Сконца III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западносемитские скотоводческие племена. Их называли амореями (по-аккадски «амуру» означает запад). В 2003 г. до н. э. амореи в союзе с эламитами свергли и увели в плен последнего представителя III династии царей Ура Ибби-Суэна, после чего в стране возникло множество местных династий аморейского происхождения.
К 1894 г. до н. э. амореи объединились и создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. С этого времени в течение многих столетий роль Вавилона неуклонно росла, а его покровитель — бог Мардук — становится во главе сонма богов.
Наряду с официальным культом богов-покровителей государства и культом царей сосуществовал аграрный культ — культ божества растительности[39].
Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов — всё это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини, местные покровители, стали ассоциироваться с небесными светилами. Не исключено, что астральные черты, элементы олицетворения небесных явлений, входили в образы богов как составная часть и в самую начальную эпоху, ещё до развития астрономических знаний[40].
Наивысший расцвет Вавилонского государства приходится на царствование Хаммурапи (1792-1750 г. до н. э.). Ему удалось завоевать Урук, Иссин, Эшнунну, Ларсу, Мари и области вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает законы. Время от конца правления III династии Ура до установления господства касситских царей считается старовавилонским периодом.
В 1595 г. до н. э. Вавилон пал под натиском хеттов[41] во главе с царём Мурсили I. Совершив рейд и захватив богатую добычу, хетты вернулись в свою страну.
Хетты ассимилировали значительную часть культуры хурритов, в результате чего образовался сложный теологический комплекс из их собственных богов, хурритских божеств и других богов месопотамского происхождения.
Считается, что сами хурриты появились в Месопотамии ещё около 2300 года до н. э. Они обосновались на Тигре как доминирующая нация, однако неизвестно ни об их корнях, ни о том, сколько веков потребовалось им, чтобы обрести могущество.
Хурритам удалось прийти к удивительному религиозному синкретизму: их собственные божества соседствовали параллельно с шумерскими и ханаанскими. Наиболее важные божества хурритов — Кумарби, Тешуб (бог грозы), Серри и Хурри (быки бога грозы), божественные шумерские пары Ану и Анту, Энлиль и Нинлиль, Эа, Иштар из Ниневии…
Ведя войны, хетты брали в плен хурритов, однако оставляли в живых жрецов. Они перенесли в свои храмы статуи побеждённых богов, впитывая мудрость этих пленников, и с того времени, вплоть до XIV века до н. э., цивилизация хеттов находилась под явным влиянием хурритов.
В 1518 г. до н. э. Вавилон подвергся новому нашествию, на этот раз со стороны касситов[42], горского народа Центрального Загроса. Более 350 лет касситы удерживали город в своей власти. Этот периодом можно считать временем относительной стабилизации. В истории он известен как касситский или средневавилонский период.
Конец господству касситов положило завоевание Вавилона Ассирией и Эламом[43] в 1157 г. до н. э. Со временем касситская династия была ассимилирована местным населением.
Постоянные притеснения со стороны эламитов подтолкнули вавилонян к объединению. При царе Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н. э.) вавилоняне наконец-таки одержали победу над эламитами и, развив успех, сами вторглись в земли Элама. Разгромив Элам, Навуходоносор стал претендовать на власть над всей Вавилонией. Он, а за ним и его преемники, носили титул «царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырёх стран света».
Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII века до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество княжеств и к началу I тысячелетия до н. э. полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.
С середины XI в. до н. э. полукочевые племена арамеев[44], жившие к западу от Евфрата, стали проникать в Месопотамию, грабить и разорять её города и селения. Вавилония вновь оказались ослабленной и, заключив союз с Ассирией, вынуждена была обороняться от натиска арамеев.
С появлением в Месопотамии арамеев, а в дальнейшем и семитов, клинописный знак «tav», перенятый ими от кутиев, в их языке сохранил первоначальную форму изображения в виде креста и звучал как «tav», но имя верховного бога Солнца «UTU» в письменных источниках превратилось в арамейско-семитское «Şamaş».
С IX в. до н. э. в истории Вавилонии ключевую роль стали играть племена халдеев. («Халдея» происходит от «кальду», названия одного из племён арамеев, к которому принадлежала правящая династия). Вначале халдеи селились в районе болот и озёр вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, далее, заняв южную часть Вавилонии, начали продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию.
В 626 г. до н. э. в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества. Во главе его встал халдейский вождь Набопаласар. Ему предстояла долгая и ожесточённая война с ассирийцами. Лишь через десять лет кровопролитных войн территория Вавилонии была очищена от ассирийцев.
Со времени возвышения г. Вавилона, с начала II тысячелетия до н. э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де только один бог Мардук, все другие боги — это лишь разные его проявления: Нинурта — Мардук силы, Нергал — Мардук битвы, Энлиль — Мардук власти, и так далее. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари прибирали к рукам всё Двуречье и становились самыми могущественными повелителями Передней Азии. Однако попытка введения монотеизма не увенчалась успехом, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.
В первой половине III тысячелетия до н. э. на правом берегу Тигра в Северной Месопотамии был основан город Ашшур (в греческой передаче «Ассирия»). Название восходит к главному богу, божеству солнца. Это была торговая фактория на пересечении караванных путей. В начале II тысячелетия до н. э. территория Ассирии расширилось к северу, включая район современного г. Мосула.
При царствовании Саргона Древнего в XXVI в до н. э. Ашшур становится крупным административным центром созданной им державы. Позднее столицами также являлись Нимруд, Ниневия.
В период III династии Ура наместниками Ашшура были ставленники шумерских царей. Позднее эта должность правителя — «ишшакум» — становится наследственной. Ишшакум имел право созывать совет, но без санкции последнего он не мог принимать важные решения.
Во время царствования Хаммурапи Вавилония подчинила себе Ассирию, что привело к утрате монополии в караванной торговле. К середине II тысячелетия до н. э. Ассирия подпала под власть царей Митанни[45].
С середины XIV в. до н. э. ассирийский царь Ашшурубаллит I, воспользовавшись поражением Митанни от хеттов, захватил часть этого государства. Позднее царь Адад-нерари I (1307-1275 гг. до н. э.) в ходе войны с Вавилонией отвоевал всю территорию Митанни.
При царе Тукульти-Нинтуре I (1244-1208 гг. до н. э.) Ассирия стала самым могущественным государством Ближнего Востока. В качестве военного трофея он вывез из храма Эсагила в Вавилоне статую верховного бога вавилонян Мардука и установил её в Ашшуре. Период XV-XI вв. до н. э. именуется в истории Ассирии среднеассирийским.
К концу X в. до н. э. ассирийцы добились господства в Северной Месопотамии и возобновили серию походов на Ближний Восток.
При Шамши-Ададе V (823-811 гг. до н. э.) Ассирия захватила северную часть Вавилонии. Этим воспользовались халдейские племена и подчинили своей власти почти всю территорию Вавилонии. При Адад-нерари III Ассирия и Вавилония находятся в довольно мирных отношениях.
Дальнейшее усиление Ассирии приходится на правление Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н. э.). Он провёл важные административные и военные реформы, разукрупнил наместничества, первым ввёл политику «несаху». До Тиглатпаласара III целью ассирийских походов были главным образом грабежи, взимание дани и увод части коренных жителей захваченных территорий в рабство. Теперь таких людей стали в массовом порядке переселять в чуждые им области, а на их места пригонять пленных из других покорённых областей. Цель таких перетасовок — затруднить взаимопонимание между различными племенами и предотвратить их мятежи.
В VIII в. до н. э. Ассирия захватила все арамейские государства, но после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила на арамейском языке. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали многочисленность арамейского населения и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения языком. Отметим и то обстоятельство, что в процессе переселения арамеев из одной области Ассирии в другую в результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана.
В 729 г. до н. э. Тиглатпаласар захватил Вавилонию, но сохранил за ней статус отдельного царства. Теперь Ассирийская держава охватывала все страны от Средиземного моря до Персидского залива, за исключением Урарту и нескольких мелких областей на окраинах. Несмотря на почти постоянную вражду с Вавилоном, в культурном отношении Ассирия была очень близка к нему.
Ассирийцы сами не внесли ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покорённого вавилонского населения его высокую культуру, письменность и религию. Могущественное вавилонское жречество сохраняло свои позиции.
В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги, но пантеон богов был пополнен племенными и национальными божествами самих ассирийцев.
Их племенной бог Ашшур (Ассур) — типичный бог-воитель — превратился в официального покровителя государства, но широкому распространению культа Ашшура мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Главным служителем Ашшура считался сам царь, якобы находившийся под особым покровительством этого бога. Культ Ашшура был чисто государственным. Среди ассирийцев был популярен и культ бога грозы Раммана (он же Адад).
Преемники Тиглатпаласара Саргон II (722-705 гг. до н. э.), Синаххериб (705-681 гг. до н. э.), Асархаддон (681-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (669-629 гг. до н. э.) на протяжении последующих ста лет довольно успешно сохраняли гигантскую империю.
Период величия Ассирии (883-612 гг. до н. э.) сопровождался почти непрерывной последовательностью войн, которые велись для расширения и удержания огромной империи.
В 629 г. до н. э. царём Ассирии становится Синшар-ишкун. Спустя три года, в 626 г до н. э., в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества. Во главе его стоял халдейский царь Набопаласар. Заключив союз с Эламом, Набопаласар осадил Ниппур, но взять его так и не удалось. В этом же году Вавилон принял сторону Набопаласара, и 25 ноября он торжественно воцарился на троне, основав новую халдейскую (нововавилонскую) династию. Только через одиннадцать лет, ценой больших лишений и потерь, Набопаласару удалось покорить Ниппур.
Следующий сокрушительный удар обрушился на Ассирию с Востока. В 614 г. до н. э. Мидийцы окружили крупнейший ассирийский город Ниневию. Когда им не удалось взять его, они осадили и захватили Ашшур, истребив его жителей. В августе 612 г. до н. э., после трёхмесячной осады, мидийцы совместно с вавилонянами разбили войска Синшар-ишкуна и захватили Ниневию. Часть ассирийской армии сумела пробиться в г. Харран на севере Верхней Месопотамии и там, под руководством нового царя Ашшур-убаллита II и при поддержке египетского фараона Нехо II, продолжала сопротивление. Это была предсмертная агония, а с падением Харрана в 609 г. до н. э. рухнула Ассирийская держава. Мидийцам досталась коренная территория Ассирии и г. Харран, вавилоняне закрепились в Месопотамии.
В 605 г. до н. э., после смерти Набопаласара, царём становится его сын Навуходоносор II. При нём Вавилония достигает наивысшего процветания и могущества.
В 562 г. до н. э. Навуходоносор умирает. Реальная власть в государстве переходит в руки вавилонской знати и жречества. Так, в течение двенадцати лет были смещены три неугодных царя. В 556 г. до н. э. трон достался Набониду, последнему из царей Вавилона. К этому периоду на всём Ближнем Востоке осталось только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет, а в Малой Азии два более мелких, но независимых царства: Лидия и Киликия.
В 539 г. до н. э. Вавилонию завоевал персидский царь Кир II.
Все исследователи единодушны в том, что обычай соотносить планеты с богами возник в Вавилонии. Ведь недаром и само понятие «бог» изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак в качестве детерминатива сопровождал каждое имя бога или богини. Когда же стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные светила и другие явления: произошла астрализация богов: Хвар (Hvare-Khchaeta, Сияющее Солнце), Мах (Луна), Анахита (Венера), Тиштрия (Сириус); и поскольку предполагалось, что они являются могущественными богами, то они влияют на нашу судьбу.
Табл. 1
Научное название | Имя бога | Латинское название |
Кайману | Ниниб[46] | Сатурн |
Мулу-баббар | Мардук | Юпитер |
Сал-бат-а-ну | Нергал | Марс |
Дил и-пат | Иштар | Венера |
Гу-уту | Набу | Меркурий |
Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешёл к грекам, от них — к римлянам; и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней [47]:
Табл. 2
Планета | Вавилонское название планеты | Древнеперсидский бог | Пехлевийское название |
Сатурн | Кайману | — | Кайван |
Юпитер | Мардук | Ахура-Мазда | Ормазд |
Марс | Нергал | Веретрагна | Вархран |
Солнце | Шамаш | Митра | Михр |
Венера | Иштар | Анахита | Анахит |
Меркурий | Набу | Тира | Тир |
Луна | Син | Мах | Мах |
Жрецы Вавилонии определили закономерность влияния этих планет на земные процессы, их цикличность; могли вычислить солнечное затмение и использовали эти знания в культовых обрядах и ритуалах.
Вероятно, отсюда и пошло представление о семи небесных ангелах Амеша-Спента, позднее воплотившихся в образы езидских ангелов — «hevt mere dîwanê» — «небесный совет семи мужей».
Месяцы года тоже посвящались богам.
При составлении гороскопов предполагалось, что три планеты из семи являются благосклонными, а именно: Юпитер, Венера и Солнце. Персидскими богами этих планет, согласно нашим гипотезам, были Ахура-Мазда, Анахита и Митра.
Резюме:
Как следует из вышеотмеченного, со времён покорения Шумера Аккадом и вплоть до I тыс. до н. э. в Месопотамии доминировали народы семитской группы языков. Хотя хетты и касситы, — представители индоевропейской группы народов (возможно, и кутии относились к таковым), завоёвывали Аккад, Ассирию и Вавилонию в разные исторические периоды и на протяжении длительного времени имели политическую власть в Месопотамии, со временем они утратили родной язык, переняли культуру и религиозные формы, что и привело к ассимиляции их семитами. Поэтому считаю, относить езидов к потомкам шумеров или аккадцев (ассирийцев и вавилонян) исторически не верно. Езиды, потомки мидийцев — представители иранской группы племён, и появились они в Верхней Месопотамии не ранее I тыс. до н. э.
Сходство религиозных представлений и названий божеств является следствием взаимопроникновение культур, в частности — астрализация древнеиранских родовых божеств вавилонской аналогией.