Искусство представления

Целью искусства представления является «создание жизни человеческого духа и отражение этой жизни в художественно-сценической форме». Так же, как и в случае с искусством переживания, задача стоит в создании достоверного и правдивого чувства, но достигается она по-другому. Переживание означает чувство «здесь и сейчас», во время как самостоятельной работы и репетиций, так и спектакля, а представление – отточенный навык, чувство, пережитое ранее и отшлифованное до совершенства, своеобразная заученная форма. Её актёр и воспроизводит на сцене.

Таким образом, главные принципы и отличия искусства представления заключаются в следующем:

  • Актёр живёт на сцене повторными чувствами, реализуя их через техники и средства выразительности;
  • Переживание является недостаточно сильным художественным средством, которое, к тому же, трудноуловимо для зрителя;
  • Воссоздание подлинного чувства на сцене является натурализмом, а не искусством.

Здесь ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что последователи школы представления отстаивают искусственность, что артисты этого направления не переживают и не стремятся к воссозданию естественности бытия. Это неверно. Вот как описывал ситуацию Станиславский: «Роль переживается артистом однажды или несколько раз для того, чтоб подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства. Благодаря остроте двигательной (мышечной) памяти, свойственной людям нашей профессии, артист запоминает не самое чувство, а его видимые внешние результаты; не самое чувство, а форму, им создаваемую; не самое внутреннее душевное состояние, а телесное двигательное ощущение, его сопровождающее; не самое душевное переживание, а его физическое воплощение». Другими словами, артисты этого направления также стремятся пережить и понять подлинное чувство, но не каждый раз, когда играют роль, а лишь на репетициях, и в количестве достаточном для создания устойчивой формы представления о внешнем выражении чувства. Выступая перед зрителем позже, они обращаются уже не к самому чувству, а к механике его проявления.

Делается это потому, что практики школы представления уверены в интимности природы человеческого чувства, которое публично не проявляется в его первозданном виде, а значит, не может быть истинным. Подлинное переживание возможно лишь наедине с собой, во время уединённой репетиции. Публичное творчество не способствует правдивости эмоций в силу несовершенства «архитектуры, акустики театра, волнующих и рассеивающих условий публичного творчества и прочих препятствий, убивающих живое чувство на сцене».

Также данная уверенность рождается из нежелания копировать действительность в театре, для которого натурализм чужд, поскольку не имеет ничего общего с возвышенностью искусства. Задача режиссёра и актёров не в фотографировании будничной жизни и передаче её нюансов на сцене. «Искусство, по мнению второго направления, должно быть лучше, красивее самой скромной природы, оно должно исправлять, облагораживать действительность. В театре нужна не самая подлинная жизнь с ее реальной правдой, а сценическая красивая условность, эту жизнь идеализирующая».

Из подобных убеждений родился «условный театр» и биомеханика В. Э. Мейерхольда. Он был уверен, что внутреннее перевоплощение всецело зависит от перевоплощения внешнего, что чувство вторично, поскольку лишь умению правильно найти и создать в мельчайших деталях позу, жест, интонацию, подчиняется восприятие образа зрителем и финальный успех представления.

Искусство представления всецело зависит от мастерства, с которым актёр овладел основными навыками и средствами выразительности (сценическое движение, сценическая речь и публичное одиночество, эмоциональная память и др.).

В качестве итога приведём слова, которыми заканчивалась книга К. С. Станиславского «Работа актера над собой»: «Только знать систему – мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры. Певцам необходимы вокализы, танцовщикам – экзерсисы, а сценическим артистам – тренинг и муштра по указаниям «системы». Захотите крепко, проведите такую работу в жизни, познайте свою природу, дисциплинируйте её, и, при наличии таланта, вы станете великим артистом».Действительно, в жизни, в отличие от театра, мы не можем постоянно муштровать и репетировать. Поэтому, чтобы совершенствовать собственное искусство переживания и представления, нужно не только следовать собранным рекомендациям и выполнять отдельные упражнения, но и смотреть на мир как актёр, постоянно наблюдать, расширять эмоциональный кругозор и запоминать свои ощущения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: