Малайзия (население -31 млн. человек)

Созданное в 1963 г. независимое государство — Федерация Малайзия - Малайя и соединенные с ней в рамках единого государства территории Северного Калимантана, Саравак и Сабах, являет собой конституционную монархию. Монарх здесь больше напоминает президента: из 13 штатов Малайзии 9 являются султанатами и именно из числа 9 наследственных монархов‑султанов избирается сроком на пять лет король Малайзии. Законодательную власть представляет двухпалатный парламент на многопартийной основе, исполнительную - назначенный монархом и неответственный перед парламентом кабинет министров. Государственный язык – английский. В Малайзии успешно взаимодействуют три национальные политические партии — Объединённая малайская национальная организация, Китайская ассоциация Малайи (КАМ), Индийский конгресс Малайи (ИКМ). Эти три партии создали единую Союзную партию, которая в новом государстве стала правящей. При премьер-министре Тунку Абдул Рахмане началась замена англичан на ответственных государственных должностях малайцами.

В 1983 г. возник конфликт между кабинетом министров и правящей династией, который завершился тем, что власть короля была ограничена.

В Малайзии провозглашена религиозная свобода, но официальной религией является ислам, который исповедует 60 % населения. Вопросы, связанные с расторжением брака и наследованием, мусульмане решают в шариатских судах, и светские суды не имеют права пересмотра их решений.

После получения независимости в 1963 г. 85% дохода страны приходилось на экспорт олова и каучука, а около 70% полученной прибыли уходило за границу, в основном, в Великобританию. 70% внешней торговли и 75% плантаций по-прежнему находились в руках европейцев. В 1972 г. 80% добычи минералов, 62% фабричного производства и 58% строительного сектора контролировались европейскими компаниями, главным образом, британскими. В итоге, несмотря на предоставление колонии независимости, европейский капитал по-прежнему занимал господствующее положение в стране.

Специально принятая в 70‑е гг. так называемая новая экономическая политика (НЭП) поставила своей целью довести долю малайского капитала в современных отраслях промышленности к 1990 г. до 30 % (1970–2 %). Как и в Таиланде, здесь в 70‑х гг. был взят курс на производство трудоемкой экспортной продукции. Системой льгот и поощрений правительство стимулирует частное предпринимательство в промышленности. Заботится оно и о создании необходимой инфраструктуры. В 80‑х гг. произошла приватизация заметной доли государственного сектора в экономике страны, что еще больше способствовало увеличению темпов роста. В 80-х гг.  экономический рост составлял 8% в год. Немалую роль в этом сыграли иностранные инвестиции.

Независимо от того, сколь успешно реализуется этот курс, направленность его вполне определенна: Малайзия хочет в экономическом отношении быть главным образом малайской, что осуществляется также за счет некоторого уменьшения влияния в городской промышленной экономике китайцев‑хуацяо.

Национальные богатства страны - нефть, олово и каучук, в немалой степени обеспечивают ее успехи в развитии: по темпам роста среди стран АСЕАН Малайзия вышла на второе место (после Сингапура).

С 90-х гг. и до наших дней Малайзия является крупным экспортёром сельскохозяйственной продукции.

Особенностью реализации новой экономической политики стал перенос центра значимости на производство продукции электронной промышленности. Здесь стали образовываться филиалы крупных компаний электроники, в том числе и японских. На многих товарах таких известных фирм, как Sony, Panasonic, Philips, стали появляться надписи «Made in Malaysia». В настоящее время страна занимает 1-е место в мире по производству электронных чипов и кондиционеров. В 2002 г. была запушена космическая программа.

Второй целью НЭП является усиление социальной защищенности основной, наиболее отсталой и бедной части населения страны – самих малайцев. Речь идет о предоставлении малайцам рабочих мест в городах, где до того преобладали китайцы‑хуацяо и индийцы. Дело в том, что мигрировавшие из деревни в город малограмотные коренные жители Малайзии с трудом адаптировались к городской жизни. Следствием этого стала межнациональная напряженность в городах и связанные с этим конфликты. НЭП принесла коренному населению льготы, кредиты, доступное образование, рабочие места (не менее 50 %). В деревнях организованы национальные школы, проведено электричество, интернет и т.д.  

Малайцев беспокоит, что индусов и китайцев в их стране - 45 % от общей численности населения. Политика «малаизации» Малайзии проводится осторожно и взвешенно, дабы не породить встречное недовольство и обострение национальной розни. Пока ничего подобного не наблюдается.

В настоящее время НЭП получила название «Перспектива 2020 года», соответственно которой Малайзия до 2020 г. должна была войти в группу государств с развитой экономикой.

Индонезия с ее свыше, чем 170 млн. населения после деколонизации и обретения независимости напряженно искала свой путь развития. В августе 1950 г. она провозглашается унитарной республикой, в сентябре стала членом ООН. Правительство подавило сепаратистские мятежи, поддержанные внешними силами, стало проводить социально-экономические реформы (национализированы иностранные плантации, банки, предприятия).

 В конце 50‑х гг. президент Сукарно опубликовал программу, получившую название Политического манифеста: индонезийский социализм, направляемая экономика, самобытность страны.

Последовавшие за этим реформы привели к разбуханию государственного сектора в экономике и злоупотреблениям управлявшей этим сектором бюрократии. В рамках «направляемой демократии» по Сукарно отчетливо проявилась неэффективность государственной экономики. Инфляция за 6 – 7 лет к 1964 г. привела к росту цен на товары первой необходимости в 20 раз. Производственные мощности использовались едва наполовину.

В условиях нарастающего экономического кризиса обострились противоречия между националистическими и левыми силами. 30 сентября 1965 г. группа офицеров вооруженных сил Индонезии, несколько воинских подразделений, отдельные руководители и рядовые члены левых партий, в том числе Компартии Индонезии выступила против высшего армейского генералитета, обвинив их в подготовке заговора против правительства президента Сукарно. Участники выступления, получившего название «Движение 30 сентября 1965 г.», заявили о переходе власти в стране к «Революционному совету» во главе с подполковником президентской охраны Унтунгом. В ходе акции было убито шесть генералов, занимавших высшие посты в сухопутных войсках. Однако Сукарно, от имени которого освящали свои действия Унтунг и его сторонники, уклонился от официального одобрения движения, и оно было подавлено командованием армии.

Эти события привели к глубоким изменениям в характере политического строя в стране. Власть в стране перешла к армейскому командованию. Были запрещены компартия и другие левые партии и организации, митинги, демонстрации, забастовки. 

В 1967 г. Сукарно был снят со своего поста. Президентом страны в 1968 г. стал генерал Сухарто. Опорой режима, получившего название «нового порядка», стала армия.

Сочетаниежесткого политического режима, дававшего возможность мобилизовать все силы на нужды развития и поддержание трудовой дисциплины, с либерализацией в области экономики, позволявшей широко развивать предпринимательскую деятельность и привлекать иностранный капитал, привело к значительному прорыву в экономическом развитии страны, особенно на фоне разрухи и хаоса последних лет правления первого президента Сукарно. Темпы роста составляли не ниже семи процентов, а промышленности — вдвое больше. Основой развития и даже расцвета экономики Индонезии стала нефть. Доход на душу населения вырос до 1000 долл. США. Число населения за чертой бедности уменьшилось до 13,7 процентов.

Укрепление «нового порядка» позволило режиму активизировать внешнюю политику. Более заметной стала деятельность Индонезии в Движении неприсоединения, организации «Исламская конференция», Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, организации «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». В 1995—1996 гг. Индонезия являлась непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Но вместе с тем постепенно усиливались негативные аспекты деятельности режима. Прежде всего, происходило перераспределение богатств в интересах семьи Сухарто и его ближайшего окружения. Его супруга направляла деятельность многочисленных фондов, а сын и дочь стали руководителями крупнейших конгломератов, которые ворочали миллиардами долларов и практически монополизировали в своих руках целые отрасли промышленности и сельского хозяйства, а также внешней торговли. Их избрание сначала членами парламента, а затем назначение в 1998 г. дочери министром дали основание полагать, что Сухарто взял курс на создание династийного режима.

 Быстрый экономический рост расширил прослойку среднего класса и национальных предпринимателей, которые стремились к политической деятельности. Но в стране нельзя было создать новые партии, политическая деятельность в сельской местности была запрещена, не допускалась пропаганда никакой идеологии. Все это создавало предпосылки для скорого взрыва, который был ускорен финансовым кризисом осени 1997 г., резко осложнившим экономическое положение страны.

Катастрофическое снижение курса национальной валюты рупии привело к повышению цен на товары первой необходимости, увеличению безработицы. Десятки финансовых корпораций и банков становились банкротами, сворачивалось производство, началось стремительное бегство капиталов из страны.

Экономический кризис вызвал рост недовольства режимом. С 12 по 21 мая 1998 г. демонстрации с требованием отставки Сухарто и проведения реформ охватили Джакарту и другие города. Столкновения демонстрантов с силами безопасности привели к гибели четырех студентов столичного университета.

Также социальному взрыву способствовала заметная разница в уровне жизни между 100 млн. мусульманским населением и 7 млн. очень богатой китайской общиной хуацяо. По стране прокатились массовые протесты: грабежи и убийства китайцев, поджоги их предприятий. Китайцы из страны бежали и вывезли из страны 20 млрд. долларов.

Генерал Сухарто, правивший в Индонезии 32 года, вынужден был подать в отставку.  21 мая 1998 г. власть перешла к вице-президенту Хабиби.

Уход Сухарто предотвратил новый виток напряженности. В соответствии с яванской философией правитель, единожды допустивший природный или социальный катаклизм, лишь с большим трудом может восстановить свой авторитет. Яванцы верят, что, если бы он действительно был носителем настоящей (божественной) власти, этих катаклизмов не произошло бы. Не сумев справиться с кризисом, Сухарто потерял право на власть. Применение силы ему не простили бы ни в стране, ни за рубежом.

Вице-президент Хабиби пытался преодолеть экономический кризис. Были приняты меры по обновлению законодательной базы: впервые за последние тридцать лет индонезийские граждане получили свободу создавать новые политические организации, были освобождены политические заключенные. Правительство провело референдум на Восточном Тиморе — бывшей португальской колонии, присоединенной к Индонезии в 1976 г. в нарушение процесса деколонизации, предусмотренного ООН, и начало выводить с острова войска. Состоявшийся 30 августа 1999 г. под эгидой ООН референдум привел к отделению этой территории от Индонезии.

Но Хабиби, вскормленный в недрах старого режима, многим обязанный бывшему президенту, не мог решиться на радикальные действия, на которых настаивала оппозиция, и не торопился с привлечением Сухарто к суду по обвинению в коррупции. Ведь бывший президент для Хабиби — гуру, а предательство гуру в глазах традиционного индонезийского общества — недостойный и непростительный для ученика поступок.

Оппозиция, однако, не прекращала давление на президента. Ситуация вновь накалилась. Студенты продолжали массовые акции. Хабиби под давлением оппозиции и массовых акций студентов вынужден был сдавать позицию за позицией. В отставку была отправлена большая группа военачальников — сторонников бывшего президента (69 человек). Военное руководство сообщило о готовности военных обсудить вопрос об ограничении политической роли армии.

В 1999 г. президентом был избран Абдуррахман Вахид. Избрание нового президента не привело к стабилизации внутренней обстановки. Властям не удалось эффективно контролировать ситуацию, продолжались столкновения на национальной и конфессиональной основе. Продолжало свою активность движение «Свободное Папуа» в провинции Папуа: 6 июня 2000 г. т.н. Национальный конгресс Западного Папуа принял декларацию о независимости, которая не была признана Джакартой.

В январе 2001 г. к этому прибавились еще и коррупционные скандалы, и нежелание властей обеспечить суд над бывшим президентом Сухарто, обвиняемом в коррупции (более 500 млн. долл.). Начавшийся в августе 2000 г. судебный процесс был уже в сентябре прекращен: Верховный суд снял обвинения с бывшего президента из-за «его физической неспособности».

Практически сразу обозначилась также тенденция к противостоянию между президентом, стремившимся самостоятельно принимать важные государственные решения, и парламентом. Это противостояние завершилось острым политическим кризисом в июне-июле 2001 г., который привел к отставке Вахида и передаче полномочий главы государства вице-президенту Мегавати Сукарнопутри (дочери Сукарно).

Правительство Мегавати Сукарнопутри продолжило курс, направленный на оздоровление социально-экономической обстановки и планомерную либерализацию политической системы. При этом сохраняли остроту этнические и конфессиональные противоречия в различных регионах страны, активную деятельность развернули исламистские террористические группировки.

По итогам прошедших в 2004 г. первых в истории Индонезии прямых президентских выборов убедительную победу одержал лидер Демократической партии, отставной армейский генерал Сусило Бамбанг Юдойоно, занимавший различные посты в правительствах Вахида и Сукарнопутри. 8 июля 2009 г. Сусило Бамбанг Юдойоно был переизбран на пост главы государства.

Его правительству удалось добиться значительных успехов в урегулировании этнических и конфессиональных проблем. Во второй половине 2000-х гг. существенный прогресс был достигнут на экономическом направлении: в значительной степени была восстановлена инвестиционная привлекательность страны, но развитие промышленности и особенно современных ее отраслей идет в Индонезии много медленней, чем в Таиланде или Малайзии, которые активно работают на экспорт.

Новым условиям экономической жизни соответствуют и конституционные преобразования: страна объявлена унитарной республикой с президентским правлением. Существует многопартийная система (деятельность компартии запрещена). Страна играет активную роль в мировых делах, способствует урегулированию разногласий в регионе.

Послевоенная ситуация на Филиппинах (ок. 60 млн. жителей) напоминает индонезийскую.

В апреле 1946 г. избрание первого президента независимых Филиппин — М. Рохаса (1946—48), ставленника США, политика крайне консервативного толка, не устраивала большинство филиппинцев. Как и в Индонезии, на филиппинском архипелаге большую роль играла компартия. Социальное напряжение вылилось в кровопролитную крестьянскую войну 1948—53 гг., руководимую коммунистами. Решающую роль в разгроме восстания сыграл министр обороны Р.Магсайсай.

В сер. 1950-х — сер. 60-х гг. на Филиппинах установилась разновидность фасадной «олигархической» демократии (реальная власть — в руках нескольких землевладельческих кланов, манипулировавших демократическими законами).

В 1965 г. президентом был избран Фердинанд Маркос, который в 1972 г. провозгласил военную диктатуру и управлял страной как диктатор до 1986 г. Его планы ускоренной модернизации не были реализованы из-за роста коррупции, кризиса в экономике на рубеже 1970—80-х гг., кронизма (практика предоставления властных преимуществ друзьям или доверенным лицам).

Режим Маркоса подвергался атакам, как со стороны коммунистов, так и мусульманских партизан, его обвиняли в подтасовке результатов выборов и мошенничестве. Убийство выдающегося деятеля оппозиции Бениньо Акино в 1983 г. спровоцировало массовые антиправительственные выступления. В феврале 1986 г. диктатура была уничтожена в результате массовых бескровных акций в Маниле (революция «власть народа»). Маркос вынужден был бежать из страны.

Президентом впервые в истории Филиппин стала женщина — Кори Акино (1986—92 гг.), вдова Бениньо Акино. 

Акино восстановила демократические институты в стране, но потерпела неудачу при попытках решить экономические проблемы, ей также не удалось справиться с сильной военной элитой. Военное влияние США на страну было ослаблено после 1991 г., когда извержение вулкана Пинатубо разрушило американскую военно-воздушную базу Кларк, и после того, как Сенат Филиппин отказался ратифицировать аренду военно-морской станции Субик Бэй.

На посту президента Акино выдержала семь путчей за шесть лет и в 1992 г. уступила пост президента Министру обороны своего кабинета Фиделю Рамосу, который пытался оживить экономику, привлечь иностранные инвестиции, истребить коррупцию и поднять уровень обеспечения населения бытовыми услугами.

По контрасту с реформатором Рамосом на выборах 1998 г. победу одержал популист, бывший киноактёр Джозеф Эстрада, который получил большинство голосов благодаря огромной популярности своих экранных персонажей. Он обещал экономические реформы, и провел их, не в пользу народа, а для обогащения своего собственного кармана. Он подвергся импичменту и был отдан под суд в конце 2000 г. по обвинению в получении взяток от преступных синдикатов игорного бизнеса, и в использовании их для собственного обогащения, а также для строительства роскошных особняков для своих любовниц. Когда Эстрада и его политические сторонники попытались препятствовать судебному разбирательству и заблокировать для следствия доступ к финансовым счетам, народ решил, что этого достаточно, и устроил массовые демонстрации на улицах Манилы. В конце концов, 19 января 2001 г. Эстрада вынужден был сдаться, и на следующий день вице-президент Глория Макапагал-Арройо была объявлена новым президентом Филиппин. В речи после инаугурации, в которой было что-то знакомое для филиппинцев, Макапагал-Арройо обещала покончить с нищетой и коррупцией, она отказалась дать Эстраде амнистию, и объявила, что только суд будет решать его судьбу.

Макапагал-Арройо получила тяжёлое наследство от Дж. Эстрады, и попытки оздоровления экономики и возобновления курса модернизации оказались малоэффективны. В настоящее время президент Родриго Дутерте продолжает попытки модернизации экономики.

На Филиппинах все послевоенное время осуществлялся последовательный курс на развитие капитализма, причем существенную роль в его реализации играла община китайцев‑хуацяо. В деревне усилиями правительства и зарубежных инвеститоров создавалась инфраструктура (дорожная сеть, ирригация, система снабженческих, сбытовых пунктов и т. п.). Велась работа по созданию перерабатывающей сельскохозяйственные продукты местной промышленности, по организации экспорта. И хотя эта программа еще не дала значительных результатов и даже вызвала побочные негативные явления (рост нищеты вытесненных из деревни маргинальных слоев населения), она имеет будущее, которое выражается в постоянном увеличении доходов от сельскохозяйственного экспорта, в развитии первоклассного плантационного хозяйства.

Филиппины являются самым бедным государством среди новых индустриальных стран. ВВП на душу населения здесь менее 300 долларов. Особенностью экономики страны является тот факт, что она исчерпала резервы экстенсивного развития. Филиппины не имеют нефти и вынуждены ее импортировать. Промышленный сектор этого государства представлен, прежде всего, добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее, на Филиппинах уже появились первые отрасли прогрессивной экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования. Правда, заметных успехов пока нет.

Сравнивая все четыре государства, можно заметить разницу между ними и даже вытянуть их в некую линию на шкале развития. Всем им, особенно Индонезии и Филиппинам, весьма далеко до развитой японской модели и даже до тех стран дальневосточной конфуцианской культуры, которые вплотную подошли к реализации такой модели. Здесь сыграли свою роль исходный уровень развития и цивилизационный фактор. Совершенно очевидно, что рассматриваемым четырем странам, особенно Индонезии и Филиппинам, предстоит еще большой путь и что большинство населения в этих странах долго еще не достигнет приемлемого стандарта жизни. Но с избранного пути эти страны уже не сойдут. Более того, альтернативные пути развития, представляемые экстремистскими группировками, в этих странах не имеют будущего, тогда как развитие по капиталистическому пути набирает темпы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: