Вопрос 1. От образования государства до революции Мэйдзи

Развитие Японии определяется следующими факторами:

Во-первых, островным положением страны, в результате чего Япония не подвергалась вплоть до XIX в. иностранной агрессии и могла развивать свою уникальную культуру, одновременно обогащая её китайскими и корейскими культурными достижениями.

Во-вторых, длительностью правления сёгуната Токугавы и самоизоляцией от всего мира на протяжении долгого времени.

В-третьих, кардинальными реформами в эпоху Мэйдзи.

В-четвертых, кардинальными реформами, предпринятыми оккупационным режимом после поражения Японии во второй мировой войне.

Название «Нихон», как называют свою страну японцы, означает Страна восходящего солнца. История зарождения государства основана на мифах.

Основополагающим является миф о том, что Япония создана богами. Первый император Дзимму является прямым потомком богини Солнца Аматэрасу, и с небес спустился на священном олене в Нару, первую столицу государства Ямато.

Подлинного происхождения японского государства и народа, населяющую Японию неизвестно. Есть несколько предположений:

Во-первых, японцы всегда жили на японских островах.

Во-вторых, они переселились из Азии, покорили и ассимилировали коренных жителей островов -айну.

В-третьих, японская раса появилась в результате смешения азиатских кочевников (маньчжуро-тунгусских племен) с местными племенами кумасо и эбису, а также корейцами, народами Индокитая и Меланезии. И на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и вызывает много споров.

В III - V вв. на территории современной Японии появились первые государственные образования. С VI в. Япония, совсем недавно вступившая на путь формирования цивилизации, начала развиваться исключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность во многом была связана с тем, что Япония активно использовала опыт других стран и аборигенов (коренных народов). У аборигенов островов – айнов (европеоиды) складывающаяся японская нация восприняла религию синто и харакири. В VI в. из Китая на острова проникли буддизм, даосизм и конфуцианство. Буддизм принес с собой идею закона, культ знаний и грамотности. Согласно буддизму, японец сам должен заботиться о своем спасении, отсюда происхождение культа труда. Конфуцианство проповедовало идею упорядоченности социальных отношений и идею заслуг. Даосизм в Японии был переработан в натурфилософское учение, где главным понятием стала гармония.

В 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжать ремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялись учиться в эти страны.

Еще более последовательным реформатором был принц Кару, пришедший к власти в результате государственного переворота в середине VII в. В его правление вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Процесс китаизации был настолько обширен, что некоторые исследователи отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской.

Государство реформировалось по китайской модели:

1. Вся деловая переписка велась китайскими иероглифами.

2. Аппарат власти – департаменты, провинции, уезды во главе с губернаторами.

3. Крестьяне – свободные, получали от государства надел и платили налоги.

4. Чиновники занимали государственные должности и за службу получали в условное землевладение поместье.

Во многом заимствовав китайскую модель, Япония переняла от Китая идею сильной централизованной власти. Но Япония отличалась от Китая и всех неевропейских обществ:

Во-первых, во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная Мэн-цзы (философом древнего Китая) теория «мандата Неба», по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за ошибки и аморальные поступки правителей. Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению копировала китайскую, в Японии доктрину «небесного Мандата» не признавали.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать земные корни династии Ямато. Поиски эти безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не правил бы японскими племенами. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию. Японская правящая династия является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно, положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как верховного жреца традиционной японской религии Синто («путь богов») отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью.

Во-вторых, система власти в Японии была непрочна. Император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба(тэнно, микадо), царствовал, а не правил страной. Элиты чиновников вокруг него не сложилось (не было воспроизводства чиновников с экзаменами на конкурсной основе). Вакуум власти заполнил аристократический клан Фудзивара, который в VII-XI вв. фактически правил страной. Фудзивара женили императоров на девушках из своего клана, после рождения наследника престола императора подстригали в буддистский монастырь, а сами правили от имени следующего малолетнего императора. Эти обстоятельства, естественно, препятствовали созданию сильного централизованного государства.

Древней столицей Японии был город Киото.

В-третьих, посты губернаторов и уездных начальников захватывали и передавали по наследству местные знатные дома (князья – дайме). Таким образом, власть в провинциях оказалась в руках знатных домов.

В-четвертых, в IX в. начался процесс приватизации земли. Государственные наделы крестьян превращаются в наследственные. А совокупность нескольких деревень – становилась собственностью знатного дома. Это порождало междоусобные войны знатных домов за передел собственности.

Процесс приватизации земли болезненно сказывался на крестьянах: они поднимали восстания; уходили к новым владельцам земли. Но крестьяне кормили знатные дома, поэтому их уход был нежелателен. Знатные дома создают отряды воинов-профессионалов – сословие самураев, которые стали грозным оружием в борьбе с неповиновением крестьян, в феодальных войнах за власть и землю. Отныне оружие могли носить только самураи, за нарушение этого запрета грозила смертная казнь.

Постепенно вырабатывался Кодекс чести самурая (Бусидо). В его основу лег конфуцианский принцип - верность господину до смерти. От айнов самураи переняли харакири (сеппуку) - ритуальное самоубийство по определенному ритуалу.

В итоге, власть в Японии опиралась не на чиновничью бюрократию, зависящую от императора, а на рыцарей-самураев, преданных своему и только своему господину.

В XII в. дом Фудзивараослабел и в 1192 г. власть захватил глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома Минамото Еритомо, который объявил себя верховным военным правителем с титулом Сегун. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура.

В Японии сложилось 3 династии сегунов:

1.Минамото (1192-1335)

2. Асикага (1338-1573)

3. Токугава (1603-1868)

Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже процветание городов было связано с регулярной торговлей с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269.

С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора, но основной формой землевладения становится мелкое самурайское землевладение.

В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.

При сёгунах императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Император – божество, он совершал культ синто в храме в Киото.

Сёгунат Асикага (1338-1573) был временем феодальных междоусобиц. Против Асикага восставали то один, то другой из влиятельных домов, а в 1467 - 1477 гг. в стране разгорелась настоящая война. Усилился экономический кризис, резко возросло количество крестьянских восстаний, к которым нередко примыкали разорившиеся самураи или странствующие рыцари - самураи-ронины (не имевшие господина), а порой и городская беднота. В середине XVI в. страна распалась на несколько частей. В этих сложных условиях вновь встал вопрос об объединении страны.

Реализация этой задачи связана с именами известных исторических деятелей Японии - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. В обстановке всеобщих усобиц честолюбивый Ода сумел одного за другим одолеть нескольких знатных домов (даймё) и в 1573 г. свергнуть последнего сегуна из дома Асикага. Одним из наиболее ожесточенных противников Ода в этой борьбе оказались буддийские монастыри, что сыграло немалую роль в поддержке христианства некоторыми сторонниками Ода.

В 80-х годах XVI в. Ода овладел уже половиной провинций страны, включая столицу Киото, и провел ряд реформ, направленных на ликвидацию политической и экономической раздробленности, на развитие городов и торговли. После убийства Ода в 1582 г. власть перешла в руки его помощника Тоётоми Хидэёси, выходца из крестьян. Хидэёси сумел завершить дело объединения страны. Были усилены централизованная власть, контроль над городами и торговлей, проведена земельная реформа, целью которой было закрепление земли за крестьянами, способными исправно платить налоги в казну государства. В отличие от Ода новый правитель выступил против чрезмерно усилившихся, по его мнению, иезуитов и вообще христиан. В 1587 г. он издал указ об изгнании иностранных миссионеров, португальцев и испанцев, и организовал преследование японцев-христиан, включая уничтожение церквей и издававших церковную литературу типографий. Но успеха это не дало, ибо преследуемые укрывались под надежной защитой принявших христианство мятежных южных даймё.

После смерти Тоетоми Хидэёси в 1598 г. власть оказалась в руках одного из его сподвижников, аристократа, имевшего отдаленные родственные связи с императором Токугава Изясу, который сумел одолеть соперников и в 1603 г. провозгласил себя сегуном. Эпоха третьего по счету после Минамото и Асикага, сёгуната, получившая название «период Эдо», продолжалась вплоть до 1867 г.

Токугава Изясу распространил на всю страну систему заложников. Знатные дома (дайме) сохранили привилегии, но должны были признать власть сегуна (каждый 2-ой год дайме с семьей жил в Эдо (Токио) в заложниках у сегуна).

Иэясу Токугава наладил систему полицейского надзора в стране (каждый следил друг за другом). Города перешли в подчинение к сегуну, что подорвало мощь знатных домов.

В 1638 г. было объявлено о закрытии Японии от внешнего мира. Из страны выслали всех европейцев и запретили христианство. В 1640 г. из Макао прибыла португальская миссия (португальцы поставляли в Японию огнестрельное оружие в обмен на золото), чтобы убедить затрет снять. Но большинство членов миссии было казнено, остальных отправили обратно с письмом «не надо больше думать о нас, как будто нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японских островов, подлежал уничтожению, его экипаж – смертной казни. Исключение было предоставлено только голландцам, которым разрешалось торговать в порту Нагасаки. Поэтому, все европейские достижения считались в Японии голландскими (голландская наука, книги и т.д.).

Японцам под страхом смерти запрещалось покидать страну. Ни торгового, ни военного флота Япония не имела, только небольшие рыбацкие шхуны и лодки.

В XVII в. на Курилах появились русские моряки. Коренные жители островов айны стали поданными Российской империи. В 1739 г. на островах побывал командор Беринг. В 1804 г. – Крузенштерн.

Часть историков считает, что сегунат Токугава затормозил развитие страны. Согласно второй точки зрения, страна к революции 1868 г. подошла подготовленной (инфраструктура, банки, интеллигенция, идеология, сложение нации) и эти предпосылки оформились именно в период сёгуната Токугава.

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония оставалась отсталой феодальной страной. Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась с начала XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в., в результате которого от голода умерло около 1 млн. человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали Японию. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей за военную службу мизерные пайки риса. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к существованию. При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты.

Наступил кризис сегуната.

В этих условиях формировалась антисегунская оппозиция. Все большую враждебность к сегуну и симпатию к императору стали проявлять князья и высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией страны. Особенно активными в этом стремлении были США и Россия.

СШАнуждались в японских гаванях как базах для китобойного флота и угле для пароходов на пути в Азию. У берегов Японии появилась военная эскадра под командой командора Перри. Угрожая артиллерийским обстрелом Токио, он потребовал отяпонского правительстваоткрыть гавани американским судам. Правительство не могло сопротивляться, потому что у Японии не было собственного военного флота. Пришлось открыть гавани и для других стран. Кроме того, Япония была вынуждена допустить почти беспошлинный ввоз иностранных товаров. Усиленный приток фабричной продукции, естественно, послужил препятствием для развития собственной промышленности. Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и сырец шелка, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

В японских портах были созданы сеттльменты, посёлки иностранцев, на которые не распространялась власть японского правительства.

Прорыв изоляции показал бессилие правительства сегуна и послужил толчком к буржуазной революции. Расстановка сил в ней была необычной.

Против сегуната в революции выступило по разным причинам большинство самураев. Одни считали сегунов Токугава узурпаторами и боролись за возвращение власти императору; другие считали правительство виновным в экономической катастрофе; третьи, наиболее дальновидные, понимали, что без ликвидации режима сегуната, без буржуазных преобразований будет невозможно сохранить экономическую и политическую самостоятельность Японии. Поэтому вреволюции участвовали самураи всоюзе с буржуазией, которая была малочисленна, слаба, паразитировала на ростовщичестве. Вэтом союзе буржуазия играла второстепенную роль.

Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, самураи объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. Давно позабытый, но заботливо почитаемый император превратился в национально-патриотический символ Японии. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. вистории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование. Страну возглавил император Муцухито.

Вопрос 2.   Революция Мэйдзи. Японская империя.

Революция Мэйдзи. Становление основ японского капитализма.

Восстановление власти императора вошло в историю под названием «революции Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868—1912).

Во время инаугурации 6 апреля 1868 г. император произнес речь, написанную им самим, в которой говорил о пяти принципах, определивших судьбу Японии вплоть до сегодняшнего дня и положивших начало целой серии значимых изменений в истории страны:

1. Обещание создать совещательное собрание для решения всех государственных дел в соответствии с общественным мнением.

2. Обещание привести страну к процветанию, объединив для достижения этой цели усилия правителей и управляемых.

3. Всем людям будет дозволено осуществлять свои законные устремления, и развивать свою деятельность.

4. Постепенное устранение всех традиций и обычаев, признанных «бессмысленными». Справедливость и беспристрастность, как они понимаются всеми, должны стать основами всякого действия.

5. Поиск знаний во всем мире, для того чтобы они служили укреплению основ государства.

С этого времени одна реформа следовала за другой.

Революция Мейдзи, во-первых, буржуазная.

Проведены буржуазные реформы:

Во-первых, ликвидированы феодальные уделы и наследственные привилегии князей-дайме. Страна разделена на губернии и префектуры во главе с чиновниками из центра, которые получали жалование из государственной казны. Отменены сословные различия. Молодые японцы получили право учиться за границей. С 1871 г. все японцы, какой бы ни была их социальная принадлежность, должны были платить национальный налог, который стал взиматься наличными, а не натуральными продуктами, как это было раньше. 

Япония пришла к равенству не через народную революцию, как это случилось во Франции в 1789 г., а, напротив, по воле одного человека - императора.

Во-вторых, самурайское войско было заменено регулярной армией, которая комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Офицерский корпус этой армии состоял из самураев, но офицерами могла стать, конечно, только часть самураев.

Оставшимся не у дел самураям в 1873 г. единовременно были выданы крупные денежные суммы. Полученные деньги самураи использовали для покупки земли на льготных условиях, или вкладывали в национальные банки, которые появлялись после революции как грибы. В 1880 г. 76% капитала этих банков принадлежало самураям.

Отныне о феодальной эпохе напоминали лишь сабли, которые носили некоторые представители самурайского сословия, но указ 1876 г., разрешал надевать их только служащим императорской армии.

В-третьих, аграрная реформа 1872-1873 гг. ликвидировала государственную собственность на землю. Собственниками земли объявлялись крестьяне.При новых порядках крестьяне должны были платить налог государству не рисом, а деньгами. Это увеличило их зависимость отростовщиков: чтобы получить деньги для уплаты налога, необходимо было продать рис скупщику, который был и ростовщиком, а чтобы заплатить налог вовремя, приходилось брать деньги в долг у того же ростовщика. Земля за долги переходила к новым помещикам. Процесс ростовщического закабаления и обезземеливания крестьян ускорился.

К началу первой мировой войны в собственность помещиков перешло 45% земли, а 70% крестьян стали арендаторами. Земля обрабатывалась в основном вручную, мотыгой. Преобладало грядковое земледелие, требовавшее огромных затрат ручного труда. Однако новые условия стимулировали рост производства чая и шелка - главных экспортных культур.

Принципиальное значение аграрной реформы заключалось в том, что была введена частная собственность на землю, а Япония перешла на европейский путь развития.

В-четвертых, правительство поддерживало частных предпринимателей. Казенная промышленность была передана в частные руки.

В-пятых, в 1890 г. была принята Конституция и создан парламент. Конституция укрепила исполнительную власть императора и утвердила его неприкосновенность. Парламент состоял из двух палат: Палаты пэров, члены которой назначались императором из титулованной знати и императорской фамилии, и Палаты депутатов, выбранными избирателями. Парламент обладал правом законодательной инициативы.

Сам же император назначал Тайный совет, с мнением которого он мог не считаться. Япония, будучи консервативной по своему характеру, впервые в своей истории определила гражданские права, такие как свободу собраний, переписки, сознания, слова, неприкосновенность жилья.

Провозглашение и реализация демократических прав и свобод открывало путь для быстрого развития японского капитализма, но необычно быстрые для отсталой восточной страны темпы ее социальной, экономической и политической трансформации во многом оплачивались страданиями простых людей - крестьян, лишавшихся земли и шедших в города, рабочих, которых нещадно и бесконтрольно эксплуатировали. Но это было нормой для всех стран раннего развивающегося капитализма - и рабочий день, длившийся 12-14 часов, и нищенские условия существования, и бесправие, и даже плетки надсмотрщиков.

Революция Мэйдзи, во-вторых, реставрация монархии.

1. Власть императора восстановлена.

2. Государственной религией вместо буддизма стал синтоизм.

3.Сохранилась традиция обожествления императора (культ Тэнно). Поселившееся в Японии божество (император) свидетельствовало о превосходстве японцев над всем человечеством. Император стал символом национального единства и национального превосходства.

Обеспечив себе идеологическое обоснование превосходства своей нации над окружающими народами, Япония в конце XIX – начале XX вв. приступила к завоеванию колоний. Для проведения агрессивной внешней политики Япония с помощью Англии создала военно-морской флот и сильную армию.

1885 г. – Япония борется с Китаем за влияние в Корее и получает привилегии.

1894 г. – в ходе японо-китайской войны Япония отобрала у Китая остров Тайвань.

1904 г. – в результате поражения России в русско-японской войне Япония присоединила к своей территории Южную Маньчжурию, Корею, Курилы, Южный Сахалин, Порт - Артур и порт Дальний.

Таким образом, за короткий период Япония превратилась в колониальную державу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: