Глава 2. Вавилония и Ассирия

Сконца III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западносемитские скотоводческие племена. Их называли амореями (по-аккадски «амуру» означает запад). В 2003 г. до н. э. амореи в союзе с эламитами свергли и увели в плен последнего представителя III династии царей Ура Ибби-Суэна, после чего в стране возникло множество местных дина­стий аморейского происхождения.

К 1894 г. до н. э. амореи объединились и создали самостоя­тельное государство со столицей в Вавилоне. С этого времени в течение многих столетий роль Вавилона неуклонно росла, а его покровитель — бог Мардук — становится во главе сонма богов.

Наряду с официальным культом богов-покровителей го­сударства и культом царей сосуществовал аграрный культ — культ божества растительности[39].

Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерыв­ных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов — всё это отразилось существен­ным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини, местные покровители, стали ассоциироваться с не­бесными светилами. Не исключено, что астральные черты, эле­менты олицетворения небесных явлений, входили в образы богов как составная часть и в самую начальную эпоху, ещё до развития астрономических знаний[40].

Наивысший расцвет Вавилонского государства приходится на царствование Хаммурапи (1792-1750 г. до н. э.). Ему удалось завоевать Урук, Иссин, Эшнунну, Ларсу, Мари и области вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает законы. Время от конца правления III династии Ура до установления господства касситских царей считается старовавилонским периодом.

В 1595 г. до н. э. Вавилон пал под натиском хеттов[41] во главе с царём Мурсили I. Совершив рейд и захватив богатую добычу, хетты вернулись в свою страну.

Хетты ассимилировали значительную часть культуры хур­ритов, в результате чего образовался сложный теологический комплекс из их собственных богов, хурритских божеств и дру­гих богов месопотамского происхождения.

Считается, что сами хурриты появились в Месопотамии ещё около 2300 года до н. э. Они обосновались на Тигре как доминирующая нация, однако неизвестно ни об их корнях, ни о том, сколько веков потребовалось им, чтобы обрести могуще­ство.

Хурритам удалось прийти к удивительному религиозному синкретизму: их собственные божества соседствовали парал­лельно с шумерскими и ханаанскими. Наиболее важные боже­ства хурритов — Кумарби, Тешуб (бог грозы), Серри и Хурри (быки бога грозы), божественные шумерские пары Ану и Анту, Энлиль и Нинлиль, Эа, Иштар из Ниневии…

Ведя войны, хетты брали в плен хурритов, однако остав­ляли в живых жрецов. Они перенесли в свои храмы статуи побеждённых богов, впитывая мудрость этих пленников, и с того времени, вплоть до XIV века до н. э., цивилизация хеттов находилась под явным влиянием хурритов.

В 1518 г. до н. э. Вавилон подвергся новому нашествию, на этот раз со стороны касситов[42], горского народа Центрально­го Загроса. Более 350 лет касситы удерживали город в своей власти. Этот периодом можно считать временем относитель­ной стабилизации. В истории он известен как касситский или средневавилонский период.

Конец господству касситов положило завоевание Вавило­на Ассирией и Эламом[43] в 1157 г. до н. э. Со временем кассит­ская династия была ассимилирована местным населением.

Постоянные притеснения со стороны эламитов подтол­кнули вавилонян к объединению. При царе Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н. э.) вавилоняне наконец-таки одержали победу над эламитами и, развив успех, сами вторглись в зем­ли Элама. Разгромив Элам, Навуходоносор стал претендовать на власть над всей Вавилонией. Он, а за ним и его преемники, носили титул «царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырёх стран света».

Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и Северную Месопотамию хлыну­ла мощная волна арамейских племён. В конце XIII века до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопо­тамии множество княжеств и к началу I тысячелетия до н. э. полностью ассимилировали хурритское и аморейское населе­ние Сирии и Северной Месопотамии.

С середины XI в. до н. э. полукочевые племена арамеев[44], жившие к западу от Евфрата, стали проникать в Месопотамию, грабить и разорять её города и селения. Вавилония вновь ока­зались ослабленной и, заключив союз с Ассирией, вынуждена была обороняться от натиска арамеев.

 

С появлением в Месопотамии арамеев, а в дальнейшем и семитов, кли­нописный знак «tav», перенятый ими от кутиев, в их языке сохранил первона­чальную форму изображения в виде креста и звучал как «tav», но имя верховного бога Солнца «UTU» в письменных источниках превратилось в арамейско-се­митское «Şamaş».

 

С IX в. до н. э. в истории Вавилонии ключевую роль стали играть племена халдеев. («Халдея» происходит от «кальду», названия одного из племён арамеев, к которому принадлежала правящая династия). Вначале халдеи селились в районе болот и озёр вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, далее, заняв южную часть Вавилонии, начали продвижение на север, вос­принимая древнюю вавилонскую культуру и религию.

В 626 г. до н. э. в Вавилонии вспыхнуло восстание про­тив ассирийского владычества. Во главе его встал халдейский вождь Набопаласар. Ему предстояла долгая и ожесточённая война с ассирийцами. Лишь через десять лет кровопролитных войн территория Вавилонии была очищена от ассирийцев.

Со времени возвышения г. Вавилона, с начала II тысячелетия до н. э., вы­двигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де только один бог Мардук, все другие боги — это лишь разные его проявления: Нинурта — Мардук силы, Нергал — Мардук битвы, Энлиль — Мардук власти, и так далее. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари при­бирали к рукам всё Двуречье и становились самыми могущественными повели­телями Передней Азии. Однако попытка введения монотеизма не увенчалась успехом, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

 

В первой половине III тысячелетия до н. э. на правом берегу Тигра в Северной Месопотамии был основан город Ашшур (в греческой передаче «Ассирия»). Название восходит к главно­му богу, божеству солнца. Это была торговая фактория на пе­ресечении караванных путей. В начале II тысячелетия до н. э. территория Ассирии расширилось к северу, включая район со­временного г. Мосула.

При царствовании Саргона Древнего в XXVI в до н. э. Аш­шур становится крупным административным центром создан­ной им державы. Позднее столицами также являлись Нимруд, Ниневия.

В период III династии Ура наместниками Ашшура были ставленники шумерских царей. Позднее эта должность прави­теля — «ишшакум» — становится наследственной. Ишшакум имел право созывать совет, но без санкции последнего он не мог принимать важные решения.

Во время царствования Хаммурапи Вавилония подчинила себе Ассирию, что привело к утрате монополии в караванной торговле. К середине II тысячелетия до н. э. Ассирия подпала под власть царей Митанни[45].

С середины XIV в. до н. э. ассирийский царь Ашшурубал­лит I, воспользовавшись поражением Митанни от хеттов, за­хватил часть этого государства. Позднее царь Адад-нерари I (1307-1275 гг. до н. э.) в ходе войны с Вавилонией отвоевал всю территорию Митанни.

При царе Тукульти-Нинтуре I (1244-1208 гг. до н. э.) Ас­сирия стала самым могущественным государством Ближнего Востока. В качестве военного трофея он вывез из храма Эса­гила в Вавилоне статую верховного бога вавилонян Мардука и установил её в Ашшуре. Период XV-XI вв. до н. э. именуется в истории Ассирии среднеассирийским.

К концу X в. до н. э. ассирийцы добились господства в Се­верной Месопотамии и возобновили серию походов на Ближ­ний Восток.

При Шамши-Ададе V (823-811 гг. до н. э.) Ассирия за­хватила северную часть Вавилонии. Этим воспользовались халдейские племена и подчинили своей власти почти всю тер­риторию Вавилонии. При Адад-нерари III Ассирия и Вавило­ния находятся в довольно мирных отношениях.

Дальнейшее усиление Ассирии приходится на правление Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н. э.). Он провёл важные ад­министративные и военные реформы, разукрупнил наместни­чества, первым ввёл политику «несаху». До Тиглатпаласара III целью ассирийских походов были главным образом грабежи, взимание дани и увод части коренных жителей захваченных территорий в рабство. Теперь таких людей стали в массовом порядке переселять в чуждые им области, а на их места при­гонять пленных из других покорённых областей. Цель таких перетасовок — затруднить взаимопонимание между различны­ми племенами и предотвратить их мятежи.

В VIII в. до н. э. Ассирия захватила все арамейские государ­ства, но после этого влияние арамейского языка только усили­лось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила на арамейском языке. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успе­хам способствовали многочисленность арамейского населения и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения языком. Отметим и то обстоятельство, что в процес­се переселения арамеев из одной области Ассирии в другую в результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана.

В 729 г. до н. э. Тиглатпаласар захватил Вавилонию, но со­хранил за ней статус отдельного царства. Теперь Ассирийская держава охватывала все страны от Средиземного моря до Пер­сидского залива, за исключением Урарту и нескольких мелких областей на окраинах. Несмотря на почти постоянную вражду с Вавилоном, в культурном отношении Ассирия была очень близка к нему.

Ассирийцы сами не внесли ничего нового ни в экономи­ческий уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у поко­рённого вавилонского населения его высокую культуру, пись­менность и религию. Могущественное вавилонское жречество сохраняло свои позиции.

В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги, но пантеон богов был пополнен племенными и национальными божествами самих ассирийцев.

Их племенной бог Ашшур (Ассур) — типичный бог-воитель — превратился в официального покровителя государства, но ши­рокому распространению культа Ашшура мешало то, что асси­рийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Главным служителем Ашшура считался сам царь, якобы находившийся под особым покровительством это­го бога. Культ Ашшура был чисто государственным. Среди ас­сирийцев был популярен и культ бога грозы Раммана (он же Адад).

Преемники Тиглатпаласара Саргон II (722-705 гг. до н. э.), Синаххериб (705-681 гг. до н. э.), Асархаддон (681-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (669-629 гг. до н. э.) на протяжении по­следующих ста лет довольно успешно сохраняли гигантскую империю.

Период величия Ассирии (883-612 гг. до н. э.) сопрово­ждался почти непрерывной последовательностью войн, кото­рые велись для расширения и удержания огромной империи.

В 629 г. до н. э. царём Ассирии становится Синшар-ишкун. Спустя три года, в 626 г до н. э., в Вавилонии вспыхнуло вос­стание против ассирийского владычества. Во главе его стоял халдейский царь Набопаласар. Заключив союз с Эламом, На­бопаласар осадил Ниппур, но взять его так и не удалось. В этом же году Вавилон принял сторону Набопаласара, и 25 ноября он торжественно воцарился на троне, основав новую халдейскую (нововавилонскую) династию. Только через одиннадцать лет, ценой больших лишений и потерь, Набопаласару удалось по­корить Ниппур.

Следующий сокрушительный удар обрушился на Ассирию с Востока. В 614 г. до н. э. Мидийцы окружили крупнейший ас­сирийский город Ниневию. Когда им не удалось взять его, они осадили и захватили Ашшур, истребив его жителей. В августе 612 г. до н. э., после трёхмесячной осады, мидийцы совместно с вавилонянами разбили войска Синшар-ишкуна и захватили Ниневию. Часть ассирийской армии сумела пробиться в г. Хар­ран на севере Верхней Месопотамии и там, под руководством нового царя Ашшур-убаллита II и при поддержке египетского фараона Нехо II, продолжала сопротивление. Это была пред­смертная агония, а с падением Харрана в 609 г. до н. э. рухнула Ассирийская держава. Мидийцам досталась коренная террито­рия Ассирии и г. Харран, вавилоняне закрепились в Месопо­тамии.

В 605 г. до н. э., после смерти Набопаласара, царём стано­вится его сын Навуходоносор II. При нём Вавилония достигает наивысшего процветания и могущества.

В 562 г. до н. э. Навуходоносор умирает. Реальная власть в государстве переходит в руки вавилонской знати и жречества. Так, в течение двенадцати лет были смещены три неугодных царя. В 556 г. до н. э. трон достался Набониду, последнему из царей Вавилона. К этому периоду на всём Ближнем Востоке осталось только три могущественных государства: Мидия, Ва­вилония и Египет, а в Малой Азии два более мелких, но неза­висимых царства: Лидия и Киликия.

В 539 г. до н. э. Вавилонию завоевал персидский царь Кир II.

Все исследователи единодушны в том, что обычай соотносить планеты с богами возник в Вавилонии. Ведь недаром и само понятие «бог» изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак в качестве детерминатива сопровождал каждое имя бога или богини. Когда же стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематиче­ском порядке отдельные небесные светила и другие явления: произошла астрали­зация богов: Хвар (Hvare-Khchaeta, Сияющее Солнце), Мах (Луна), Анахита (Венера), Тиштрия (Сириус); и поскольку предполагалось, что они являются могущественными богами, то они влияют на нашу судьбу.

Табл. 1

 

Научное название Имя бога Латинское название
Кайману Ниниб[46] Сатурн
Мулу-баббар Мардук Юпитер
Сал-бат-а-ну Нергал Марс
Дил и-пат Иштар Венера
Гу-уту Набу Меркурий

Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небес­ные светила, особенно планеты, именами богов перешёл к гре­кам, от них — к римлянам; и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней [47]:

Табл. 2

Планета Вавилонское название планеты Древнеперсидский бог Пехлевийское название
Сатурн Кайману Кайван
Юпитер Мардук Ахура-Мазда Ормазд
Марс Нергал Веретрагна Вархран
Солнце Шамаш Митра Михр
Венера Иштар Анахита Анахит
Меркурий Набу Тира Тир
Луна Син Мах Мах

Жрецы Вавилонии определили закономерность влияния этих планет на земные процессы, их цикличность; могли вычислить солнечное затмение и ис­пользовали эти знания в культовых обрядах и ритуалах.

Вероятно, отсюда и пошло представление о семи небесных ангелах Амеша-Спента, позднее воплотившихся в образы езидских ангелов — «hevt mere dîwanê» — «небесный совет семи мужей».

Месяцы года тоже посвящались богам.

При составлении гороскопов предполагалось, что три планеты из семи являются благосклонными, а именно: Юпитер, Венера и Солнце. Персидскими богами этих планет, согласно нашим гипотезам, были Ахура-Мазда, Анахи­та и Митра.

 

Резюме:  

Как следует из вышеотмеченного, со времён покорения Шу­мера Аккадом и вплоть до I тыс. до н. э. в Месопотамии до­минировали народы семитской группы языков. Хотя хетты и касситы, — представители индоевропейской группы народов (возможно, и кутии относились к таковым), завоёвывали Ак­кад, Ассирию и Вавилонию в разные исторические периоды и на протяжении длительного времени имели политическую власть в Месопотамии, со временем они утратили родной язык, переняли культуру и религиозные формы, что и привело к ас­симиляции их семитами. Поэтому считаю, относить езидов к потомкам шумеров или аккадцев (ассирийцев и вавилонян) исторически не верно. Езиды, потомки мидийцев — предста­вители иранской группы племён, и появились они в Верхней Месопотамии не ранее I тыс. до н. э.

Сходство религиозных представлений и названий божеств является следствием взаимопроникновение культур, в част­ности — астрализация древнеиранских родовых божеств вави­лонской аналогией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: