Ещё в 30-40-х годах XX столетия историками и лингвистами было установлено, что арийский этнос зародился на территории России и впоследствии распространился по всей Евразии. По мнению Ильина Г. Ф., Дьяконова И. М.[48], В. И. Абаева[49], М. С. Лазарева[50], К. А. Амоева[51] и ряда учёных-востоковедов, арии («благородные»), консолидировавшиеся на рубеже III-II тыс. до н. э. в одну индоевропейскую ветвь где-то в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в разных направлениях. Это были индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшихся праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии.
На этом историческом этапе развития их религия не представляла собой сколько-нибудь стройную систему взглядов. Она являла беспорядочное нагромождение самых разнообразных культов, в котором ведущая роль принадлежала обрядам и никак не была связана с эволюцией системы социально-экономических отношений первобытного общества.
Отношения между полами были древнейшей формой разделения труда; естественно, что простейшие действия, применяемые для привлечения лица противоположного пола, стали осознаваться как проявления магической силы. Отсюда — развитие эротических обрядов, постепенное их усложнение за счёт добавления магических элементов. Божественные супружеские пары в религиозно-мифологических системах приобретают идеологический смысл.
|
|
Нельзя обойти без внимания один из древнейших культов — погребальный культ как совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Корни погребального культа лежат в первоначальных биологических инстинктах: стремлении отдалить от себя тело умершего и в то же время сохранить связь с ним. Своеобразной категорией становятся души умерших, которые также понимаются как телесные. В связи с этим укрепилось представление о загробном мире, обители душ умерших.
Главенствующее положение в верованиях индоиранцев занимала демонолатрия [52], представляющая собой идею о всеобщей одухотворённости природы, когда духами наделяются не только люди, но и животные, растения, явления и предметы природы — весь окружающий человека мир. В то время как душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Все эти души выступали в представлениях людей как вполне вещественные, телесные, хотя такие как Boxy Мана (благая мысль), Даэна (мудрость или религия), Хаурватат (здоровье), Амеретат (бессмертие) нелегко представить в человеческом виде.
|
|
Первоначально эти сверхъестественные существа мыслились как живущие рядом с людьми, и лишь в дальнейшем постепенно оформляется представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного мира; и в то же время это миры, взаимопроникающие друг в друга.
По мере формирования этих представлений выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. К ним относятся шаманы — люди, наделённые особыми способностями, которые с помощью духов могут предсказывать будущее, предотвращать различного рода несчастья, лечить от болезней, обеспечивать успех в промыслах и т. п.
Сегодня наши познания об арийской расе значительно расширились. Известный французский астроном Делиль (Delisle) Жозеф Николя (1688-1768 гг.) одним из первых пытался найти прародину ариев. Индийские маги и жрецы указывали реальную «Родину Ариев» — место, откуда они расходились по Земле: город-обсерватория, «Малое Небо Ариев», страна благородных — «Арьявата»[53]. Он потратил много лет на поиски города в указанных координатах, но судьба «водила» его вокруг — «время ещё не пришло». Делиль оставил записки и дневники, подтверждающие его местоположение и предназначение. Город искал не только он, но и Пётр I, и Екатерина. И вот в наше время, у нас на глазах, город открылся.
В 1987 году, в Караганской долине, вблизи города Магнитогорска найдено древнейшее поселение, которому около 5 тыс. лет. То, что эта культура имеет отношение к индоариям, показали раскопки уникального по сохранности поселения вблизи местности Аркаим[54], а также открытие в Волгодонском регионе могильников, в которых захоронены воины-колесничие[55].
Археологические находки говорят о высоком уровне металлургии и металлообработки. На керамических изделиях встречаются пиктограммы — элементы зарождающейся письменности. Аркаим является мощной крепостью с храмом, ремесленным центром и жилым посёлком. Хозяйство населения Аркаима базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. 96 процентов палеозоологических находок составляют кости домашних животных: 60-65 % — крупного рогатого скота, 20-25 % — мелкого рогатого скота, 15 % — лошадей.
Ил. 4. Аркаим с высоты птичьего полета.
Пожар, положивший конец «живой» истории Аркаима, относится к числу наиболее интригующих загадок этого памятника. Необычность аркаимского пожара в том, что он, судя по всему, не явился неожиданностью для жителей поселения; вполне вероятно, что сами же они его и сожгли. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что в древнем пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи: так — обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет — все ушли живыми, всё ценное с собой унесли.
Почему?
Одна из правдоподобных версий высказывается профессором И. В. Ивановым: дескать, 3500 лет назад произошёл гигантский взрыв вулкана Санторин (на территории нынешней Греции), что вызвало экологическую катастрофу. На значительной части территории планеты установилась погода, подобная той, что прогнозируется при наступлении «ядерной зимы». По-видимому, это сопровождалось какими-то природными аномалиями, которые были восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из города, предав его сожжению. Однако чтоб признать её достаточно убедительной, нужно, во-первых, точно установить, что 3,5 тысячи лет назад Аркаим ещё существовал (археоастрономические исследования К. К. Быструшкина дают основание в том сомневаться); во-вторых, знать нечто более или менее достоверное относительно верований древних аркаимцев. Тем не менее, остаётся непреложным факт: построенный по единому замыслу протогород Аркаим в одночасье же и перестал существовать, оставленный всеми жителями и, вероятно, ими же сожжённый.
|
|
По мнению Г. Б. Здановича, жители Аркаима были огнепоклонниками. Полагаю, если следовать этой гипотезе, возможно, население Аркаима перед великим исходом принесло свой город в жертву богу огня.
Открытие Аркаима послужило как бы толчком для объединения многих разрозненных и даже загадочных фактов в некую убедительную цепь, в научный обиход вошло понятие синташтинско-аркаимской культуры. Археологические находки, сделанные в Синташте, используются сейчас в качестве эталонов для выделения этой культуры, а её очагом признана «Страна городов».
Уже нанесено более 20 точек — городов, растянувшихся на 350 км вдоль Уральского хребта. Каждый град был центром округи, как бы сельского района, со многими, подобно современным, деревнями. Расстояния между двумя одновременно существовавшими центрами составляло 40-60 км. «Города» удивительно схожи между собой. Обязательно обнесены стенами и рвами (кстати, довольно сложные фортификационные сооружения). Наиболее распространено мнение, что «города» были духовными центрами, здесь жили и вершили обряды жрецы, сюда собирались на священные празднества соплеменники со всей округи. Площадь в центре города была их храмом под открытым небом.
Крепости были гарнизонами воинов племени, под их защиту племя укрывалось при набегах врагов. Города были производственными комбинатами. Ремесленники жили под защитой не случайно: их умением дорожили, особенно творцами металла и орудий из него. Есть мнение, что Страна городов возникла именно здесь из-за доступных и добротных медных руд. И крепости были поставлены для защиты рудников и металлургических «заводов».
В Подоньи (пос. Ливенцовка) обнаружен памятник наподобие Аркаима, полукруглый мыс высотой 20-21 метр, огороженный двойным полукольцом мощных каменных сооружений и окружённый рвами. Стены представляют собой два ряда панцирной кладки, жилые помещения, как и в Аркаиме, расположены между двумя стенами и имеют трапециевидную форму. Планировка Ливенцовки напоминает храмовый комплекс V века до н. э. в Хорезме, который историк С. П. Толстов (1948 г.) сопоставил с описанной в Авесте варой, построенной Йамой.
|
|
Научное именование этого сгустка укреплённых поселений XVIII-XVI веков до нашей эры — памятники протогородской цивилизации бронзового века на Южном Урале. «Страна городов» — название для общего обихода, лучше всего отвечающее сути челябинского феномена.
В «Стране городов» поражает не богатство материальной культуры, а её удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено всё — от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений, выполненных из камня…
Особое место у арийцев занимал солярный культ, где Солнце прославляется как царь или как «Руководитель танца планет»:
Солнце, как всем известно, даёт нам не только дневной свет, но также при своём движении по зодиаку обусловливает смену сезонов.
Движения планет соотносятся с движением Солнца. Венера и Меркурий никогда не удаляются далеко от Солнца и всегда возвращаются к нему вновь. Верхние планеты останавливаются и совершают попятные движения при определённом удалении от Солнца. В этом смысле Солнце действительно управляет танцем планет.
Луна получает свой свет от Солнца.
Для слежения за движениями Солнца и Луны древний мир арийцев использовал обсерватории особого рода — их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны.
Число отчётливо фиксируемых астрономически значимых событий, связанных с наблюдением Солнца, совсем немного — их всего четыре: две крайних в году точки солнечного восхода и две — захода. Всего четыре точки на весь поток времени протяжённостью в целый год. В ритме самой жизни были и какие-то другие значимые рубежи. Скажем, точки равноденствий: в практической жизни они, вероятно, были даже заметней, чем точки солнцестояний, ибо фиксировали начало и конец биологически продуктивного сезона в северной Евразии.
В соответствии с их древней мистерией, Солнце, освещая все четыре стороны света, проходило четыре суточные фазы: Восход, Закат, Полночь, Полдень; и четыре годовые: оно рождалось, мужало, взрослело и старилось.
Календарный годовой цикл также имел чёткую привязку к Солнцу. В нём присутствуют четыре узловые точки, связанные с движением Солнца: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и обрели мифологическое содержание, которое отразилось в иранских гаханбарах, в священных книгах — Ведах и Авесте [56] (создание относится к концу II — начале I тыс. до н. э.) и послужили в более поздние времена привязкой для праздников многих других народов.
Проследим эволюцию ипостасей Солнца — «Тав» (Хвар) — в годовом солнечном цикле:
Молодое Солнце рождается 25 декабря, когда зимнее солнцестояние закончилось, и день начинает прирастать. Праздновать рождество солнечного бога начали задолго до христианства. Это совпадает с главным праздником у езидов — «Cejna Ezid», «Джажна Езид» — которому предшествует трёхдневный пост.
Солнце растёт, оно становится воином и побеждает тьму. Это отражено в праздновании езидской пасхи — «Кулоча Сарсоле» — чьи атрибуты указывает на культ плодородия, праздник мужской силы. Езиды говорят: «Kûloçê sere sale, mirî hatine beîê male» («Пасха — начала года — знаменует возвращение душ усопших домой»).
В зороастризме праздник весеннего равноденствия выпадает на Навруз, который приходится на начало астрологического года — первый градус Овна, управляемого богом-воителем Марсом (отсюда название месяца Март).
Навруз — первый день солнечного календаря, начало весны, соответствующий дню Ормузд месяца Фарвардин — равноденствие, равенство дня и ночи, начало сезона роста и процветания. Само слово «Навруз» переводится как «новый день». В связи с этим празднеством обращает на себя внимание одна особенность этой грани: в представлениях индоарийских народов Фраваши — души умерших предков — на зиму улетают к Ормузду, а возвращаются с весной, в связи с этим в подземном мире нет изображения душ предков. Сходство праздников «Кулоча Сарсоле» и «Навруз» по наполнению и по времени проведения подчёркивает их общие корни.
Солнце — «Тав» — взрослеет. День становится длиннее ночи. После победы над Тьмой наступает благоденствие. В езидизме этот праздник — «Çile Havine», Сорок дней лета. Он продолжается сорок дней, приурочен к началу 40-дневнего поста в честь шейха Ади. В зороастризме посвящён божеству Вайю. Вайю — это пустота, вакуум, отделяющий и защищающий наше мироздание от любого вторжения. Но это не место где-то на краю мира, это принцип построения. В вакууме хранятся гигантские потенциальные силы, которые, вероятно, человек когда-нибудь научится использовать. Работа с тотемами тоже идёт через Вайю. Этот праздник стихийных духов проводят на природе с бурным весельем и плясками. Другая ипостась Вайю — это ещё божество лёгкого ветра, одно из божеств любви. Удачным будет любое благородное начинание, коллективное мероприятие, заключение брака.
Проходит время, и Солнце стареет, день начинает уступать ночи, приходит время подведения итогов. В этот день иранцы-зороастрийцы провожают улетающих к Ормузду Фравашей — души предков. Прошло лето, всё, что должно, принесло свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Это страда завершения осенних сельскохозяйственных работ, пора свадеб. В зороастризме приходится на праздник Седе. Жизненная сила передаётся плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он одинаково гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зёрен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала — в этот праздник едят семечки. Зажигают 8 огней. Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура-Мазде и Митре — покровителю законности и порядка. В езидизме празднику Седе по времени соответствует «Cimayi» («Cejna Heciyan») — «Скопление» (праздник в честь паломничества), он длится семь дней, между 23 сентября и 1 октября.
Солнце постепенно умирает, всё короче дни, всё длиннее ночи. И, когда кажется, что зло победило, рождается новое Солнце, наступает зимний солнцеворот, начинается новый солнечный цикл. Этот день, день рождения бога Митры [57] — «Михр-язда», — выбрали днём рождения спасителей и пророков во многих религиях мира.
Внимание древних астрономов закономерно привлекало и другое небесное светило, Луна.
Первый шаг, который при этом надлежит сделать, — это признать, что наиболее удобна для наблюдения лунных событий фаза полнолуния.
Второй: среди всех полнолуний нужно выбрать только те, что следуют сразу после значимых событий Солнца, — это необходимо для соотнесения в едином потоке реального времени двух календарей — лунного и солнечного.
Около полутора веков процветала в Южноуралье Страна городов. Потом «аркаимцы» ушли. Первая волна миграции нахлынула около 1500 до н. э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа — на юге, среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию.
Этот период исторического развития ариев характеризуется сложением культа племенного бога, который постепенно принимает форму регламентированной религии. Такую форму религии принято называть олитеизм [58], где место лидера или верховного божества мог занимать Яма, Варуна, Митра [59] или другое божество.
У него появляется своё жречество, святилища, храмы. Это первая форма развитых культов, которые характеризуют религии классового общества. Сам образ племенного бога есть один из первых исторических образов богов в настоящем смысле. Путь от него идёт через дальнейшее слияние, с одной стороны: к образам развитого политеизма, а с другой — к единому богу монотеизма.
Две древнейших книги человечества, Авеста и Ригведа, записаны очень похожими языками — авестийским и санскритом, они имеют очень много схожих мифов и легенд, упоминаний об общей прародине арийского народа, что позволяет с уверенностью говорить о едином происхождении обеих цивилизаций. Это также подтверждается и материальными остатками одного корня и в Индии, и в Персии. Как результат — удивительная связь между богами и героями древних народов. Они словно созданы по одной схеме, схожи культы богов и образы героев. Учёные отмечали, что в древнеиранской Авесте имеется полная параллель культуры индийских риши.
Сохранилась до наших дней надпись о том, как царь Митанни Маттиваса, правивший около 1400 г. до н. э., заключил соглашение с хеттским царём
Суппилулиумасом, который призвал в качестве свидетелей великих богов «Митру, Уруну, Индару и Нашатью». Тем же богам поклонялись в Индии; их санскритские имена: «Митра, Варуна, Индра и Насатья [60].
Также общим для предков ариев — индийцев и иранцев — является понятие «Арта» — правда, космический порядок и закон. Авестийский герой и царь Йама, сын Вивахванта, соответствует ведическому царю Яме, сыну Вивасванта. Но при общности культовой терминологии и ярковыраженных рефлексах общеиндоиранских представлений, идеологические основы всех этих циклов, отражая разницу в уровнях культурного и социально-экономического развития, заметно различались. В архаической индоиранской традиции ахуры [61] считались старшим из двух враждующих поколений богов и последовательно противопоставлялись своим младшим братьям — дэвам.
В древнеиндийском мифе, изложенном в Майтраяни-самхите и Бхагавадгите (VIII, 24, 25), Праджапати создаёт наверху днём (букв. «из дня») богов, внизу — «из ночи» — демонов (асуров). Боги-дэвы были белыми, а асуры — чёрными, с дэвами была правда, с асурами — кривда, дэвов он создавал правой рукой, а асуров — левой, дэвов наделил силой, а асуров — обделил, отчего они и погибли. Эти мифы отражены и в древнеиндийском эпосе Махабхарата.
В древнеиранской традиции (в Авесте), наоборот, ахура (от asura) — высшее благое существо (отсюда Ахура-Мазда), а соответствующие древнеиндийскому названию богов дэвы — злые мифологические существа.
Таким образом, в одном случае благими признаются дэвы, в другом — ахуры, что, возможно, свидетельствует о различных путях развития первоначально сходных индоиранских дуалистических мифов при разделении на ираноарийцев (покровителями которых считались асуры) и индоарийцев (покровителями которых считались дэвы). Дуалистическая традиция Авесты, чётко противопоставляющая две основные силы мира (положительную и отрицательную), представляет собой одну из первых попыток систематизации дуалистической мифологии в виде учения о двух полярных силах, действующих в космосе.
Примечательно, что мидийцы сумели сохранить в равной степени приверженность как ахурам, так и дэвам.
В начале I тыс. до н. э. по тому же пути на Иранское нагорье хлынула вторая волна арийских племён, причём более многочисленная. Часть из них — согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы — сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья.
Два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос. Когда пастушеские иранские племена пришли в указанные выше районы, у них уже были развиты культурные и социально-экономические традиции и институты. Они занимались как скотоводством и коневодством, так и земледелием, были хорошо знакомы с обработкой металлов. В военных походах пользовались колесницей[62] (сравните с культурой Аркаима).
Исконным населением юго-западной части Ирана в ту эпоху были эламиты, родственные дравидийским племенам. В западных предгорьях Загроса и на территории северо-западного Ирана, в исторической области Луристан, жили касситы и хетты, относящиеся к индоевропейской группе, а также племена неиндоевропейского происхождения: хурриты, маннеи, луллубеи.
В 1958 г. Жорж Дюмезиль утвердил ставшую классической доктрину о трёх функциях в первобытном индоевропейском обществе: жреческой, военной и хозяйственной, — наличие которой отличает его от любого другого. Эта тройственная схема, основанная на существовании класса жрецов, воинов и производителей, отражалась на всех уровнях культуры и даже в психологии индоевропейских народов. Продвигаясь на юг, они несли с собой высокую культуру и веру в единого Бога.
Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, позднее получившем название Парса, или Фарс. Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и со временем переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества.
Семитические племена, населявшие в то время Аравийский полуостров и Междуречье, были язычниками. И они не могли не видеть, насколько прогрессивнее было понимание ариев. Их вера в единого бога, пронизывающего всю Вселенную, снимала вопрос вражды между племенами, вносила в их уклад стремление к справедливости и вела к объединению людей в одну семью. Смешавшись с арийцами, местное население восприняло их политические, религиозные и культурные традиции. Не позднее 700 гг. до н. э. все эти народы были ассимилированы и в этническом отношении стали предками персов и мидийцев.
Жители Иранского нагорья поклонялись многим божествам Месопотамии. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств: богиня, олицетворявшая Солнце [63], и её супруг, олицетворявший Луну [64], бог земли, неба и природных стихий. Местные боги носили имена племён и народов, которые им поклонялись.
В рамках поклонения племенным богам мидийцы стали также отождествлять свои божества с божествами покорённых народов. Оформился пантеон божеств — язатов [65] (авест. Язата, «тот, кому подобает поклонение», «достойный почитания»), где главенствующими остались индоиранские божества, такие как Мазда, Митра, Варуна, Индра, Насатья, Даяна и др.
В тексте из библиотеки Ашшурбанапала «Митра» приводится как одно из многих имён солнечного бога Шамаша [66]. Таким образом, уже в Ассирийский период Митра считался солнечным богом.
В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. этногеографическая область Мидия находилась в подчинении Ассирии. Из ассирийских текстов известно, что в IX в. до н. э. на этих землях существовали десятки мелких княжеств, которые объединяли как мидийцев, так и автохтонное население. Также и персы упоминаются в ассирийских источниках этого периода:
· впервые название «мидяне» (madai) встречается в ассирийских надписях у Салмансара II, когда он рассказывает о своём походе в Мидию (836 г. до н. э.);
· в надписи ассирийского царя Салманасара III упоминается область Парсуа, в другом тексте говорится, что в 834 г. до н. э. ассирийцы получали подать с 27 «царей» этой области, а в табличках конца VIII в. до н. э. упоминается страна Парсуамаш[67].
На некоторых ассирийских барельефах IX и VIII вв. до н. э. изображены сражения с мидянами и персами. Каждый из ассирийских царей считал для себя честью упомянуть о том, что он получал дань с мидян. Однако никто из них так и не сумел покорить их полностью.
История мидян — важный и малоизученный «пролог» персидской истории. Необходимость оказать сопротивление грабительским нашествиям ассирийцев ускорила процесс объединения мелких мидийских княжеств в единое государство. Время наивысшего расцвета мидийской эпохи — VIII — середина VI в. до н. э. В VII — первой половине VI вв. до н. э. Мидия стала центром иранской материальной и духовной культуры, которую в дальнейшем развили и обогатили персы.
В 672 г. до н. э. мидийцы, которых возглавил некий Каштарити, поддерживаемые киммерийцами и скифами, подняли восстание против Ассирии и обрели независимость. Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был некий судья Дайукку. Согласно Геродоту, Дайукку объединил мидийский народ, основал столицу в Экбатане (современный Хамадан, город на западе Ирана) и принял царствие над всей Мидией[68]. Он, а затем его сын Фравартиш, сумели создать своё государство, которое, наряду с Ассирией, Вавилонией, Эламом и Урарту, стало крупным царством.
Союз со скифами был недолгим. Вскоре скифы отошли от мидийцев и приняли враждебную позицию, а когда мидийцы в 653 г. предприняли поход на Ассирию, коварно напали на мидийцев и нанесли им сокрушительное поражение. С 653 г. по 624 г. до н. э. в Мидии господствовали скифы. В 624 г. до н. э. мидийский царь Увахшатр (греч. Киаксар) нанёс ответное поражение скифам и, объединив все мидийские племена под своё начало, создал единое государство и расширил границы царства за счёт южных и восточных соседей. Первой, в 624 г до н. э., была завоёвана Персия, затем — Парфия и Гиркания. Теперь окрепшие мидийцы объединились с Вавилоном и всей своей мощью обрушились на Ассирию, нанося ей одно поражение за другим.
В 614 г. до н. э. мидийцы окружили крупнейший ассирийский город Ниневию. Когда им не удалось взять его приступом, они осадили и захватили Ашшур, истребив его жителей. В августе 612 г. до н. э., после трёхмесячной осады, мидийцы совместно с вавилонянами разбили войска Синшар-ишкуна и захватили Ниневию. Город разрушили, а всех жителей вырезали. Царь в отчаянии поджёг дворец и погиб в пламени. Часть ассирийской армии сумела пробиться в г. Харран на севере Верхней Месопотамии и там, под руководством нового царя Ашшур-убаллита II, при поддержке египетского фараона Нехо II, продолжала сопротивление. Это была агония некогда великой державы. С падением Харрана в 609 г. до н. э. рухнула ассирийская империя. Мидийцам досталась коренная территория Ассирии и город Харран, вавилоняне закрепились в Месопотамии.
Вопрос о мидийском языке спорный. Он не дошёл до нас в письменных памятниках, а сохранился лишь в собственных именах и этнических названиях. Одни учёные (напр.: И. М. Дьяконов. История Мидии. М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (напр.: О. Л. Вильчевский. Курды. М., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (а именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, a priori можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).
Вероятно, причина кроется в том, что мидийские племена всё ещё представляли собой пёстрый конгломерат. Геродот отмечает следующие племена мидян: бусы, паретакены, струхаты, аризанты, будии и маги[69]. Процесс этногенеза народа находился в стадии формирования, власть в государстве являлась династийной, а существование множества наречий затрудняло связи центрального аппарата с провинциями. Как следствие, не было и единой религиозной концепции. У разных родоплеменных групп верховными божествами могли почитаться Зерван, Ахура-Мазда, Митра, культурный герой Йама и другие.
В Мидийский период (VIII-V вв. до н. э.) религиозная традиция включала в себя несколько основных течений и направлений, из которых мы в своём исследовании привлекаем следующие:
1) Зерванизм (зурванизм, заманизм).
Зерван есть первоначальный «Абсолют» [70] — то, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что является источником и первоосновой обоих. Он проявляется в нашем мире, и наш мир является отражением такого, одного из маломальских, проявления Зервана как Время, которое имеет две разные ипостаси. «В «Зерван-намаге», — пишет П. Глоба, — сказано: «Оно непознаваемое, вечное, абсолютное начало, которое невозможно ни понять, ни оценить, и эманации его проявляются в нашем мире как время, которое имеет две основные ипостаси: замкнутое время, — от рождения до смерти сего мира, и вечность», — то есть… это Даргахвадата-Зерван и Зерван-Акарана.
Ил. 5 Бронзовая пластина из Луристана (фотография из музея искусств Цинциннати).
Возникновение и становление зерванизма — одна из сложнейших задач в описании иранской традиции.
Ил. 6 Зерван в виде Кроноса с головой льва.
Наиболее ранним свидетельством, подтверждающим древность зерванизма, является бронзовая пластина из Луристана (южная часть Мидии) с изображением, как полагают, Зервана (см. ил. 5). Изображённая на ней сцена лучше всего объяснена Р. Гиршманом: «В середине мы видим крылатого бога, из плеч которого появляются близнецы. Бог имеет мужскую голову наверху и женскую на груди. Если мы вспомним, что в одной из версий в передаче сирийских авторов отец близнецов бог времени Зерван обладает качествами мужчины и женщины и порождает близнецов из своей собственной утробы, мы увидим, что бронзовая пластина из Луристана представляет иллюстрацию этой версии мифа. Бог на бронзовой пластине имеет крылья. Бог времени орфической теогонии также имеет крылья, как и львиноголовый бог в мистериях Митры (ил. 6). Согласно сообщению Езника, Зруан (Зерван) даёт своему сыну Ормузду жертвенную ветвь. Близнецы на бронзовой пластине также держат в своих руках разновидность ветви». «На бронзовой пластине мы видим юношей, мужчин среднего возраста и стариков; они, очевидно, представляют три эпохи в истории человека. Это также хорошо согласуется с представлениями о боге времени. Согласно Гиршману, бронзовая пластина относится к VIII или VII вв. до н. э. Таким образом, наш вывод о том, что миф о близнецах происходит из Мидии и что он уже существовал до года 550 до н. э., находит ясное подтверждение в бронзовой пластине из Луристана», — считает Б. ван дер Варден [71].
Существование божества Зервана около VI века до н. э. подтверждает эламская табличка с личным теофорным именем Izrudukma — «Рождённый из семени Зервана» [72].
Среди античных свидетельств в пользу зерванизма таковым является фрагмент Евдема, ученика Аристотеля (ок. 320 г. до н. э.), где он говорит о существе, которое называют то местом, то временем, и который объединяет в себе всё воспринимаемое сознанием [73].
К сожалению, на протяжении своей очень большой истории зерванисты придерживались авестийского подхода — «слово записанное и мысль изречённая есть ложь» — и вплоть до V-VI вв. н. э. стремились не записывать учение, а передавать его из уст в уста, то есть зерванистские тексты были записаны позднее основного текста Авесты. Притом все зерванисты признают Гаты без сомнения. Для них Гаты — это главный священный текст — самое начало зерванизма, поскольку они считают Зервана первоистоком, Абсолютным началом Вселенной. Из текста Гат [74] особо выделяют 30-ю главу Ясны [75], где Заратуштра говорит о двух изначальных духах-близнецах Спента-Майнью (Святой Дух) и Ангро-Майнью (Злой Дух) так, словно это хорошо известно его слушателям, не пускаясь в подробные комментарии, как это делается, к примеру, для образа Ахура-Мазды. Вначале были два разных духа, но начало, исток, который породил того и другого — это Зерван. Поэтому не может быть двойственности в начале, единое — первично. Основной постулат зерванизма так и гласит: изначально существовало единое. Из одного потом появляются два. Так что зерванисты были устойчивыми, убеждёнными монотеистами, а не дуалистами.
Предпосылки возникновения дуалистической мифологии коренятся в особенностях человеческой психики, при которой у подавляющего числа племён с наиболее архаичной социальной организацией устройство мира описывалось с помощью противопоставленных друг другу пар космических символов или признаков (солнце — луна; мужской — женский; правый — левый). Каждый из таких рядов символов, явлений и признаков создаётся одним из двух противопоставленных друг другу и находящихся во взаимном столкновении мифологических существ. Так, добро и зло, хорошее и плохое, ночь и день, а также братство, любовь, справедливость призваны олицетворять равновесие, гармонию и согласие, как в природе, так и среди людей.
«Исследования А. М. Золотарёва [76] показали, что социальным и культурно-историческим контекстом ранних дуалистических мифов была дуалистическая организация общества, делившая каждое племя на две части (с дальнейшими двучленными подразделениями)», — даёт ссылку в своей диссертационной работе Марина Николаевна Вольф [77].
Реконструированный основной зерванистский миф выглядит следующим образом. Великий бог Зерван провозглашается в воззвании существовавшим прежде неба и земли, решает родить сына — бога-Творца — и совершает жертвоприношения судьбе. Сын не появляется, и Зерван начинает сомневаться в пользе этих жертвоприношений. От сомнения в его чреве зародился, вместе со Спента-Майнью, Ангро-Майнью, дитя сомнения. Заметим, что аналогичный мотив о жертвоприношении и сомнениях засвидетельствован в индийской мифологии в мифе о боге Праджапати, что ещё раз говорит об архаичности этих представлений. Позднее дуалистические мифологии превращаются в религиозно-философские системы, прямо не связанные с их первоначальной социальной средой [78].
Зерван решил отдать власть первому из рождённых сыновей, по предназначению — Ахура-Мазде. Но Ангро-Майнью «наперекор Судьбе» разорвал чрево и вышел наружу первым. Зерван сдержал клятву и даровал ему власть над миром в течение девяти тысяч лет, после чего он должен сгинуть в небытие и воцарится Спента-Майнью. Но при всём этом верховным божеством был, есть и вечно будет Зерван [79] .
Определяющими чертами зерванизма являются:
· общее происхождение Спента-Майнью (Ахура-Мазды, Ормузда) и Ангро-Майнью (Ахримана) от бога-гермафродита Зервана-Времени;
· нейтральное отношение Зервана к близнецам;
равенство близнецов в силе и знании;
· Ангро-Майнью позволено править несколько тысячелетий благодаря его разуму и силе;
· неумолимая власть времени и судьбы;
· тщетность попыток человека решить судьбу посредством выбора между добром и злом [80].
Среди планет особую роль для зерванистов играл Кайману = Сатурн. В его ритмах маги видели нечто предвечное, напоминающее о райском, изначально гармоничном состоянии Мироздания, и потому величали его «Кейван» — «Властелин Времени». В пользу отождествления Сатурна = Кайману с Зерваном свидетельствует и армянское название для него — Зруан. Таким образом, Зерван стал обожествлённым именем Сатурна.
С ним же, а точнее — с его первичным циклом, связана календарная система зороастрийцев — 32-летний солнечный календарь, являющийся не только хранителем Времени, но и хранителем Хварны, царской благодати, наивысшей отмеченности человека. А ведь Сатурн — планета самых больших испытаний! Вот почему царская Хварна — это не только благодать, но и тяжёлое бремя. Получающий из рук Господа Бога скипетр и корону принимает на себя тяжкий крест «Властелина Времени» — Сатурна.
«Соотнесение Сатурна с конечным Зерваном употреблялось в Мидии уже, возможно, около 550 г. до н. э.», — находит Ван дер Варден. Этим объясняется утверждение Ферекида: «Кронос есть время».
«День Сатурна» — Зервана — назывался «Mabbat», что означает «покой» и переводится исключительно с курдского («ma» — осталось, остаться, и «bat» от «betal» — пустой, порожний). Это название позднее приняло форму «Şabat» и вошло в оборот в древнееврейский и другие языки мира. В езидизме днём покоя считается среда — «çarşem».
Завершая обзор, можем с уверенностью отметить, что истинный зерванизм ставит над двумя первоначалами — Духами Света и Тьмы, Добра и Зла — первоначало Бесконечного Времени. Оно не сотворено, но является источником любого творения — как благого, так и злого, и в этом смысле может быть интерпретировано как чистая потенциальность.
Как Бесконечность он непостижим, а как Конечное Время — он Бахт (Bakht) — Судьба, от которой нельзя отклониться; закон, который нельзя изменить.
«Зерванизм — изначальный последовательный монотеизм. Из морально-этического учения, являющегося космическим учением, вытекает, естественно, понятие о месте добра и зла, о свободном выборе и т. д. А остальное — это дело техники, это уже различные методики, которых много и которые могут совершенствоваться, меняться. И от эпохи к эпохе одни восстанавливаются, а другие просто отмирают» [81].
2) Маздеизм.
На основании многих данных, и в первую очередь на основании распространения имён, можно утверждать, что распространение маздеизма уже имело место в Западном Иране в IX-VIII в. до н. э., задолго до Ахеменидского периода и независимо от авестийских влияний как самостоятельное направление [82]. В западноиранской ономастике имя Мазда упоминается с VIII века до н. э. В ахеменидских текстах (VI-V вв. до н. э.) термин Ахура-Мазда писался слитно, т. е. воспринимался как новое имя древнего божества.
3) Зороастризм.
Зороастризмом в собственном смысле этого слова является так называемый гатический зороастризм, или учение, которое проповедовал иранский пророк Заратуштра и которое зафиксировано в семнадцати песнях, скомпонованных в пять блоков — Гаты (наски), якобы сочинённые самим пророком Заратуштрой и записанные его учениками. Сразу за периодом гатического зороастризма начинается период модификаций этого (гатического) учения: так называемые «Семиглав», «религия магов» и «младоавестийская традиция» [83]. Их характерной чертой по сравнению с предыдущим периодом стало возвращение к многобожию, восстановление языческой религии почти классического толка, хотя божества всё ещё не имеют антропоморфного характера.
Поставленным в новые условия, невозможные прежде, мидийцам пришлось решать задачи, для которых требовались новые формы и приёмы мышления. Так появилась социальная группа в лице чиновника- бюрократа и учёного-писца, которые заимствовали налаженную аккадскую модель управления, учёта, планирования и главное — письменность[84]. Возможно, арамейский язык, как язык межэтнического общения, был оставлен в качестве канцелярского языка, а аккадскую клинопись стали использовать и в новой административной системе.
Захват Ассирии не означал уничтожение её цивилизации. Напротив, мидийцы с должным уважением отнеслись к святыням и культуре Ассирии со стройной системой религиозных представлений, патронировали храмы и школы-академии «эддуба», где обучение проходило по многим отраслям знаний.
В связи с зарождающейся общественной дифференциацией, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений людей в обществе произошёл переход от первобытности к древности. С урбанизацией значительная часть мидийцев перешла от кочевья к оседлости. Возникли новые городские поселения, родовые объединения стали укрупняться, произошла централизация власти, и это в совокупности привело к становлению единого государства.
Образование государственности вызвало преобразования не только в социально-экономической и политической сферах, но и в сфере духовной — возникают более совершенные системы религиозных представлений. На смену первобытным формам религии приходят национально-государственные. Основным фактором формирования этих религий является уже социальная структура, а не природная среда. В рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии; страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованного народа.
К 590 г. до н. э. Киаксар-Увахшатра, которого Эсхил назвал «основателем владычества над Азией», завоевал и подчинил себе Персию, Гирканию, Манну и Урарту. Лишь поражение в битве с лидийцами в 585 г. до н. э. остановило мидийскую экспансию.
Мидийский царь стал носить титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков.
Как видим, на протяжении царствования Увахшатры Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.
В течение столетия мидяне владели обширной территорией, простиравшейся от реки Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге, и от гор Загроса на западе до пустыни Дешт-и-Кевлер на востоке.
Сын Увахшатры Иштувегу (греч. Астиаг) попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 г. до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком Киром II — как говорят предания, при активной помощи недовольных политикой Иштувегу мидийских вельмож.
Процесс обособления сверхъестественного мира от естественного постепенно приобретает ярковыраженную форму различия между земным и небесным мирами; если дэвы жили рядом с людьми, то боги всё больше отдаляются от них.
С падением Ассирийской империи древний политеизм вытеснялся новым религиозным движением, которое распространялось двумя мощными волнами из Мидии. Первая волна — на Запад — связана с зерванизмом, который достиг Греции около 500 года до н. э., вторая волна, в Иран — с поклонением Ахура-Мазде, которое было провозглашено как официальная религия Персидской империи. В непосредственной связи с ней находилось учение о небесном происхождении и бессмертии души[85].
Усилилась тенденция к обособлению жречества[86] в самостоятельную группу, что было связано с сакральным характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Теперь это часть господствующего класса, монополизировавшая духовную культуру. В процессе их объединения сложилась каста магов[87]. Позднее так стали называть жрецов, проповедовавших зороастризм.
Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества. В царствование Астиага, согласно Геродоту, придворными жрецами у царя Астиага были маги.
Союз с Вавилонией, заложенный Киаксаром и Набопаласаром и скреплённый династийным браком между Навуходоносором II[88], сыном Набопаласара, и Амитидой, дочерью мидийского царя Киаксара, способствовал взаимообогащению познаний в астрономии мидийских магов и вавилонского жречества, что вызвало значительный прорыв в зодиакальной астрологии. Помимо египтян при халдейском дворе теперь уже находились также мидийцы и персы[89].
Наблюдения затмений, начавшиеся в Ассирийский период, продолжались непрерывно и в Нововавилонский период. Работа по проведению этих наблюдений была возложена на официальных наблюдателей и писцов. В царствовании Навуходоносора II мы встречаем новый вид наблюдательных текстов[90], содержащий наблюдения движения планеты Венера. От года 567 до н. э. (год 37 эры Навуходоносора) мы имеем астрономический дневник, содержащий лунные и планетные наблюдения[91].
В 562 г. до н. э. Навуходоносор умер. Реальная власть в государстве переходит в руки вавилонской знати и жречества. Так, в течение двенадцати лет были смещены три неугодных царя.
В 556 г. до н. э. трон достался Набониду, последнему из царей Вавилона, который в отличие от предыдущих царей халдейского происхождения, был арамеем. К этому периоду на всём Ближнем Востоке осталось только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет, а в Малой Азии два более мелких, но независимых царства: Лидия и Киликия.
Чтобы заручиться поддержкой многочисленных арамейских племён он стал проводить религиозную реформу. На первое место был выдвинут культ бога Луны — Сина, в ущерб культу верховного вавилонского бога Мардука. Это вызывало ярость жрецов древних храмов в Вавилоне, Борсиппе и Уруке. Недовольные своим царём они готовы были помочь любому его противнику.
Пока Набонид был занят религиозной реформой и активной внешней политикой, у восточных границ Вавилонии появился могущественный и решительный противник — Персия.
В 539 г. до н. э. Вавилония пала под натиском персов во главе с Киром II, и навсегда утратила свою независимость.
Под влиянием ассиро-вавилонского жречества произошла рецепция шумеро-аккадского пантеона божеств в мидийскую и персидскую религиозную практику [92].
В авестийском гимне Митре (Яшт 10) зодиакальные знаки и астрология ещё не упоминаются, поэтому вполне резонно предположить, что маги расширили свои познания за счёт халдейской школы астрологии, и древний культ Митры вобрал в себя астрологические идеи Междуречья.
«Яшты» 5-8, 10 и 14 в Авесте посвящены следующим дозороастрийским богам:
5. Анахите,
6. Солнцу,
7. Луне,
8. Тиштрии,
10. Митре,
14. Веретрагне.
Это народные божества; в Яштах их жизнь изображена так, как она представлялась в воображении людей. Разумеется, кроме перечисленных существовали и другие дозороастрийские народные божества, например: бог Неба и богиня Земли.
С другой стороны, в пехлевийском Бундахишне мы находим систему из шести планетарных богов, соответствующих семи планетам астрологов, за исключением Кайван = Сатурна:
Ормазд,
Вархран,
Михр,
Анахит,
Тир,
Мах.
Второй список создавался под влиянием вавилонской астрономии и астрологии. Вавилоняне имели список богов, соответствующих семи планетам, включая Солнце и Луну (см. табл. 1, 2). Поэтому когда мидийцы и персы познакомились с вавилонской астрономией, они видоизменили список иранских божеств, соответствующих по характеру вавилонским планетарным богам. Создателями этого списка были, по-видимому, маги, «великие синкретисты персидской религии», — утверждает Нюберг.
«Персидские божественные имена планет появились, вероятно, в Ахеменидский период (539-331 гг. до н. э.)», — считает Ван дер Варден [93].
Астральная ориентировка религии, в свою очередь, повлияла на создание календаря (12-ричной системы времяисчисления), счёт [94] и календарные циклы [95].
В этот период был создан календарь. Вавилонские названия месяцев легли в основу иудейского, мусульманского и курдского солнечного календаря [96].
В научной литературе, как правило, для обозначения всех досасанидских разновидностей культа Ахура-Мазды, за исключением «религии Ахеменидов», используется термин «маздаяснизм» [97] (букв. «Даэна Маздаясна» —вера чтущих Мазду). Его основа в историческом, гностическом и обрядовом отношении стала базой для зороастризма, иудаизма, езидизма и последующих мировых религий: христианства и ислама [98].
Основные принципы Маздаясны и сегодня чётко прослеживаются в езидизме:
· Каждый день нужно три раза — на рассвете, в полдень и на закате — вставать напротив Солнца, восхваляя бога.
· Если случится грех по отношению к богам или тварям, нужно пожалеть об этом, искренне раскаяться и предаться скорби. Для освобождения от греха необходимо совершить как можно больше благодеяний.
· Не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
· Нужно вставать с первым криком петуха, чтобы не попасть под влияние Бушьясты [99].
· Нельзя обижать отца и мать, нужно почитать правителей и друзей.
· Следует каждый день подводить счёт своим добрым поступкам.
· Не следует слишком радоваться в счастье и слишком горевать в горе.
· Нельзя осквернять нечистотами землю, воду и огонь.
· Не нужно мочиться стоя, чтобы не оказаться во власти демонов.
· Мужеложство является величайшим грехом, из-за которого происходит уподобление дэвам.
Также в езидизме отражены и пять благодеяний маздаяснизма:
1. следует почитать и восхвалять свою веру;
2. необходимо жениться и обзавестись потомством;
3. нужно засевать и возделывать землю;
4. подобает должным образом ухаживать за скотом;
5. надо треть дня и треть ночи просвещаться у праведников, треть дня и треть ночи возделывать землю, треть дня и треть ночи принимать пищу, отдыхать и веселиться [100].
Резюме:
Образование Мидийской империи, объединение многих этносов под общим началом укрепили в них веру в Единого Бога-Творца и обусловили переход от политеизма к монотеизму.
Глава 2. Ахеменидский период (558-330 до н. э.)
Начало Ахеменидского периода совпадает по времени с небывалым расцветом религиозно-философской мысли:
· в VI столетии жили Лао-Цзы (основатель учения даосизма) и Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель и государственный деятель);
· Будда Шакьямуни (основатель первой из так называемых «мировых религий»);
· Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день остающегося одной из самых массовых религий в Индии);
· Пифагор (знаменитый греческий философ, учёный и религиозный реформатор);
· начало расцвета зороастризма (ставшего доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов);
· время оформления орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения).
Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь одной, безусловно, интересной версией. По мнению российского астролога Дениса Куталёва[101], этот феномен связан с тем, что в VI в. до н. э. произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации соединение трёх высших планет — Урана, Нептуна и Плутона, причём соединение это происходило на Южном Лунном Узле, в оппозиции к Сатурну на Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае 577 г. и в мае 576 г. до н. э.
*
Могущество Мидии не продержалось дольше двух поколений династийной линии. Потомок Ахемена [102] Кир II, правивший (558-530 гг. до н. э.) в Парсе и Аншане (Северный Элам), в 553 г. до н. э. поднял восстание против Астиага, царя Мидии, у которой персы находились в вассальной зависимости. Война длилась три года и после захвата Экбатаны в 550 г. до н. э. завершилась окончательной победой персов.
Началась эпоха империи Ахеменидов. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Астиага, сыном Манданы и Камбиза I — персидского царя) и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов всего лишь как дворцовый переворот, но их надежды были обмануты.
Мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов. Хотя Кир формально сохранил Мидийское царство, приняв официальные титулы мидийских царей — «великий царь, царь царей, царь стран», сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами.
С падением империи рухнул госаппарат управления, власть децентрализовалась и отошла к мидийской знати и жречеству. Из-под влияния вышли Ассирия, Парфия, Гиркания, Урарту и другие вассальные царства.
До своей смерти в 530 г. до н. э. Кир II сумел присоединить к своей империи Лидию[103], Вавилон, всё Иранское плоскогорье и Палестину, основал огромную Персидскую империю, объединившую большинство стран Ближнего и Среднего Востока. При этом он именовал себя освободителем, а не завоевателем.
Его старший сын и наследник Камбиз II (529-522 гг. до н. э.) в 525 г. до н. э. совершил поход в Египет, покорил страну и провозгласил себя фараоном. Предания гласят, что перед военной компанией или во время пребывания в Египте Камбиз увидел во сне, что он будет свергнут с престола братом Смердисом (Бардия), и тогда, из чувства боязни, Смердиса тайно умертвили по приказанию Камбиза.
Согласно Геродоту, перед походом на Египет Камбиз II вверил управление своим домом Патизифу, — одному из магов, что свидетельствует о всё ещё большом их влиянии в Персии[104].
Воспользовавшись нерасположением народа к Камбизу в последнее время его царствования и сожалением о любимом Смердисе, — брате царя, убитом по его приказанию, маг Патизиф весной 522 году до н. э. (во время отсутствия Камбиза) объявил Гуамату Смердисом и законным царём. Народ охотно переходил на его сторону, поскольку он значительно облегчил налоговое бремя.
Двинувшийся против него Камбиз II, находясь на пути домой, в Сирии, в порыве отчаяния лишил себя жизни. По другим источникам он поранился случайно, однако рана оказалась смертельной.Но престол Лже-Смердиса не мог быть прочен, поскольку он относился подозрительно к знатным родам, опасаясь с их стороны разоблачения тайны. Раздражённая его высокомерием знать в лице семи родов, предводимых Дарием, — представителем боковой ветви династии Ахеменидов, составила против него заговор, жертвой которого он и пал в начале 521 году до н. э. недалеко от Экбатаны.
Судя по трагическим последствиям, маги Патизиф и Гуамата принадлежали к зерванистам. Переворот Дария I вызвал волну истребления и изгнания магов за пределы царства Ираншехра. Это избиение, сопоставимое по размаху и жестокости с Варфоломеевой ночью, описано во всех исторических источниках[105].
Ил. 7 Трёхъязычная надпись Дария I (на древнеперсидском, эламском и
вавилонском языках) в Ganj Nameh, около Хамадана, Иран.
Царём сделался Дарий, сын Гистаспа (Виштаспа), начертавший на Бегистунской скале историю своего царствования, начиная с этого подвига, где он осуждает всех своих врагов как лгунов и злодеев. Дарий явно подразумевает, что маги и все их сторонники были противниками Ахура-Мазды, который помогал Дарию, поскольку он был на стороне Правды и Справедливости (ил. 7).
Но в чём состояло прегрешение магов против Ахура-Мазды? Главной идеей в религии Дария было превознесение Ахура-Мазды, следовательно, мы можем предполагать, что маги не признавали это верховенство. Если Ахура-Мазда не является наивысшим богом и творцом, тогда кто же он? Ответ может быть только один — Зерван-Акарана. «Ценер показал в своей книге «Zervan, a Zoroastrian Dilemma», что в течение Сасанидского периода имела место постоянная борьба между зерванизмом и ортодоксальным зороастризмом. Иногда Зерван почитался как самый могущественный бог, иногда зерванисты преследовались, а в другие моменты достигался компромисс. Полагаю, что эта борьба началась ещё во время Дария или даже раньше и что маги были зерванистами».
В подтверждение этой гипотезы Ван дер Ваден приводит ещё два аргумента:
· Во-первых, зерванизм пришёл из Мидии. Маги также пришли из Мидии, как сообщает нам Геродот.
· Во-вторых, наше самое раннее литературное свидетельство о зерванизме — это свидетельство Евдема, который говорит, что маги поклонялись богу, называемому Пространством или Временем, отцу близнецов Добра и Зла, или Света и Тьмы. Следовательно, в эпоху Евдема маги были зерванистами. Поэтому они вполне могли быть зерванистами и во время Дария»[106].
В первой половине I тысячелетия до н. э. в Восточном Иране или Средней Азии на основе откровения жреца и пророка Заратуштры (из рода Спитама, сына жреца Поурушаспы и Дугдовы), полученного им от бога Ахура-Мазды, сложилось религиозное учение зороастризм. В научном мире эта религия также известна как авестизм (по названию главной священной книги Авесты — «знание»). Считается, самим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть — Гаты.
Зороастризм ознаменовал решительный поворот от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода — металлическая дощечка, изготовленная до 590 г. до н. э. — содержит имя бога Ахура-Мазды, что косвенным образом может являться отражением реформы маздаяснизма (культа Ахура-Мазды), осуществлённой пророком Заратуштрой, — о чём и повествуется в Гатах [107]. В более позднее время, в III веке н. э., были добавлены комментарии (Зенд); в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой.
Реформа Заратуштры сильно видоизменила пантеон божеств. Ахура-Мазда стал наивысшим из богов. Индра, Насатья и многие другие «дэвы» были осуждены. Культ Митры, отвергнутый первоначально, позднее был включён в пантеон зороастрийцев [108].
В религиозно-обрядовой сфере одной из главных областей применения была астрология, разработка основных положений, которая также приписывалась непосредственно основателю религии — пророку Заратуштре.
Современные зороастрийцы ведут летосчисление от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры и считают, что это событие произошло в 1737 году до н. э.
В Персии зороастризм начал набирать силу в период правления Дария I. При Ксерксе была проведена религиозная реформа, направленная на централизацию зороастрова культа.
Дарий I (правил с 522 по 485 гг. до н. э.) — величайший из персидских царей, в нём сочетались таланты правителя, строителя и полководца.
Начало его правления было ознаменовано многочисленными мятежами, как в самой Персии, так и в вассальных государствах: в Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии. Однако Дарию удалось справиться с мятежниками, и в ходе кровопролитных битв смута была жестоко подавлена.
Восстановив империю Кира и Камбиза в её прежних границах, Дарий, в 519 г. до н. э., организовал поход против сакского племени тиграхауда и покорил его. Далее между 519 и 512 гг. до н. э. персы, под его же предводительством, завоевали Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии.
Позднейшие правители Персии, от Ксеркса I (486-465 гг. до н. э.)[109] до Дария III (336-330 гг. до н. э.), сумели сохранить единство державы, несмотря на поражение в войне против греков, сепаратизм сатрапов и народные восстания.
Персидское завоевание объединило более восьмидесяти народов в одну державу, что способствовало интенсивному этническому смешению и синкретизму религиозных представлений покорённых народов.
Главным городом государства были Сузы. Вавилон и Экбатана считались административными центрами, а Персеполь — центром ритуальной и духовной жизни[110].
Нельзя оставить без внимания культурное и социально-экономическое наследие Ахеменидского периода, наивысший расцвет которого приходится на царствование Дария I. Ему удалось создать аппарат государственного управления, достаточный для управления империей, простиравшейся от Нила до Инда. При Дарии I государство Ахеменидов было разбито на двадцать административно-податных округов, во главе которых стояли сатрапы. Такое сочетание власти абсолютного монарха и полунезависимых наместников составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков. Все провинции соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, «царская дорога» длиной 2 400 км, пролегала от Суз до средиземноморского побережья. По всей империи была установлена единая административная система и введена единая денежная единица (золотой дарик).
Имперский арамейский язык, являясь с конца VIII века до н. э. средством международной переписки и общения на Ближнем Востоке, получил статус дипломатического языка и письменности в Персидской империи и выполнял роль лингва-франка между государственными канцеляриями и округами-сатрапиями. Сохранившиеся до наших дней ахеменидские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, имперском арамейском, эламском и аккадском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были, по меньшей мере, три языка — древнеперсидский, арамейский и эламский. Писцы в округах знали два и более языка и переводили указы на родной язык наместника округа.
С особым почитанием Ахемениды относились к аккадской культуре и считали себя её наследниками. В царских книгохранилищах был собран большой материал по литературе, религии, хозяйственные и бытовые тексты[111]. Аккадская клинопись послужила прототипом древнеперсидской[112] и, позднее, парфянской клинописи.
Период правления Ахеменидов отличался терпимостью. Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского хозяйства. Иран переживал свой Золотой век.
Религиозная политика персидских царей проводилась в двух основных направлениях. С одной стороны, подданные имели право почитать своих богов и жрецов, если при этом они не ставили под сомнение авторитет великого царя и наивысшего бога. С другой стороны, монотеизм везде поощрялся, и всеобщий наивысший бог отождествлялся всегда с персидским небесным богом. Проявленная веротерпимость к завоёванным народам[113] способствовала миксации божеств одних народов в верования других.
Приобретение зороастризмом статуса государственной религии Персии дало толчок к широкому его распространению во многих завоёванных землях: в Средней Азии, восточном Закавказье, на территории, ныне занимаемой Афганистаном.
Зерванизм при Ахеменидах находился на положении тайного вероисповедания. В ахеменидских надписях Зерван никогда не упоминается, и Геродот, которй жил не намного позднее Ксеркса, не упоминает о боге времени в своём описании персидской религии. Однако в его «Истории» [114] находим, что Ксеркс прибегнул к помощи магов в критический момент своей экспедиции против Греции, из чего можно заключить, что Ксеркс находился в мирных отношениях с магами. При нём маги уже более не подвергались преследованию и характеризовались как почтенные люди. Геродот сообщает (I, 132), что при каждом жертвоприношении должен был присутствовать маг, исполнявший песнопение о рождении б