Долгое время многие учёные предполагали, что в Месопотамии культура распространялась с юга на север, а цивилизация возникла на юге 3500 лет до н. э. с образованием города Урук. Вот почему некоторые исследователи придерживаются мнения, что езидизм своими корнями уходит к шумеро-аккадским верованиям[31] и исконной землёй езидов считают Верхнюю Месопотамию[32].
В 2001 году, в ходе совместной американо-сирийской археологической экспедиции, появилась иная гипотеза, основанная на раскопках в сирийской части Курдистана, близ небольшой деревеньки Хамукар, где были найдены развалины древнего города (см. ил. 3).
Ил. 3 Курдистан — колыбель цивилизации. Хамукар.
Парадоксально, но факт — первые города и государства возникли ещё до появления письменности, которую считают необходимой предпосылкой рождения цивилизации. Науке неизвестны подлинные названия государства, города и этническая принадлежность хамукарцев, и в то же время археологический материал даёт основание причислять их к периоду перехода от камня к бронзе. Учёные так и не смогли отождествить эту культуру, родившуюся в тесном взаимодействии народов Сирии и Месопотамии, ни с одной из знакомых, поэтому и назвали её условно культурой древних народов Ирака.
Обнаруженные находки указывают, что цивилизация возникла здесь 7000 лет до н. э., и это даёт основание предполагать, что цивилизация в Месопотамии носит местный характер. Ни шумерская, ни египетская цивилизации не создали столь крупных городов, — а гигант Вавилон возник намного позднее…[33]
В книге С. С. Аверинцева «Древние цивилизации» читаем: «Первые шумерские поселения возникли на крайнем юге Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э.» Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены, что затрудняет возможность выяснить, откуда они пришли.
О том, что шумеры — пришельцы, свидетельствуют многие топонимические названия, которые не могли происходить из шумерского языка.
Латиф Мамад[34] в работе «Древние земледельческие традиции курдского народа» отмечает: «Лингвистами давно разрабатывается вопрос о языке-субстрате, заимствования из которого обнаруживаются в шумерской лексике». Считается, что в Южном Двуречье засвидетельствован и дошумерский топонимический пласт, к которому, в частности, относятся названия таких городов как Ниппур, Ур и Киш. Обнаружены также самостоятельные термины, такие, как стена, медь, корзина, пивной чан, печать, кирпичная форма, вагон, серп, подиум, овца, кузнечные меха. К носителям данного языкового субстрата учёные относят племена хассунской (район Мосула в Южном Курдистане) культуры, которые мы рассматриваем в качестве протокурдских племён, поэтому можно говорить не о чисто шумерской культуре, а о шумеро-хассунской культуре.
Основным стимулом развития шумерской цивилизации была организация, необходимая земледельческому народу для того, чтобы справится с разливами и засухами долины рек Тигр и Евфрат. На рубеже IV и III тыс. до н. э. формируются несколько городов-государств: Эриду, Лагаш, Урук, Ур и связанные с ними ремесленные специализации, накопление богатств, а главное — изобретение письма, значение которого трудно переоценить.
Шумер не был централизованным государством. Политической единицей считался город-государство, правители которого носили титул «лугаль» или «энси». Лугаль в переводе означает «большой человек»[35], то есть царь. Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества. Одним из ритуальных требований, предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во многих религиях — не иметь физических недостатков. Потребность в светских правителях возникала лишь во время войны, а в остальное время они имели минимум власти.
Вначале общинные культы шумерийцев были самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. С объединением посёлков в города произошло слияние и комбинирование местных представлений о богах-покровителях в общенародные божества[36], а в эпоху политического объединения страны сформировался пантеон богов из прежних божеств-покровителей общин. Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов; ягрецы — прислужники храмов, владевшие значительными богатствами — представляли собой очень влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным.
В то же время они были учёными. Жрецы монополизировали знания, необходимые для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства, следили за сезонными разливами рек, систематически наблюдали за движением небесных светил. Так зародился процесс астрализации божеств. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов.
С первой половиной III тыс. до н. э. из Передней Азии и Сирийской степи в северную часть Месопотамии стали проникать семитские[37] скотоводческие племена. Самым древним городом, основанным ими, был Аккад, позднее ставший столицей государства с тем же названием. К концу III тыс. до н. э. семиты заняли всю южную Месопотамию.
В южной Месопотамии племена говорили на вавилонском, а к северу — на ассирийском диалекте аккадского языка (древнесемитский язык семитской ветви афразийских языков).
Политическая унификация Шумера произошла после его завоевания семитами Аккада под руководством Саргона Древнего. Но это вовсе не означало физического уничтожения его исконных обитателей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые вавилоняне заимствовали у них с небольшими изменениями.
Хотя в быту шумерский язык всё больше заменялся аккадским, однако как язык религиозного культа и науки продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э. Сам Аккад как государство пережил три основных этапа своего развития:
а) начало ассимиляции шумеров семитами;
б) перерастание города-государства в часть крупного территориального государства;
в) дальнейшая экспансия.
Около 2334 г. до н. э. царём Аккада стал Саргон, основатель династии. Начиная с него самого, пять царей — сын, сменяя отца — правили страной на протяжении 150 лет. Аккадский язык, использовавший заимствованную шумерскую клинопись, становится международным на Ближнем Востоке и остаётся таковым на протяжении большей части II-го тысячелетия до н. э.
Начиная с Саргона, цари объединённого Двуречья претендовали на особую близость к небесным богам. Они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени.
Приблизительно к 2170 г. до н. э. территория Месопотамии, в том числе и Аккад, были завоёваны и разграблены племенами кутиев[38], пришедших с гор Загроса.
В период кутийского правления в Шумере в культурном отношении особо выделялся город Лагаш, где правил патэси Гудеа. Именно при нём в Лагаше в большом масштабе производились постройки храмов. Храмы возводились согласно разработанным планам и чертежам: кутии «привезли» с собой и своих богов, которые нуждались в «жилищах». В то же время кутии, опасаясь гнева шумеро-аккадских божеств, не замещали их изваяния в храмах, а для своих божеств строили новые храмы. Именно в Лагаше началось строительство величественного храма в честь кутийско-хурритской богини плодородия и любви Нину (Нино), впоследствии вошедшей в шумеро-аккадский пантеон как богиня плодородия и любви, войны и распри под именами Инанна — Иштар. Собственно, с периодом кутийского владычества в Месопотамии и связан самый колоритный миф — миф о боге Думузи (Таммузе) и Инанне. В имени богини Нин мы видим отражение курдского слова «нин» («нан») — «хлеб», что соответствует имени богини плодородия в смысле «Великая кормилица». Инанна (Иннин, Нинанна) под именем Нинсианы (отсюда и название курдского месяца Нисан — Март) почиталась как астральное божество — звезда утренней зари (планета Венера).
В пантеоне кутиев вера в бога Солнца, называемого «UTU» («TAV»), занимала центральное место. К(г)утии, вероятнее всего, от имени своего верховного бога солнца «UTU» — «TAV» — и получили своё название: «кu(i)» (кто) и «utu, tav» (солнце), буквально — «последователи солнца». Их страну древние источники называли К(Г)утиум. Позже древнегреческие источники часть обширной страны кутиев назовут «Отена».
В шумерском пантеоне пиктографическим изображением солнца был знак в виде креста. Позже этот клинописный знак, став символом солнца, превратился в букву и в семитских языках стал обозначать букву «tav» (†, τ)
В книге «Арии — путь на юг» Е. Е. Кузьмина пишет: «Иранское имя бога Тири уже указывает на принадлежность кутиев к «иранцам» в этническом отношении». В курдском языке «tir» означает «стрела», отсюда и названия реки Тигр («Быстрый»). Тир — одно из названий Сириуса. Имя последнего кутийского царя, правившего в Шумере, было Тирикан (2104 г. до н. э.).
Так называемый «Шумерский календарь», заимствованный древними вавилонцами, возник г. Ниппуре и широко распространился лишь после 2000 г. до н. э.
Только к 2109 г. до н. э. ополчение города Урука во главе со своим царём Утухенгалем нанесло поражение кутиям и изгнало их из страны. Но верховенство Урука было недолгим. Вскоре владычество над южной Месопотамией переходит к городу Уру, где у власти находилась III династия царей Ура (2112-2003 г. до н. э.), основоположником которой являлся Урнамму.
В семитическую эпоху шумерийские божества были сохранены, но им стали присваивать семитические имена. Так, богиню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев — Эштар, у ассирийцев — Истар, у западных семитов — Аштарт, Астарта); бог Ларсы Уту, связанный с солнцем, получил название Шамаш — солнце (у евреев — Шемеш, у арабов — Шамс, у амореев и ассирийцев — Шамсу, Шамас). Бога Нингирсу переименовали в Нинурту (прежде читали «Ниниб»).
По своему происхождению эти и другие божества семитического пантеона были всё же покровителями отдельных общин: Наннар — он же древний Син — покровитель г. Ура; Нинурта (Ниниб, прежний Нингирсу) — Лагаша; Набу — г. Борсиппы; Нергал (подземное божество смерти) вначале был местным патроном г. Куту.