В 1960 г. в СССР выпускалось более 7 тыс. газет и около 4 тыс. журналов

2. Создание первого советского общественного информационного агентства АПН (Агентство печати «Новости») в 1961 г. на базе Совинформбюро.
Учредители АПН: всесоюзные общественные организации – Союз журналистов, Союз писателей, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее – Всесоюзное общество «Знание»). Задачи агентства: подготовка статей, комментариев, репортажей, обзоров, фотоматериалов, а впоследствии и документальных телефильмов для зарубежных стран;
снабжение советских СМИ информацией о зарубежной жизни.

Специализация АПН на распространении информации комментированного характера; отражение «точки зрения советской общественности на важнейшие события внутренней и международной жизни».

Издательская деятельность АПН: выпуск газет и журналов для зарубежного читателя («Советская неделя» в Англии, «Страна Советов» в Индии, «СССР» в США, «Советский Союз сегодня» в Японии); издание брошюр, буклетов, книг как на русском, так и иностранных языках.



Интенсивное развитие радиовещания

Распространение транзисторных приемников, которые значительно увеличили зону приема передач, что способствовало развитию радиовещания.

Введение новых выпусков Всесоюзного радио, которое стремились шире освещать жизнь страны: «Время, события, люди», «Глобус», «Собеседник», «Трибуна новаторского опыта», «Репортер на заводах и стройках». Создание молодежной радиостанции «Юность» (окт. 1962 г.), круглосуточной информационно-музыкальной радиостанции «Маяк» (авг. 1964 г.).

К началу 60-х гг. в СССР выходили 4 общесоюзные программы,
действовало около 130 местных редакций радиовещания.


Объем вещания московского радио в это время достиг 250 часов в сутки, передачи велись на 46 иностранных языках и 10 языках народов СССР. К 1965 г. число слушателей советского радио составило около 200 млн. человек.

Быстрые темпы развития телевидения

А. Расширение аудитории телевидения – в стране насчитывается уже около 4 млн. телевизионных приемников.Создание редакций (отделов) по образцу радио и газет в Центральной студии телевидения (в 1954 г.): промышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. Появление журналистов на телевидении.
Появление событийного репортажа на телевидении. Переход на ежедневное вещание московского (с янв. 1955 г.) и ленинградского (с окт.1956 г.) телевидения.
Ввод в строй Свердловской студии телевидения.

Появление второй программы Центральноготелевидения для жителей столицы и Подмосковья.

Появление новых циклов передач. Выпуски «Телевизионных новостей» как ведущая форма общественно-политического вещания. Тележурналы как новая форма телепередач. Регулярная трансляция в 1956-1958 гг. тележурналов «Знание», «Клуб интересных встреч», «Для вас, женщины», «Молодость». Сатирический тележурнал «Фитиль» (выходит с 1962 г.), его популярность. Гл. редактор – С. Михалков. Цель тележурнала – борьба с негативными явлениями в жизни страны.

5. Подготовительная работа по созданию творческого союза работников печати, радио и телевидения. Воссоздание Союза журналистов (1957 г.). I Всесоюзный съезд советских журналистов(в конце 1959 г.), на котором были определены цели и задачи, а также принят устав Союза журналистов СССР; советские журналисты были названы на этом съезде «подручными» партии (Н.С. Хрущев).



Публицистика периода «оттепели».

Влияние ХХ съезда партии на развитие публицистики. Осуждение культа личности Сталина и разоблачение преступлений сталинизма в СМИ. Редакционная статья «Правды» «Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?» (26.03.1956).

Освещение процесса обновления партийной жизни, возвращения к ленинским нормам и принципам партийной работы. Рубрики в прессе: «Партийная жизнь: стиль и методы руководства», «Марксизм-ленинизм - в действии», «По ленинскому курсу».           

Кампания в СМИ по «всенародному обсуждению» новой программы и Устава партии. Выпуск номеров «Правды» под названиями: «Коммунизм утверждает на земле Мир», «Коммунизм утверждает на земле Равенство», «Коммунизм утверждает на земле Счастье» и др.

Критика «невзирая на авторитеты» как важнейший инструмент борьбы с недостатками и воспитания трудящихся.Значительное увеличение количества критических и сатирических материалов в прессе, расцвет жанра фельетона. Рубрики в «Правде»: «Под огонь критики», «Колючие строки», в «Известиях» – «Под острым углом», «На булавку», в «Комсомольской правде» – « Комсомольский прожектор».

Освещение экономической реформы(напр., переход от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью).

Публицистика в борьбе за выполнение пятилетних и семилетнего планов.

Освещение в советских СМИ хрущевских кампаний (освоение целинных земель; повсеместное увеличение посевов кукурузы; «Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения» и др.).

Тема жилищного строительства(активная пропаганда различных трудовых починов, достижений передовых строительных бригад, смен).

Освещение полета Ю. Гагарина в космос; экстренные выпуски газет по этому поводу.

Интерес публицистов к внутреннему миру человека. Психологичность публикаций. Проблемы морали и воспитания в публицистике Т. Тэсс. Деревенская очеркистика В. Овечкина, А. Калинина, Г. Троепольского, В. Тендрякова, Е. Дороша и др.

Советская публицистика периода «оттепели», несмотря на изменившийся характер выступлений прессы, вновь подвергалась административно-командного давлению, во многом выполняя функции «подручного партии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: