Общественное движение в конце 50-х – начале 80-х ГГ. XIXвека

Преобразования Александра 2 не обеспечили стабильного развития общества. Увеличение влияния интеллигенции. Русская интеллигенция специфична. Под интеллигенцией понимали людей, обладающих определенным образовательным цензом и занятых преимущественно в сфере умственного труда. → Люди, активно участвующие в общественно-политической жизни страны (как в легальных, так и в нелегальных) → Люди, не принимающие существующего положения, не принимающие реальности, выступающие за ее радикальное коренное изменение. Не следует думать, что это особенность России. Но в западноевропейских странах эта категория людей не выступала в качестве самостоятельной политической силы. Русское общество: тонкий слой людей, приобщившихся к западным культурным традициям, на фоне основной массы безграмотного населения. На западе такого резкого контракта не существовало. Этот контраст порождал сознание своей исключительности, особой миссии у интеллигенции. Интеллигенция традиционно критикует общественный строй. В какой-то степени этому способствовала сама эпоха преобразований. Они многое изменили к лучшему в жизни страны, но недостаточно, не оправдали ожиданий => идеи о радикальном общественном переустройстве. У интеллигенции не было возможности включиться в управление гос-вом => тайные общества, кружки, движения. Развитие просвещения привело к пополнению образованных членов общества (кроме дворян, теперь это выходцы из других соц. групп: духовенства, городского населения, мелкого чиновничества = деклассированные, среда благоприятная д/ радикальных идей, идей коренного переворота).

Идеи социализма утверждаются в русском обществе в 1860-70-е гг (а проникают в 1830-40-е годы) в форме народничества – русского крестьянского социализма. Основоположниками этой доктрины, которая на несколько десятилетий овладела умами радикально настроенной русской интеллигенции, являлись Герцен и Чернышевский. В сознании немалой части думающих людей, убежденных, что Россия развивается по тому же пути, что и запад, было желание избежать проблем капитализма. Это обещал социализм. Социализм обладал двумя достоинствами: это передовое учение, для получивших западное образование, это было очень важно, и в социализме видели что-то созвучное национальной традиции, общинности

Народничество. Русский крестьянской социализм. У истоков 2 деятеля: Герцен и Чернышевский. Герцен эмигрировал из России, основал вольную русскую типографию в Лондоне, газета-журнал "Колокол", изложил свои тезисы: свобода слова, отмена телесных наказаний, отмена крепостного права. Воззрения Герцена не были одинаковы на разных этапах его жизни. Он был противником любых догм. Поэтому его "своим" считали представители абсолютно различных взглядов. В 40-х гг он западник, позже пришел к идее о своеобразии России. Социализм Герцена был своеобразен. Личностный социализм. Был противником существующего буржуазного строя, так как он уродует личность. Герцен не исключал революции, но он никогда не был фанатиком революции. Лучше реформа. Не был сторонником марксистского варианта социализма. По Марксу социализм - неизбежный результат развития общества. Герцен: социализм - один из возможных вариантов развития общества, но он может и не наступить. Он разделял идею Маркса об исторической миссии рабочего. Он сочувствовал пролетариату.

Со взглядами Герцена соприкасались взгляды Чернышевского. Чернышевский - ведущий сотрудник журнала "Современник". Чернышевский был убежденным приверженцем соц.

переустройства общества. Исток социализма видел в крестьянской общине. Община – это форма организации хозяйственной деятельности, которая свойственна всем странам на определенном уровне развития. Он долго был сторонником именно крестьянской революции. Различие с Герценом: по Г. - община - явление своеобразного развития России, по Ч. - община была и в других странах, но в России она осталась из-за ее отсталости. Ч. был большим революционером, чем Г. Но и его взгляды менялись. Роман "Что делать" – модель социальной утопии, резкая критика общества, революционные идеи.

В 1860-е годы леворадикальная интеллигенция заявляет о себе созданием организаций, политических партий. Радикальные движения в 1860-е гг – нигилистические: предельный рационализм, отрицание всех существующих устоев, общественных институтов, вера в науку. Идеологом, духовным вождем нигилистов являлся талантливый критик Д.И. Писарев, который был сотрудником журнала «Русское слово». Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание «нового человека» — «мыслящего реалиста». Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль которого должна была играть интеллигенция.

В 1861г произошли студенческие волнения в СПбГУ и МГУ, в рез-те университеты были закрыты.

В 1863г вспыхнуло польское восстание. Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановлению независимого государства. Радикально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифестаций в Варшаве и других польских городах. Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на русские гарнизоны. Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководимое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд литовских и белорусских губерний. Однако охвачено им было преимущественно городское население (определенные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабочие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели. Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на радикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправдались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

В этих условиях создаются первые революционные кружки. Их было много. Наиболее крупной являлась организация «Земля и воля» в СПб (1862) + филиалы в Москве и Казани: тайное общество разночинцев, сторонники идей Чернышевского, ставка на крестьянскую революцию, агитация и пропаганда, использовали типографию. Революция должна быть в 1863 (в связи с уставными грамотами). Не вышло. Закрыт «Современник», аресты в СПб, Москве (Чернышевский, Писарев). Самороспуск организации.

Национальные выступления в Польше при поддержке русских демократов, участие городского населения, студентов, рабочих; нет единства, поражение → уступки крестьянам. Нелегальный Ишутинский кружок (1863) в Москве + отделение в СПб: немногочисленные, пытались заводить общественные фабрики, мастерские, как пропагандировал Чернышевский, которые должны были стать ростками соц. уклада. Но у них ничего не получилось. В недрах этого кружка стала зреть идея о необходимости убийства царя. 4 апреля 1866г один из членов этой организации Каракозов совершил первое покушение на АІІ (личная инициатива). Разгром кружка.

Народничество (доктрина):

1. Вера в народ как носителя социальной правды.

2. Отрицательное отношение к капитализму.

3. Отрицание естественноисторического характера общественного развития.

4. Равнодушие к политическим преобразованиям.

В народничестве выделялись несколько течений:

1. Анархисты (Бакунин). Замена существующего устройство самоуправляющимися общинами.

2. Пропагандистское (Лавров). Революцию надо готовить.

3. Ткачев. Идея захвата власти небольшой организацией. Считал, что в России это сделать не так трудно. Самодержавие находится в изоляции, так как дворяне и крестьяне реформами недовольны, буржуазии толком еще нет. В народ не верил.

Народничество - светская разновидность религии. С одной стороны, для них характерна нетерпимость, фанатизм, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, готовность использовать любые средства в достижении цели, с другой стороны, жертвенность, чувство товарищества, бескорыстность.

Но были и другие. Негативные черты воплотились в конце 60-х гг. - деятельность Нечаева (нечаевщина). Создает Катехизис революционера. Цель оправдывает средства. Годны любые меры для борьбы с существующим строем. У революционера не может быть привязанностей, человеческих чувств, только революция. Организация Народная расправа. Их действия постоянно сопряжены с какими-то аферами (убийство члена кружка Иванова (якобы предатель, но на самом деле цель – скрепить кровью членов кружка), которые вызывает резкую критику среди либералов и народников, Достоевский пишет роман «Бесы»). Нечаев бежал в Швейцарию, где издавал листок "Народная расправа". Правительство потребовало от швейцарских властей его выдать. Они выдали. Нечаев был заключен в Петропавловскую крепость, где ему удалось распропагандировать солдат.

1874-1875 гг. - Хождение в народ. Несколько тысяч человек. Единого организационного центра не было. Но из этого ничего не вышло. Крестьяне не рассматривали народников как благодетелей, им было все равно или они возмущались. Крестьяне оказались далеко не социалистами. Народники были обескуражены. Многие участники хождения в народ были арестованы, часто на них доносили крестьяне.

1876 год - Земля и воля. Она ориентировалась на ведение пропагандистской работы в крестьянской среде.

31. Революционное народничество 70-х гг. ХIХ в.

В чистом виде русский крестьянский социализм в форме народничества обнаружил себя в 1870-е гг. К этому времени идеи Герцена и Чернышевского окончательно сформулировали свои идеи и стали преобладающими в сознании русской радикальной интеллигенции. Общие принципы: вера в народ; крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России; приоритетное внимание к проблемам социального характера; исторический индивидуализм.

Но народничество было неоднородным.

1) Одно из наиболее влиятельных течений в н.1880-х гг было анархическое: глава Бакунин (связь с Герценом, участник революции 1848-49гг в З. Европе, Петропавловка и Сибирь, контакты с Марксом). Суть: главным злом человеческого общества является государство, которое должно быть разрушено в результате народной революции. И должно быть заменено свободной ассоциацией общин. Он считал, что русский крестьянин готов к бунту. Бакунистов было очень много. Цель революции: равенство людей.

2) Второе течение – пропагандистское. Основоположник Лавров (ученый, преподаватель, ссылка, эмиграция, «Исторические письма»). Суть: крестьяне могут совершить революцию, будучи

подготовленными, взять на себя миссию подготовки, пропагандистской работы должна революционная интеллигенция. Главная задача – пропаганда.

3) Третье течение - Заговорщики: глава Ткачев (СПбГУ связь с Нечаевым, побег за границу). Ткачев был активным поклонником франц. революционера Бланки. Суть: создание строго законспирированной небольшой группы профессиональных революционеров, которая и должна в благоприятный момент захватить власть. Сторонников мало (утопичность идеи).

Вожди народников обрекали свои концепции в вполне светские теории. Но применительно к России эти идеи приобрели характер религиозной догмы, не подлежащие обсуждению. Многие народники вышли из строя религиозных деятелей, получили в детстве религиозное воспитание. Потом образование убило веру в бога, но потребность в нем оставалась. И объектом веры стало светское учение. В этом смысле народничество можно рассматривать как своеобразную разновидность религии. Отсюда и отличие народников от нигилистов 1860-х годов. Черты народничества: фанатизм и нетерпимость, жертвенность, бескорыстие, равнодушие к мирским благам, чувство товарищества.

Нелегальные и полулегальные народнические кружки начали революционную работу «в народе» ещё до отмены крепостного права в 1861 г. Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861—1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко) мечтали о создании «условий для революции». Они ждали её к 1863 — после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее местом распространения печатной продукции, выработало свою программу — передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863—1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью которого была подготовка крестьянской революции путём заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П. Д. Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден, Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов, П. Ф. Николаев, В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи с петербургским подпольем, с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии. Пытаясь воплотить в жизнь идеи по созданию артелей и мастерских, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии. К началу 1866 у «ишутинцев» появились небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского с каторги (1865—1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания.

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью её была также подготовка «народной мужицкой революции».

1870-е годы выдвигают на первый план беспредельное народолюбие; «кающиеся дворяне» всецело посвящают свою жизнь тому, чтобы загладить перед мужиком вековую вину барства-интеллигенции. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков народнических кружков. Один из них, созданный С. Л. Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое М. А. Натансоном. В кружке «чайковцев» участвовали в будущем известные революционеры: С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, Н. А. Чарушин. «Чайковцы» считали крестьян «стихийными социалистами», которых осталось только «разбудить», для чего предлагалось вести пропаганду.

Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков отправились для ведения пропаганды в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже — «первого хождения в народ». Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя». Но крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу — «Процессу 193-х». Но это не остановило народнического движения. Оно перерождается в просветительское и террористическое движения.

В конце 1874 года в Москве была создана группа под названием «Всероссийская социально-революционная организация». После арестов и процессов 1875 — начала 1876 она целиком вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. Натансон и О. А. Шлейснер, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий орган («Администрация»), которому подчинялись «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове. В 1877 году в «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих — около 150. Её идеи распространялись через социально-революционное обозрение «Земля и воля», приложение к нему "Листок «Земли и воли». Часть сторонников пропагандистской работы настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к поселению революционеров в деревне на продолжительное время для ведения пропаганды (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ»). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (центр — Саратовская губерния), затем в Донской области и некоторых других губерниях. Однако постоянное пребывание в деревне ощутимых результатов по сближению с крестьянством не дало и к концу 1878 года из-за репрессий правительства в деревнях осталось всего два поселения народников. Была создана и «рабочая группа», чтобы продолжать агитацию на заводах и предприятиях Петербурга, Харькова и Ростова. «Земля и воля» организовала первую в истории России демонстрацию — 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил с речью Г. В. Плеханов. Народники Юга России встали на путь терроризма,

представив это как организацию актов самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. 24 января 1878 В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного-студента А. С. Боголюбова. В том же месяце кружок В. А. Осинского — Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, киевского жандармского ротмистра Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский убил кинжалом петербургского шефа жандармов Н. В. Мезенцова в ответ на подписание им приговора о казни революционера И. М. Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на преемника Мезенцова — генерала А. Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главный редактор —Н. А. Морозов) окончательно превратился в орган террористов. Ответом на теракты землевольцев стали репрессии: по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу».

В мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть». 15 июня 1879 сторонники активных действий собрали в Липецке съезд для выработки дополнений к программе. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже попытались урегулировать противоречия. 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась. Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел». Сторонники террора создали организацию «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовольцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 человек, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений на Александра II (первое — 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими убит.

Либеральное движение в 60-х – 70-х гг. ХIХ в.

В к.50-н.60 гг на авансцену выходит либерализм. Либерализм находит выражение в трудах западников. Для русского либерализма была характерна специфика в плане социальной базы. На западе - либерализм - идеология буржуазии, но в России буржуазия была очень слаба. Поэтому либерализм получил распространение в дворянской среде. Чичерин. Каверин. Вообще в России создавать организации любого толка запрещалось. Центрами либерализма были журналы "Вестник Европы", земские учреждения, добровольные неполитические общества: юридическое, вольное экономическое, географическое. Идеи: расширение прав органов местного самоуправления, смягчение и ликвидация цензуры. Большинство считало необходимым сохранение самодержавие. В крайнем случае создание в России учереждения парламентского типа, но не законодательного, а совещательного. Дворянский конституционализм.

Помимо леворадикального крыла русского общественного движения, в 1860-70-е гг достаточно ощутимо заявила о себе либеральная дружина (проникновение еще во 2/18в: просвещение→естественные и неотчуждаемые права индивида, правовое государство; идеи разделения властей, утверждения конституционного строя, создания парламента; правительственный харр = образование и госслужба. В резте несоответствия идей и росс. реальности→декабристского движение). 1860-е гг дали толчок либерализму. Носители: не ток отдельные представители правящих кругов (дворянство), но и не имевшие к государственному аппарату никакого отношения лица (свободные профессии типа журналистов, врачей) = отлчие от запада, там основа бржз!

Либералы не могли организовывать нелегальные кружки, так как старались действовать в рамках закона (запрет политических организаций). Программа: во многом индивидуальные взгляды отдельных индивидуумов, отличающиеся друг от друга. В принципе, они выступали за дальнейшую реализацию и более последовательное проведение в жизнь тех принципов, которые были положены в основу либеральных преобразований 1860-70-х гг. Дальнейшее ослабление цензуры, в перспективе свобода печати, укрепление независимости судебной системы, расширение прав органов местного самоуправления, в первую очередь земских учреждений и др. Вопрос о конституционном переустройстве России: здесь расхождения → за классическую конституционную монархию с парламентом (зд.f и ограничение самодержавия) тогда практически никто не выступал. Выступали за создание в России совещательного парламента, не ограничивающего царской власти. Видными идеологами либерального движения были крупные ученые, историки, правоведы: Чичерин, Каренин, Петрункевич и др. Выступления: в земствах, органах местного самоуправления; периодической печати (Ж «Вестник Европы» с 1866, Г «Русские ведомости»), неполитические общва («ВЭО», «РГО»). Поскольку власть не развивала идеи, заложенные в основу реформ 1860-х годов, постольку либеральное движение оказывалось в оппозиции. Политических демонстраций не было = обращение к властям, в первую очередь от лица земских учреждений с просьбами о расширении полномочий. Реакция властей как правило была отрицательной. Обращения оставались без последствий или даже принимались репрессивные меры, как запрет заниматься земской деятельностью.

. Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. ХIХ в. Диктатура М.Т.Лорис-Меликова.

Политический кризис конца 70-начала 80-х гг

На существующую ситуацию значительное влияние оказала русско-турецкая война (1877—1878). Ее результаты произвели на Русское общество шокирующее впечатление, сходное с впечатлением от крымской войны. Это был уникальный конфликт для России. Она во многом была вызвана общественным мнением. Наиболее влиятельные сановники были противниками войны. Народ требовал войны. Война оказалась гораздо более тяжелой, чем ожидалось. Быстрой победы не получилось. Результаты войны, выгодные для России и балканских славян, были во многом испорчены берлинским конгрессом. Война подорвала положение власти. С другой стороны, в этот момент возник династический кризис. Умерла императрица Александра Федоровна. Царь женился во второй раз на Екатерине Долгоруковой, которая уже родила ему до этого внебрачных детей. Отношения между царем и наследником значительно ухудшилось. Изоляция власти от общества. Это продемонстрировал процесс над Засулич, которая выстрелила в петербургского градоначальника Трепова (отдал приказ о порке политического заключенного народника А. С. Боголюбова, тот не снял перед ним шапку. Приказ был нарушением закона о запрете телесных наказаний). Засулич суд присяжных признал невиновной. Оправдательный вердикт был принят рукоплесканиями публики. Неурожаи и голод 1879-1880 гг., промышленный спад создали на рубеже 70-80-х годов острую кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движение, происходили волнения студентов в Москве, Петербурге и Харькове, земсколиберальные деятели выступили за введение Конституции.

В этих условиях народники переходят к террору. Надежда на крестьян не оправдалась.

· Выстрел в Трепова в июле 1877

· В том же месяце кружок В. А. Осинского — Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, киевского жандармского ротмистра Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина.

· 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский убил кинжалом петербургского шефа жандармов Н. В. Мезенцова в ответ на подписание им приговора о казни революционера И. М. Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на преемника Мезенцова — генерала А. Р. Дрентельна.

· Февраль 1880 год - Халтурин - взрыв в зимнем дворце.

Правительство ответило репрессиями. С августа 1878 г. дела о политических преступлениях были переданы из гражданских судов в военные. В том же году был создан аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле 1879 г. (после покушения А. К. Соловьева на Александра II Он стрелял в государя, когда тот находился на прогулке недалеко от Зимнего дворца) в Петербурге, Харькове и Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства наряду с уже существовавшими постоянными генерал-губернаторствами (в Москве, Киеве и Варшаве). Все генералгубернаторы получили чрезвычайные полномочия (предавать военному суду, подвергать административной высылке, арестовывать, закрывать издания и т. д.). После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, правительство попыталось найти спасение в диктатуре.

"Бархатная диктатура"

В борьбе с народовольцами полиция проявила полное бессилие. Миф о всемогущем третьем отделении оказался мифом. Халатное отношение. Плохой подбор кадров. Было созвано совещание под председательством царя. Для борьбы с крамолой, для соблюдения общественного порядка, по инициативе наследника, было решено создать Верховную распорядительную комиссию. Главой Александр 2 назначил военного генерала Лорис-Меликова. Он понимал, что нужны нестандартные решения. Залогом успеха он считал не только репрессии, но и доверие общества. Полномочия он получил очень большие. Мог издавать акты, которым необходимо было повиноваться как царским указам. С одной стороны, проводились жестокие репрессии против участников террористических организаций; а с другой, - привлечение на сторону правительства благонамеренной части общества с целью лишить террористов общественной поддержки. Обратился с воззванием "К жителям столицы", в котором призывал "благомыслящую часть общества" содействовать власти в деле восстановления общественного порядка. Беспрецедентным стало то внимание, которое Лорис-Меликов М.Т. уделял газетчикам. Сразу же после вступления в должность он пригласил редакторов наиболее влиятельных газет и подробно рассказал им о своих взглядах на положение в стране, о тех мерах, которые намерен предпринять для борьбы с террором. Лорис-Меликов добился ослабления цензурного контроля; разрабатывал прогрессивные реформы: предполагалось снижение выкупных платежей, отмена подушной подати; составил план создания комиссии выборных от земств (с правом совещательного голоса) для участия в разработке законопроектов (т.н. "Конституция Лорис-Меликова"). Заговорили о диктатуре. «Диктатура сердца». Позже он занял пост министра внутренних дел. Было упразднено 3 отделение. Планы: предлагал обратить внимание на крестьянской вопрос, стимулировать переселенческое движение, расширение прав земских и городских учреждение, бОльшая свобода печати, введение в России правил, которые бы защищали рабочих от произвола предпринимателей, отмена подушной подати. Его поддерживали Милютин и другие высшие сановники. Ему удалось добиться определенных успехов в борьбе с террором. Арестован Михайлов, Желябов. Свою деятельность он попытался увенчать подготовкой конституции Лорис-Меликова: к работе в высшем законосовещательном органе России гос совете предполагалось привлекать не только чиновников, но и представителей общественности, в лице земских деятелей и деятелей городского самоуправления. Об

ограничении самодержавия речи не было. Строго говоря, ничего конституационного в проекте не было. Идея Лорис-Меликова обсуждалась и особых возражений не встретила.

Т.о., диктатура Лорис-Меликова М.Т. была весьма своеобразным явлением. Антидемократическая по своей природе, она была направлена на демократизацию России. Как умеренный либерал, Лорис-Меликов М.Т. стремился к расширению прав земств, развитию органов городского самоуправления. Он облегчил правила печати, ликвидировал ненавистное Третье отделение, отменил непопулярный в народе соляной налог, разрешил студенчеству создавать свои организации, выпустил из тюрем лиц, которые совершили малозначительные политические проступки. Центральным событием д.б. стать созыв представителей земств как правительственного органа государства. Это был непосредственный шаг к введению парламентаризма в России.

Утром 1 марта 1881 Александр II одобрил проект Лорис-Меликова М.Т. о созыве представителей земств. 4 марта 1881 Александр II предполагал подписать указ о созыве "Временных подготовительных комиссий" из чиновникови общую комиссию с участием представителей земств и некоторых крупных городов, которые должны подготовить проект Конституции. Спустя несколько часов после этого на набережной Екатерининского канала Александр II был убит народовольцами. Гибель Александра II была трагедией и для Лорис-Меликова М.Т. "Бархатная" диктатура провалилась, а сам диктатор был вынужден уйти в отставку и уехать за границу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: