Глава 3. Религиозный культ

 

Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений. В широком смысле культ — исторически сложившийся тип религиозных отношений. С их помощью, как полагают верующие, можно «вступить в контакт» с Богом, «святыми» или иными сверхъестественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.

В езидизме религиозный культ носит пропициальный (умилостивительный) характер, он обращён к Богу, духу или ангелам в соответствии с существующими доктринальными, каноническими и моральными нормами, историческими и обрядовыми традициями.

Религиозное сознание предстаёт в виде божественного откровения, переданного посредством священного писания, кавлов и бейтов. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы[547].

Религиозные убеждения суть комплекс идей, принципов, вероучений или догм религиозного характера, в которые верит езид, которые добровольно принимает, исповедует и которыми руководствуется в жизни.

Предмет культа — материальные предметы, животные, растения, горы, реки, Солнце, Луна, стихии (огонь, вода) с полагаемым религиозным сознанием и атрибутизированными свойствами и связями[548].

Субъект культовой деятельности — вся езидская община, единообразно выражающая свои религиозные убеждения и соблюдающая установившиеся традиции, обряды и церемонии. Руководство осуществляют тарики (рухани), представители каст Шехани и Пирани, а основная группа верующих[549] — Мридхана, действует под их началом.

Езидская диаспора — местная составная группа  религиозного культа, представляющая собой часть религиоз­ной общины, компактно проживающая на одной территории, объединившаяся и осуществляющая свою деятельность, на­правленную на удовлетворение духовных потребностей веру­ющих, оживление религиозного сознания и совместного веро­исповедования. В культовой деятельности происходит реаль­ное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной жизни.

В этой системе выделяют практическую и духовную со­ставляющие.

Практическая деятельность направлена на удовлетворение духовных потребностей верующих, и ни одно мало-мальски значимое событие в жизни езида не происходит без участия ду­ховных наставников. Практика приводит в гармоническое рав­новесие три основные области религиозной концепции: догмат, обряд как средство его передачи и образ жизни, в котором это выражается. Вера сама по себе не есть интеллектуальное вос­приятие. Догмат сохраняет силу веры, так как это образ жизни. Обряд же — средство передачи предписания, интуитивного об­учения и единения. Помимо прочего, важная задача духовного руководства — сохранение трёх базовых принципов езидизма, определяющих принадлежность человека к езидской общине: недозволенность кастового смешения, недопустимость бра­ков с иноверцами, непреклонное следование законам езидской веры.

Духовная составляющая религиозной деятельности рас­пространяется только на касты тариков, включает сохранение первозданной чистоты вероучения в традициях своего оджаха и изустную передачу его только наследникам.

Религиозное учреждение — высший духовный совет во гла­ве с миром всех езидов, территориально расположенный в хра­мовом комплексе Лалыш, в Иракском Курдистане.

Руководитель религиозного культа — мир (эмир) религи­озный глава всех езидов, имеющий над ними неограниченную власть. Никто не имеет права не только его ослушаться, но даже вступать в спор с ним. Мир имеет много обязанностей: административное управление, решение межплеменных раз­ногласий, ведение финансовых дел (при этом мир имеет право тратить пожертвования по своему усмотрению), представлять культ в отношениях с государством и третьими лицами. Пря­мые потомки шейха Ади возглавляли общину езидов вплоть до середины XV века. Затем власть перешла к роду шеха Абу Ба­кра (оджаха Катани) и наследуется ими по сей день.

Культовое сооружение — храмовый комплекс Лалыш, куда хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество верую­щий, а также большое количество богомолий — зияратов, мо­гил езидских святых.

Специальных молельных помещений у езидов не суще­ствует, основным местом для поклонения и молитв во время религиозных празднеств и иных значимых событий в жизни диаспоры являются дома (очаги) шехов и пиров. В езидских кавлах сказано:

 

Hecaco meçe bi ber hecê ve, Богомол, не совершай паломничество к этой [святыне Шехади],
Şimka[550] ne qetîne di rê de, Не изнашивай обувь в пути,
Heca te ewe, mala ku tû tê de Твоё поломничество - это дом в ко­тором ты обитаешь.

Для этих целей в доме отведено специальное место — «бер­ходан» «berxwedan», обычно это стер[551].

В некоторых случаях, например, при жертвоприношении Богу, в качестве культового сооружения может быть использо­ван и христианский храм или церковь (курдск. «дер»), которые, в представлении езидов, являются Божьим домом. Кочак Мар­ван, сын Халила, сына Хидира[552] (Koçek Merwan Xelîl Xidir) дает этому следующее объяснение: «Эта традиция восходит к само­му Шейху Ади. Мой наставник говорил, что во времена шей­ха Ади некий Исмаил из Хинда пришёл в Лалыш и целый год находился у него в услужении. Шехади наставлял Исмаила: «Возвращайся к себе на родину, у тебя есть дом и дети». — «По­чтеннейший шейх Ади, не могу от тебя отлучиться, не мыслю жизнь без твоего образа», — ответил Исмаил. На то Шехади ему объяснил: «Исмаил, если ты в меня веруешь ты и в Хинде и в Йемене будешь со мною, если не веруешь, даже находясь при мне ты всё равно не со мною». Если правильно понимать эти слова Шехади, езидство не только там, в Лалыше, где служат паломники, живут в его окрестностях и признают своей святы­ней. По моему видению, Шехади не принуждал и не требовал, чтобы езиды освящались только в Лалыше. Он знал о притес­нениях своего народа и распределил территорию Ездихане по божественным оджахам езидов.

Культовые предметы — специфические предметы для со­ответствующего религиозного культа, используемые при со­вершении богослужений: такие как санджак[553], литургические сосуды, нательный образ павлина или солнца, колёса времени в виде тройной свастики (чарха фалак, см. ил. 10), предметы ре­лигиозного содержания — верхняя одежда (хирка или лоскут от неё), особая войлочная шапка куллик (k’ulik) как символ святости, пояс кушти с кадимом, глок[554] (барат) с могилы шей­ха Ади и другие предметы.

«Символ религиозной принадлежности — Girîvan (Pêsîr) — ворот, или кайма. Гриван — древнейший символ езидов. По­добный символ и отличительный знак встречается в индуизме и зороастризме. Гриван символизирует покорность и верность Богу. По преданию, когда Бог создал семь ангелов во главе с Малаком Таусом, последнему он дал отличительный знак, т. е. гриван (кайму). Езиды, в отличие от иноверцев, носят рубашку (kiras) с округлой каймой, пришитой к вороту. Рубашка обя­зательно должна быть из белой хлопчатобумажной ткани, и гриван тоже. Шьётся рубаха из двух частей: передней и задней, символизирующих прошлое и будущее человека»[555].

Формы богопочитания диктуются нашей природой: наши мысли и чувства выражаются в нашем поведении и внешности, и наоборот — наше поведение и окружающая среда влияют на наше внутреннее состояние.

Религиозный обряд, обрядность в конечном счёте служит одной цели — закреплению в сознании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъесте­ственных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, кото­рые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способ­ствует сохранению религиозных пережитков в наши дни.

Способы культовой деятельности определяются содержа­нием религиозных верований, а также зависят от средств куль­та. На основе религиозных взглядов сложились определённые нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти пред­писания касаются как элементарных культовых актов, так и более сложных.

Элементарные культовые акты — перед произнесением каждой молитвы езид должен совершить омовение и завязать пояс. Во время моления езид правую ладонь кладёт на левую руку, стоит по направлению к Солнцу (Qubildor)[556], во время рецитации молитвы — склонение головы, жест касания (по-особому, двумя руками) подбородка, поклон, падение ниц. При упоминании Бога и имён святых езиды прикасаются рукой к подбородку и потом иногда прикладывают их к губам. Этот жест считается выражением почитания святых[557]. В порыве благоговения или акте смирения после произнесённой духов­ным лицом молитвы мрид обычно целует руку священнослу­жителя («благословляющую десницу»[558]) с последующим при­ложением её к глазам или ко лбу и делает пожертвование (хер, маш) деньгами, а тот в ответ должен поцеловать мрида в голо­ву. Если в ритуале одновременно участвуют шех и пир, то по­сле прочтения совместной молитвы они, следуя обряду, таким же образом целуют друг другу руку. Этот акт применяется и в отношении к культовым предметам и сооружениям.

Сложные культовые акты — праздники, жертвоприноше­ния, крещение, обряды — обрезание и причащение, проповеди, молитвы, таинства, богослужение.

Богослужение в езидизме включает не только исполне­ние религиозного культа, но и неукоснительное соблюдение предписаний связанных с внешним поведением человека — различение дозволенного (халяль[559]) и запретного (харам[560]).

 

Резюме:

Существует множество предписаний, которых должен придер­живаться каждый адепт и которыми он должен руководство­ваться в повседневной жизни. Они направлены, главным обра­зом, на заботу о сохранении чистоты религии и представляют собой установления по отношению к определённым вещам и явлениям. Исполнять их и быть убеждённым в необходимости этого исполнения обязательно для всех, независимо от касто­вого происхождения.




double arrow
Сейчас читают про: