Педагогическая деятельность

Уроки истории в нашей школе необычны, тут не отсидишься и в мобильный телефон не поиграешь. Почему, сравните, а как вы думаете, сделайте вывод – весь урок ученики что-то доказывают, анализируют документы, решают тесты, оформляют исследовательские работы и проекты. Даже самый ленивый ученик уходит с урока с «багажом» знаний. 

Когда первый раз приходят на урок ко мне, кажется, попадают в театральную студию. Учитель – актер, замечательная постановка. Как-то осенью в школу снимать сюжет про учителя истории Шарахову Е.Н.  приехала съемочная группа с костромского телевидения, решили «заглянуть» на урок на минутку, при этом «задержались» на час. Оказались настолько поражены и учителем, и работой класса, что долго учеников расспрашивали, школьники одного класса здесь собрались или самые лучшие ученики школы?!

В своей работе мы активно используем современные технологии, в том числе компьютерные. На уроках с удовольствием готовят дети презентации, делают буклеты. Благодаря этому, на мой взгляд, легче идет усвоение материала, и урок запоминается надолго. Еще скажу, что в кабинете истории и НВП всегда идеальная чистота и огромное количество цветов.

Главная цель в работе?

«Цель своей деятельности видим в том, чтобы выявить и развить способности каждого ученика. Каждый ученик по-своему талантлив – кто-то в музыке, кто-то в спорте, в учебе. Формировать творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями по истории и обществознанию за курс средней школы»2.

Уроки истории и обществознания – любимые у многих в школе. Ну и, конечно, знания есть: за историю не приходиться «краснеть» студентам, поступившим в вузы. Многие школьники выбирают предметы история и обществознание для сдачи на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Среди учеников есть юристы, экономисты, педагоги-историки, специалисты по социальной работе, менеджеры, которые учились и учатся в разных уголках страны. Замечу, что все они поступили на престижные факультеты совершенно бесплатно.

    Ежегодно спасские школьники сдают ЕГЭ по истории и обществознанию, начиная с 2003 года. И результат всегда один – «отлично». Последние годы Спасская школа по истории и обществознанию лучшая среди школ области. Успех не приходит сам по себе, без приложения усилий, он состоит из многих составляющих. Во-первых, начинаю подготовку с 8 класса, учу работать с текстом, с документом, из урока в урок мы идем к намеченной цели; во-вторых, объясняю доступно; в-третьих, каждый урок – это маленькая жизнь, не только «загружаю» знаниями, но и воспитываю на примерах истории, на примерах жизни общества.

И вовсе не случайно, что наши ученики так быстро адаптируются в обществе после окончания школы. Приведу слова из отзыва выпускницы Мирзалиевой Ольги (она закончила Московский университет  экономики): «Опыт участия в общественной жизни нашей Спасской школы и Мантуровского района мне очень пригодился. В школе я была главой школьного самоуправления (Елена Николаевна в школе курирует и это направление): вместе с Еленой Николаевной мы поздравляли ветеранов войны и труда с праздниками, участвовали в деятельности межшкольного клуба «Патриот». Много разговаривали о жизни в большом городе. В университете  я включилась сразу в общественную жизнь: староста группы, член студсовета, участница художественной самодеятельности. Я благодарна за все любимому учителю»3.

  Результаты региональной олимпиады в 2012 году по истории, обществознанию и праву заставили лицеи и гимназии города Костромы заговорить о «феномене» Спасской школы. Мы получили по истории, праву и обществознанию пять призовых мест, из которых три – победных. Это лучший результат из всех школ Костромы и области. Шарахов Алексей стал победителем региональных олимпиад по истории, обществознанию и праву. В 2011/2012 учебном году наконец-то у Костромской области появился результат на Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории: в финале олимпиады по истории в Смоленске наш Алешка стал призером! Это за одиннадцать лет не удавалось учащимся области. Алексей рассказывал, что при разборе заданий его спросили, с кем он готовился (из 240 участников только трое сельских ребятишек, большинство готовили специалисты-историки из институтов). Каково же было удивление жюри, когда он сказал, что со своей учительницей истории…Кстати, он стал в следующем году победителем всеросса по истории, а через год – снова призёром.

Каждый год мы разрабатываем программу нового кружка. «Подросток и закон», «Маска», «Юный исследователь», «Юный инспектор дорожного движения». 

Например, кружок «Подросток и закон». Нужен ли он и что дал школьникам? Безусловно, нужен, так как главный результат - повышение правовой грамотности учащихся. В школе открылась «Юридической консультации» для всех учащихся школы, учителей и родителей.  Старшеклассники проводят беседы для учащихся младших классов: «Берегись бед, пока их нет!»», «Семья и права ребёнка».   

       Спасские школьники смогли практически применить правовые знания через реализацию социальных проектов:

Проект «Имею право на семью»,автор - Иванова Мария. Она побывала в семьях, где воспитывают приемных детей, съездила в город Мантурово и побеседовала с начальником межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №5 Шамановой Ириной Евгеньевной и специалистами отдела, изучила нормативно-правовые документы, регулирующие вопрос. Социальный проект «Трудоустройство несовершеннолетних в сельской местности: проблемы и перспективы развития», лидер Серова Ирина. Проект посвящен изучению ситуации в области трудоустройства несовершеннолетних, их правовой защите при этом, содержит конкретные предложения по решению заявленной проблемы. Ира представила материалы по трудоустройству школьников в СПК «Подвигалихинский», в трудовые отряды при МОУ Спасская СОШ, при СЦКД «Подвигалихинский».

Тесное сотрудничество со старшим инспектором ИДН Поповой Т.В., участковым уполномоченным Турлиным М.И. дало положительные результаты: отсутствие правонарушений среди учащихся нашей школы.

       Кружок «Юный исследователь» объединил учащихся 6-11 классов. Он до сих пор пользуется у школьников особой популярностью!

      Ребята с удовольствием посещают кружок, занимаются исследовательской деятельностью. Изучаем историю родного края, местные достопримечательности, встречаемся с интересными людьми, Совершаем походы и экскурсии по родному краю на велосипедах, пешком, на лыжах. С остановками и пикниками, с рассказами про интересные места, людей, загадки природы. Такие походы мы возглавляем вместе, нам это интересно не меньше, чем детям. Оставило большое впечатление посещение храма Воскресения Христова, который находится в деревне Гусево. Каменный храм построен в 1836 году на средства жителей прихода. Храм трижды горел, последний раз в 1963 году. В храме много икон, мы не только поставили свечки, но и узнали историю написания многих икон.

       А прошлый год мы изучали летом реки Мантуровского района. Здорово. Сергей Васильевич подготовил для изучения все приспособления: разметочную ленту, рейки, поплавки и тп. Первой рекой стала Янга, мы проводили её измерения в городе Мантурово. Все остались очень довольны. Ездили на машине. На реку Ворос ездили на велосипедах, на реку Унжу - ходили пешком. Мы нисколько не сожалеем, что тратим на это дни отпуска. Ведь учителем невозможно быть только в учебный год. Учитель – образец и эталон для школьников  в любое время!

       Сколько таких интересных исследовательских работ, походов и экскурсий!! Можно целую книгу написать.

     Активно сотрудничаем с районным краеведческим музеем, Романовским музеем Костромы, Макарьевским краеведческим музеем, Мантуровским лесничеством, районной избирательной комиссией.

     За эти годы в кабинете истории накопилось огромное количество исследовательских работ. Ученики Спасской школы стали победителями региональных и всероссийских конкурсов исследовательских работ «Без истока - нет реки», экологического лесного юниорского конкурса «Подрост», «Моя малая родина: культура, природа, этнос», Всероссийского конкурса на знание истории государственной символики Российской Федерации, научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Каждый школьник на уроках педагогов выполняет исследовательские и проектные работы. Более того, за последние три года каждая ученическая работа, выполненная под нашим руководством, стала победителем или призером муниципального, регионального или всероссийского конкурса.

     Ко всякому делу подходим основательно: часто вспоминаем, как выполняли первые проекты создания собственных предприятий на уроках экономики: «С Алексеем Дубровиным в 2002 году решили «создать»  в Подвигалихе цех по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий. После уроков купим продукты, замесим тесто, приготовим начинку. Потом лепим пирожки, печем, чтобы узнать себестоимость выпечки…. А утром в школе устраиваем поедание «вкуснятины!»4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: