Тайвань (население – 23 млн. чел.)

С 1895 по 1945 гг. остров входил в состав Японской империи. После поражения Японии во Второй мировой войне остров вошёл в состав Китайской Республики. В 1949 г., потерпев поражение в ходе гражданской войны от войск Мао Цзэдуна, глава правительства Республики Китай генералиссимус Чан Кайши укрылся на Тайване. Вместе с ним туда перебрались его партия Гоминьдан, администрация и парламент - Национальное собрание, составленное из представителей всех китайских провинций. Общее количество беженцев из континентального Китая на Тайвань составило около 2 млн. человек. Работа парламента сводилась к продлению полномочий Чан Кайши, а после его смерти в 1975 г. - его сына и фактического преемника Цзян Цзинго, в 1978 г. избранного президентом. Хотя наряду с Гоминьданом легально существовали Китайская молодежная партия и Китайская демократическая социалистическая партия, экономика, государственное управление и идеология находились под полным диктатом Гоминьдана.

На Тайване с 1949 по 1987 гг. действовало военное положение.

Период действия военного положения называют «Белым террором». Его жертвами стали многие тысячи тайваньцев, которые подвергались арестам, пыткам, тюремным заключениям и казням из-за подозрений в сотрудничестве с КПК и другими оппозиционными силами. Было запрещено проведение демонстраций, забастовок, ограничена свобода печати. Командование гарнизонными силами получило полномочия осуществлять цензуру средств информации, контролировать связь, таможенную и эмиграционные службы. Нарушители закона о военном положении предавались военному суду.

Правительство построило на прилегающих к Тайваню островах мощную оборонительную систему, призванную отразить военное вторжение коммунистического Китая. Периодически в 1950-х г. военное противостояние между КНР и Китайской республикой перетекало в горячую фазу, когда происходили вооруженные столкновения, артиллерийские обстрелы противника, тайные спецоперации.

Поражение на континенте заставило Гоминьдан пересмотреть свою прежнюю экономическую политику, отказаться от тоталитарных притязаний к экономике и, прежде всего, решитьдве тесно связанные между собой проблемы — аграрный вопрос и стимулирование частного предпринимательства.

Важным фактором экономических преобразований стали американские финансовые средства. Помощь предоставлялась на весьма льготных условиях: более 80% помощи шло безвозмездно, а остальная часть — под невысокие проценты.

Аграрная реформа была разработана по образцу аналогичной реформы в оккупированной американцами Японии. Государство принудительно выкупало у крупных землевладельцев земли и передавало в собственность крестьянам-арендаторам на условиях длительной рассрочки. Крестьяне становились земледельцами-собственниками и сами распоряжались своим урожаем, что резко снижало социальную напряжённость в деревне и лишало помещиков их традиционной власти. Помещики же, получившие за свои земли заметные деньги, стали инвесторами в новые экономические начинания.

Модернизации сельского хозяйства способствовали значительные правительственные кредиты. Сюда же направлялась существенная часть американской помощи. Стимулировалось производство экспортных культур. Были предприняты меры по развитию сельской инфраструктуры, по снабжению деревни химическими удобрениями. Радикальные изменения земельных отношений и модернизация сельскохозяйственного производства привели к непрерывному росту продуктивности аграрной сферы. Тайваньская деревня сумела накормить быстро растущее население острова, произвести ресурсы для экспорта, обеспечить рост благосостояния крестьянства. Успехи обновленного сельского хозяйства стали надежным фундаментом социально-экономического развития острова.

Так был реализован один из уроков, вынесенных Гоминьданом из своего поражения на континенте. Реализация другого урока - стимулирование национального и иностранного частного предпринимательства - оказалась делом трудным и долгим.

Американские советники убедили тайваньское правительство, что «узким» местом в экономическом развитии является слабость инфраструктуры, которая сдерживает промышленное строительство и приток частных национальных и иностранных капиталов. Поэтому 80% американской помощи пошли в инфраструктуру, сельское хозяйство и подготовку кадров и только 20% — непосредственно в промышленность.

Правительство предоставляет льготы иностранным и национальным инвесторам, в особенности китайским эмигрантам (хуацяо) - снижение налогов, предоставление общественных земель под промышленную застройку и т.п. За частным предпринимательством были зарезервированы новые передовые отрасли промышленности (электроника, нефтехимия и др.).

Иностранный капитал долгое время пренебрегал тайваньским рынком и на поощрительные мероприятия правительства реагировал весьма пассивно. В 50-х гг. иностранные капиталовложения (в том числе и китайских эмигрантов) имели незначительный размер. Однако улучшение экономической обстановки открыли путь быстрому притоку иностранных капиталов. За 1965—1968 гг. было ввезено 238 млн. дол. США. Кроме американского, сюда устремляется капитал из Японии, Гонконга, Макао и всей китайской диаспоры. Усилившийся приток иностранных капиталов стал играть заметную роль в развитии новых отраслей (радиоэлектроника, химия, металлообработка), в расширении производства товаров на экспорт.

И, наконец, самое главное - начался процесс постепенной приватизации государственной собственности. Средства, полученные от продажи государственных предприятий, использовались правительством для поощрения частного предпринимательства.

 Национальный капитал отреагировал быстро и активно. С 1951 по 1964 г. в промышленности, торговле и сфере услуг число частных предприятий увеличилось с 68 тыс. до 227 тыс. Причем в этот период преобладало открытие средних и мелких предприятий.

Поощрение гоминьдановским правительством деятельности частного национального и иностранного капитала отнюдь не означало отказа от государственного регулирования экономики и развития государственного сектора. Скорее наоборот. Сильная авторитарная власть и стабильное политическое положение способствовали проведению активной государственной экономической политики. Уже с 1953 г. правительство начинает составлять и проводить в жизнь четырехлетние планы экономического развития, которые учитывали природные и экономические условия острова (скудость природных ресурсов, демографический фактор, возможности накопления, емкость внутреннего рынка и т.п.).

Эта стратегия быстро продемонстрировала свою экономическую эффективность. Первоначально (особенно в первой четырехлетке) правительство стремилось ориентировать промышленное производство на импортозамещение, и эта задача была решена уже к концу 50-х гг. Внутренний рынок был полностью освоен. Затем правительство переориентировало промышленность на работу на экспорт. При скудности природных ресурсов акцент в развитии производства был сделан на текстильную и пищевую отрасли промышленности. Относительная дешевизна рабочей силы сделали продукцию тайваньской промышленности конкурентоспособной. Постепенно, к середине 60-х гг., разворачивается производство на экспорт уже более капиталоемких отраслей (металлургии, нефтехимии, судостроения и др.). Затем пришла очередь бытовой техники и, наконец, важнейшей статьей экспорта становится электроника. В рассматриваемое время экспорт возрастал более чем на 20% в год, что стало важнейшим ускорителем всего экономического развития.

Одним из результатов этого развития был постепенный рост стоимости рабочей силы, рост заработной платы рабочих и служащих, рост доходов крестьянства. Значительный рост доходов трудящихся вел к сокращению разрыва в уровне доходов между богатыми и бедными, что и было одной из причин стабильности и устойчивости политического режима, хотя все это, естественно, повышало издержки производства и понижало конкурентоспособность тайваньских производителей.

Быстрый рост производства и торговли вывел Тайвань на уровень наиболее быстро развивающихся стран Дальнего Востока. Именно в это время заговорили о «тайваньском экономическом чуде», причислили Тайвань к новым индустриальным странам, назвали его наряду с Корейской Республикой, Гонконгом и Сингапуром «четвертым драконом».

В это же время происходило и постепенное смягчение внутриполитического климата. В 1986 г. возникла оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП), а год спустя было отменено военное положение.

В январе 1988 года Цзян Цзинго умер. Президентом Китайской республики стал Ли Дэнхуэй. С 1988 по 2016 г. между правящей партией Гоминьдан и ДПП велась борьба за власть, в итоге которой оппозиция одержала победу. 16 января 2016 г. по результатам президентских выборов президентом Тайваня стала Цай Инвэнь, лидер оппозиционной партии ДПП.

Опыт радикальных экономических преобразований при сохранении в неприкосновенности политической структуры привлек внимание наиболее прагматических лидеров КПК в Пекине. На Тайване, по сути дела, в 50—70-гг. был поставлен грандиозный социальный эксперимент в масштабе многомиллионной провинции. Влияние на континентальный Китай, содрогавшийся в это время в судорогах «больших скачков» и «культурной революции», — очень важная сторона тайваньского опыта, предлагавшего руководителям КПК и КНР альтернативный и вместе с тем «китайский» путь модернизации своей страны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: