Мотивы путешествий в Древней Греции

В Древней Греции было четыре всеэллинских праздника, в которых принимали участие греки всех населенных пунктов. Это были Олимпийские (раз в четыре года в Олимпе), Пифийские (раз в четыре года в Дельфах), Истмийские (раз в два года на Коринфском перешейке) и Немейские (раз в два года в Немейской долине). Главным мероприятием игр обычно были спортивные состязания, кроме этого авторы читали свои произведения, можно было осмотреть произведения искусства, выставляемые скульпторами.

Кроме игр большой популярностью у греков пользовались Большие Дионисии (ежегодно, в Афинах). Их программа была полностью посвящена музыке и литературе, важным моментом было состязание авторов комедий и трагедий.

Кроме этого, в путешествия греки отправлялись с лечебными целями. Их привлекали водолечебницы (источник в Фермопилах). Популярны были лечебницы при храмах Асклепия.

Другими святилищами, привлекающими людей, были оракулы. Наиболее авторитетными были храм Зевса в Додоне и храм Аполлона в Дельфах. Люди низшего ранга и для решения личных проблем предпочитали местных оракулов, чтобы не отправляться в далекое путешествие.

Путешествия средневековья

Географические представления эпохи средневековья. География в Средние века была преимущественно символической: она указывала людям дорогу не столько в иные страны, сколько к спасению души.

Пространство окрашивали в религиозно-моральные тона: земли делились на праведные и грешные.

Средневековая картография зародилась в VIII в. Территории на картах изображались крайне схематично, чаще всего по принципу Т и О. На этих картах суша образовывала круг, разделенный на три части Средиземным морем и связанными с ним водоемами. В картографии причудливо смешивались реальные сведения с библейскими. Эти карты-схемы не имели практического значения.

«Символическая география» в средневековье сосуществовала с «географией наблюдения». Итальянские моряки давали достоверные сведения составителям карт.

По таким данным составлялись морские карты побережий и островов Средиземного и Черного морей – портулан. Внутренние территории на них или не показывались совсем или изображаются схематично самые крупные объекты.

Карту всего известного европейцам мира накануне эпохи великих географических открытий запечатлел венецианский монах Фра Маурио, автор самых точных карт своего времени.

Паломничество как основной вид путешествий в Средние века Паломничества в Палестину начались уже в III – IV вв. Тогда были построены первые христианские храмы в Иерусалиме. По мере распространения христианства в Европе все больше появляется желающих посетить Палестину. Для них составляются «дорожники»: обстоятельная характеристика маршрута, с указанием расстояний между важнейшими пунктами, а также с упоминанием святынь, которыми славится тот или иной город.

Кроме Палестины популярными направлениями у паломников был Рим, кроме этого существовало много местных центров, связанных с жизнью святых, мучеников и т.п.

Паломником мог стать не каждый.

Для этого требовалось согласие родственников и своего епископа. Паломнику выдавался род паспорта, которым его рекомендовали духовным и светским властям. По окончании путешествия в Святую землю странник приобретал особую святость. Паломники шли в Палестину не только на богомолье, но и за частицами мощей и другими реликвиями. Позже паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства искупления вины.

Пилигримов принимали везде, в качестве платы за проживание просили

помолиться за хозяев. Кроме этого строились для приема странников специальные гостиницы – госпитали (в горах, городах, пустынных местностях).

Странноприимный дом для паломников был построен и в Иерусалиме. Позже появился орден госпитальеров (XII в.), который оказывал помощь и защиту паломникам в Палестине. Постепенно госпитальеры создали сеть гостиниц не только в Иерусалиме, но и по всему Ближнему Востоку, в паломнических центрах.

Условия средневековых путешествий: дороги, транспорт, гостеприимство.

Способ передвижения выбирался в зависимости от целей путешествия и

финансовых возможностей путника. Купцы предпочитали водные пути. Это был более быстрый и безопасный способ доставки грузов, к тому же сухопутный путь был дороже из-за многочисленных налогов и сборов (за проезд через мост, поднятую пыль, переход через брод и т.п.).

Остальные путешественники чаще отправлялись в путь пешком или на

повозках. Повозки и экипажи были примитивными и неудобными. Они до XIV в. не развивались из-за незначительной потребности в транспорте в эпоху средневековья.

Грузовые повозки отличались от пассажирских только отделкой. Кроме повозок пользовались носилками (портшез), но этот способ, хоть и более комфортный, был слишком дорогим. Чаще всего шли пешком или ехали верхом.

Регулярное дорожное сообщение в Южной Европе существовало благодаря римским дорогам. На протяжении всего средневековья обязанностью горожан и крестьян было поддержание порядка на дорогах и мостах. В центральной Европе была хороша грунтовая дорога «виндобонская стрела» По ней шел и янтарный путь.

Экономический подъем конца I тыс. вызвал бум дорожного строительства по всей Европе.

В Византии лучшие дороги были на Балканах. На них повсеместно были

построены караван-сараи, где путники могла отдохнуть, принять пищу и совершить торговые операции.

В Европе они назывались приюты, госпитали, странноприимные дома. Они располагались на расстоянии дня пути друг от друга.

Уровень сервиса в них был примитивный.

Кроме этого путники могли найти приют в монастырях. С конца XIV в. во всех крупных городах существовали гостиные дворы. Комнаты для приезжих обычно были и в трактирах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: