Глава 3. Верования скифов

 

Стоит с улыбкою подвижной,
Забытая неведомым отцом,
И на груди её булыжной
Блестит роса серебряным сосцом.
(Отрывок из поэмы Велимира

Хлебникова «Каменная баба»)

 

 

В своих религиозных представлениях скифы достигли достаточно высокой степени обожествления сил и явлений природы. Каких же богов почитали скифы? Вот что пишет об этом в своей «Истории» Геродот: «Богов они умилостивляют только таких: больше всего Гестию, кроме того, Зевса и Гею, полагая, что Гея жена Зевса, после них Аполлона и Афродиту Уранию и еще Геракла и Ареса. Этих богов почитают все скифы. Гестия у скифов называется Табити, Зевс вполне правильно, по моему мнению, зовется Папай, Гея — Апи, Аполлон — Гойтосир, Афродита Урания — Аргимпаса, Посейдон — Тагимасад. У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают»[26].

Главной богиней скифов была Табити — богиня домашнего очага. В ней воплощалось представление о семейном и родовом единстве. Клятва «божествам царского очага» считалась величайшей клятвой скифов.

Зевс — Папай считался прародителем скифов. Согласно легенде о происхождении скифов, Папай и дочь реки Борисфена были родителями первого скифа — Таргитая. Скифский царь Индантирс в ответе Дарию во время скифо-персидской войны утверждал: «Владыками же своими я считаю только Папая, моего предка, и Апи, царицу скифов».[27]

Гол — Апи, т. е. Земля, олицетворяет землю и воду как одно из основных порождающих начал. А брачные узы Зевса и Геи — это союз неба и земли.

Эта триада — Табити, Папай, Апи — возглавляла пантеон высших скифских божеств. По легенде у прародителей скифов родились три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай, что в переводе с иранского означает соответственно «Гора-царь», «Вода-царь» и «Солнце-царь» — владетели трех основных сфер — земли, воды и неба. При них на землю упали золотые дары: плуг, ярмо, секира и чаша. Когда к золоту подходили старшие братья, оно загоралось, не даваясь в руки; овладеть священными дарами удалось только младшему брату Колоксаю. Поняв значение этого чуда, старшие передали младшему царство. От Колоксая пошел род скифских царей.

В Аполлоне — Гойтосире исследователи видят охранителя скота, победителя чудовищ, лучника, волшебника.

Афродиту Уранию — Аргимпасу, т. е. Небесную, считают владычицей умерших, великим божеством жизни и смерти.

Арес — бог войны. Кровавый культ этого божества играл особенно важную роль в жизни скифов, соответственно тому, как велика была роль войны и военного сословия в скифском обществе. Об этом наглядно свидетельствует хотя бы тот факт, что скифы воздвигали святилища из всех божеств только одному — именно Аресу. По словам Геродота, скифы «нагромождают связки хвороста… Наверху сделана ровная четырехугольная площадка, три стороны ее обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ… Поверх этой кучи… вооружен древний железный акинак; он и является изображением [бога]. Этому акинаку ежегодно приносят в жертву мелкий скот и лошадей… Сколько бы они ни захватили в плен врагов, одного мужа из каждой сотни они приносят в жертву… Полив голову [пленных] вином, они закалывают людей над сосудом и затем, подняв его вверх на кучу хвороста, выливают кровь на акинак…» [28]

Были у них и жрецы, и прорицатели. Будущее предсказывали, перебирая ивовые прутья или переплетая кору дерева. Нерадивых прорицателей ждала страшная смерть – их сжигали живьем.

Когда царь умирал, его бальзамированный труп возили по кочевьям, дабы подданные могли с ним проститься. В знак скорби скифы отрезали себе часть уха, состригали волосы, расцарапывали лица или прокалывали левую руку стрелой. За царем в мир иной должны были последовать его приближенные – потому в его могиле «погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши » [29]. После этого над могилой насыпали курган. Между прочим, археологические раскопки подтвердили справедливость этого рассказа Геродота.

После похорон скифы устраивали ритуальное очищение; мазали голову маской и омывали ее, а потом парились в паровой бане. Для этого посреди юрты ставили чан с водой и опускали в него раскаленные камни. Иногда на эти камни бросали коноплю. «От этого поднимается такой сильный дым и пар, - пишет Геродот, - что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия»[30]. Вернемся, однако, к Геродоту. Описав нам царские похороны, он рассказывает также о том, как хоронят простых скифов: «Так они хоронят царей. Других же скифов, когда они умрут, самые близкие родственники везут, положив на повозки, к друзьям каждый из этих друзей, принимая сопровождающих у себя, обильно их угощает и ставит возле трупа все то же, что и другим. Частных людей возят так сорок дней, затем погребают их. Совершив погребение, скифы очищаются таким способом: вымыв и умастив головы, они проделывают с телом следующее. Поставив три жерди, наклоненные одна к другой, они натягивают вокруг них шерстяные покрывала. Сдвинув покрывала как можно плотнее, они кидают в чан, поставленный в середине жердей и покрывала, раскаленные докрасна камни» [31].

 

Среди надгробный изваяний у поздних скифов различают каменные бабы, антропоморфные стелы и надгробных рельефов. В редких случаях удается связать их с определенными погребениями.

Скифские скульптуры, как правило, датируются VI-III столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно.

По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, "скифского Адама" - Таргитая.

Большинство антропоморфных стел, выполнены из камня размером с человеческий рост. Часто они изображают человека в полный рост, а иногда изображают лицо. На некоторых стелах можно увидеть определенное изображение только издалека, вблизи он кажется обычным камнем. Скифские изваяния очень отличаются друг от друга качеством изготовления. Некоторые из них в различных значимых изображениях, и резьба выполнена в мельчайших подробностях.

В 1976-1984 гг. между селами Колоски и Великое, было исследовано 13 курганов, содержавших погребения эпохи бронзы и раннего железного века.

 Изучение курганов позволило еще раз убедиться в том, что скифские захоронения Крыма VII-V вв до н. э. имели свои особенности. Они были преимущественно впускные, характеризующиеся разнообразием погребальных сооружений с преобладанием ям, отсутствием повторных (неодновременных) захоронений и элементов скорченности погребных, преобладанием западной ориентировки при существенной доле восточной. Среди погребальной инвентаря примечательны изделия в зверином стиле, отмеченные более чем, в 50% погребений. Кроме этого, почти обязательно присутствует оружие, сбруя нередка импортная керамика. Реже встречаются жертвенная пища, оселки. В погребальном обряде скифов Крыма известно применением атропоморфных изваяний. Изваяния наряду в изделиями в зверином стиле являются надежным этническим индикатором скифских погребений. Исходя из этого и учитывая весь комплекс скифскими можно назвать как минимум три погребениях колосковского могильника: погребение 2 кургана 1, погребением 10 кургана 4 (антропоморфные изваяния), погребение 3 кургана 7 (бляха в зверином стиле).[32]

В кургане 1 с. Колоски находилась два одновременных захоронениях в ямах – главное (№ 2) и сопровождающее (№ 1). Погребение 2, совершаемое в прямоугольной яме 2,7Х1,76 м, было почти полностью разрушено средневековым захоронением, в свою очередь, уничтоженным современной военной траншеей. К погр. 2 относятся две пастовые бусины и невыразительные фрагменты амфор. Мужской скелет в погр. 1 лежал головой на запад, с небольшим поворотом на правый бок; ноги подогнуты в коленях, кисть левой руки в области таза (Рис. 13, а). У ног скелета, на уровне погребенной почвы, находились обломки чернолощеного сосуда с резным орнаментом (Рис. 6).[33]

Под насыпью кургана 2 находился каменных ящик и четырех (сохранились три) массивных плит, установленных в небольших канавках с наклоном внутрь (Рис. 14). В ящике лежала разбитая плита перекрытия. Вокруг ящика, ориентированного широтно, сохранились остатки оградки из плит, поставленных на ребро и уложенных плашмя. Погребение, содержавшие остатки скелетов четырех человек, почти полностью разрушены средневековым захоронением. Датируется погребение в пределах V-III вв. до н. э.[34]

Впускное в курган 4 погр. 10, совершенное в яме, оказалось полностью разрушенным. Здесь же был обнаружен фрагмент лепного лощенного сосуда с геометрическим орнаментом (Рис. 6, д). К этому же погребению относятся обломки антропоморфного изваяния и плиты-пастамента (Рис. 15). Дата захоронения – IV в до н. э.[35]

Курган 5 (эпохи бронзы) был покрыт плотным каменным «панцырем». Погр. 3 кургана 5 завалено камнями, представляло собой скопление человеческих костей (в их числе семь черепов), лежащих в плотной массой 1,9х0,6х0,16 м по оси св-юз (Рис. 16). Среди костей найдены: костяная ворворка, бронзовый перстень, браслет, серьга из проволоки с надетой бусиной, фрагменты лепного сосуда (Рис 6,в).

Погребальное сооружение кургана 6, окруженного каменным кольцом, оказалось разрушенным. Судя по наличию каменных плит значительных размеров, оно представляло собой каменный ящик, сооруженный на древнем горизонте или чуть ниже и содержавший останки трех погребенных. Обломками амфор из тризны захоронение датируется IV-III вв до н. э.

Насыпь кургана 7 также окружало кольцо из мелких камней. Основное захоронение было совершено в яме 2,22х1,18 м, к которой примыкала овальная ниша (возможно результат деятельности землероек). Погребенный лежал на спине, головой на ЮЗ (Рис. 17). Комплекс относится ко второй половине V в. до н. э.[36]

В 1980 г. был исследован курган 8, где были найдены 4 погребения (детское катакомбное захоронение). Основным было безинвентарное детское захоронении эпохи бронзы в катакомбе. Два впускных скифских захоронения оказались разрушенными. По остатками погребального инвентаря они предварительно датированы IV-III вв. до.н. э. Скифское захоронение кургана 9 было полностью разрушено. Обломками амфор оно датируется IV-IIIв. до н. э.[37]

В 1981 г. был исследован курган 10. Он был окружен двумя разновременными каменными кольцами. При частике внешнего кольца были найдены обломки двух скифских антропоморфных изваяний. Инвентарь основного женского захоронения включал стеклянные бусы, золотую серьгу, пряслица (Рис. 18) и другие предметы IV в. до н. э.[38]

В 1982 г. был исследован курган 11. Под насыпью кургана были выявлены два каменных кольца. Внешнее кольцо диаметром около 30 м сложено из плит на ребре, внутреннее имел вид подквообразного вала с разрывом в восточной части. Курган, судя по обломкам амфор из тризны, датируется IV-III вв. до н. э. Так же в этом году были изучены 3 кургана с. Ромашкино. Там была исследована группа из 3 насыпей. Почти полностью распаханный курган 1 был насыпан в эпоху ранней бронзы- раннего железа. Под насыпью кургана 2 вскрыто три погребения. Курган 3 содержал две скифские могилы IV-III вв. до н. э.[39]

В 1983-1984 гг. были раскопаны последние курганы – 12-13. Курган 12 – самый крупнейший в группе (высота 2,35 м, диаметр около 40 м). Сооружение его относится к эпохе средней бронзы. Основное захоронение было совершено в катакомбе. Погребенный лежал на спине головой на юго-запад- юг (ноги согнуты в коленях), на слое створок раковин мидий и устриц. Инвентарь отсутствовал.[40] Каменный ящик кургана 13 был полностью разрушен. Было найдено антропоморфное изваяние (Рис. 19). Обломками амфор курган датируется IV-III  вв. до н. э.[41]

Таким образом, Скифы почитали множество разных богов и приносили им жертвы. Имена почитаемых ими богов совсем не похожи на те, что мы можем встретить у греков. Но большинство историков утверждают, что варварский народ молился тем же самым богам, что и греки. скифские общины не строили алтари и храмы. Исключением был только бог Арес. Для поклонения ему специально строили очень красивые и большие сооружения. Антропоморфные изваяния, так или иначе маскирующие собой погребения военных вождей и являющихся воплощением их сакральной власти и воинской доблести, сопровождали скифское общество на протяжении его существования с конца VII по III вв. до н.э. Что касается погребений колосковского могильника, то большинство погребений ограблено, что мешает установить их точную ориентировку. Судя по ориентировке погребальных сооружений, она была широтная с отклонениями. Подобная ориентировка погребальных сооружений с явным преобладанием западной характерна не только для скифских погребений VIII-III вв. до н. э., но и для захоронений крымских предгорий и степей, содержащих лощенную керамику с геометрическим орнаментом.





Заключение

Скифская история занимает видное место и в изучении общеисторического процесса в целом. Хронологически она охватывает время, когда на территории Северного Причерноморья развивались античные рабовладельческие города и государства. С VII — VI столетий до н.э. начались регулярные контакты греков с населением Припонтийского региона, что повысило интерес греческих купцов и колонистов к осваиваемому ими краю.

Одним из наиболее авторитетных исторических источников, сообщающих читателям о скифах, может считаться «История» Геродота, который повествует не только об истории скифской цивилизации, но и о происхождении скифов, их верованиях и мифологических представлениях, быте и обычаях, контактах с соседями, военных столкновениях, культуре и восприятии мира.

Однако, только письменных источников не достаточно, чтобы пролить свет на все спорные вопросы, касающиеся народа, и здесь важным является вещественные источники, найденные в Крыму, в том числе в с. Колоски. На протяжении нескольких лет, с 1976 по 1984 гг. степной отряд Крымской экспедиции Московского университета во главе с видным учеными советским и российским археологом В. С. Ольховским, проводил исследования курганной группы на линии Колоски-Великое, исследовав захоронения эпохи бронзы и раннего железного века. В ходе исследований были найдены интересные экспонаты, многие из которых представлены сегодня в Евпаторийском краеведческом музее. Хронологию археологических изысканий можно представить в таблице.

Год проведения раскопок Номера исследованных курганов
1 1976 1,2
2 1977 3,5
3 1978 6,7
4 1979 4
5 1980 8,9
6 1981 10
7 1982 11 – с. Колоски 1,2,3- с. Ромашкино
8 1983 12
9 1984 13

Анализ письменных и вещественных источников позволил сделать выводы относительно военного дела, материальной и духовной культуры скифов. Народы скифского мира были прекрасными воинами, слава о них стала легендарной еще в древности. Основной опорой могущества Скифии и ее царей было многочисленное и прекрасно вооруженное войско, состоявшее, главным образом, из конницы. Начиная с момента выхода скифов на арену мировой истории, они выступают как мощное военное объединение, которое принимает самое активное участие в наиболее важных политических событиях той поры, происходивших на обширной территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. У скифов существовало много воинских обычаев, которые воспитывали храбрость и беспощадность к врагу. Они вели успешные войны не только с соседними кочевыми народами, но и с вымуштрованными войсками античных полководцев. Военное дело скифов можно восстановить по находкам в курганах, в том числе и курганах села Колоски.

Основную отрасль хозяйства скифов составляло скотоводство. Скот имел огромное значение, так как был основным средством существования. Основу кочевого хозяйства в степях составляло коневодство. В состав стада входили также крупный рогатый скот, овцы, небольшое количество коз. Скифские лошади были малорослыми, однако отличались резвостью и выносливостью. Большинство предметов бытового обихода из металла, кости, а также, очевидно, из дерева, тканей, войлока и кожи художественно оформлялись с характерным своеобразием. Мотивы такого оформления были заимствованы из зооморфного мира и находили свое воплощение в изображениях фигурок или каких-то частей животных, птиц или рыб. Этот вид изящного прикладного искусства получил название скифского звериного стиля. У скифов были развиты торговля и обмен как внутри племен, так и с другими народами.

Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определенным набором оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. В курганной группе на линии Колоски-Великое было найдено множество антропоморфных изваяний, которые сегодня хранятся в музеях Крыма, а также множество погребений, которые дают возможность подробно изучить погребальные традиции этого древнего народа. Хотя, к сожалению, многие курганы нашего села были разграблены, что усложняет изучение погребальных отрядов скифского населения западного Крыма. В ходе исследовательской работы была проведена попытка систематизации найденных артефактов эпохи бронзы и раннего железного века, изучение основных значимых предметов быта, оружия и особенности погребальных традиции скифов.

Но несмотря на то,  что скифы ушли с исторической арены, название этого народа осталось в истории.

Приложение к Главе 1

 

 

Рис. 1-4. Погребение 7 села Колоски.

 

ъ


 

Рис. 5

 

 

Приложение к Главе 2

Рис. 6. Лепная керамика из курганов с. Колоски

 

 

Рис. 7.

Лепной сосуд из кургана 5 с. Колоски

Рис. 8

Лепной сосуд из кургана 4 с. Колоски

Рис. 9

Лепной сосуд из кургана 1 с. Колоски

Рис. 10

Браслет из кургана 5 с. Колоски

 

 

Рис. 11

Перстень из кургана 5 с. Колоски

 

 

Рис. 12

Бляха из кургана 7 с. Колоски

 

 

Приложение к главе 3

Рис. 13 Погребение кургана 1 с. Колоски

 

Рис. 14

Курган 2. Каменный ящик

 

 

 

Рис. 15

Части антропоморфного изваяния из кургана 4 с. Колоски

 

 

Рис 16

Погребение кургана 5

             

Рис 17.

Погребенный из кургана 7 с. Колоски

Рис. 18

Пряслица кургана 10

Рис. 19

Антропоморфное изваяние кургана 13

 

 

Список литературы

1. Геродот. История. IV. 64

2. Гиппократ. О воздухе, воде и местностях. 25

3. Гаврилюк Н. А. История экономики Степной Скифии VI-III вв. до н.э. – Киев.- 1999 – С. 156

4. Елисеев М. Б. Войны и битвы скифов – М.- «Вече» - 2016.- С. 22

5. Колтухов С. Г. Скифы Северо-западного Крыма в VII-IV вв до н. э (погребальные памятники). / Археологических альманах № 27.- Донецк.- «Донбасс» - 2012.- С. 126

6. Ольховский В. С. О населении Крыма в скифское время// СА.- 1982.-№ 4.- С. 67

7. Ольховский В. С. Исследования в Сакском районе Крыма// АО.- М.- 1982.- С. 308-309

8. Ольховский В. С. Хозяйство и материальная культура скифов Крыма (кон. VII-IV вв до н.э)/ / У Понта Эвкинского (памяти П. Н. Шульца). – Симферополь. – 2004.- С. 79

9. Ольховский В. С. Раскопки у с. Колоски// АО.- М.- 1977.- С. 364

10. Ольховский В. С. Раскопки курганов у с. Колоски// АО.- М.- 1976 – С. 395

11. Ольховский В. С. Исследование курганов у с. Колоски// АО.- М.- 1979. – С. 316

12. Ольховский В. С. Раскопки курганов в Северо-Западному Крыму// АО. – М.- 1980.- С. 293

Ольховский В. С. Исследование курганов в степной Крыму.// АО. – М.- 1981.- С. 298

13. Ольховский В. С. Исследования в Сакском районе Крыма// АО. – М. – 1983. – С. 330

14. Ольховский В. С. Раскопки в Сакском районе Крыма// АО.- М.- 1984. – С. 284

15. Тороп С. О. Скифское оружие.// http://zapovednik-chr.ru/lektsii/258-skifskoe-oruzhie

 

 

     

 


[1] Геродот. История. IV. 64

[2] Тороп С. О. Скифское оружие.// http://zapovednik-chr.ru/lektsii/258-skifskoe-oruzhie

[3] Ольховский В. С. О населении Крыма в скифское время// СА.- 1982.-№ 4.- С. 67

[4] Там же. С. 64

[5] Колтухов С. Г. Скифы Северо-западного Крыма в VII-IV вв до н. э (погребальные памятники). / Археологических альманах № 27.- Донецк.- «Донбасс» - 2012.- С. 126

[6] Елисеев М. Б. Войны и битвы скифов – М.- «Вече» - 2016.- С. 22

 

[7] Ольховский В. С. О населении Крыма в скифское время// СА.- 1982.-№ 4.- С. 64

[8] Там же. С. 63

[9] Ольховский В. С. Исследования в Сакском районе Крыма// АО.- М.- 1982.- С. 308-309

[10] Там же

[11] Гиппократ. О воздухе, воде и местностях. 25

[12] Геродот. История. IV. 61

[13] Ольховский В. С. Хозяйство и материальная культура скифов Крыма (кон. VII-IV вв до н.э)/ / У Понта Эвкинского (памяти П. Н. Шульца). – Симферополь. – 2004.- С. 79

[14] Гаврилюк Н. А. История экономики Степной Скифии VI-III вв. до н.э. – Киев.- 1999 – С. 156

[15] Ольховский В. С. Хозяйство и материальная культура скифов Крыма (кон. VII-IV вв до н.э)/ / У Понта Эвкинского (памяти П. Н. Шульца). – Симферополь. – 2004.- С. 80

[16] Ольховский В. С. Хозяйство и материальная культура скифов Крыма (кон. VII-IV вв до н.э)/ / У Понта Эвкинского (памяти П. Н. Шульца). – Симферополь. – 2004.- С. 81

[17] Ольховский В. С. О населении Крыма в скифское время// СА.- 1982.-№ 4.- С. 67

[18] Там же.

[19] Колтухов С. Г. Скифы Северо-западного Крыма в VII-IV вв до н. э (погребальные памятники). / Археологических альманах № 27.- Донецк.- «Донбасс» - 2012.- С. 123

[20] Там же

[21] Ольховский В. С. О населении Крыма в скифское время// СА.- 1982.-№ 4.- С. 67

[22] Колтухов С. Г. Скифы Северо-западного Крыма в VII-IV вв до н. э (погребальные памятники). / Археологических альманах № 27.- Донецк.- «Донбасс» - 2012.- С. 131

[23] Ольховский В. С. Исследования в Сакском районе Крыма// АО.- М.- 1982.- С. 309

[24] Ольховский В. С. Раскопки у с. Колоски// АО.- М.- 1977.- С. 364

[25] Колтухов С. Г. Скифы Северо-западного Крыма в VII-IV вв до н. э (погребальные памятники). / Археологических альманах № 27.- Донецк.- «Донбасс» - 2012.- С. 131

 

[26] Геродот. История. IV. 59

[27] Геродот. История. IV. 5

[28] Геродот. История. IV. 62

[29] Там же. 71

[30] Геродот. История. IV. 75

[31] Геродот. История. IV. 73

 

[32] Ольховский В. С. О населении Крыма в скифское время// СА.- 1982.-№ 4.- С. 73

[33] Ольховский В. С. Раскопки курганов у с. Колоски// АО.- М.- 1976 – С. 395

[34] Там же С. 396

[35] Ольховский В. С. Исследование курганов у с. Колоски// АО.- М.- 1979. – С. 316

[36] Ольховский В. С. Раскопки курганов у с. Колоски// АО.- М.- 1976 – С. 364

[37] Ольховский В. С. Раскопки курганов в Северо-Западному Крыму// АО. – М.- 1980.- С. 293

[38] Ольховский В. С. Исследование курганов в степной Крыму.// АО. – М.- 1981.- С. 298

[39] Ольховский В. С. Исследования в Сакской районе Крыма// АО.- М.- 1982.- СМ. 308-309

[40] Ольховский В. С. Исследования в Сакском районе Крыма// АО. – М. – 1983. – С. 330

[41] Ольховский В. С. Раскопки в Сакском районе Крыма// АО.- М.- 1984. – С. 284



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: