Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса

Вариант 1

Часть I

Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5

1) С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать

правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно  знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей.

  5) Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. 8) Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.

                                                                                                

1.1  Сформулируйте и запишите основную  мысль этого текста?

1.2  Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9?

1.3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение №2)

1.4. В каком словаре закреплены нормы произношения слов? Номер верного ответа обведите кружком.

1) Этимологический словарь;

2) фразеологический словарь;

3) орфоэпический словарь;

4) орфографический словарь.

1.5. Дайте  письменный ответ на вопрос «Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).

Часть II

К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.

2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) якорь;

2) земля;

3) уголь;

4) пояс.

2.2. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»?

1) оригинальный;

2) антикварный;

3) устаревший;

4) необычный.

2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) разглядеть;

2) безделица;

3) связка;

4) тишь.

2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?

1) С трудом двигаются усталые лошади.

2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.

3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.

4) Им движет чувство сострадания.

2.5. В каком предложении есть словосочетание существительное + порядковое числительное?

1) пять книг;

2) пятью товарищами;

3) пятый вагон;

4) лет пять.

2.6.

Укажите отрицательное местоимение

1) свой;

2)себя;

3)никто;

4) кто-то

2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?

Знание в юности – это мудрость в старости.

1) подлежащим;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) обстоятельством.

Часть III

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Счас…ливая  невозр…тимая пора детс…ва! Как не любить как не леле…ть восп…минаний о ней? Восп…минания эти осв…жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела…ых насл…ждений.

  Наб…гавшись досыта, сидиш…, бывало, на те(р, рр)а(сс, с)е за чайным столом на своем высоком кресл…це. Уже поз…но ты давно вып…л свою чашку чая с м…локом сон смыка…т глаза но не трога…ш…ся с места. Сидиш… и слуша…ш… зачарова…о стрекот ц…кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч…вы! 

   Какой это огромный и необ…ятный мир в котором мы ж…вем! И как хорошо что сущ…ствуют такие уд…вительные места! Где можно пр…даст…ся восп…минаниям где как будто слыш…ш… чей-то голос «Слушай и запоминай!»

                                                                     (по Л. Толстому).

 

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса

Вариант 2

Часть I

Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5

  1)Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не объяснял. 2) Я подумал: должна же быть причина такого необычного поведения странного человека, поэтому и обратился к главному мудрецу города.

   3) И вот что поведал мне старец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 4) За несложными фразами пришли несложные мысли.

5) Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией.

6) Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему относился без эмоций.

7) Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 8) Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.

9) Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

10) К концу жизни у него остались только кавычки, и он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 11) Берегите…»

 

1.1. Выразите основную мысль высказывания мудрого старца (предложения 3 –

10), дописав последнее предложение. Берегите…

1.2. Какой тип речи использован в предложениях 3 – 10?

1.3. В каком словаре можно найти лексическое значение  выражения дойти до точки

(предложение №10)?

1) этимологический;

2) орфоэпический;

3) толковый;

4) фразеологический.

1.4. Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?

1.5. Дайте письменный ответ на вопрос «В чем причина необычного поведения

странного человека?», используя приемы сжатия в предложениях 3 – 8.

Часть II

 

К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.

2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) юг;

2) объяснил;

3) люк;

4) съемка.

2.2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов

1) похвала;

2) хвала;

3) похвальба;

4) одобрение.

2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) разглядеть;

2) сотрудник;

3) связка;

4) тишь.

2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?

1) С трудом двигаются усталые лошади.

2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.

3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.

4) Им движет чувство сострадания.

2.5. В каком ряду есть словосочетание существительное + порядковое числительное?

1) семеро смелых;

2) седьмой ряд;

3) семью годами;

4) лет семь.

2.6. В каком ряду допущена ошибка в образовании формы слова?

1) в две тысячи десятом году;

2) нет претензий;

3) большие очереди;

4)более красивее.

2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?

Не все люди, к сожалению, осознают глубокий смысл этой пословицы.

1) подлежащим;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) определением.

Часть III

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Птичка в клетке

Одна птичка очень долго ж…ла в клетке. Она часто см…трела в окно там виднелись дерев…я и луг. Не раз вид…ла других птиц они весело л…тали на необ…ятном просторе. Часто задумывалась птичка о том, каково это – чу…ствовать, как со…нце пр…гревает спинку, ветер ра…пр...вляет крылья. Как хорошо, взмывая и пикируя, ловить на л…ту мошек! Когда птичка думала об этом, ее сер…це нач…нало учащё…о бит…ся.

Иногда другая птица садилась на карни...  окна немного отдыхала там и ра…матривала птичку, сидевшую в клетке. Пут…шестве…ца скл…няла голову набок и как будто произн…сила «Птица в клетке! Немысл…мо!» И в эти моменты птичка чу…ствовала себя совсем од…нокой и несчас…ной. Ее мален…кие плеч…ки понуро опускались в горле стоял к…мок и на сер…це л…жилась печаль.

  Однажды вл…дел…ц птички вытащил клетку на те(р, рр)а(сс, с)у и  оставил ее дверцу открытой. Птица заметила это хотела вып…рхнуть но пр…дпочла безопасность свободе. 

                                                         (Из книги «Притчи мира»)




double arrow
Сейчас читают про: