Игры с ватными шариками, бутылочками

Игровые упражнения

для развития артикуляционного аппарата

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.    

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока,                                  Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука:                                   Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека,                                  Там – к прогулкам не привык -  

Это – левая щека.                                    Робко прячется язык. 

 

Ты сильна, а не слаба,                              А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа,                       Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа,                      Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба!                        Впереди – зубов оправа.

 

Есть у губ одна черта –                       Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта:                          Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта,                  А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта.                       Язычок пошел вперед.

 

                                  Интересная картинка:

                                 Есть и кончик, есть и спинка,

                                 Боковые есть края –

                                Все про ротик знаю я!

 

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Игры с ватными шариками, бутылочками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

«Фокус» или «Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

 

Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

 

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                          язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

                                           зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка»                      - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

                                          Боковые края языка прижать к верхним коренным

                                          зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

                                          убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

                                           языка нижние зубы с внутренней стороны, делая 

                                           движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть 

                                           и губы неподвижны. Движущийся из стороны в 

                                           сторону кончик языка должен находиться у 

                                           десен.        

«Дудочка»                     - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

                                           Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

                                           получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                       язык на нижнюю губу.

«Чашечка»                  - широко открыть рот и положить широкий

                                      расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

                                      края языка, не касаясь верхних зубов.

«Вкусное варенье»    - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                      варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                      язык.

«Маляр»                     - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                     кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                     отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Парус»                      - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                      бугорков (альвеол). 

«Лошадка»                 - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

                                      сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя 

                                      челюсть и губы не двигаются.

«Грибок»                    - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                      от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

                                      Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                    - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                     то к носу, то к подбородку. Рот при этом не 

                                      закрывать.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

- статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

- динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: