних культур. Большинству населения недостаточно убедительным казались и отдельные представители татарского купечества. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы. Поэтому, знаковым событием стало то, что в 1874 году появилась фотография одного из самых авторитетных казанских имамов, ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Его об этом попросило одно лондонское издательство, где собирались выпустить энциклопедию. Для этого нужны были сведения о знаменитом мулле вместе с его портретом. В ответ на просьбу представителя издательства — профессора Й. Адамса — Ш. Марджани подготовил свой фотоснимок.

Уже после смерти Ш. Марджани, в 1897 году его фотография и статья о нем появились на страницах турецкой газеты «Маглюмат». Большую роль в более лояльном отношении татар к фотографии сыграло не только то что, на фотоснимке — авторитетный богослов Ш. Марджани, но и публикация данного портрета в мусульманском издании.

К этому времени многие религиозные деятели были вынуждены фотографироваться по служебной необходимости. Фотографии мусульманского духовенства прилагали к свидетельствам городских училищ о знании кандидатом в имамы русского языка. Причем среди фотографируемых было немало мулл-кадимистов, позиционировавших себя как противников всех нововведений. В новое направление визуализации были вовлечены самые ортодоксальные представители мусульманского духовенства. И это стало своеобразным разрешением для остального населения, часть которого по религиозным убеждениям еще избегала фотообъективов.

Значительное влияние оказывало и все более активное распространение фотоуслуг в регионах.   (Габдрафикова Л. Татары и фотография: швея без головы, портреты Марджани и Фахреддина и «харам» от Баруди/ Режим доступа:https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar (дата обращения: 11.05.2020 г.))

Период работы фотографического заведения составлял от нескольких месяцев до десятилетий. Настоящими долгожителями на фотографическом олимпе можно считать фотографов В.П.Бебина, А.П.Вяткину и А.Х.Зимсона, содержавших фотографические заведения более 15 лет. Более четверти века на фотографическом поприще трудились Г.Ф.Локке, М.А.Вяткин и С.Г.Михайлов.

Однако необходимо отметить, что в Казани сложились целые «фото­графические династии» и фотография стала семейным бизнесом. Некоторые фотографические заведения управлялись продолжительное время представи­телями одной семьи. В 1857 г. губернский секретарь М.А.Вяткин открыл фотографическое заведение на Гостинодворской улице в доме Заусайлова. После смерти М.А.Вяткина в 1896 г. это заведение перешло к его дочери - Людмиле Матвеевне Быковой. Фотография на Гостинодворской улице бы­ла закрыта между 1901 и 1903 гг. Второе заведение М.А.Вяткина распола­галось в Чернооозерском саду и работало под маркой «Черноозерская фото­графия», в 1891 г. официально владельцем этого предприятия стала его супруга - Анна Петровна. «Черноозерская фотография» проработала под её ру­ководством вплоть до 1907 г. Таким образом, Вяткины содержали фотогра­фии в Казани пятьдесят лет.

Успешно вели свой фотографический бизнес представители семьи Фельзер. Часовых дел мастер, могилевский мещанин Семен Абилевич Фельзер в 1875 г. получает свидетельство на открытие фотографии на Проломной улице в доме Тихонова. С конца 1870-х гг. «Фотография Фельзер» распо­лагалась на центральной казанской улице - Воскресенской. В разные годы ею заведовали ветеринарный врач Абэ Фельзер и доктор медицины Иосиф Фельзер. 1896-1920-е гг. фотографией управлял младший из братьев Фель­зер - Соломон. После строительства Чернояровского пассажа надпись «Фотография Фельзер» на долгие годы разместилась на фасаде зда­ния. Представители этой семьи более сорока лет работали на ниве фо­тографии.

Ряд фотографических заведений, сменив неоднократно владельцев, работал по одному адресу несколько десятилетий. Фотография на Черном озере под руководством А.А.Рончевского, М.А.Вяткина, А.П.Вяткиной, А.А.Несмелова работала с 1868 по 1917 гг. Фотографическое заведение на Воскресенской улице в доме Алкина было знакомо казанцам с 1864 г. Оно неоднократно меняло название (“Фотографический институт”, “Фотография Г.Ф.Локке”, “Художественная фотография”) и владельцев (Г.Ф.Локке, В.А.Гисси, А.А.Соколов, В.Г.Трюмпер, А.Ф.Беляев, Г.Финкельштейн, М.М.Якобсон, И.М.Якобсон). В доме Месетникова на Воскресенской улице с начала 1860-х гг. размещалась фотография компании “Б. и А.”, с 1864 г. – фотозаведение художника П.В.Зимухина. Последующее десятилетие это заведение работало под маркой “Московская фотография”, возглавляли его П.С.Ахмаметьев, И.М.Егерев, П.В.Грубер. На ул. Лобачевского в доме Пальчиковой фотография размещалась с 1890 г., руководили ею А.Н.Колокольников, С.И.Иванов, А.Д.Анисимов.

Стабиль­ность в расположении заведений объясняется тем, что специфика фотогра­фии такова, что она требовала специально приспособленных посещений. Кроме того, сохранение месторасположения фотографии гарантировало и со­хранения постоянных клиентов. Необходимо также отметить, что при прода­же фотографии прежний владелец передавал новому хозяину не только обо­рудование, но иногда архив негативов, накопленный за время работы. Не редки были случаи, когда новый владелец, не имея еще достаточной извест­ности в городе, пользовался достижениями и именем своего предшественни­ка. Например, мелекесский мещанин А.Ф.Беляев, купив заведение Г.Ф.Локке, писал на своем паспарту: «Фотография Локке, приемник А.Ф.Беляев». Ана­логичную надпись использовал и владелец фотографии в Черноозерском са­ду: «Фотография А.Вяткиной, приемник А.А.Несмелов». При этом указыва­лись награды, полученные прежними владельцами на выставках. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Таким образом, период работы ряда фотозаведений значительно увели­чивается. Это свидетельствуют об опытности, уровне профессионализма фо­тографов. Кроме того, существовала практика сохранения фотоархивов заве­дений. На оборотах паспарту помещалась надпись «негативы сохраняются», иногда также указывался номер негатива. Клиент мог повторно обратиться в фотографию, чтобы дополнительно получить снимки с понравившегося нега­тива.

Нововведения и улучшения негативного и позитивного процессов, фо­тотехники происходили практически ежегодно. Новые разработки находили практическое применение в работе казанских фотографов. В 1870 г. Г.Ф.Локке приобрел пресс для фотографических работ, «устройством своим подходящий к литографическому прессу», на использование которого просил разрешение губернатора. И.М.Якобсон в рекламном объявлении своего за­ведения подчеркивал: «Работы исполняются с применением новейших спо­собов фотографической техники».

Еще одно нововведение в работе казанских фотографий отмечается в начале XX века - использование электрического света.

В Казани успешно электрическое освещение первым в 1901 г. начал применять С.С.Фельзер. Казанские журналисты сразу же начали восторженно писать о том, что такого новшества нет даже в столицах России, и Фельзер является новатором.

Однако, впервые фотографии, выполненные при искусственном осве­щении, были продемонстрированы санкт-петербургским фотографом С.Л.Левицким в 1879 г. на заседании V (фотографического) отдела ИРТО.

Поэтому С.С.Фельзера можно считать первым казанским фотографом, успешно внедрившим практику применения электрического освещения при фотографировании, а заявления в прессе не более чем рекламным ходом, чтобы привлечь внимание к фотоателье.

Несколькими годами позже при электрическом освещении можно было сфотографироваться в заведениях И.М.Якобсона и М.Н.Капустина.

Для фотографов, работавших в период использования мокроколлодионного процесса, характерна определенная кастовая замкнутость. Сложность фотографического процесса способствовала сохранению высокого уровня мастерства. Внедрение сухих бромжелатиновых пластин и массовое их рас­пространение отразилось на профессиональной фотографии. В этой сфере появилось масса людей, которые получив минимальное представление о процессе фотосъемки, открывали свои заведения. Если в 1860-1890-е гг. при подаче прошения обязательно необходимо было указать адрес будущего фо­тозаведения, то в начале XX в. выдаются свидетельства на производства фо­тографических работ на территории всей Казанской губернии .(Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

С начала ХХ в. одновременно со стационарными заведениями работают и передвижные фотографии. Например, фотограф Е.А.Борков, характеризуя себя, при подаче прошения пишет, что занимается фотографическим делом, “переезжая из уезда в уезд, из деревни в деревню”.

Историк фотографии В.Т.Стигнеев называет таких фотографов “кустарями-одиночками” и отмечает, что “их товар” стал действительно массовой продукцией. Этим объяснялся явный упадок общего уровня профессиональной портретной фотографии.

Открытие и широкое распространение сухого броможелатинового процесса привело к возникновению такого явления, как фотолюбительство. Следствием его развития стало массовое возникновение фотографических обществ. И Казань не стала исключением. В 1895 г. было образовано Казанское фотографическое общество. (Идрисова Р.Р. “Желающие иметь дагерротипные портреты благоволят адресоваться…” (К 170-летию казанской фотографии)/Режим доступа: http://www.forum.antique-photos.com/topic/3927-история-казанских-фотоателье/ (дата обращения 11.05.2020 г.))

Идея устроения в Казани такого общества принадлежала фотографу-любителю Петру Дмитриевичу Викторову. Возникла она за два года до её реализации. Сначала был ознакомлен малый круг близких людей, таких же фотографов-любителей, а затем, через одного из членов этого небольшого кружка М. К. Крылова, она распространилась значительно шире. Состоялись несколько частных собраний, в которых принимали участие профессор ботаники университета Н. В. Сорокин, юристы С. В. Манассеин и И. А. Котелов и ещё несколько фотографов-любителей. Они выработали устав, проредактированный И. А. Когеловым и М. А. Дублицким, после чего собрали подписи желавших быть членами-учредителями. Благодаря энергичному участию в этом деле профессора Н. В. Сорокина устав быстро прошёл все инстанции и 15 сентября был возвращён новорождённой обществу казанским губернатором.

Однако идея создания в нашем городе фотографического общества стала близка и фотографам-профессионалам. Среди его членов можно увидеть фамилии таких известных казанских фотографов как В.П. Бебин, С. Фельзер, А.П. Вяткина и т.д.

Проявили живой интерес и торговцы фотопринадлежностями: Фреландт, Ключников, позднее Герингслаке.

Членами общества могли стать как мужчины, так и женщины. Не было национальных ограничений. Сразу же создание общества было замечено татарской интеллигенцией, татарский купечеством. Среди членов общества есть представители таких известных фамилий как Азимов, Айтуганов, Усманов.

Разумеется, позволить себе занятия фотографией могли довольно состоятельные люди. Но никаких сословных различий общество не допускало. Солидные, заслуженные, в высоких чинах люди находились под одной крышей с молодыми, только что начинавшими служебную карьеру.

Тем не менее, некоторые ограничения были. В общество не могли быть допущены лица, не достигшие совершеннолетия, за исключением имеющих классные чины; учащиеся в учебных заведениях, то есть студенты и гимназисты; состоящие на действительной военной службе младшие чины и юнкера, а также лица, подвергавшиеся ограничению прав по суду. Прием производился только по баллотировке. Причем требовалось предложение кандидата не менее чем от двух действительных членов общества. Имя, отчество,фамилия кандидата, его звание и место жительства заносились в особую книгу за собственноручной подписью предлагающих его членов. Только после этой процедуры выписка из книги вывешивалась в виде объявления в помещении, где занималось общество, и не менее чем за 14 дней до баллотировки, дабы члены могли собрать надлежащие сведения о кандидате.

Столь же строго проходила баллотировка. Она была закрытой, причем сами кандидаты присутствовать не имели права. Если кандидат не подходит, то снова баллотироваться он мог не раньше чем через год. А избранный в действительные члены общества был обязан в течение месяца внести годовой взнос – 7рублей. Правда, в отдельных случаях правление общества могло снизойти к нему и рассрочить взнос на два полугодия: в марте и октябре. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Кроме действительных членов и членов-учредителей были еще почетные. Ими считались лица, оказавшие какие-либо услуги Обществу или фотографическому искусству. Они освобождались от всех обязательных взносов.

Казанское фотографическое общество ставило перед собой следующие цели: содействовать разработке и распространению художественных и технических знаний, относящихся к фотографии; поддерживать и содействовать развитию путешествий фотографов с научною и художественной целью для создания материалов к изучению родины; иллюстрировать древние памятники, выдающиеся архитектурные сооружения, живописные местности, виды городов и т.п., имеющих значение для истории родины или развития искусства.

Для осуществления этих целей объединившиеся фотографы намеревались проводить общественные собрания и общие экскурсии, организовывать научные беседы, рефераты, лекции и опыты; издавать труды с надлежащего разрешения, а также устраивать и содержать особые помещения для собраний и научных занятий членов общества; устраивать музеи, фотографические выставки с присуждением наград за лучшие произведения. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Со второй половины XIX века фотография проникает почти во все сферы жизни человека: наука, ар­хитектура, медицина, мода, военное дело, промышленность, путешествия, строительство, торговля.

Сразу после обнародования технологии нового способа фиксирования изображения новинку оценили ученые. Уже в первые годы после изобретения дагерротипа были получены снимки основных астрономических объектов - Солнца, Луны и ярких звезд. В 1842 г. во Франции был сделан первый снимок Солнца, в 1844 г. в России сфотографировано лунное затмение, в 1851 г. получена пер­вая фотография солнечного затмения, также выполненного методом дагерротипии.

Фотографическую съемку начинают применять в ходе экспедиционной работы. В 1840 г. путешественник Г.С.Карелин предпринял попытку исполь­зования дагерротипных съемок при исследовании Сибири. О применении фотографии в отечественном землеведении заботились такие выдающиеся ученые, как П.П.Семенов-Тянынанский (гео­граф), Н.А.Северцев (зоолог), Н.М.Пржевальский (географ), Г.Н.Потанин (географ), Д.Н.Анучин (антрополог), И.В.Мушкетов (геолог), В.Л.Комаров (ботаник). Фотофиксация также используется и в медицине. В 1852-1856 гг. во Фран­ции врач Дюшанн де Булонь составляет анатомический атлас костно- мышечной системы, используя в качестве иллюстрации фотографии. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

В Казани, как крупном научном центре, развивается научная фотография. Фотографы А.А.Рончевский и Г.Ф.Локке были комиссионерами Ка­занского университета. А.А.Рончевский был членом Общества естествоис­пытателей, К.Т.Сафонов - Общества археологии, истории и этнографии. А.А.Рончевским выполнена одна из самых ранних видовых съемок Казани с высотных точек (пожарная каланча). Г.Ф.Локке и В.П.Бебнн делали серии этнографических снимков. Постановочные (павильонные) снимки киргизов работы Г.Ф.Локке экспонировались на Научно-промышленной выставке 1890 года.

Использование фотографии в ходе научных исследований обсуждалось на заседаниях КФО: профессор И.Н.Смирнов сделал доклад об этнографи­ческой съемке, приват-доцент А.Я.Гордягин - о ботанической, профессор Д.В.Айналов показал фотографии Италии, профессор Н.М.Любимов - виды Поволжья. А.И.Подбельский демонстрировал собственные снимки, сделанные во время экспедиции профессора Ланге в Монголию. При этом докладчики отмечали «какого рода фотографические работы могут иметь научное значение для этнографа и ботаника» и «каким путем фотография может служить истории искусства и археологии». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Успешно применялась фотография в астрономии. В фотографических периодических изданиях регулярно появлялись статьи, посвященные этому вопросу. Об эффективности фотофиксации в астрономии свидетельствует следующий факт, приведенный в «Русском фотографическом журнале»: «В группе звезд, в которой при рассмотрении её в большой Гершелев телескоп можно было видеть только 192 звезды, с помощью фотографии обнаружено после 5-ти часовой экспозиции - 14 550 звезд!»

В 1914 г. Общество естествоиспытателей организовало публичные лек­ции, в числе которых магистр астрономии, ассистент Энгельгардтовской об­серватории Ф.А.Банахевич сделал сообщение о «Фотографии в современной астрономии». Лекция сопровождалась световыми картинами по фотографиям самого лектора.

В начале XX века демонстрация фотографий, как дополнительного ма­териала к докладам, выступлениям, лекциям становится обычным явлением. Например, на заседании ОАИЭ 19 октября 1914 г. отчет о раскопках в селе Болгар иллюстрировался «на экране видами болгарских развалин»; на за­седании 15 декабря доклад Н.В.Никольского «Религиозные воззрения черемис» также сопровождался демонстрацией картин.

О развитие научной фотографии, как отдельного направления свиде­тельствуют программы фотографических выставок, которые предусматривали выделение специализированной группы экспонентов в раздел «Научная фотография».

Таким образом, большую роль в развитии научной фотографии в Каза­ни сыграл Казанский университет. Фотография используются географами, археологами, историками, астрономами, медиками.

Исследователь Г.Болтянский отмечает, что «в XX веке большой и но­вой областью фотографии был фоторепортаж». Развитие репортажной фото­графии стало возможным после изобретения Штейнгелем в 1866 г. объектива способного делать моментальные снимки. В России первые репортажные снимки появились в 1860-1870-х гг. и воспроизводились в печати путем пе­рерисовки или ксилографии. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Казанские фотографы также кроме статичных объектов начинают фиксировать различные события из городской жизни. Самые ранние из подобных снимков относятся к 1879 г. и были выполнены фотографами В.А.Гисси и В.П.Бебиным. Первый сфотогра­фировал момент освещения Первой частной сельскохозяйственной и про­мышленной выставки (24 мая 1879 г.), второй - проход через Триумфаль­ные ворота войск Второй пехотной дивизии (29 июня 1879 г.). Обе эти рабо­ты были представлены в качестве выставочных образцов на Первой частной сельскохозяйственной и промышленной выставке, что также свидетельствует о том, что сами авторы считали их новаторским исполнением для своего времени.

При подготовке церемонии открытия памятника императору Александ­ру II в 1895 г. на Ивановской площади организаторы продумали вопрос о том, как увековечить это событие и предусмотрели размещение фотографов на крыше Городского музея, балконе здания Городского общественного управления и Спасской башне. На открытие в качестве фотографов работа­ли С.С.Фельзер, В.Г.Федоров и В.П.Бебин. Позже эти снимки посту­пили в продажу.

Развитие фототехники, её доступность позволили и фотографам- любителям снимать событийные фотографии. На заседании КФО были про­демонстрированы снимки пребывания в Казани Хильми-паши (Е.Г.Сотников) и пасхальная заутреня на Сормовских заводах (ночные сним­ки церквей иллюминованных электричеством) (В.А.Александров). (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Среди центральных периодических изданий появляются иллюстриро­ванные журналы: «Всемирная иллюстрация», «Нива», «Родина», но лишь с середины 1890-х гг., когда усовершенствовали фототехнику, появились сухие броможелатиновые пластины и цинкография начал развиваться русский фо­торепортаж. В казанских газетах в начале XX века начинают воспроизво­диться фотографии. Наиболее часто фотографии печатались в «Казанском телеграфе», позже в «Камско-Волжской речи». В основном это были портре­ты, групповые снимки или статичные объекты. Первым полноценным фо­торепортажем можно считать серию из 11 фотоснимков, посвященных акции «Белый цветок» (5 мая 1912 г.), напечатанных в «Казанском телеграфе». Стоит отметить, что при воспроизведении фотоснимков в прессе не указывалось авторство.

Несмотря на широкое применение фотографии в разных отраслях, фо­тографы-профессионалы выстраивали свою работу и специализацию, ориен­тируясь на потребности рынка и совершенствуя, прежде всего, техническое мастерство. Приоритетными остаются видовая и портретная съемка. С начала 1900-х гг. видовая фотография вытесняется иллюстрированными открытыми письмами.

Открытое письмо как новый вид почтового отправления был введен в Австро-Венгрии 1 октября 1869 г. В России первая открытка была выпущена 1 января 1872 г. в соответствии с «Временными постановлениями по почто­вой части», которые предусматривали введения в обращение открытых писем. В 1874 г. на Всемирном почтовом конгрессе в Берне (Швейцария), при участии представителей 22 государств был учрежден Всемирный почтовый союз. На конгрессе среди прочих мер, направленных на унификацию почто­вых отправлений, был введен единый международный размер открытого письма 90x140 мм. В 1875 г. во Всемирный почтовый союз вступает и Рос­сия. Бланк открытого письма был двусторонним: на одном писался только адрес, на другом - текст. В ноябре 1894 г. министерство внутренних дел раз­решило выпуск бланков открытых писем частным издателям. Это изменило облик российской открытки: лицевая сторона отводилась для написания ад­реса, оборотная - для изображения и текста. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Первое упоминание об издании открытых писем с видами г. Казани от­носится к 1898 г. Распространение видовой от­крытки шло быстрыми темпами. В 1899 г. издатель Опарина выпустила серию открыток с видами Казани, состоящую из 24 видов.

Фотографы осваивают фотопечать на бланках открытых писем и зани­маются изданием открыток типографским способом. Кроме фотографий на паспарту в фотозаведениях можно было заказать открытки с собственным изображением. В «Художественной фотографии» И.М.Якобсона находился «оптовый склад картин и открытых писем заграничного и своего издания». Предлагалось приобрести открытки с видами Волги, Камы, Казани, Чистопо­ля, Елабуги и др. городов. В фотографии С.С.Фельзера в 1913 г. был устроен «особый отдел для открыток в специально устроенном павильоне». М.Н.Капустин предлагали сфотографироваться на художественных открыт­ках «по образцу заграничных». Владелец художественной фотографии «Рембрандт» А.Х.Зимсон предлагал «открытки с портретами при разнооб­разных декорациях», уверял казанцев, что «к Пасхе необходимо каждому запастись своими открытками». Цены на портреты, выполненные на блан­ках открытых писем, составляли 1 рубль за пять штук. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Иллюстрированная почтовая открытка вытеснила видовую фотогра­фию из-за дешевизны, доступности и массового распространения. «Открытое письмо», как фотографический формат стало популярным, вытесняя более дорогое оформление - картонный фотографический бланк.

Подготовка фотографических кадров во второй половине XIX - начале XX века не претерпела существенных изменений и осуществлялась, как и во времена становления фотодела «методом ученичества». Освоив секреты профессии, окрепнув под руководством фотографа-профессионала (часто владельца фотоателье), ученик мог открыть собственное предприятие. На­пример, Н.Н.Соболев, А.Г.Шумилов, А.Ф.Федоров, А.А.Несмелов - «выпу­скники» фотографии А.П.Вяткиной. Были фотографы, которые предлагали свои услуги в качестве «учителей фотографии». Например, в 1870-х гг. вла­делец «Московской фотографии» И.М. Егерев принимал в «учение фотогра­фическому искусству в продолжение четырех месяцев» после завершения ко­торого снабжал «всеми нужными аппаратами для устройства фотографиче­ского заведения на сумму 500 рублей». Более системные знания по основам фотографии можно было получить в заведение А.Х.Зимсона, открывшего при своей фотографии «Рембрандт» постоянные фотографические курсы. Срок обучения составлял 1 год, стоимость - 60 рублей. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Основы фотографии осваивают не только фотографы-профессионалы, но и огромная армия фотолюбителей. Для большинства из них основным ис­точником знаний становятся различные пособия и периодические издания по фотографии. В 1903 и 1904 гг. бесплатные занятия по фотографии для взрос­лых и детей проходили на базе семейно-педагогического кружка. Обязатель­ным условием было наличие собственных пластинок и реактивов. В Каза­ни также можно было вступить в КФО, на заседаниях которого регулярно де­лались сообщения о технике фотографии, возможных ошибках при работе, проводились практические занятия. Основными жанрами у любителей долгое время оставался пейзаж, затем они освоили съемку жанровых сцен, натюрморта, работали, конечно, и над портретами». Работы казанских фотолюбителей, представ­ленные на казанских выставках, свидетельствует действительно о творческом поиске. Экспонировались пейзажи, виды, портреты.

Развитию фотолюбительства в Казани способствовало и открытие в 1890-х гг. специализированных магазинов фототоваров. На Большой Про­ломной улице в собственном доме располагался магазин казанского купца В.М.Ключникова, в котором наряду с писчебумажными, школьными, живо­писными, можно было приобрести и фотографические принадлежности. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

В 1894 г. Казань посетил владелец фирмы по производству пластинок «Вся Россия» и магазинов фототоваров в Санкт-Петербурге, Москве, Варша­ве и Харькове К.И.Фреландт. Остановился он в «Волжско-камских номерах», где устроил выставку «последних новых камер, объективов, бумаг и прочих многих фотографических предметов» и приглашал «гг. любителей, интере­сующихся фотографическим искусством» познакомиться с последними изо­бретениями. В 1895 г. он открывает магазин фототоваров и в Казани на Боль­шой Проломной улице в доме Щетинкина. Непродолжительное время в 1896 г. К.И.Фреландт работал под вывеской «Поставщик Казанского фото­графического общества». С 1910 г. владельцем магазина в доме Щетинки­на на Проломной улице становится В.А.Цын.

В Чернояровском пассаже размещался магазин фотографических това­ров Ф.Х.Грахе. В этом магазине фотографам-любителям предлагалось бес­платно воспользоваться темной комнатой. В магазине можно было заказать выполнение фотографических работ: проявления, печати и увеличения, а также бесплатно обучиться «первоначальным приемам, по обработке пластинок и пленок».

Магазины фотопринадлежностей предлагали широкий ассортимент то­варов: камеры, объективы, пластины, бумагу, картон, бланки, альбомы, хи­мические вещества, предметы для ретуши, фоны, стереоскопы, волшебные фонари и т.д. Фототовары можно было заказать по почте. Издавались прей­скуранты товаров, которые кроме списка продукции и цен содержали также руководства по фотографии.

Открытие магазинов фототоваров было следствием упрощения техно­логического процесса, развитием фототехники, что привело к развитию по­требительского рынка, не только в лице фотографов-профессионалов, но и большого числа фотолюбителей.

Октябрьской переворот 1917 года повлек коренные изменения: были кардинально изменены условия работы фотографических ателье, закрыты фотомагазины, прекратило свою деятельность Казанское фотографическое общество. Поступательное развитие фотографии было прервано революци­онными событиями 1917 года. С 1918 г. фотографические заведения, зани­маемые ими павильоны, оборудование, лаборатории подлежали национали­зации. Начинается новый этап в истории казанской фотографии, требующий дополнительного изучение и осмысления. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Таким образом, развитие фотографии в Казани шло в контексте развития общероссийской истории. Фотоискусство, после своего появления в Казани быстро стало частью городской культуры. Появляются новая профессия “фотограф” и новые заведения – фотографические временные и стационарные мастерские. Последние со временем становятся в некотором роде ориентирами в городском пространстве.

 Начинает формироваться традиция, дошедшая и до наших дней – семейные фотоальбомы. Также появляется мода на фотографические бланки, давшая толчок развитию типографии в нашем городе.

Появление нового жанра – видовой фотографии, а вслед за ним и альбомов с фотографиями видов нашего города, позволили сохранить для нас облик Казани XIX – XX вв.

В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг такого уровня, что в столицах и провинции создаются целые фотографические общества и специализированные магазины.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: