№п/п | Проверяемые умения |
1 | Непроверяемые гласные, согласные |
2 | Нормы орфоэпии |
3. | Нахождение словосочетаний |
4. | Определение типа сказуемого |
5 | Определение вида простого односоставного предложения |
6. | Тире в простом предложении |
7. | Знаки препинания при однородных членах |
8 | Знаки препинания при обращениях, вводных словах |
9 | Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах |
10. | Употребление грамматических норм |
11. | Вид связи в словосочетаниях |
12. | Нахождение односоставных простых предложений |
13. | Способы выражения сказуемого |
14. | Нахождение предложений с обособленными определениями, обстоятельствами |
15. | Нахождение в предложении однородных членов |
Спецификация
итоговой работы по русскому языку 8 класс
Цель контрольной работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 8 классов требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Документы, определяющие содержание работы:
1. ФГОС ООО;
2. Авторская программа Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.
Структура и содержание работы
Общее количество заданий в работе – 25.
Контрольная работа разделена на 2 части и включает задания разных типов.
Часть 1 включает 15 заданий (1-15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 состоит из 9 заданий (16-24) требующих краткого ответа и одного (25) задания на соответствие. Ответы к этим заданиям должны быть сформулированы самостоятельно. В заданиях этой части ответ дается в виде комбинации цифр или букв. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | 15 (1-15) | 15 | с выбором ответа |
Часть 2 | 9 (16-24) | 18 | с кратким ответом |
Часть 2 (установить соответствие) | 25 | 4 | С кратким ответом |
Итого: | 25 | 37 |
Проверяемые элементы содержания
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить необходимый комплекс знаний и умений по предмету. Все задания содержат элементы содержания, изучаемые в 8 классе.
Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности (в частности, извлекать информацию из текста, интерпретировать содержание прочитанного текста, осуществлять компрессию текста).
1. Элементы содержания, относящиеся к коммуникативной компетенции учащихся:
текст как продукт речевой деятельности: основные признаки текста, функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение), функциональные стили речи, содержание текста, структура текста.
2. Элементы содержания, относящиеся к языковой и лингвистической компетенциям учащихся:
- состав слова (морфемика) и словообразование: морфема как минимальная значимая единица языка;
- морфология: система частей речи в русском языке, самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, основные морфологические нормы русского литературного языка;
- синтаксис: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, виды сказуемых, предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные, вставные слова и конструкции, способы передачи чужой речи, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка;
- орфография: правописание гласных и согласных в составе морфем, слитное, раздельное и дефисное написание слов;
- пунктуация: знаки препинания, их функции, разделительные и парные знаки препинания, знаки препинания в конце предложения, в простом предложении (обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, однородные члены предложения), при прямой речи, цитировании, диалоге, сочетание знаков препинания.
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
- умение распознавать: функциональные стили речи и функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы;
- умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления,
- умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
- умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
- умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, функциональные стили речи, анализировать структуру.