Концепция «большого плюралистического общества и ее критика

Джон Берри для этих процессов предлагает термин «аккультурационные стратегии». Данный термин чрезвычайно удачно описывает сложные процессы, которые претерпевают современные этнокультурные группы. Впервые Роберт Редфилд еще в 1936 г. доказал, что аккультурация вовсе не обязательно ведет к ассимиляции. Имеются и другие формы аккультурации. Джон Берри сначала описал стратегии ассимиляции и интеграции, а затем стратегии маргинализации и сепарации как способы, с помощью которых группы и/или люди могут осуществлять аккультурацию.

В российской науке приняты следующие концептуальные принципы:

•     Отдельные культуры стабильны, независимы друг от друга, они закреплены определенной географической областью и не подвержены глобализации.

•     Интерес исследователей должен быть сосредоточен на отдельных культурах.

•     При изучении динамики отдельных культур - процесса перманентного развития - изменение трактуется не в качестве итога взаимодействия индивидов, принадлежащих одной культурной общности, а в качестве результата контактов между культурами.

Эти принципы категорически отвергает Дж. Берри, который справедливо утверждает, что в настоящее время независимых этнокультурных популяций не существует, все этнокультурные группы находятся в постоянном культурном контакте с иными этнокультурными группами.

Более того, современные общества во всех регионах Земли - это культурно-разнообразные (плюралистические) общества, где различные этнокультурные группы встретились, чтобы жить вместе. Это означает, что:

1) каждая группа обладает своей культурой, в связи с чем более приемлемым оказывается термин «этнокультурная», а не «малая группа»;

2) вследствие того, что группы не являются «независимыми», они оказываются не в состоянии уникально определять поведение людей. «Роль источников культурного влияния на поведение нельзя однозначно приписать одной определенной культуре;

3) один из результатов культурного контакта - это появление новых этнокультурных групп, поэтому исследовательское усилие следует умножить, поскольку самобытные и развивающиеся культуры требуют изучения в качестве контекста человеческого поведения».

Теоретически различаются монокультурные (включающие один этнос и одну этническую культуру) и плюралистические общества, однако в современной социальной реальности «трудно найти общество, в котором была бы одна культура, один язык, одна религия, одна- единственная идентичность», которая характеризовала бы весь народ. Настоящее общество - это плюралистическое сообщество, где совместно проживают разные этнокультурные группы с общей социальной и политической культурой.

Тем не менее, большинство российских исследователей выстраивают свою исследовательскую позицию таким образом, что исследуемые ими общества либо культурно однородны, либо должны быть культурно однородными. Такой же позиции придерживаются многие люди, которые проживают в сложных социальных объединениях. Другие люди спокойно принимают тот факт, что они живут в культурно сложном сообществе и что не следует выделять одну культуру или один этнос из этого многообразия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: