Глава 1. Шумер — древнейший очаг письменной цивилизации

 

Долгое время многие учёные предполагали, что в Месопо­тамии культура распространялась с юга на север, а цивилиза­ция возникла на юге 3500 лет до н. э. с образованием города Урук. Вот почему некоторые исследователи придерживаются мнения, что езидизм своими корнями уходит к шумеро-аккад­ским верованиям[31] и исконной землёй езидов считают Верх­нюю Месопотамию[32].

В 2001 году, в ходе совместной американо-сирийской архе­ологической экспедиции, появилась иная гипотеза, основанная на раскопках в сирийской части Курдистана, близ небольшой деревеньки Хамукар, где были найдены развалины древнего города (см. ил. 3).

 

 

 

 

Ил. 3 Курдистан — колыбель цивилизации. Хамукар.

 

Парадоксально, но факт — первые города и государства возникли ещё до появления письменности, которую считают необходимой предпосылкой рождения цивилизации. Науке неизвестны подлинные названия государства, города и этни­ческая принадлежность хамукарцев, и в то же время археоло­гический материал даёт основание причислять их к периоду перехода от камня к бронзе. Учёные так и не смогли отожде­ствить эту культуру, родившуюся в тесном взаимодействии на­родов Сирии и Месопотамии, ни с одной из знакомых, поэтому и назвали её условно культурой древних народов Ирака.

Обнаруженные находки указывают, что цивилизация воз­никла здесь 7000 лет до н. э., и это даёт основание предполагать, что цивилизация в Месопотамии носит местный характер. Ни шумерская, ни египетская цивилизации не создали столь круп­ных городов, — а гигант Вавилон возник намного позднее…[33]

В книге С. С. Аверинцева «Древние цивилизации» читаем: «Первые шумерские поселения возникли на крайнем юге Месопота­мии не позднее IV тысячелетия до н. э.» Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установле­ны, что затрудняет возможность выяснить, откуда они пришли.

О том, что шумеры — пришельцы, свидетельствуют многие топонимические названия, которые не могли происходить из шумерского языка.

Латиф Мамад[34] в работе «Древние земледельческие традиции курдского народа» отмечает: «Лингвистами давно разрабатывается вопрос о языке-субстрате, заимствования из которого обнаруживаются в шумерской лексике». Считается, что в Южном Двуречье засвидетельствован и дошумерский топонимический пласт, к которому, в частности, относятся названия таких городов как Ниппур, Ур и Киш. Обнаружены также самостоятельные термины, такие, как стена, медь, корзина, пивной чан, печать, кирпичная форма, вагон, серп, подиум, овца, кузнечные меха. К носителям данного языкового субстрата учёные относят племена хассунской (район Мосула в Южном Курдистане) культуры, которые мы рассматриваем в качестве протокурдских племён, поэтому можно говорить не о чисто шумерской культуре, а о шумеро-хассунской культуре.

Основным стимулом развития шумерской цивилизации была организация, необходимая земледельческому народу для того, чтобы справится с разливами и засухами долины рек Тигр и Евфрат. На рубеже IV и III тыс. до н. э. формируют­ся несколько городов-государств: Эриду, Лагаш, Урук, Ур и связанные с ними ремесленные специализации, накопление богатств, а главное — изобретение письма, значение которого трудно переоценить.

Шумер не был централизованным государством. Полити­ческой единицей считался город-государство, правители ко­торого носили титул «лугаль» или «энси». Лугаль в переводе означает «большой человек»[35], то есть царь. Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества. Одним из ритуальных требований, предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во многих религиях — не иметь физических недостатков. Потребность в светских правителях возникала лишь во время войны, а в остальное вре­мя они имели минимум власти.

Вначале общинные культы шумерийцев были самостоятель­ны, отражая самостоятельность самих общин. С объединением посёлков в города произошло слияние и комбинирование местных представлений о богах-покровителях в общенародные божества[36], а в эпоху политического объединения страны сформировался пантеон богов из прежних божеств-покровителей общин. Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов; ягрецы — прислужники храмов, владевшие значительными богатствами — представляли собой очень влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным.

В то же время они были учёными. Жрецы монополизиро­вали знания, необходимые для ведения организованного ирри­гационно-земледельческого хозяйства, следили за сезонными разливами рек, систематически наблюдали за движением не­бесных светил. Так зародился процесс астрализации божеств. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. По­этому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая на­ука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов.

С первой половиной III тыс. до н. э. из Передней Азии и Сирийской степи в северную часть Месопотамии стали прони­кать семитские[37] скотоводческие племена. Самым древним го­родом, основанным ими, был Аккад, позднее ставший столицей государства с тем же названием. К концу III тыс. до н. э. семиты заняли всю южную Месопотамию.

В южной Месопотамии племена говорили на вавилонском, а к северу — на ассирийском диалекте аккадского языка (древнесемитский язык семитской ветви афразийских языков).

Политическая унификация Шумера произошла после его завоевания семитами Аккада под руководством Саргона Древ­него. Но это вовсе не означало физического уничтожения его исконных обитателей. Шумеры слились с вавилонянами, со­хранив свою религию и культуру, которые вавилоняне заим­ствовали у них с небольшими изменениями.

Хотя в быту шумерский язык всё больше заменялся аккад­ским, однако как язык религиозного культа и науки продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э. Сам Аккад как государство пережил три основных этапа своего развития:

а) начало ассимиляции шумеров семитами;

б) перерастание города-государства в часть крупного тер­риториального государства;

в) дальнейшая экспансия.

Около 2334 г. до н. э. царём Аккада стал Саргон, основатель династии. Начиная с него самого, пять царей — сын, сменяя отца — правили страной на протяжении 150 лет. Аккадский язык, использовавший заимствованную шумерскую клино­пись, становится международным на Ближнем Востоке и оста­ётся таковым на протяжении большей части II-го тысячелетия до н. э.

Начиная с Саргона, цари объединённого Двуречья претен­довали на особую близость к небесным богам. Они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени.

Приблизительно к 2170 г. до н. э. территория Месопотамии, в том числе и Аккад, были завоёваны и разграблены племенами кутиев[38], пришедших с гор Загроса.

В период кутийского правления в Шумере в культурном отношении особо выделялся город Лагаш, где правил патэси Гудеа. Именно при нём в Лагаше в большом масштабе производились постройки храмов. Храмы возводились со­гласно разработанным планам и чертежам: кутии «привезли» с собой и своих богов, которые нуждались в «жилищах». В то же время кутии, опасаясь гнева шумеро-аккадских божеств, не замещали их изваяния в храмах, а для своих божеств строили новые храмы. Именно в Лагаше началось строительство ве­личественного храма в честь кутийско-хурритской богини плодородия и любви Нину (Нино), впоследствии вошедшей в шумеро-аккадский пантеон как богиня плодородия и любви, войны и распри под именами Инанна — Иштар. Соб­ственно, с периодом кутийского владычества в Месопотамии и связан самый колоритный миф — миф о боге Думузи (Таммузе) и Инанне. В имени богини Нин мы видим отражение курдского слова «нин» («нан») — «хлеб», что соот­ветствует имени богини плодородия в смысле «Великая кормилица». Инанна (Иннин, Нинанна) под именем Нинсианы (отсюда и название курдского месяца Нисан — Март) почиталась как астральное божество — звезда утренней зари (планета Венера).

В пантеоне кутиев вера в бога Солнца, называемого «UTU» («TAV»), за­нимала центральное место. К(г)утии, вероятнее всего, от имени своего верхов­ного бога солнца «UTU» — «TAV» — и получили своё название: «кu(i)» (кто) и «utu, tav» (солнце), буквально — «последователи солнца». Их страну древние источники называли К(Г)утиум. Позже древнегреческие источники часть об­ширной страны кутиев назовут «Отена».

В шумерском пантеоне пиктографическим изображением солнца был знак в виде креста. Позже этот клинописный знак, став символом солнца, превра­тился в букву и в семитских языках стал обозначать букву «tav» (†, τ)

 

В книге «Арии — путь на юг» Е. Е. Кузьмина пишет: «Иран­ское имя бога Тири уже указывает на принадлежность кутиев к «иранцам» в этническом отношении». В курдском языке «tir» означает «стрела», отсюда и названия реки Тигр («Быстрый»). Тир — одно из названий Сириуса. Имя последнего кутийского царя, правившего в Шумере, было Тирикан (2104 г. до н. э.).

Так называемый «Шумерский календарь», заимствованный древними ва­вилонцами, возник г. Ниппуре и широко распространился лишь после 2000 г. до н. э.

 

Только к 2109 г. до н. э. ополчение города Урука во главе со своим царём Утухенгалем нанесло поражение кутиям и изгна­ло их из страны. Но верховенство Урука было недолгим. Вско­ре владычество над южной Месопотамией переходит к городу Уру, где у власти находилась III династия царей Ура (2112-2003 г. до н. э.), основоположником которой являлся Урнамму.

В семитическую эпоху шумерийские божества были сохра­нены, но им стали присваивать семитические имена. Так, боги­ню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев — Эштар, у ассирийцев — Истар, у западных семитов — Аштарт, Астарта); бог Ларсы Уту, связанный с солнцем, получил название Ша­маш — солнце (у евреев — Шемеш, у арабов — Шамс, у амореев и ассирийцев — Шамсу, Шамас). Бога Нингирсу переименова­ли в Нинурту (прежде читали «Ниниб»).

По своему происхождению эти и другие божества семити­ческого пантеона были всё же покровителями отдельных об­щин: Наннар — он же древний Син — покровитель г. Ура; Ни­нурта (Ниниб, прежний Нингирсу) — Лагаша; Набу — г. Бор­сиппы; Нергал (подземное божество смерти) вначале был местным патроном г. Куту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: