Глава 3. Хозяйство и искусство скифов

       

                                                    «В местностях по Меотиде, вследствие холодов,

                                                     не водятся ослы, так как это животное

                                                     не выносит холода. Лошади здесь мелки,

                                                       а овцы крупны».

                                                           Страбон, Хрестоматия из географии, VIII.

                                                  Скифский культурный мир был очень важным,

                                              выдающимся явлением в истории

                                              древнего мира.

                                                                                                Б. Б. Пиотровский.

 

До наших дней дошла книга, которую приписывали знаменитому древнему врачу Гиппократу (ок. 460 – 377 гг до н.э.). Вот что он писал о скифах: «Называются они кочевниками потому что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесными, а другие – шестиколесными; они кругом закрыты войловками и устранены подобно домам, одни с двумя, а другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для (дождевой воды), ни для света, ни для ветра. В эти повозки запрягали по две или по три пары безрогих волов: рога у них не растут от холода. В таких кибитках перемещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров, и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватает, переходят в другую местность. Сами они едят вареное мясо, пьют кобылье молоко и едят «иппаку» (это сыр из кобыльего молока)…»[11]

Скот был основным богатством скифов, давая им материалы для изготовления одежды и обуви, оружия и доспехов, и, конечно, питье и пищу. По словам Геродота, мясо скифы варят в бронзовых котлах, если котла под рукой нет, «тогда все мясо кладут в желудки животных, подливают воды и снизу поджигают кости. Кости отлично горят, а в желудках свободно вмещается очищенное от костей мясо. Таким образом, бык сам себя варит …»[12]. Частые засухи и ветра, обычные для открытый степей Крыма, осложняли ведение кочевого скотоводства. Этот вид деятельности требовал постоянной смены пастбищ.

При важности лошадей для хозяйства скифов было характерно преобладание мелкого рогатого скота, прежде всего, овцы. Именно мясо овцы (козы) чаще всего использовалось в погребальных церемониях в качестве жертвенно пищи. Крупный рогатый скот разводили на мясо, быки же могли использоваться как тяглые животные. Для охраны стад и охоты использовались собаки, скелеты которых изредка обнаруживаются в Крыму в ходе исследования скифских погребальных комплексов[13]. Скифы не знали земледелия и оседлой жизни, но были кочевниками-скотоводами. Интересно, что в огромных скифских стадах не было ослов, потому крики этих животных пугали скифский коней и могли обратить их в бегство.

Охота как вспомогательный вид деятельности, очевидно, практиковался скифами и в Крыму, природные условия и богатый животных мир которого создавали благоприятные условия. Наибольшую промысловую ценность для скифов, очевидно, представлял олень (в частности, благородный), лось, косуля, сайгак, кулан (дикий осел), тарпан (дикая лошадь) и кабан, обитавшие в Крыму в рассматриваемое время. Мясо диких копытных, судя по материалам скифских курганов Степного Причерноморья, считалось престижным продуктом, потребляемым, в частности, в ходе ритуальных трапезн (поминальных тризн).

Очевидно, забота о сохранении стад и отар требовала защиты и от хищников, особенно волков, охота на которых могла быть как индивидуальной, так и коллективной, загонной. Охота на мелких пушных зверей (лису, зайца) также вполне могла иметь некоторое (весьма небольшое) значение для скифов-кочевников, как и охота на птиц стрепета, дрофу, фазана, гагару, гуся.

Такая отрасль хозяйства как земледелие не была характерна для скифов Крыма до IV в до н. э. Переход к земледелию по экологическим показателям был вполне возможнее прежде всего в предгорной зоне, а также на Керченском полуострове и должен был быть обусловлен переходом какой-то части скифов к полуоседлому, а затем и к оседлому образу жизни. Этому процессу способствовали постоянные и всесторонние связи скифов с группами аборигенного оседлого населения.

До настоящего времени скифские орудия, предназначенные для обработки земли, в Крыму практически неизвестны. Обнаружение в степном Крыму уникального деревянного плуга позволяет предполагать появление у крымских скифов плужного земледелия, но что-то более определенное о нем сказать пока нельзя[14]. Вспашка земли плугом или ралом могла производиться на быках.

Анализ отпечатков зерен на местной лепной посуде позволили установить, что в набор культивируемых злаков входила пшеница (мягкая и полба), просо, а также бобовые культуры. Подобный набор зерновых культур был характерен для сельского хозяйства эллинского населения Боспора. Отсутствие среди вещевых находок образцов сельскохозяйственного инвентаря не позволяет выяснить, как убирались выращенных зерновые; возможно, для этого использовались металлические серпы и косы, возможно, и составные орудия (типа жатвенных ножей). Хранилось же зерно, несомненно, в специально подготовленных зерновых ямах грушевидной формы, закрывавшихся каменными крышками. Перед помещением в ямы зерно просушивали на больших глиняных сковородках, что обеспечивало его сохранность в течение нескольких лет. [15]

Зерно, очевидно, шло в пишу в варенном (каша) или перемолотом в муку виде. Приспособления для размола зерна – каменные зернотерки, ручные жернова. Очевидных доказательств наличия у скифов навыков садоводства, виноградарства и виноделия пока выявить не удается.

Скотоводство, а в значительно меньшей степени и охота, обеспечивало скифов не только продуктами питания, но и сырьем для домашних промыслов и ремесел: шерстью, кожей, костью, рогом и мехом. Существование и повсеместное распространение ручных домашних ремесел, обеспечивавших кочевое и полуоседлое скифское население Крыма почти всем необходимыми предметами «непищевой сферы», сомнений не вызывает. Анализ найденных сосудов подтверждает существование у скифов домашнего производства керамической посуды, а также использование заимствованной керамики. Глиняная посуда скифов изготовлена без гончарного круга. В глиняное тесто добавляли песок, толченные раковины, кварцит, а обжиг сосудов, особенно кухонных, производился обычно на открытом огне.

Находки значительного количества импортных предметов, прежде всего эллинского производства, подтверждает существование не случайных, а устойчивых торгово-экономических связей скифов с этически смешанного населения с жителями греческих городов и поселений Крыма. Скифы покупали те ремесленные и сельскохозяйственные продукты, которые они не производили или производили менее качественно. Покупали в основном украшения, качественная керамическая и металлическая посуда, оливковое масло, ткани. Изделия из драгоценных металлов, престижные вещи, дорогое оружие попадало к представителям скифской знати; более дешевые украшения, гончарная керамика, недорогое вино в амфорах были доступны рядовому населению[16]. Однако, украшения из стекла и раковин, импортная керамика кроме амфор в курганной группе у с. Колоски встречаются редко[17].

Основные виды повседневной утвари также производились самими же скифами. К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы лепки посуды. В основном эта посуда для приготовления мясной и молочной пищи. Изготовление такой посуды не было централизованным - каждая хозяйка могла вылепить необходимое ей количество посуды и обжечь её на костре. Как видно из описанного выше, у степных скифов ремесла как такового не было. Ремесленные изделия, которые встречаются в скифских памятниках, в большинстве случаев поступали сюда из античных центров Северного Причерноморья.

В трех погребениях у с. Колоски была обнаружена лощенная керамика. (Рис. 6-9). Сосуд со слаболощенным черным покрытием. Близких аналогий не имеет. Некоторое сходство с ним имеет орнамент лепных курильниц III – I вв. до н. э. скифов Крыма. Кубок из кургана 1 по форме близок к сосуду из погребения 3 кургана, а орнамент его орнаменту на фрагментах кубков из инкерманского поселения и Тиритаки (Рис. 6).[18] В кубках лощенных орнаментированных сосудов относятся еще два орнаментированных сосуда. Первый из них происходит из погребения с. Колоски № 5. Характерной особенностью служит заметное преобладание ширины сосуда над высотой и горизонтальная петельчатая ручка на плечике, что сближает его с посудой чашевидных форм (Рис. 7). Интересно ранее появление горизонтальной ручки. Высота сосуда 9 см, диаметр тулова – 13 см. Декор, выполнен, гребенчатым орнаментиром. В пояске на плечиках ямки заменены короткими насечками. Набор стрел из погребения позволяет отнести сосуд к VI-V вв до. н. э.[19] Кубки во всех случаях лощенные обнаружены в количестве 6 экземпляров происходит из 6 захоронений. В 2 случаях погребения не имеют четко выраженных половозрастных признаков, в 2 случаях могилы разрушены. В могиле с. Колоски 5 сосуд связан с женским костяком[20].

Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира. Звериный стиль — это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тела разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Например, хищники — припавшими на лапы (как бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу. Олени, косули и другие копытные — с поджатыми под живот ногами — то ли в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми крыльями. Произведения звериного стиля служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды. Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью.

Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе. Излюбленные «герои» произведений звериного стиля — олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Скифские мастера стремились передать главные свойства животного, отказываясь от незначительных деталей.

 Талант и фантазия художника помогали придать вещи совершенную форму и декоративный вид, пользуясь скупыми средствами и придерживаясь строгих правил звериного стиля.

Части скифских украшений были найдены и в курганной группе у с. Колоски. Если говорить об украшениях из бронзы, то они отмечены  только в двух погребениях кургана 5 (вместе с лощенной керамикой). Подобные украшение, особенно браслеты с утолщениями на концах, известны в причерноморских и крымских скифских захоронениях.[21] Наиболее ранним является бронзовый стержневой браслет со стилизованными змеиными головками (Рис. 10). Из погребения 5 кургана в с. Колоски может быть отнесен ко второй половине VI-V вв. н. э.[22] В кургане 3 с. Ромашкино так же был найден фрагмент бронзового браслета.[23]

Целый перстень (Рис. 11) был обнаружен лишь 1 раз, в погребений села Колоски кургана 5, датированным IV-III вв.до н. э.[24]

Более крупная бляха размером 6 Х 5 см с изображением головы олени. Обнаружено в скифском погребении кургана 7 у с. Колоски рядом с мечом. Погребение относится к первой половине V в до н.э. Бляха могла украшать либо ножны либо подвеску. Морда животного либо сбита, либо не пролилась. Характерной особенностью является глаз с длиной каплевидной слезницей. Стилизованные рога, как и у блях с изображением голов лосей, украшенная расположенной в центре пальметкой, а по краям – головками грифов (Рис. 12).[25]

Таким образом, рассмотрение предметов материальной культуры скифов Крыма свидетельствуют о том, что значительная их часть является продукцией эллинских мастерских. Вместе с тем, вполне подтверждается существование у скифов Крыма в кон. VII-IV вв. до н.э. различных ремесел, удовлетворяющие повседневные потребности членом семьи, рода или племени в изделиях, которые было невозможно или нецелесообразно получать извне. Скифское искусство — это, безусловно, ярчайший и во многом ещё загадочный художественный феномен Древнего мира. Звериный стиль являл собой органичный сплав самобытной изобразительной традиции и отдельных чужеземных влияний, преимущественно древневосточных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: